Презентация для проведения викторины " Птичий калейдоскоп"
Викторина «Птичий калейдоскоп»
Цель: формирование у младших школьников познавательного
интереса к зимующим и перелетным птицам в природе, вызывать
гуманное отношение к пернатым друзьям; закрепление знаний о
зимующих и перелетных птицах нашего края;
Задачи:
уточнить знания детей о зимующих птицах, об особенностях их
обитания и роли человека в жизни зимующих птиц;
развивать умение находить взаимосвязи в природе, сравнивать
и анализировать, уметь работать в группах;
воспитывать интерес к птицам и желание помогать пернатым в
трудное для них время.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, цветная
бумага, ножницы, клей, ватман, фломастеры
Планконспект
Викторины « Птичий калейдоскоп»
Дети с родителями проходят в класс, где им предлагают
разобрать фишки разного цвета ( синие и желтые) для
разделения присутствующих на две команды. Согласно цветового
решения фишки, участники занимают свои места.
Ведущий: Добрый день уважаемые родители и ребята. Сегодня мы
рады вас видеть у нас в гостях на интересной викторине, тему
которой вы сейчас разгадаете, посмотрев на эту зашифрованную
схему. ( схема висит на доске)
Задание 1Ведущий: Пожалуйста, какая команда готова ответить. ( птицы).
Расшифруйте, пожалуйста, поподробнее ( у всех птиц тело покрыто
перьями, птицы имеют два крыла, и все птицы откладывают яйца)
Команда, которая ответила наиболее правильно и быстро,
зарабатывает фишку.
Ведущий: А кто может ответить, как называются ученые, которые
занимаются изучением жизнедеятельности и строением птиц?
( орнитологи)
За правильный ответ, тоже команда получает фишку.
Ведущий: Дорогие друзья! Мы разделились с вами на команды и уже
начали играть. Предлагаю вам выбрать капитана команды и
определиться с названием своей команды. Но у меня есть одна
просьба, команда с синими цветом за основу берут зимующих птиц.
А команда с желтыми фишками перелетных птиц.
Команды определяются с названием и выбирают капитана.
Затем команды представляются друг другу.
Ведущий: ( Слайд 1)
Задание 2 « Назовите как можно больше представителей своей
группы»Задание нужно за 1 минуту перечислить как можно больше название
птиц своей группы
Выигрывает та команда, которая назовет максимальное
количество птиц
Зимующие ( сорока, голубь, воробей, клест, дятел, сова, синица,
ворона, снегирь, чечётка, королек, пищуха)
Перелетные:
(соловей, трясогуска, скворец, утка, лебедь,
журавли, кукушка, ласточка, грач, жаворонок, иволга, стриж,
дрозд, зяблик)
Задание 3 « Составьте правильное предложение»
Ведущий: А теперь мы переходим к заданию № 3.
Для 1 команды:
– Прочитайте про себя части пословиц и поговорок о птицах.
Соедините две части и прочитайте пословицы и поговорки вслух.
1 Трясогузка хвостом ...чем журавль в небе
2 Слово – не воробей, ...да коготок остёр
3 Всякий кулик ... вылетит – не поймаешь
4 Всякая птица ... чем сотню воробьёв
5 Дятлу без носа ... на мякине не проведёшь
6 Мала синичка ... своё болото хвалит
7 Лучше слушать одного соловья, ... лёд разбивает
8 Старого воробья ... своё гнездо любит
9 Лучше синица в руках, ...как волку без ног
Имеется подсказка: 17; 23; 36; 48; 59; 62; 74; 85
Ответы: проверкаслайд №
2 после того как команды начинают отвечать
1 Трясогузка хвостом лёд разбивает.
2 Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
3 Всякий кулик своё болото хвалит.
4 Всякая птица своё гнездо любит.
5 Дятлу без носа как волку без ног.
6 Мала синичка, да коготок остёр
7 Лучше слушать одного соловья, чем сотню воробьёв.
8 Старого воробья на мякине не проведёшь.
Задание для 2 команды: “Народные приметы”
1 Кукушка кукует на сухом дереве ... скоро гром загремит
2 Ласточка прилетела ... к тёплой весне
3 Ранний прилёт грачей и жаворонков ... к морозу
4 Кукушки стали куковать ... скоро лёд пройдёт
5 Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне ... .весну
встречай
6 Увидел скворцазнай: ... морозу больше не бывать
7 Увидел грача ... к непогоде
8 Птица хохлится ... к холодному лету
9 Чайка прилетела ... весна у крыльца
Имеется подсказка: 13; 21; 32; 46; 58; 69; 75; 87;
Ответы: слайд №
3
1 Кукушка кукует на сухом дереве – к морозу.2 Ласточка прилетела –скоро гром загремит.
3 Ранний прилёт грачей и жаворонков – к тёплой весне.
4 Кукушки стали куковать – морозам больше не бывать.
5 Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне к холодному лету.
6 Увидел скворца – знай: весна у крыльца.
7 Увидел грача – весну встречай.
8 Птица хохлится к непогоде.
Задание 4
“Узнайте птицу по описанию” (слайд 4)
Ведущий:
Чудесные создания.
Они летают и поют, землю свято берегут.
Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
Что случится, что случится,
Если птицы пропадут?
Ведущий: А теперь я буду читает вслух описание птицы, команды
обе слушают и какая первая команда догадалась, поднимает руку.
1. Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой
шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями.
Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору сидят, плотно
прижавшись друг к другу. (воробей) слайд 5
2.Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые,
на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина
желтозеленая, а брюшко – желтое. Большое лакомство
сало. ( синица) слайд 6
3.У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на
голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы,
подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. Птицу называют
санитаром леса.( дятел) слайд 74.У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные, спина
голубоватосерая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый,
конической формы, черного цвета. Любит рябинку. (снегирь) слайд
8
5. Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и
характерным крестообразным клювом. Эту птичку называют «
северными попугайчиками» . Птенцы появляются в трескучие
морозы.(клест) слайд 9
6. Голова, крылья, хвост этой птицы – черные, а по бокам
белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв
прочный и острый. Перелетая с места на место эта птица громко
стрекочет. (сорока) слайд 10
7. У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные
ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий и большой. Голова,
шея, крылья – черные, а остальное тело – серое. Питается
исключительно всем.( ворона) слайд 11
8. Прекрасная и грациозная крупная птица, имеет яркий красный
клюв, длинную шею и имеются перепонки на лапах. Чаще всего
ослепительно белого окраса, но встречаются и черного цвета
оперение.( лебедь) слайд 12
9.У этой птицы имеются длинные ноги, оперение у них серебристо
серое, на голове темная шапочка, украшенная красным пятнышком.
Крылья большие, сильные, окаймленные по краям темными перьями.
( журавль) слайд 13
10. Птичка певчая. Красивая крупная с блестящим черным
оперением. У ней длинный клюв, черный у самки, а у самца ярко
желтый. Часто называют эту птицу пародистами, так как очень
хорошо подражают звукам других птиц . Название домика для птиц,
сделанная руками человека имеет название этой птицы.( скворец)
слайд 14
11. Эта птица славится прекрасным пением.»Льются песни без конца,
лучше нет в лесу певца» Песни хороши, а вот окраска скромная.
Сверзху окрашен в темнокаштановый цвет, с более темным
оттенком на спине, снизу оперение светлосерое, грудка и горлышко
белые, а хвост красноватобурый. Ни одного яркого пятнышка нет в
его оперении.( соловей) слайд 1512. Эта птичка стройная и грациозная. Спинка и бока у нее серые,
брюшко белое. Блестящее, верхняя часть грудки, хвост и крылья
черные, украшенные по краям белыми перышками.Модница! Её так
же называют « ледоломкой», т.к. бегает по льду, ищет вмерзших в лед
жучков, трясет хвостиком «лед ломает». ( трясогуска) слайд 16
Получают фишки за правильный ответ
Задание 5
« Подумай и скажи, где живет и чем питается птица»
На столах каждому игроку раздается картинка с изображением
птицы, соответствующая названию команды. Необходимо посмотрев
на внешнее строение птицы сказать где живет, чем питается»
Зимующие: сорока, голубь, воробей, синица, клёст, дятел, ворона,
соваПерелетные: Лебедь, журавль, скворец, соловей, утка, кукушка,
трясогуска, ласточкаЗадание 6
Вопросы для родителей « По книге Птичьи рекорды» слайд
подсказка 17
Какая птица на земле самая большая? ( страус)
2. Какая птица самая маленькая на земле? ( колибри)
3. Какие птицы не умеют летать? ( пингвины. Страус)
4. Какие птицы устраивают танцы на болотах? ( журавли)
5. Птенцы, какой птицы не знают своей мамы? ( кукушка)
6. Какую птицу называют «лесным доктором»? ( иволга)
7. Какую птицу называют «лесным санитаром»? ( дятел)
8.Какая птица выше всех летает? ( гриф, высота полета 811км) на
равне с самолетом
9.Какая птица летает вперед хвостом? ( колибри)
10.У какой птицы самый длинный язык? ( дятел)
11. Какая птица может ходить под водой? ( оляпка или водяной
воробей)
12.Какая птица за свою жизнь не садится ни на воду, ни на землю?
( стриж)
13.Какая птица считается самой умной? ( ворона)
14.Какая птица носит фамилию писателя ( Гоголь)
15. Какую птицу называют лесной кошкой? ( иволга)16. У каких птиц крылья покрыты чешуей? ( пингвин)
Каждый правильный ответ фишка
Задание 7“Видно птиц по полёту”
Раздаются бумажные силуэты птиц
Так говорят о человеке, когда хотят подчеркнуть, что можно по
поведению, привычкам, манерам узнать, кто он такой. Птицу можно
узнать по полёту. Определите летящих птиц по силуэтам ( гусь, утка,
синица, скворец, ворона, голубь, воробей, клест, дятел, лебедь,
журавль, сорока, соловей, трясогуска,Задание 8. «Значение окружающей среды для благоприятной
жизни птиц»
( составление экологического макета) совместно в группе.
– А теперь я предлагаю вам составить настоящее экологическое
панно, в котором мы разместим наших птиц в свои домики в
природе.
ПРАВИЛА ДЛЯ КОРМЛЕНИЯ ПТИЦ ( на доске просто
информация)
1. Нельзя кормить птиц солеными продуктами и ржаным хлебом.
Это смертельно опасно для них!2. Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за
тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!
3. Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц.
4. Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие
птицы, но никак не голуби и вороны (для которых корма достаточно
и на улице)!
5. По возможности корм должен быть защищен от непогоды!
6. Кормушку необходимо регулярно чистить!
Слад № 18
С утра и до позднего вечера,
Освоив полянки страниц,
Хозяйствует в книжке доверчиво
Раздольная музыка птиц.
А может быть, с этого времени
Наступит иная пора –
И станет для птичьего племени
Милее еще детвора?!
Порадуют снова пернатые
Руладами сердце и слух
И крепче подружат с юннатами
Речушка, и роща, и луг.
От неба до мира подводного
Давайте ж, как Родины речь,
Умом и душой благородною
Здоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста,
Любя и Европу, и Азию,
И наши родные места!
А теперь запишем первые буквы строк этого стихотворения и
прочтем фразу, которая получится.
– Сохраним природу земли! Об этом мы должны помнить всегда!Но мне хотелось бы напомнить вам, как хрупок этот мир. С каждым
годом все больше видов птиц исчезает с лица планеты. Помните об
этом, не обижайте наших пернатых друзей.
Берегите птиц, и мир станет еще прекрасней!
Подсчет итогов и награждение!