Викторина «Птичий калейдоскоп»
Цель: формирование у младших школьников познавательного
интереса к зимующим и перелетным птицам в природе, вызывать
гуманное отношение к пернатым друзьям; закрепление знаний о
зимующих и перелетных птицах нашего края;
Задачи:
уточнить знания детей о зимующих птицах, об особенностях их
обитания и роли человека в жизни зимующих птиц;
развивать умение находить взаимосвязи в природе, сравнивать
и анализировать, уметь работать в группах;
воспитывать интерес к птицам и желание помогать пернатым в
трудное для них время.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, цветная
бумага, ножницы, клей, ватман, фломастеры
Планконспект
Викторины « Птичий калейдоскоп»
Дети с родителями проходят в класс, где им предлагают
разобрать фишки разного цвета ( синие и желтые) для
разделения присутствующих на две команды. Согласно цветового
решения фишки, участники занимают свои места.
Ведущий: Добрый день уважаемые родители и ребята. Сегодня мы
рады вас видеть у нас в гостях на интересной викторине, тему
которой вы сейчас разгадаете, посмотрев на эту зашифрованную
схему. ( схема висит на доске)
Задание 1 Ведущий: Пожалуйста, какая команда готова ответить. ( птицы).
Расшифруйте, пожалуйста, поподробнее ( у всех птиц тело покрыто
перьями, птицы имеют два крыла, и все птицы откладывают яйца)
Команда, которая ответила наиболее правильно и быстро,
зарабатывает фишку.
Ведущий: А кто может ответить, как называются ученые, которые
занимаются изучением жизнедеятельности и строением птиц?
( орнитологи)
За правильный ответ, тоже команда получает фишку.
Ведущий: Дорогие друзья! Мы разделились с вами на команды и уже
начали играть. Предлагаю вам выбрать капитана команды и
определиться с названием своей команды. Но у меня есть одна
просьба, команда с синими цветом за основу берут зимующих птиц.
А команда с желтыми фишками перелетных птиц.
Команды определяются с названием и выбирают капитана.
Затем команды представляются друг другу.
Ведущий: ( Слайд 1)
Задание 2 « Назовите как можно больше представителей своей
группы» Задание нужно за 1 минуту перечислить как можно больше название
птиц своей группы
Выигрывает та команда, которая назовет максимальное
количество птиц
Зимующие ( сорока, голубь, воробей, клест, дятел, сова, синица,
ворона, снегирь, чечётка, королек, пищуха)
Перелетные:
(соловей, трясогуска, скворец, утка, лебедь,
журавли, кукушка, ласточка, грач, жаворонок, иволга, стриж,
дрозд, зяблик)
Задание 3 « Составьте правильное предложение»
Ведущий: А теперь мы переходим к заданию № 3.
Для 1 команды:
– Прочитайте про себя части пословиц и поговорок о птицах.
Соедините две части и прочитайте пословицы и поговорки вслух.
1 Трясогузка хвостом ...чем журавль в небе
2 Слово – не воробей, ...да коготок остёр
3 Всякий кулик ... вылетит – не поймаешь
4 Всякая птица ... чем сотню воробьёв
5 Дятлу без носа ... на мякине не проведёшь
6 Мала синичка ... своё болото хвалит
7 Лучше слушать одного соловья, ... лёд разбивает
8 Старого воробья ... своё гнездо любит
9 Лучше синица в руках, ...как волку без ног
Имеется подсказка: 17; 23; 36; 48; 59; 62; 74; 85
Ответы: проверка слайд №
2 после того как команды начинают отвечать
1 Трясогузка хвостом лёд разбивает.
2 Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
3 Всякий кулик своё болото хвалит.
4 Всякая птица своё гнездо любит.
5 Дятлу без носа как волку без ног.
6 Мала синичка, да коготок остёр
7 Лучше слушать одного соловья, чем сотню воробьёв.
8 Старого воробья на мякине не проведёшь.
Задание для 2 команды: “Народные приметы”
1 Кукушка кукует на сухом дереве ... скоро гром загремит
2 Ласточка прилетела ... к тёплой весне
3 Ранний прилёт грачей и жаворонков ... к морозу
4 Кукушки стали куковать ... скоро лёд пройдёт
5 Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне ... .весну
встречай
6 Увидел скворцазнай: ... морозу больше не бывать
7 Увидел грача ... к непогоде
8 Птица хохлится ... к холодному лету
9 Чайка прилетела ... весна у крыльца
Имеется подсказка: 13; 21; 32; 46; 58; 69; 75; 87;
Ответы: слайд №
3
1 Кукушка кукует на сухом дереве – к морозу. 2 Ласточка прилетела –скоро гром загремит.
3 Ранний прилёт грачей и жаворонков – к тёплой весне.
4 Кукушки стали куковать – морозам больше не бывать.
5 Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне к холодному лету.
6 Увидел скворца – знай: весна у крыльца.
7 Увидел грача – весну встречай.
8 Птица хохлится к непогоде.
Задание 4
“Узнайте птицу по описанию” (слайд 4)
Ведущий:
Чудесные создания.
Они летают и поют, землю свято берегут.
Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
Что случится, что случится,
Если птицы пропадут?
Ведущий: А теперь я буду читает вслух описание птицы, команды
обе слушают и какая первая команда догадалась, поднимает руку.
1. Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой
шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями.
Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору сидят, плотно
прижавшись друг к другу. (воробей) слайд 5
2.Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые,
на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина
желтозеленая, а брюшко – желтое. Большое лакомство
сало. ( синица) слайд 6
3.У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на
голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы,
подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. Птицу называют
санитаром леса.( дятел) слайд 7 4.У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные, спина
голубоватосерая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый,
конической формы, черного цвета. Любит рябинку. (снегирь) слайд
8
5. Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и
характерным крестообразным клювом. Эту птичку называют «
северными попугайчиками» . Птенцы появляются в трескучие
морозы.(клест) слайд 9
6. Голова, крылья, хвост этой птицы – черные, а по бокам
белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв
прочный и острый. Перелетая с места на место эта птица громко
стрекочет. (сорока) слайд 10
7. У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные
ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий и большой. Голова,
шея, крылья – черные, а остальное тело – серое. Питается
исключительно всем.( ворона) слайд 11
8. Прекрасная и грациозная крупная птица, имеет яркий красный
клюв, длинную шею и имеются перепонки на лапах. Чаще всего
ослепительно белого окраса, но встречаются и черного цвета
оперение.( лебедь) слайд 12
9.У этой птицы имеются длинные ноги, оперение у них серебристо
серое, на голове темная шапочка, украшенная красным пятнышком.
Крылья большие, сильные, окаймленные по краям темными перьями.
( журавль) слайд 13
10. Птичка певчая. Красивая крупная с блестящим черным
оперением. У ней длинный клюв, черный у самки, а у самца ярко
желтый. Часто называют эту птицу пародистами, так как очень
хорошо подражают звукам других птиц . Название домика для птиц,
сделанная руками человека имеет название этой птицы.( скворец)
слайд 14
11. Эта птица славится прекрасным пением.»Льются песни без конца,
лучше нет в лесу певца» Песни хороши, а вот окраска скромная.
Сверзху окрашен в темнокаштановый цвет, с более темным
оттенком на спине, снизу оперение светлосерое, грудка и горлышко
белые, а хвост красноватобурый. Ни одного яркого пятнышка нет в
его оперении.( соловей) слайд 15 12. Эта птичка стройная и грациозная. Спинка и бока у нее серые,
брюшко белое. Блестящее, верхняя часть грудки, хвост и крылья
черные, украшенные по краям белыми перышками.Модница! Её так
же называют « ледоломкой», т.к. бегает по льду, ищет вмерзших в лед
жучков, трясет хвостиком «лед ломает». ( трясогуска) слайд 16
Получают фишки за правильный ответ
Задание 5
« Подумай и скажи, где живет и чем питается птица»
На столах каждому игроку раздается картинка с изображением
птицы, соответствующая названию команды. Необходимо посмотрев
на внешнее строение птицы сказать где живет, чем питается»
Зимующие: сорока, голубь, воробей, синица, клёст, дятел, ворона,
сова Перелетные: Лебедь, журавль, скворец, соловей, утка, кукушка,
трясогуска, ласточка Задание 6
Вопросы для родителей « По книге Птичьи рекорды» слайд
подсказка 17
Какая птица на земле самая большая? ( страус)
2. Какая птица самая маленькая на земле? ( колибри)
3. Какие птицы не умеют летать? ( пингвины. Страус)
4. Какие птицы устраивают танцы на болотах? ( журавли)
5. Птенцы, какой птицы не знают своей мамы? ( кукушка)
6. Какую птицу называют «лесным доктором»? ( иволга)
7. Какую птицу называют «лесным санитаром»? ( дятел)
8.Какая птица выше всех летает? ( гриф, высота полета 811км) на
равне с самолетом
9.Какая птица летает вперед хвостом? ( колибри)
10.У какой птицы самый длинный язык? ( дятел)
11. Какая птица может ходить под водой? ( оляпка или водяной
воробей)
12.Какая птица за свою жизнь не садится ни на воду, ни на землю?
( стриж)
13.Какая птица считается самой умной? ( ворона)
14.Какая птица носит фамилию писателя ( Гоголь)
15. Какую птицу называют лесной кошкой? ( иволга) 16. У каких птиц крылья покрыты чешуей? ( пингвин)
Каждый правильный ответ фишка
Задание 7“Видно птиц по полёту”
Раздаются бумажные силуэты птиц
Так говорят о человеке, когда хотят подчеркнуть, что можно по
поведению, привычкам, манерам узнать, кто он такой. Птицу можно
узнать по полёту. Определите летящих птиц по силуэтам ( гусь, утка,
синица, скворец, ворона, голубь, воробей, клест, дятел, лебедь,
журавль, сорока, соловей, трясогуска, Задание 8. «Значение окружающей среды для благоприятной
жизни птиц»
( составление экологического макета) совместно в группе.
– А теперь я предлагаю вам составить настоящее экологическое
панно, в котором мы разместим наших птиц в свои домики в
природе.
ПРАВИЛА ДЛЯ КОРМЛЕНИЯ ПТИЦ ( на доске просто
информация)
1. Нельзя кормить птиц солеными продуктами и ржаным хлебом.
Это смертельно опасно для них! 2. Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за
тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!
3. Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц.
4. Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие
птицы, но никак не голуби и вороны (для которых корма достаточно
и на улице)!
5. По возможности корм должен быть защищен от непогоды!
6. Кормушку необходимо регулярно чистить!
Слад № 18
С утра и до позднего вечера,
Освоив полянки страниц,
Хозяйствует в книжке доверчиво
Раздольная музыка птиц.
А может быть, с этого времени
Наступит иная пора –
И станет для птичьего племени
Милее еще детвора?!
Порадуют снова пернатые
Руладами сердце и слух
И крепче подружат с юннатами
Речушка, и роща, и луг.
От неба до мира подводного
Давайте ж, как Родины речь,
Умом и душой благородною
Здоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста,
Любя и Европу, и Азию,
И наши родные места!
А теперь запишем первые буквы строк этого стихотворения и
прочтем фразу, которая получится.
– Сохраним природу земли! Об этом мы должны помнить всегда! Но мне хотелось бы напомнить вам, как хрупок этот мир. С каждым
годом все больше видов птиц исчезает с лица планеты. Помните об
этом, не обижайте наших пернатых друзей.
Берегите птиц, и мир станет еще прекрасней!
Подсчет итогов и награждение!
Викторина "Птичий калейдоскоп"
Викторина "Птичий калейдоскоп"
Викторина "Птичий калейдоскоп"
Викторина "Птичий калейдоскоп"
Викторина "Птичий калейдоскоп"
Викторина "Птичий калейдоскоп"
Викторина "Птичий калейдоскоп"
Викторина "Птичий калейдоскоп"
Викторина "Птичий калейдоскоп"
Викторина "Птичий калейдоскоп"
Викторина "Птичий калейдоскоп"
Викторина "Птичий калейдоскоп"
Викторина "Птичий калейдоскоп"
Викторина "Птичий калейдоскоп"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.