История Китая, по возрасту несколько уступающая таким древнейшим цивилизациям, как египетская и месопотамская, отличается удивительной стойкостью и непрерывностью преемственности культурных традиций. Экспозиция отражает состав музейной коллекции, которая насчитывает около 20 тысяч предметов, и позволяет представить развитие китайского искусства в хронологическом порядке.
Историография Китая строится по династийному принципу. В разделе искусства Древнего Китая представлены произведения периодов Шан (XVI - XII вв. до н.э.), Чжоу (XII - V вв. до н.э.), Чжаньго (V - III вв. до н.э.) и Хань (206 г до н.э. - 220 г. н.э.), с показа которых открывается маршрут по залу.
В Китае с древнейших времен сформировалось особое мировоззрение, в основе которого лежит дуалистическая концепция бытия. Китайцы считали, что гармонию вселенной создавали Инь и Ян (Земля и Небо, женская и мужская ипостаси Вселенной).
В искусстве воплощением этого взаимодействия стал образ дракона с «пламенеющей жемчужиной», а также сочетание геометрических фигур, в частности круга и квадрата. Идею гармоничного состояния мира олицетворял узор лэйвэнь (напоминающий античный меандр), а также восемь триграмм багуа (комбинации прерывистых и непрерывных линий). Эти декоративные элементы можно увидеть на бронзовых и каменных сосудах древнекитайского искусства. Среди произведений, кубки гу для возлияния жертвенного вина периода Шан (Ил. 1)сосуды цзун, выполненные из священного для китайцев нефрита, четырехгранной формы с триграммами (символизирующие Землю) и круглые диски би (Небо), относящиеся к периоду Чжаньго (Ил. 2).
Период Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)
Керамика, раскраска
В. 19 см
Уникальным произведением является терракотовая голова даосского святого с трехлапой жабой на темени (Ил. 3). Традиция создания погребальной терракотовой пластики продолжилась уже в период Средневековья, в период Тан (VII - X вв.), когда государство после нескольких веков раздробленности объединилось в мощную империю.
Этот период связан с распространением буддизма, который сливается с традиционными учениями – даосизмом и конфуцианством, строительством храмовых комплексов и пагод, появлением книгопечатания, первых образцов фарфора (к сожалению, отсутствующих в нашей коллекции). Совершенствуется искусство керамики, о чем свидетельствуют изображения воинов, знатных придворных дам, верблюдов и лошадей, созданных в технике терракотовой пластики и декорированных росписью.
В залах представлена буддийская скульптура из бронзы от IV в., когда складывается буддийский канон в Китае, до XVII в. Выделяется деревянная статуя Гуаньинь – буддийского Божества милосердия, выполненная из дерева в X - XII вв.
ГУАНЬИНЬ, БОДХИСАТТВА МИЛОСЕРДИЯ
Период Сун (960—1279)
Дерево, резьба
В. 150 см
С распространением буддизма, который сливается с традиционными учениями – даосизмом и конфуцианством, строительством храмовых комплексов и пагод, появлением книгопечатания, первых образцов фарфора
Совершенствуется искусство керамики, о чем свидетельствуют изображения воинов, знатных придворных дам, верблюдов и лошадей, созданных в технике терракотовой пластики и декорированных росписью.
Религия
Китай является родиной фарфора, который до XVIII века в Европе называли «китайский секрет». Развиваясь на протяжении веков, производство фарфора достигло своего совершенства в периоды Мин (1368-1644 гг.) и Цин (1644-1911 гг.). С XIV века создаются изделия, расписанные подглазурным синим кобальтом, а позже цветовая палитра усложняется полихромными эмалями и железными красками (Ил.7). Целый ряд изделий декорирован в колористических гаммах «зеленого семейства», «черного семейства» и «розового семейства» (Ил. 6).
Фарфор
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.