Виртуальное путешествие по литературному Санкт-Петербургу
(проектно-исследовательская работа)
Долгих Олеся Михайловна
учитель русского языка и литературы
Ачинск, 2024
Тезисы
Данная проектно-исследовательская работа на тему «Виртуальное путешествие по литературному Санкт-Петербургу» – это не просто попытка систематизировать уже имеющиеся исследования по этой теме, но, прежде всего, создать виртуальный, зримый образ Петербурга. Это своего рода экскурсия не только по городу, но и по страницам произведений. Приглашаем вас на прогулку по тем улицам города, по которым ходили герои Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина, вы сможете побывать в домах-музеях писателей, посмотреть памятники писателям и литературным героям. Игра помогает более детально изучить текст и привить интерес к чтению.
Изучив внимательно нашу работу, мы пришли к выводу, что игра может найти практическое применение у учителей, которые стремятся повысить интерес к чтению и своему предмету. Разработанную нами игру можно использовать не только при проведении уроков литературы, но и на внеклассных занятиях, а также при подготовке к олимпиадам, экзаменам. Надеемся, что наша работа будет интересна учащимся и учителям.
Список литературы
1. Анциферов Н.П. Непостижимый город... Душа Петербурга. – СПб.: Лениздат, 1991. –267 с.
2. Богат Е. «…что движет солнце и светила», Москва, художественная литература, 1958. –324 с.
3. Виноградова Н.Ф. Воспитывать у школьников любовь к чтению // Начальное образ. – 2008. –236 с.
Введение
Актуальность темы работы.
Литература, как школьный предмет, не всегда пользуется популярностью среди молодежи. Подростки всё больше стараются уйти в виртуальный мир. Многим попросту неинтересно изучать творчество великих писателей по тексту, напечатанному на бумаге. В век технологий люди привыкли получать важную информацию из интернета. Подростки в своё время рассматривают интернет как доступный источник знаний, в котором можно найти ответы на любые вопросы, и всё больше стараются погрузиться в виртуальный мир, узнавая новую информацию доступным и интересным для них способом.
Проблема снижения интереса к чтению русской классической литературы у современных подростков заключается в том, что многие отдают предпочтение произведениям массовой культуры, которые могут развлечь, дать отдохнуть и расслабиться, мало развивая их духовно и нравственно.
Разработанность исследуемой проблемы.
Проблеме развития читательских интересов школьников посвящали свои работы такие учёные, как Далецкая Е. Н. «Формирование читательского интереса и любви к чтению», Виноградова Н.Ф. «Воспитывать у школьников любовь к чтению», Умнов Б. Г. «Читательский интерес как научное понятие». Учёные были заинтересованы в том, как развивать читательский интерес к художественным произведениям.
Основная часть
Цель проекта: создать, используя технологию QR-кодов и Google Карт, как элементов дополненной реальности, интерактивную игру «Виртуальное путешествие по литературному Санкт-Петербургу», которая обогатит знания учащихся о жизни и творчестве писателей, о литературных местах города.
Объект исследования: интерактивная игра «Виртуальное путешествие по литературному Санкт-Петербургу» как процесс обогащения литературными знаниями о городе.
Предмет исследования: жизнь и творчество писателей, литературные места Санкт-Петербурга.
Гипотеза: если создать интерактивную игру «Виртуальное путешествие по литературному Санкт-Петербургу», которая будет снабжена элементами дополненной реальности в виде QR-кодов и Google Карт, то это значительно обогатит знания учащихся о жизни и творчестве писателей, о литературных местах города.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть образ Санкт-Петербурга в русской литературе XIX века.
2.Изучить технологию QR-кодов и Google Карт, их применение при создании игры «Виртуальное путешествие по литературному Санкт-Петербургу».
3. Собрать информацию, необходимую для создания игры:
· о памятниках писателям;
· о памятниках литературным героям;
· о домах-музеях писателей;
· об улицах, названных фамилиями писателей;
· о литературных произведениях, события которых происходят в Санкт-Петербурге;
· о литературных героях, жизнь которых связана с Санкт-Петербургом.
4. Составить вопросы и задания для литературной игры «Виртуальное путешествие по литературному Санкт-Петербургу».
5. Организовать и провести исследование по обогащению литературными знаниями о Санкт-Петербурге через проведение игры «Виртуальное путешествие по литературному Санкт-Петербургу».
Методы исследования:
-анкетирование;
-статистический метод (при обработке полученных данных);
-сравнительно-сопоставительный анализ.
Этапы исследования
1. Изучение литературы по теме исследования.
2. Анкетирование.
3. Составление диаграмм по выявлению знаний учащихся о жизни и творчестве писателей, о литературных местах города Санкт-Петербурга.
Образ Санкт-Петербурга в русской литературе XIX века
Санкт-Петербург – удивительный город. Пленительная прелесть этого города, его белых ночей, его снежных метелей воспета не одним поколением поэтов и писателей. Многие писатели воспринимали Петербург как город фантастический, обладавший какой-то тайной. Каждый относился к нему по-разному, но всегда ново и интересно. Петербург как живое существо, как литературный герой представлен в произведениях классики.
Для А.С. Пушкина Столица Российского государства представляла собой край красоты и вдохновения. В этом городе он учился, здесь были написаны его лучшие произведения. Это был город его друзей и соратников и в то же время – столица империи, символ величия России, оплот русской научной мысли и придворного общества. В поэме «Медный всадник» А.С. Пушкин оценивает Санкт-Петербург как творение «чудного строителя», вызывающее протест двум стихиям: стихии природы и стихии власти. «Вступление» часто называют гимном великому городу: «Люблю тебя. Петра творенье. Люблю твой строгий, стройный вид». А.С. Пушкин поэтизирует и воспевает не только Петербург – город, но и быт, и сословные отношения в самом городе. В «Пиковой даме», в «Станционном смотрителе» и других «петербургских» его произведениях описания улиц, частей города настолько точны, что, следуя им, можно отыскать те места или дома, где волей автора оказываются его герои. [1]
Санкт-Петербург у Н.В. Гоголя многолик, изменчив, в котором странное переплетается с повседневным, реальное — с фантастическим, величественное — с низким, красивое — с безобразным. В «Петербургских повестях» автор создаёт загадочный и таинственный образ столицы. Здесь сходят с ума, трагически ошибаются. Холодный, равнодушный, бюрократический Петербург враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии. В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь показывает, что Петербург полностью раздавил Хлестакова как личность, ослепил столичным блеском, сделал абсолютно пустым. Ведь Хлестакова принимали за ревизора только потому, что он из Петербурга. Гоголь в Петербурге показал изнанку жизни, резкие контрасты и противоречия богатства и бедности, полного бесправия.
Петербург Ф.М. Достоевского — город «бедных людей», «униженных и оскорблённых», в изображении которого писатель продолжает и развивает традицию Гоголя, декларирует её: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя». Наиболее характерным является изображение столицы в романе «Преступление и наказание», местом действия которого писатель избрал самую грязную часть старого Петербурга, средоточие безмерного горя, которым живут персонажи, душный, холодный, безучастный к судьбе человека. В том Петербурге, где разворачивается сюжет «Преступления и наказания», жизнь находится в состоянии социального и нравственного упадка. [2]
Н.С. Лесков относился к Петербургу без особой симпатии. На протяжении всего творчества в описаниях Петербурга у Лескова преобладают мрачные интонации. В рассказе «Старый гений», «Левша» Санкт-Петербург показан как город, в котором закон не в силах быть выше «нужных» связей. На первое место выдвигается именно человек, который вынужден противостоять городу с его природными и социальными трудностями.
Н. А. Некрасов сорок лет своей большой творческой жизни провел в Петербурге. В этом городе сложилось мировоззрение поэта-гражданина. В стихах Н.А. Некрасова о северной столице важным символом, вбирающим в себя многие мотивы (голода, нищеты, болезни), предстаёт петербургский климат. Ещё один мотив — бесправие и страдания беззащитных
людей. Стихотворение Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда» построено на противопоставлении «маленького» человека значительному лицу. «Маленькие» люди — бесправные крестьяне, «мужики, деревенские русские люди». И неизменно, когда Некрасов обращался к петербургской теме, он изображал два мира — миллионеров и нищих, владельцев роскошных палат и обитателей трущоб.
А.А. Блок с Петербургом связан жизненно. В Петербурге он родился, прожил всю свою жизнь и умер. Здесь прошла вся его литературная деятельность. Стихи Блока об этом городе рисуют яркую картину социального неравенства, контрасты человеческого существования. Он видел, «как тяжело лежит работа на каждой согнутой спине» и нашёл достойные и сильные слова о несчастных людях: «Я запомнил эти лиц /И тишину пустых орбит, /И обреченных вереница /Передо мной везде стоит». [1]
Сквозь века и десятилетия проходит Петербург через творчество русских писателей и поэтов. Город предстает то мрачным, зловещим, призрачным, символом зла и насилия, то живым, пульсирующим существом, символом надежды, светлой мечты. Писатели видели Петербург в солнечный день или в метель, в серое утро и в белую ночь. Образ города в произведениях русских писателей отличают разнообразие красок, деталей, подробностей городского быта, пейзажа. Великий Петербург — вечная тема в русской литературе.
Технология QR-кодов и её применение при создании игры «Виртуальное путешествие по литературному Санкт-Петербургу»
Все из нас замечали небольшие чёрно-белые квадраты на рекламных щитах и буклетах, в журналах и газетах, их можно увидеть на страницах сайтов и блогов, на визитных карточках и где угодно. Это QR-коды — миниатюрные носители данных, способные хранить текстовую информацию и быстро доносить зашифрованную информацию до пользователя. Эти данные закодированы с помощью черных и белых квадратов, которые, подобно нулям и единицам в компьютерной технике, могут быть расшифрованы только специальным сканирующим устройством. [10] Для сканирования QR-кодов нужны мобильный телефон, планшетный ПК или ноутбук с камерой. Кроме того, потребуется подходящая программа, способная читать QR-коды. [9] QR-код направляет пользователя на нужный сайт, избавляя от необходимости кропотливо вводить множество знаков в адресной строке интернет-браузера. На веб-сайте содержится дополнительная информация по нужной теме. Благодаря тому, что QR-коды не были лицензированы, каждый из нас может бесплатно создавать и использовать их. Для этого понадобится лишь специальная программа – генератор QR-кодов (QR Coder). [8]
Каждый из нас давно знаком с Google Картами и их технологией 3D просмотра объектов и улиц различных городов мира. Имея устройство с доступом в интернет, мы можем почувствовать себя настоящими путешественниками по миру, но только в виртуальном пространстве, куда перенесена реальность в подлинном исполнении. Находясь дома в удобном кресле можно побывать на берегу чёрного моря, погулять по Красной площади, посетить интересующий вас музей или заповедник, всё это вы можете сделать без каких-либо переживаний о перелёте. Изучив данную технологию, мы решили применить её в игре «Виртуальное путешествие по литературному Санкт-Петербургу». В комплект игры входит:
25 карточек разных цветов с заданиями, 1 игральный кубик, 5 игровых фигурок, игровое поле, 55 фишек с изображениями писателей (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Правила игры:
Перед началом игры каждый участник должен выбрать фигурку и фишки с писателями (10 штук), поставить выбранную фигурку на красный кружок. Далее первый игрок бросает кубик. В соответствии с цветом, выпавшем на кубике, игрок ставит фишку на кружок этого цвета (если первым ходом на кубике выпал красный, то игрок остаётся на месте). Каждый цвет кружка обозначает свою станцию. Попав на неё, игроку нужно взять игральную карточку в зависимости от типа станции, на которой он стоит, и выполнить задание, написанное на этой карточке. Игрок проверяет правильность ответа, воспользовавшись подсказкой, зашифрованной в QR-коде. Если он отвечает правильно, закрывает кружок фишкой с изображением писателя, даёт право для хода другому игроку. Выигрывает тот, кто больше даст правильных ответов и закроет фишками большую часть игрового поля.
Станции: (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2, 3).
Красный цвет – станция «Литературные произведения, герои». На этой станции нужно отгадать автора, название или главных героев произведения по описанию или эпизоду.
Жёлтый цвет – станция «Памятники литературным героям». В задании на карточке нужно отгадать литературного героя.
Зелёный цвет – станция «Дома-музеи писателей». Нужно определить дом или музей писателя (поэта).
Голубой цвет – станция «Памятники писателям». Нужно определить памятник писателя.
Фиолетовый цвет – станция «Улицы, названные фамилиями писателей». По описанию в задании нужно понять, о какой улице идёт речь.
Используя технологию QR-кодов и Google Карт, можно не только проверить правильность своих ответов, но и посетить виртуальный музей писателя, осмотреть улицу, на которой он жил, посмотреть памятники.
Такая форма игры открывает новые стороны, казалось бы, хорошо знакомой информации, учит наблюдательности, тем самым воспитывая интерес к литературе. Приучает думать, проникать в суть явлений, развивает самостоятельность, умение связывать теоретический материал с практикой.
Опытно-экспериментальная работа по обогащению литературными знаниями о Санкт-Петербурге через проведение игры «Виртуальное путешествие по литературному Санкт-Петербургу»
Составив анкету, мы провели анкетирование в МОУ Лицей №1 среди учащихся 10 РН класса с той целью, чтобы определить уровень знания учащихся о жизни и творчестве писателей, о литературных местах города Санкт-Петербурга. В анкетировании участвовало 28 учащихся (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
По результатам исследования была составлена диаграмма (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Мы видим, что большинство учащихся дали правильные ответы на вопросы: 2 (21%), 5 (21%) и 6 (25%) (известные памятники писателям в Санкт-Петербурге, литературные произведения, где упоминается Санкт-Петербург, литературные герои, судьба которых связана с этим городом). Меньше всего правильных ответов было дано на вопросы: 1 (14%),3 (8%),4 (11%)– (памятники литературным героям в Санкт-Петербурге, дома-музеи писателей, улицы, названные фамилиями писателей в Санкт-Петербурге). Можно сделать вывод о том, что вопросы 2, 5, 6 изучаются на уроках литературы, поэтому учащиеся дали большее количество правильных ответов, но не в полной мере, возможно, не все произведения, изученные ранее, наши одноклассники смогли вспомнить и не всех героев назвать. Поэтому мы решили провести игру «Виртуальное путешествие по литературному Санкт-Петербургу», которая поможет не только повторить и вспомнить изученные произведения, но и узнать памятники писателям и литературным героям, дома-музеи, улицы, названные фамилиями писателей. В течение месяца мы проводили игру на переменах, внеклассных занятиях. После игры мы снова предложили нашим одноклассникам ответить на вопросы анкеты и посмотреть, какие знания они получили после проведения игры. По результатам исследования была составлена диаграмма (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5). Исследование показало, что большинство учащихся дали большее количество правильных ответов, чем в первоначальном анкетировании. Таким образом, мы видим, что игра способствовала не только повторению знаний, но и получению новых о литературном Санкт-Петербурге.
Заключение
В результате всей проделанной работы мы пришли к выводу, что игра «Виртуальное путешествие по литературному Санкт-Петербургу» способствовала закрепить предметные знания учащихся, а также узнать много нового. Такую форму мы выбрали неслучайно, так как игра создаёт интригу, внимание, совершенствует навыки работы в команде. Используя технологию QR-кодов на уроках литературы, у каждого учащегося появляется интерес в добывании знаний, позитивный настрой и ситуация успеха. Игра помогла учащимся не только узнать памятники литературным героям, писателям, улицы, дома-музеи, но и рассмотреть их. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась. Данная технология является эффективной в освоении любой информации, помогает более детально изучить текст и привить интерес к чтению, важно, чтобы эта работа была комплексной, целенаправленной и значимой для самих учащихся.
Изучив внимательно нашу работу, мы пришли к выводу о том, что данный материал может найти практическое применение для учителей, которые стремятся повысить интерес к чтению и своему предмету. Разработанную нами игру можно использовать не только при проведении уроков литературы, но и на внеклассных занятиях, а также при подготовке к олимпиадам, экзаменам. Надеемся, что наша работа будет интересна учащимся и учителям. Мы планируем дополнять нашу игру новыми сведениями при изучении других произведений, в которых будет встречаться Санкт-Петербург.
Список литературы
1. Анциферов Н.П. Непостижимый город... Душа Петербурга. – СПб.: Лениздат, 1991. –267 с.
2. Богат Е. «…что движет солнце и светила», Москва, художественная литература, 1958. –324 с.
3. Виноградова Н.Ф. Воспитывать у школьников любовь к чтению // Начальное образ. – 2008. –236 с.
4. Далецкая Е. Н. Формирование читательского интереса и любви к чтению с использованием средств детской библиотеки / Далецкая Е. Н. // Сборник докладов и материалов Международной научно–практической конференции – 2011. – 325 с.
5. Кузьмина- Караваева Е.Ю. Русская равнина, Санкт- Петербург, «Искусство - СПб» 2001. –221 с.
6. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 332 с.
7. Умнов Б. Г. Читательский интерес как научное понятие / Умнов Б. Г. // Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1967. – 324 с.
8. Генератор QR-кодов [Электронный ресурс]. URL: http://www.qrcoder.ru/
9. Что такое QR-код? [Электронный ресурс]. URL: http://www.qrmania.ru/aboutQR.html
10. QR-код [Электронный ресурс] // Википедия – свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/QR-%D0%BA%D0%BE%D0%B4
11. Google Maps всего мира [электронный ресурс]. URL: https://www.google.com/maps
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Игровое поле
Фишки с писателями
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Литературные произведения, Памятники литературным Дома-музеи
герои героям писателей
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Памятники писателям
Улицы, названные фамилиями писателей
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Анкета
|
Юный читатель, ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы |
1.Назовите известные Вам памятники писателям в Санкт-Петербурге _____________________________________________ 2. Назовите памятники литературным героям в Санкт-Петербурге _____________________________________________ 3.Известны ли Вам дома-музеи писателей в Санкт-Петербурге, назовите ______________________________________________ 4. Какие улицы, названные фамилиями писателей в Санкт-Петербурге, Вам известны ______________________________________________ 5.Назовите литературные произведения, события в которых происходят в Санкт-Петербурге ______________________________________________ 6. Назовите литературных героев, судьба которых связана с Санкт-Петербургом |
ОПРОС № 2
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.