Технологическая карта урока по музыке
Подготовила студентка 341 группы Драпиковская Яна Сергеевна |
|
Тема, класс, четверть |
«Виват, Россия!» 3 класс 1 четверть. |
Педагогические цели:
|
Деятельностная: Создать условия для формирования УУД Содержательная: Возбудить интерес учащихся к истории и культуре эпохи Петра I, познакомить с историей возникновения музыкального жанра - кант. |
Тип занятия |
ОНЗ |
Проблема занятия |
Что такое кант? Особенности. |
Задачи: |
|
Предметные |
1. Формирование исполнительских вокально-хоровых умений и навыков как способов воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений; 2. Освоение особенностей жанров; 3. Развивать умение определять средства музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, лад) в связи с характером музыки; |
Личностные |
1. Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, российский народ и историческое прошлое России; 2. Осознание своей этнической и национальной принадлежности; |
Метапредметные: Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
1. Развивать наблюдательность, умение анализировать; (П) 2. Учить ставить и сохранять учебную задачу; (Р) 3. Формировать умение постановки и решения учебной проблемы; (Р) 4. Учить выражать свои мысли, в соответствии с условиями коммуникации; (К) 5. Учить проводить рефлексию своей деятельности. (Р.) |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Кант, особенности канта. |
Музыкальный материал |
Кант «Радуйся, Русско Земле» Фрагмент оперы «Иван Сусанин» |
Сценарий урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
осуществляемые действия |
формируемые умения |
|||
Организационный этап с мотивацией |
- Здравствуйте, меня зовут Яна Сергеевна, и я сегодня проведу у вас урок музыки. - Внимательно прочитайте на девиз нашего урока. - А отчего «маленьких», вы узнаете, если расположите данные числа в порядке возрастания и прочтете слово 15 9 10 3 12 6 18 Е О Б П Л Р М - Какое слово спряталось в этом шифре? - Итак, запомните наш девиз: « От маленьких проблем - к большим открытиям!» - Как мы можем объяснить этот девиз? - Верно, молодцы. |
«От маленьких… – к большим открытиям!» Проблем
Решая маленькие проблемы, мы можем узнать что-то новое для себя. |
Развивать наблюдательность, умение анализировать; |
|
Этап актуализации |
Работа в группах. - Прочитайте в облаке слова. Вспомните значения этих слов. Составьте связный рассказ, используя эти слова. - - Во времена Петра I появился ещё один жанр песенной музыки. Как он называется, мы узнаем, отгадав кроссворд (Отгадывание кроссворда). Композитор Аккомпанемент ромаНс солисТ - А что же такое кант? Давайте запишем ваши предположения на доске. - Если мы обсуждаем это понятие на уроке музыки, то с чем может быть связано это понятие? |
Солист, мелодия, певец, аккомпанемент, романс.
Кант.
Предположение детей. Это понятие связано с музыкой, песнями, может быть музыкальными инструментами. |
1. Развивать наблюдательность, умение анализировать; 2. Учить ставить и сохранять учебную задачу; (Р) 3. Формировать умение постановки и решения учебной проблемы; (Р) 4. Учить выражать свои мысли, в соответствии с условиями коммуникации; (К) |
|
Этап выявления места и причины затруднения |
- Мы узнали новое понятие – кант. Какой вопрос возникает? - А почему мы не можем ответить на возникший вопрос? - У нас возникло затруднение. - И как же мы будем работать, чтобы решить возникшее затруднение?
|
Что такое кант? Его особенности. Мы не изучали данное понятие. Можем прочитать учебник, может рассказать учитель, можем найти ответ в словаре. |
1. Учить ставить и сохранять учебную задачу; (Р) |
|
Этап построения нового знания |
- Я вижу, что у вас много вариантов, поэтому для работы мы разделимся на несколько групп. - 1 группа будет работать с учебником по плану. - 2 группа будет на основе текста из учебника составлять синквейн по теме. - 3 группа будет работать с текстами, которые подготовила я, и составит небольшой рассказ. - Как мы можем проверить работу? - Верно. По каким критериям будем оценивать выступление? - Теперь приступим к работе. На работу я даю вам 10 минут. План 1 группы. - Что такое кант? - Когда появился? - Что обозначает в переводе с латинского? - Кто авторы? - Кому посвящались?
Карточка для 2 группы. 1 строка – одно ключевое слово по теме; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено ваше собственное отношение к понятию; 5 строка – одно слово, обычно существительное, через которое выражаются свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Карточка для группы 3. В музыке кант - это род бытовой многоголосной песни. Он получил широкое распространение в России, Беларуси и Украине. Канты посвящались разным жизненным событиям. В них воспевали победу и скорбели о погибших, осуждали предательство и высмеивали глупость. Канты были элементом различного рода торжеств. Для празднования побед сооружались триумфальные ворота, наверху которых размещались музыканты-инструменталисты и певцы, исполнявшие спец. сочиненные стихи и канты.
- Все группы закончили. Сейчас будем выступать. Не забываем, что нужно слушать своих одноклассников внимательно, если возникнут вопросы, спрашивать в конце выступления. - Отлично. Сегодня мы познакомились с новым жанром – кантом. А чтобы точно и полно понять, какой он, мы внимательно послушаем музыкальное произведение. - Попробуем предположить, как может называться это произведение. - Как вы думаете, как оно будет звучать? О чем будет это произведение? Как бы вы его назвали? - Сейчас с вами сядем красиво, как настоящие слушатели. Спинки выпрямили, ручки сложили на парте, ноги ровно, ногу на ногу не закидываем. Замечательно. Теперь вы слушатели, которые должны быть внимательны, для того, чтобы прочувствовать всю глубину и красоту произведения. Слушание произведения «Радуйся, Русско Земле!» - Как бы вы назвали это произведение? О чем оно? - Мы с вами прослушали кант «Радуйся, Русско Земле!» - Как звучала музыка? (торжественно, пышно, маршево, величественно, победно, восторженно, грандиозно, смело, ярко, масштабно, гордо. ) - Какая была мелодия? Скачкообразная или волнообразная? (скачкообразная) - Ровный ли ритм этого произведения? (ровный) - В каком темпе звучало это произведение? (в умеренном) - Какая динамика у этого произведения? С какой громкостью звучало произведение? (громко) - Произведение вокальное или инструментальное? (вокальное) - Пел один человек или хор? (хор) - Какой лад?(мажор) - В каком регистре звучала мелодия? (в высоком) - Какая форма произведения? (одночастная) - Какое произведение мы слушали? Как оно называется? - Послушаем сейчас еще раз это произведение. - Эта хвалебная песня, вероятно, напомнила вам ещё один песенный жанр, величественный и торжественный. Музыка канта похожа на гимн. В ней песенность сочетается с маршевостью. - А какой хор мы слышали? Верно, мужской. Именно хоры мужчин – государевых певчих – и исполняли канты. - Всё это замечательно, но надо ли нам сегодня, в 21 веке, знать о старинных солдатских песнях и петровских кантах? (ответы детей) - Надо, потому что это наша память о полководцах и солдатах, о днях испытаний и тревог, о героях и защитниках Отечества. Без памяти о нашем прошлом у нас с вами не будет будущего. |
Можем выступить перед классом.
1. Содержательность. 2. Четкость. 3. Присутствие всех пунктов плана.
Дети работают в группах. Представляют результаты своей работы.
Слушают произведение. Отвечают на вопросы учителя. |
1. Освоение особенностей жанров; 2. Учить ставить и сохранять учебную задачу; (Р) 1. Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, российский народ и историческое прошлое России; 2. Осознание своей этнической и национальной принадлежности; 3. Развивать умение определять средства музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, лад) в связи с характером музыки; |
|
Этап первичного закрепления знаний |
- Какой жанр музыки мы сегодня изучили? - Когда он появился? - При каком царе этот жанр появился в России? - Какой кант мы сегодня слушали? |
Отвечают на вопросы. |
|
|
Этап включения в систему знаний и повторения |
- Какой праздник предстоит нам скоро встретить? - Верно, день учителя. Мы с вами подготовим вашему учителю подарок –выучим красивую песню. "Песня о школьном учителе"
- Сейчас мы с вами ее послушаем. Слушать ее мы будем не просто так, а подумаем над ответом на вопрос: о чем же эта песня? - Не забываем, что мы садимся как настоящие слушатели, чтобы смысл и сама пеня нам была понятнее. - О чем же эта песня?
- Хорошо, ребята, в каком характере звучала эта песня?
- Верно, эта песня звучала мягко, поэтично, душевно, лучезарно, приветливо. - Какой темп у этой песни? - Верно, какая динамика? - Ровный ли был ритм в этом произведении? - Сейчас красиво сели. Спинки прямо, ноги вместе, ногу на ногу не закидываем, руки сложите на парте, между грудью и партой должна умещаться ладонь. - Сейчас я вам прочитаю слова песни, ваша задача внимательно слушать их и запоминать . (учитель читает текст выразительно, четко, громко. понятно) - Сейчас я буду вам читать по створочке из песни, а вы за мной повторяете. (учитель читает по строке, дети хором повторяют.) - Отлично, молодцы. Хороший хор у нас получился. Сейчас встанем. Теперь я вам предлагаю послушать фонограмму и тихо подпевать слова песни, мурлыкать их. - Теперь попробуем петь чуть громче. - Садитесь. Что у нас получилось? Что не получилось? - Сейчас учтем все, что у нас не получилось, и попробуем пропеть снова. - Снова встанем. Будем не только петь, но и немного пританцовывать (приставные шаги вправо-влево, пластичные сюжетные движения руками вправо-влево).(учитель показывает ритм хлопками) - Любую песню надо петь на концерте, на сцене. Каждая колонка будет выходить к доске, это будет наша сцена. - Все отлично исполнили. Попадали в ритм, у всех было хорошее хоровое пение. Молодцы, давайте похлопаем друг другу в знак похвалы. |
Об учителе, о том, какой вклад он вносит в наше обучение. Мечтательном, радостном, восторженном, лучисто, добродушно, доброжелательно, открыто.
Медленный. Динамика умеренная. Ровный.
выполняют указания учителя. Каждая колонка исполняет 2 куплета. Сравнивают исполнение |
1. Формирование исполнительских вокально-хоровых умений и навыков как способов воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений; 2. Учить выражать свои мысли, в соответствии с условиями коммуникации; (К) 3. Развивать умение определять средства музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, лад) в связи с характером музыки; |
|
Рефлексия учебной деятельности на занятии (итог) |
- Теперь оценим свою работу на уроке - Вам нужно закончить фразу. сегодня на уроке я … я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… - Урок окончен. -До свидания |
Продолжают фразу. |
1. Учить проводить рефлексию своей деятельности. (Р.) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.