Турчанинова Виктория Сергеевна
Визуализация материала для обучения грамматике, лексики и фонетики на уроке английского языка
Традиционно считалось, что основная задача учителя заключалась в том, чтобы научить ребенка, то есть передать ему свои знания. Однако со временем, со всеми изменениями в обществе и сложившимися потребностями, сегодня задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно добывать знания, формировать навыки самостоятельной учебной и исследовательской деятельности. Если же мы говорим про изучение английского языка, то учащиеся также должны быть способны к межкультурному общению на иностранном языке и дальнейшему саморазвитию. Но в тоже время, чтобы добиться вышеперечисленных целей, необходимо заинтересовать ребенка, побудить в нем интерес к изучению предмета, т.е. создать мотивацию. Для этого многие педагоги прибегают к различным творческим, современным методам и приемам обучения.
Одним из самых простых и реальных способов повышения мотивации обучающихся в процессе изучения иностранного языка является визуализация учебного материала. Наглядность обучения – один из принципов дидактики, согласно которому обучение людей осуществляется на основе восприятия тех или иных объектов, процессов материального мира или их изображений. Поэтому так важно применять на уроках иностранного языка различные виды наглядности. Однако стоит помнить, что каждая возрастная группа имеет свои особенности, в том числе и в восприятии наглядных пособий в процессе обучения. Более того, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Всего существует несколько типов восприятия информации: аудиалы, визуалы, кинестетики и дигиталы. В связи с этими особенностями, применение визуализации в процессе обучения должно быть крайне аккуратным и обоснованным.
В данной статье мы хотели бы подробнее рассмотреть несколько возможных методов визуализации учебного материала при обучении таким аспектам, как грамматика, лексика и фонетика английского языка.
Обучение грамматике – один из важнейших аспектов обучения иностранному языку, так как полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматики. Но, к сожалению, как мы знаем, для большинства учащихся грамматика является одной из самых сложных частей при изучении иностранного языка. Все мы также знаем традиционные временем доказанные способы обучения грамматике английского языка, которые приводят к высоким результатам и по сегодняшний день. Но мы должны принять тот факт, что эпоха печатных пособий по изучению грамматики английского языка постепенно сходит на нет. С развитием компьютерных технологий мы переходим на новый этап не только обучения, но и всей нашей жизни. Сегодня учащиеся и не только проводят много времени перед монитором своего компьютера, ноутбука, планшета или смартфона. Так происходит, потому что существует целый увлекательный мир, который кроется по ту сторону экранов. Задача современных учителей английского языка сделать все возможное, чтобы воссоздать этот интересный мир на своих уроках.
Именно визуализация грамматического материала позволяет педагогу создать комфортные условия для чувственного восприятия теоретических правил на уроке английского языка. Она позволяет увеличить эффективность усвояемости языкового материала, помогает осмысленно воспринимать новую информацию, а также повышает внутреннюю мотивацию обучающихся. Визуализация развивает когнитивную активность обучающихся, расширяя объем усвояемого материала, помогает снизить утомляемость, развить творческие способности, воображение, а также в целом сделать процесс обучения легче.
Однако стоит помнить, что процесс визуализации грамматики иностранного языка имеет свои особенности, так как грамматический материал необходимо представлять логически грамотно, выделяя определенные, наиболее важные, грамматические элементы, а также связывая их между собой и их обобщенным значением. Поэтому, с одной стороны, важно показать связь между элементами, которые педагог демонстрирует обучающимся, а с другой стороны – необходимо сделать это таким образом, чтобы не запутать учеников еще больше.
Одним из самых распространенных способов визуализации грамматики английского языка является инфографика в виде ментальной карты, которая была впервые применена британским психологом Тони Бьюзен ещё в 1960-х.
Ментальные карты позволяют графически оформить и запомнить большой объем информации с помощью ассоциаций и связей.
Применение ментальных карт при обучении грамматике английского языка позволяет:
- создать мотивацию к овладению грамматики,
- организовать индивидуальную, парную или групповую работу обучающихся,
- конструировать грамматический материал в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся,
- организовывать самостоятельную деятельность обучающихся,
- организовывать проектную деятельность обучающихся,
- научить обучающихся пользоваться разнообразными источниками письменной и устной информации, необходимой для выполнения поставленной учебной задачи,
- развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся, их мышление, память, интуитивные способности.
Что касается лексических навыков, то их сформированность определяется способностью учащегося извлечь из долговременной памяти необходимые для коммуникации в конкретной ситуации общения лексические единицы. Также важно помнить про более сложные лексические явления, такие как использование фиксированных выражений и коллокаций. Нельзя также обойти вниманием и тот факт, что работа с лексикой подразумевает понимание семантических нюансов и тонкостей изучаемого языка, а также разницы в объеме и количестве значений, т.е. оттенков смысла и стилистического употребления языковых единиц. Формирование лексической компетенции учащихся возможно при правильной организации лексики, ее запоминании и усвоении, что в свою очередь, подразумевает понимание значения, практическую тренировку новых лексических единиц и выработку навыков их использования, комбинируя в соответствии с ситуацией общения и контекстом. Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что применение визуализации также будет весьма эффективным при обучении лексической стороне иностранного языка.
Для изучения и отработки лексики существует множество различных ресурсов. Одними из наиболее набирающими популярность среди учащихся и педагогов являются такие цифровые ресурсы, как Quizlet и Kahoot. Однако сегодня доступ открыт лишь к сервису Quizlet, о котором мы и хотели бы рассказать.
Quizlet - бесплатный сервис, который позволяет легко запоминать любую информацию, которую можно представить в виде учебных карточек. Все что требуется — это найти в базе или создать свой интерактивный материал — собственные карточки, добавляя к ним картинки и аудиофайлы и затем выполнять упражнения и играть в игры, чтобы запомнить данный материал. На платформе есть несколько различных режимов: Карточки, Заучивание, Письмо, Правописание, Тест, а также дополнительны режимы Подбор и Гравитация.
В связи с постоянным расширением англоязычного пространства в настоящее время ученикам и студентам предъявляются все более высокие требования к уровню владения английским языком. В связи с этим учащийся должен не только довести до автоматизма владение грамматики, но и добиться беглости речи.
Как мы уже говорили ранее, прогресс в сфере компьютерных технологий имеет большое влияние на современных детей. В связи с этим, современный педагог для привлечения внимания и повышения мотивации изучения иностранного языка может применять технологию видео подкастов, как один из способов визуализации по практической фонетике английского языка. С помощью таких видео проектов учащиеся не только будут развивать свою речемыслительную деятельность, но и повысят свой интерес к изучению языка, что также сопровождается самостоятельной деятельностью учащихся.
С методической точки зрения видео подкасты имеют широкое поле применения, способствуя, прежде всего, формированию устных видов речевой деятельности, в нашем случае – развитию устно-произносительных навыков и устно-речевых умений. Кроме того, данная технология позволяет наглядно презентовать новый учебный материал, тренировать фонетические навыки чтения и имитации, формировать социокультурную и социолингвистическую компетенцию учащихся. Видео подкасты уместно применять не только в качестве материала для создания упражнений и заданий для тренировки фонетики чтения, но и для развития и эффективной тренировки подготовленной и неподготовленной речи.
Таким образом, мы видим, что процесс визуализации на уроках иностранного языка повышает эффективность обучения, учащиеся изучают языки сознательнее и более заинтересованно. Это обусловлено тем, что любой вид наглядности способствует привлечению психической активности учеников, поднимает глубокий интерес к урокам иностранного языка, увеличивает объем усваивающей информации, снижает возможность утомляемости, а также развивает творческое воображение, активизирует волю человека и облегчает сам процесс обучения различным аспектам языка: грамматики, лексики и фонетики.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.