Уникален и бесценен клад советских биологов, которые своими открытиями, исследовательскими работами, достижениями, трудом приближали освобождение страны от фашизма.
Нападение немецко-фашистских захватчиков заставило всех людей прервать свою мирную жизнь.
Судьба страны решалась не только на полях сражений, она решалась в научно-исследовательских лабораториях и мастерских.
В годы ВОВ плодотворно работали не только физики, математики, химики, но и биологи. Перед ними стояла задача максимально расширить пищевые ресурсы, найти новое растительное сырье для пищевой, химической промышленности и медицины.
Огромная ответственность в годы войны легла на плечи ученых-медиков, специалистов здравоохранения, всей армии врачей.
Война поставила перед ними ряд задач:
Освоить радикальные методы лечения раненых, чтобы в кратчайшие сроки восстановить боеспособность бойцов и возвратить их в ряды армии;
Не допустить возникновения и развитие в стране эпидемий.
Таким эффективным средством борьбы с кровотечениями медицина до этого не располагала.
Разработанный Кудряшовым и внедренный в производство препарат Тромбин обладал чрезвычайно ценным свойством: за 3-6 секунд свертывать изливающуюся из раны кровь в сгусток – тромб, который закрывал рассеченные кровеносные сосуды и тем самым останавливал кровотечение. Особенно ценным было свойство тромбина останавливать так называемые паренхиматозные (тканевые) и капиллярные кровотечения из мозга, печени, легких, селезенки и других органов и тканей.
Среди работ биологов прежде всего следует отметить результаты научных исследований профессора
Б.А. Кудряшова, которые в годы войны спасли жизнь многим сотням тысяч раненым на фронте солдат и офицеров.
- В 1942-м году фашистские оккупанты предприняли попытку заразить водоснабжение Сталинграда холерным вибрионом. Туда в срочном порядке направили десант, состоящий из эпидемиологов и микробиологов во главе с Зинаидой Виссарионовной Ермольевой. В склянках с собой они везли бактериофаги - вирусы, поражающие клетки возбудителя холеры. Эшелон Ермольевой попал под бомбёжку. Множество медикаментов было уничтожено.
Так же неоценимый вклад в спасение жизней не только солдат, но и мирного населения внесла микробиолог Зинаида Виссарионовна Ермольева.
Она работала по двум направлениям: занималась изучением возбудителя холеры и разработкой отечественного препарата пенициллина.
Пришлось восстанавливать утраченные препараты. Сложнейшее микробиологическое производство наладили в подвале одного из зданий. Ежедневно холерный фаг вместе с хлебом принимали 50 тысяч человек. Ермольева лично учила девушек-санитарок делать прививки. По радио читали статьи по профилактике желудочно-кишечных заболеваний. Колодцы с водой тщательно хлорировали.
Благодаря грамотно проведённым противоэпидемическим мероприятиям вспышку холеры в Сталинграде удалось предотвратить.
В годы Великой Отечественной войны основное количество смертей раненых бойцов приходилось на гнойно-асептические осложнения. Бороться с ними тогда не умели. Учёному-микробиологу Ермольевой правительство поручило создать отечественный аналог антибиотика. И она это сделала.
Использование этого лекарства в армии резко снизило смертность и заболеваемость, связанную с гнойной инфекцией. Практически до 80% раненых стали возвращаться в строй. Тогда Зинаида Ермольева и получила почётное имя – «Мадам Пенициллин».
В годы войны не хватало ваты и перевязочных материалов.
Врач Новотельнов догадался использовать вместо ваты мох сфагнум. Мох заменил и йод: содержащееся в нем фенольное соединение - сфагнол, подобное карболовой кислоте, обладает дезинфицирующими свойствами, и в ранах не развивается гнойная инфекция. По абсорбционным свойствам, по способности впитывать воду и кровь сфагнум не уступает вате. Исследователи показали, что одна весовая часть сфагнума может впитывать до 25 весовых частей воды.
Большую роль в военной науке сыграли биологи и психологи.
Леонид Викторович Крушинский советский и российский ученый-биолог работал над вопросами в области собаководства. Разработал методики определения у собак типа нервной системы и остроты обоняния при отборе животных для выполнения разных функций. Собаки с сильным типом нервной системы использовались для противотанковой обороны. Их дрессировали бежать под танк с прикрепленной на спине миной. Собаки не всегда погибали, так как были обучены сбрасывать взрывчатку перед идущим танком или на железнодорожные пути перед поездом, а затем убегать.
Для минорозыскной службы отбирали дисциплинированных собак с хорошим чутьем. Использование на фронте собак-минорозыскателей давало много преимуществ: в 10–15 раз увеличивалась обследуемая площадь, возрастала скорость поиска и, наконец, работая с собакой, минер подвергался меньшему риску.
Для перевозки раненых отбирались выносливые, непугливые и не злобные собаки. В одной упряжке обычно работало 4 собаки, зимой их запрягали в лодку-волокушу, а летом носилки ставили на колеса. Каждая такая упряжка заменяла 5–6 санитаров и могла вывозить раненых из недоступных для другого транспорта мест. В период активных действий 10-й армии за 4 месяца 1944 года с помощью собак было вывезено 13500 тяжело раненных бойцов и доставлено 300 тонн боеприпасов.
Институт антропологии также выполнял задания, касающиеся стандартов военного обмундирования, при производстве средств химической защиты населения.
Так, были разработаны стандартизованные размеры головы и лица человека для обмундирования.
Для этого были произведены измерения 15тыс. мужчин, женщин и детей различных территориальных групп.
Прежде всего возросли потребности в витамине С, предупреждающем цингу. Профессор В.А. Энгельгардт разработал способ получения витамина С из незрелого грецкого ореха. Был построен ряд заводов, изготавливающих витамин С из грецкого ореха.
В годы войны в связи с качественным ухудшением пищевого рациона и преобладанием углеводной пищи резко возросла роль витаминов, которые предотвращали возможные заболевания в армии и среди населения.
Хвойные установки быстро организовали в больницах, на предприятиях, в научных и учебных учреждениях, в некоторых воинских частях. Уже к концу ноября в Ленинграде их работало более ста. Для гражданского населения был организован выпуск хвои в пакетах. Торговали ими через аптеки бесперебойно. Пакеты содержали инструкцию, как приготовить настой в домашних условиях, разработанную также во ВНИВИ. Кроме того, об этом многократно передавали по ленинградскому радио.
Для госпиталей, больниц, детских учреждений ученые рекомендовали еще одно противоцинготное средство – суп из проросшего гороха. В одной тарелке такого супа содержалось около двух доз аскорбиновой кислоты.
Весной 1942 г. перед ВНИВИ была поставлена задача – использовать дикорастущие растения в качестве источника белка, витамина C и каротина. Совместно с Ботаническим садом АН СССР были отобраны наиболее ценные растения – лебеда, крапива, одуванчик и другие, разработаны способы консервирования, а кулинары составили рецепты салатов, супов.
С мая 1942 г. в городе проводили широкую пропаганду дикорастущих растений: на радио, в печати, на собраниях, лекциях, совещаниях. В дальнейшем дикорастущие растения так вошли в меню фабрик–кухонь, что осенью 1942 г. их стали заготавливать про запас на зиму.
В годы войны, когда все силы науки были сосредоточены на самых актуальных вопросах помощи фронту, биологические учреждения АН СССР и ее филиалы направили усилия своих ученых на то, чтобы дать стране максимальное количество сельскохозяйственной продукции. Научную разработку проблем сельскохозяйственного производства осуществляла Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук имени В.И.Ленина (ВАСХНИЛ), которая впервые годы войны была эвакуирована из Москвы в Западную Сибирь.
Ученые ВАСХНИЛ разрабатывали применительно к особенностям отдельных районов Урала, Сибири, Казахстана, Средней Азии эффективные приемы семеноводства и агротехники с целью получения в этих районах высоких урожаев зерновых, масличных, кормовых культур, сахарной свеклы, картофеля.
Селекционерами были выведены три новых сорта картофеля, эффективных для возделывания в условиях Сибири. Сорта отличались высоким содержанием крахмала, устойчивостью к засухе и пониженным температурам.
Создали новые сорта яровой пшеницы, знаменитую озимую рожь Волжанку.
Кроме того, впервые в мире получили многолетние кормовые высокопродуктивные житняково-пырейные гибриды, обладающие высокой кормовой ценностью.
Вывели ценные сорта озимой пшеницы Краснодарка, Новоукраинка-83, у которых зерно в колосьях держится до самой осени. Сорта эти относятся к сильным сортам пшеницы, т.к. зерно их обладает высокими мукомольными и хлебопекарными свойствами. Новые сорта в годы войны и в первое послевоенное время занимали на Кубани большие площади. Они давали высокие устойчивые урожаи.
Страна в годы войны только за счет этих сортов дополнительно получила миллионы пудов хлеба. Это был весомый вклад ученых в разгром врага, в Победу.
Великая отечественная война явилась серьезной проверкой творческих сил нашей науки. Этот трудный экзамен наши ученые с честью выдержали. Они продемонстрировали перед всем миром свою силу и способность в короткие сроки использовать научные достижения не только в мирных, но и в оборонных целях. Большой вклад в дело победы внесли биологи. Чем дальше по времени уходят годы войны, тем ярче становятся воспоминания о тех людях, которые ценой своей жизни, боролись на фронте и в тылу за победу нашей Родины.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.