Вклад геологов в Великую Победу

  • ppt
  • 09.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Соколова -геологи.ppt

ОГАОУ «Центр образования «Ступени»

Вклад геологов
в
Великую Победу

Исследовательский проект по географии
Выполнила: Соколова Анастасия,
обучающаяся 8класса
Руководитель проекта: Номоконова А.А.,
учитель биологии и географии
г. Биробиджан, 2025г.

Цель и задачи

Цель: на основе анализа различных информационных источников показать вклад геологов в победу в ВОВ .
Задачи:
1. Изучить и проанализировать информацию о вкладе геологов в ВОВ .
2. Провести анкетирование респондентов на предмет знаний о работе геологов во время ВОВ.
3. Выполнить презентацию для внеклассного мероприятия “Вклад геологов в Великую Победу”.
4. Составить и провести викторину «Геология во время ВОВ».
5. Разработать и создать геопазлы для настольной игры «Наука фронту».

Гипотеза

География как наука, имеет практическое значение не только в повседневной жизни, но и сохраняет своё значение в военное время.


Методы

1. Анкетирование.
2. Анализ.
3. Обобщение.
4. Моделирование

Анкетирование респондентов

В опросе участвовало 30 респондентов. На основании анкетирования я сделала следующие выводы:
1. Практически все респонденты знают о том, кто такие геологи.
2. Не все респонденты знали о деятельности геологов во время ВОВ.
3. Большинство респондентов знают о том, что чёрным золотом Победы является нефть.
4. Никто не знает, что такое ленд-лиз.

Геология и война

В первые годы войны геологи были зачислены в ряды Красной Армии и главной их целью стало изучение местности, где вскором будущем будут проходить военные действия. Геологи работали на фронте, на ближних к нему подступах (ВГО) и в тылу.

Семь линий геологической обороны

I-линия: ПЕРЕДОВАЯ. На фронте работали военно-геологические отряды (ВГО): прокладывали пути, изучали рельеф для наступлений, обеспечивали инженерную и картографическую поддержку операций
II-линия: ЭВАКУАЦИЯ ПОД ОГНЁМ. Это Запад страны. Отсюда срочно вывозили: геологов,оборудование, отчёты и карты. Многие партии уходили буквально под бомбёжками
III-линия: ПРИФРОНТОВОЙ ТЫЛ. Геологи работали в условиях неустойчивого фронта: выбирали площадки для аэродромов, проектировали военно-полевые дороги, помогали разворачивать тыловую инфраструктуру.
IV-линия:ФРОНТОВОЙ ТЫЛ. Районы в досягаемости вражеской авиации. Именно здесь, в 1942–1943, разворачивались резервы и ресурсы для Сталинграда и Кавказа. Геологи: искали минеральное сырьё, подбирали стройматериалы,обеспечивали воду и топливо.

V-линия: УРАЛ. Главный геологический фронт страны. После потери Донбасса и Никополя, Урал стал центром добычи, местом эвакуации оборонных заводов,зоной ускоренной разведки новых месторождений.
VI-линия: ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ. КАЗАХСТАН. СРЕДНЯЯ АЗИЯ. Глубокий тыл, где размещались эвакуированные предприятия, усиливались геологоразведочные силы, шёл поиск стратегического сырья — от угля до редкоземельных металлов
VII-линия: ВОСТОК: СИБИРЬ и ДАЛЬНИЙ ВОСТОК. Здесь было далеко от линии фронта, но близко к Японии. Геологи обеспечивали работу военных гарнизонов, искали золото, олово, вольфрам, разведывали малодоступные территории — Колыму, Якутию, Приморье.


Семь линий геологической обороны

Важнейшие геологические открытия времён ВОВ

Победу ковала вся таблица Менделеева.
Более 30 химических элементов необходимо было для создания бронезащиты танков, а для производства самолётов — более 48.
Именно поэтому работа геологов так была важна в то военное время. Они не только обеспечивали военные заводы сырьём, но и продолжали научные исследования, искали перспективные ресурсы, сохраняли знания, карты и методики.
Их вклад в Победу — в каждом килограмме броневой стали, в каждом литре топлива, в каждом точно нанесённом рубеже на военной карте.

Железо и марганец — основа чёрной металлургии



Железо в виде стали чугуна использовалось для производства военной техники.
Марганец использовался при производстве элеметов брони.

Так как бассейны марганца и железа оказались на территории окупированной Украины, то разведку этих полезных ископаемых начали вести на Урале, в Казахстане и Западной Сибири.

Золото для ленд-лиза

Ленд-лиз — это программа экономической помощи со стороны США своим союзникам в годы ВОВ.
Золото — было основой золотовалютных резервов СССР и использовалось для оплаты поставок вооружения, транспорта, продовольствия.
Всего за 1941-1944 годы геологи выявили 150 россыпных месторождений золота на Северо-Востоке страны, а именно на Колыме, 80 из них сдано в эксплуатацию.

Слюды – сырьё для приборостроения и электроники.
МУСКОВИТ

Мусковит — минерал группы слюд. Он был стратегическим сырьём для изготовления конденсаторов для авиационной промышленности. Его добыча велась в Карелии и Иркутской области.
Но мусковита не хватало и поэтому геологи и учёные нашли альтернативу — минерал флогопит. Добыча флогопита велась в Иркутской области и в Якутии.

Уголь – топливо Победы


В начале войны СССР в короткие сроки лишился Донецкого и Подмосковного угольных бассейнов. Дефицит угля было решено сократить за счёт разработки месторождений на восточных территориях от Урала до Дальнего Востока.



Алюминий – для авиации

Алюминий и его сплавы — незаменимый материал для авиационной промышленности, использовался в обшивке самолётов, при изготовлении двигателей, винтов, шасси.
Сырьевая база алюминиевой промышленности сместилась на Урал, так как с началом войны возникла острая нехватка “крылатого металла”.

Нефть — чёрное золото Победы

Нефть — сырьё для производства топлива — бензина, керосина дизеля, а так же мазута, смазочных масел и нефтепродуктов.
Вся военная техника и подводные лодки требовали огромных объёмов нефтепродуктов.
Увеличение добычи нефти было достигнуто открытием безопасного района - «Второго Баку» в
Волго-Уральском районе.
За годы войны было открыто 73 нефтяных и газовых месторождений.

Выводы:


Моя гипотеза о том, что география как наука, действительно имеет практическое значение не только в повседневной жизни, но и сохраняет своё значение в военное время, подтвердилась.
В ходе работы над проектом, я расширила знания обучающихся нашего Центра о героических труженниках ВОВ – геологах, организовав внеклассное мероприятие “Вклад геологов для Великой Победы”. Мероприятие позволило ребятам осознать вклад отечественной науки в победу нашего народа.
В завершении работы над проектом я создала настольную игру “НАУКА ФРОНТУ”, разработав для неё геопазлы по трём трекам: “ Что?Где?Когда?” , “Учёные -географы в ВОВ”, “Вклад географических наук в Победу в ВОВ”.



Спасибо
за
внимание!

Посмотрите также