Влияние физических нагрузок на физическую и умственную работоспособность студентов
Оценка 4.8

Влияние физических нагрузок на физическую и умственную работоспособность студентов

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа
09.02.2022
Влияние физических нагрузок на физическую и умственную работоспособность студентов
Научно- исследовательская работа на тему: "Влияние физических нагрузок на физическую и умственную работоспособность студентов"
lfk_issledovanie.docx

 

 

Влияние физических нагрузок на физическую и умственную работоспособность студентов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Качественная подготовка молодых специалистов предполагает, прежде всего, повышение качества и эффективности всего процесса обучения в вузе. Важным условием, определяющим эффективность учебного процесса, является высокий уровень умственной и физической работоспособности студентов, а также учебно-трудовая активность студентов. Высокий уровень умственной и физической работоспособности в процессе учебной деятельности студентов обусловливается многими внешними и внутренними факторами. ' Среди них большую роль играет правильная организация учебного труда студентов, включающая в себя, как обязательный элемент, занятия физической культурой и спортом.

Сложившаяся ситуация указывает на актуальность изучения факторов, обеспечивающих высокий уровень умственной и физической работоспособности в процессе обучения в вузе, на необходимость изучения закономерностей и взаимосвязи между уровнем двигательной активности и характеристиками умственной деятельности студентов. На это указывается в работах М.Я. Виленского (1976-1982), Е.Д. Хомской с соавторами (1987), А.Я. Найна (1994), В.А. Грибова (1995) и др.

В доступной литературе недостаточно изучены вопросы оптимизации умственной работоспособности студентов с использованием средств физической культуры. Существующая потребность в повышении адаптивных возможностей организма к воздействию физического и умственного утомления, неблагоприятных факторов внешней среды подчеркивает актуальность исследования. Требуют дальнейшей разработки и решения вопросы использования естественносредовых факторов и их сочетание с выполнением физических упражнений в рамках учебных занятий физическим воспитанием. В системе физкультурного образования до сих пор не нашли отражения те глобальные изменения, которые произошли в течение последних лет в обществе и физической культуре (Платонов В.Н., 1990).

Таким образом, тема данного исследования является достаточно актуальной и требует решения ряда задач:

1) теоретическое обоснование проблемы;

2) планирование эксперимента: экспериментальная группа на протяжении 2 недель (с 20.11. 2017 по 1.12. 2017) занималась степ-аэробикой, контрольная не имела особых физических нагрузок, кроме как, средовых;

3) проведение исследования;

4) интерпретация и обоснование полученных результатов;

Глава 1. Теоретические подходы по исследованию физической и умственной работоспособности.

1.1   Физическая работоспособность и способы её измерения.

Роль физических упражнений не ограничивается только благоприятным воздействием на здоровье, одним из объективных критериев которого является уровень физической работоспособности человека. Физические упражнения повышают устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов. Показателем стабильности здоровья служит высокая степень работоспособности и, наоборот, низкие ее значения рассматриваются как фактор риска для здоровья. Как правило, высокая физическая работоспособность связана с постоянной, не уменьшающейся в объеме, в сочетании с сбалансированным питанием, тренировкой (более высокой двигательной активностью), что обеспечивает эффективность самообновления и совершенствования организма.

Физическая работоспособность – способность человека выполнять заданную работу с наименьшими физиологическими затратами с наивысшими результатами. Работоспособность подразделяют на общую и специальную. Общая физическая работоспособность – это уровень развития всех систем организма и всех физических качеств. Специальная физическая работоспособность – это уровень развития физических качеств и тех функциональных систем, которые непосредственно влияют на результат в избранном виде спорта. Единицы измерения, нормы и факторы в каждом виде спорта индивидуальны.

Потребность в движении - одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его эволюционного развития. Развитие происходит в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью.

Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль. Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических их культурных факторов. Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками. Для нормального развития и функционирования организма сохранения здоровья необходим определенный уровень физ. активности. Этот диапазон имеет минимальный, оптимальный уровни двигательной активности и максимальный.

Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма. При оптимальном достигается наиболее высокий уровень функциональных возможностей и жизнедеятельности организма; максимальные границы отделяют чрезмерные нагрузки, которые могут привести к переутомлению, резкому снижению работоспособности. При этом возникает вопрос о привычной физической активности, которую можно определить уровнем и характером потребления энергии в процессе обычной жизнедеятельности. Оценка этой двигательной активности проводится по двум составляющим, профессиональной и непрофессиональной.

Давайте посмотрим, какова двигательная активность современного человека студенческого возраста. Надо отметить недостаточность движений, что вызывает целый ряд функциональных и органических изменений, а так же болезненных симптомов, отмечаемых во всех почти органах и системах организма. Такое явление получило название “гипокинетической болезни” “гипокинезии”.[1]

При уменьшении физической нагрузки в мышцах отмечается усиливающаяся атрофия со структурными и функциональными изменениями, ведущими к прогрессирующей мышечной слабости. Например, из-за ослабления мышц связочного и костного аппарата туловища, нижних конечностей, которые не могут выполнять полноценно свою функцию - удержание опорно-двигательного аппарата, развиваются нарушения осанки, деформация позвоночника, грудной клетки, таза и т. д. которые влекут целый ряд нарушений здоровья, что приводит к снижению работоспособности. Ограничение двигательной активности приводит к изменениям функций внутренних органов. При этом очень уязвимой являетсясердечно сосудистая система. Функциональное состояние сердца ухудшается, нарушаются процессы биологического окисления, что ухудшает тканевое дыхание. При небольшой нагрузке развивается, кислородная недостаточность. Это приводит к ранней патологии системы кровообращения, развитию атеросклеротических бляшек, быстрому износу системы.

При низкой двигательной активности уменьшаются резервы, что снижает общую адаптационную способность организма. Происходит преждевременное формирование “старческого” механизма регуляции жизнедеятельности органов и тканей. У людей, ведущих малоподвижной образ жизни, наблюдается прерывистое дыхание, отдышка, снижение работоспособности, боли в области сердца, головокружение, боли в спине. Снижение физической активности ведет к инфаркту, гипертонии, ожирению. Например, у людей умственного труда инфаркт миокарда встречается в 2-3 чаще, чем у людей физического труда.

Патологические изменения в организме развиваются не только при отсутствии движения, но и даже при обычном образе жизни, но тогда, когда двигательный режим не соответствует “задуманной” природой генетической программе. Недостаточность физической активности приводит к нарушению обмена веществ, нарушению устойчивости к гипоксии - недостатку кислорода.

Способность человека противостоять гиподинамии - отсутствие мышечной активности - далеко не беспредельна. Уже через одну-две недели постельного режима, даже у совершенно здоровых людей отмечается значительное уменьшение мышечной силы, расстройство координации движений, снижение выносливости. Отрицательные последствия гиподинамии распространяются на многие функции организма даже, не имеющих отношение к мышечной работе, движению.

Например, недостаток нервных импульсов способствует развитию тормозных процессов в головном мозге, из-за чего ухудшается его деятельность, контролирующая работу внутренних органов. В результате их функционирование, взаимодействие этих органов постепенно нарушается.

Различают аэробную работоспособность, т.е. работоспособность в условиях соответствующего режима метаболизма поступления кислорода, и анаэробную-способность выполнять кратковременную работу без поступления кислорода к мышечным волокнам. Повышение с возрастом (от 5 до 35 лет) аэробной работоспособности обеспечивается развитием функций следующих систем:системы кровообращения; (предельно возможное увеличение МОК), системы дыхания (увеличение легочной вентиляции), системы крови (возрастание содержания гемоглобина от рождения от рождения до 16-18 лет), а также способностью мышечных клеток утилизировать кислород благодаря повышению плотности капиллярова в скелетных мышцах, росту количества митохондрий в миоцитах и активности окислительных ферментов в них. Количественно это выражается в увеличении такого физического состояния человека, как максимальное потребление кисорода (МПК). Абсолютные величины МПК выражаютс в л/мин, относительные – в мл/мин/кгкг массы тела. Относительные величины МПК возрастают до 25-30 лет, а затем начинают уменьшаться, снижая способность длительно выполнять физическую работу. В детском, подросковом и юношеском возрасте аэробная и анаэробная работоспособность меньше, чем у взрослых (снижены предельно возможные продолжительность и мощность работы).

Заключение о величине физической работоспособности можно составить только на основе комплексной оценки. На практике физическая работоспособность определяется с помощью функциональных проб. С этой целью наукой предложено более 200 различных тестов. Для оценки физической работоспособности в спортивно-медицинской и педагогической практике используются специальные приборы; велоэргометры, степэргометры (восхождение на ступеньку-вышагивание), бег на тредмиллях (бегущая дорожка). [1]

1.2   Умственная работоспособность и способы её измерения.

Умственная работоспособность — это способность воспринимать и перерабатывать информацию, потенциальная способность человека выполнить в течение заданного времени с максимальной эффективностью определенной количество работы, требующей значительной активации нервно-психической сферы субъекта.

Умственная деятельность сопровождается некоторыми особенностями. При умственной работе мозг склонен к инерции, к продолжению работы в заданном направлении. Таким образом, в результате длительного занятия умственным трудом наблюдается ослабление функционального состояния организма.

В процессе выполнения любой работы человек проходит через различные стадии работоспособности:

1.     Фаза мобилизации характеризуется предстартовым состоянием. При фазе врабатываемости могут быть сбои, ошибки в работе.

2.     Фаза оптимальной работоспособности или фаза компенсации, характеризуется хорошим стабильным результатом работы, максимальной производительностью труда.

3.     Фаза полной компенсации. Отличительной чертой полной компенсации является возникновение начальных признаков утомления, которое может компенсироваться волевым усилием человека и положительной мотивацией его к работе и не вызвать снижение работоспособности.

4.     Фаза неустойчивой компенсации, характеризуется нарастанием утомления, т.е. снижением работоспособности. Степень снижения работоспособности и способность компенсации ее в этот период в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей человека.

5.     Фаза прогрессивного снижения работоспособности (декомпенсации). Сопровождается нарастанием утомления, которое выражается в снижении продуктивности, эффективности умственной работы. В этот период человек не в состоянии волевым усилием компенсировать снижение работоспособности.

После прекращения работы наступает фаза восстановления физиологических и психологических ресурсов организма.

К факторам, определяющим умственную работоспособность студентов можно отнести следующие:

- состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности;

- общая и специальная эрудиция;

- личностные качества: твердость характера, воля, усидчивость;

- уровень развития высших психических функций: внимания, памяти, мышления, скорости переработки информации;

- ведение здорового образа жизни, соблюдение режима дня, труда и отдыха, питания, двигательной активности;

- настроение, самочувствие, интерес к деятельности.

Умственная работоспособность непостоянна, она изменяется на протяжении рабочего дня. В начале она низкая (период вырабатывания), затем поднимается и какое-то время удерживается на высоком уровне (период устойчивой работоспособности), после чего снижается (период не-компенсированного утомления). Умственная работоспособность человека в значительной мере зависит от времени суток. Суточный физиологический ритм функциональных систем организма определяет повышенную интенсивность деятельности органов и систем в дневное время и пониженную – в ночное время. Умственная работоспособность изменяется в течение недели. На понедельник приходится стадия врабатывания, на вторник, среду и четверг – высокая работоспособность, а развивающееся утомление приходится на пятницу и субботу. Именно поэтому в воскресенье следует больше внимания уделять активному отдыху, занятиям физическими упражнениями.

Многочисленными исследованиями доказано, что занятия физическими упражнениями оказывают эффективное влияние на факторы повышения работоспособности и противодействуют преждевременному наступлению утомления. В течение учебного дня целесообразно использовать физкультурные паузы, т.е. выполнять физические упражнения в перерывах между занятиями. [4]

1.3   Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека.

Функциональная активность человека характеризуется различными двигательными актами: сокращением мышцы сердца, передвижением тела в пространстве, дыханием, а также двигательным компонентом речи, мимики.

Существуют два основных вида трудовой деятельности человека - физический и умственный труд и их промежуточные сочетания.

Физический труд - это вид деятельности человека, особенности которой определяются комплексом факторов, отличающих один вид деятельности от другого, связанного с наличием каких-либо климатических, производственных, физических, информационных и тому подобных факторов.

Выполнение физической работы всегда связано с определенной тяжестью труда, которая определяется степенью вовлечения в работу скелетных мышц и отражающая физиологическую стоимость преимущественно физической нагрузки. По степени тяжести различают физически легкий труд, средней тяжести, тяжелый и очень тяжелый.

Критериями оценки тяжести труда служат эргометрические показатели (величины внешней работы, перемещенных грузов и др.) и физиологические (уровни энергозатрат, частота сердечных сокращений, иные функциональные изменения). [6]

Умственный труд - это деятельность человека по преобразованию сформированной в его сознании концептуальной модели действительности путем создания новых понятий, суждений, умозаключений, а на их основе - гипотез и теории.

Результат умственного труда - научные и духовные ценности или решения, которые посредством управляющих воздействий на орудия труда используются для удовлетворения общественных или личных потребностей.

Одна из важнейших характеристик личности - интеллект. Условием интеллектуальной деятельности и ее характеристикой служат умственные способности, которые формируются и развиваются в течение всей жизни. Интеллект проявляется в познавательной и творческой деятельности, включает процесс приобретения знаний, опыт и работоспособность использовать их на практике.

Другой, не менее важной стороной личности является эмоционально-волевая сфера, темперамент и характер. Возможность регулировать формирование личности достигается тренировкой, упражнением и воспитанием. А систематические занятия физическими упражнениями, и тем более учебно-тренировочные занятия в спорте оказывают положительное воздействие на психические функции, с детского возраста формируют умственную и эмоциональную устойчивость к напряженной деятельности.

Многочисленные исследования по изучению параметров мышления, памяти, устойчивости внимания, динамики умственной работоспособности в процессе производственной деятельности у адаптированных (тренированных) к систематическим физическим нагрузкам лиц и у неадаптированных (нетренированных) свидетельствуют, что параметры умственной работоспособности прямо зависят от уровня общей и специальной физической подготовленности. Умственная деятельность будет в меньшей степени подвержена влиянию неблагоприятных факторов, если целенаправленно применять средства и методы физической культуры (например, физкультурные паузы, активный отдых и т.п.).

Учебный день насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Вынужденная рабочая поза, когда мышцы, удерживающие туловище в определенном состоянии, долгое время напряжены, частые нарушения режима труда и отдыха, неадекватные физические нагрузки - все это может служить причиной утомления, которое накапливается и переходит в переутомление.

Чтобы этого не случилось, необходимо один вид деятельности сменять другим. Наиболее эффективная форма отдыха при умственном труде - активный отдых в виде умеренного физического труда или занятий физическими упражнениями.

Большое профилактическое значение имеют и самостоятельные занятия физическими упражнениями в режиме дня. Ежедневно утренняя зарядка, прогулка или пробежка на свежем воздухе благоприятно влияют на организм, повышают тонус мышц, улучшают кровообращение и газообмен, а это положительно влияет на повышение умственной работоспособности. [5]

1.4   Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности

Основное средство физической культуры - физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам.

Устойчивость организма к неблагоприятным факторам зависит от врожденных и приобретенных свойств. Она весьма подвижна и поддается тренировке как средствами мышечных нагрузок, так и различными внешними воздействиями (температурными колебаниями, недостатком или избытком кислорода, углекислого газа). Отмечено, например, что физическая тренировка путем совершенствования физиологических механизмов повышает устойчивость к перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию некоторых токсических веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность. Тренированные лыжники при охлаждении их тела до 35єС сохраняют высокую работоспособность. Если нетренированные люди не в состоянии выполнять работу при подъеме их температуры до 37-38єС, то тренированные успешно справляются с нагрузкой даже тогда, когда температура их тела достигает 39єС и более

У людей, которые систематически и активно занимаются физическими упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельности.

К числу основных физических (или двигательных) качеств, обеспечивающих высокий уровень физической работоспособности человека, относят силу, быстроту и выносливость, которые проявляются в определенных соотношениях в зависимости от условий выполнения той или иной двигательной деятельности, ее характера, специфики, продолжительности, мощности и интенсивности. К названным физическим качествам следует добавить гибкость и ловкость, которые во многом определяют успешность выполнения некоторых видов физических упражнений. Многообразие и специфичность воздействия упражнений на организм человека можно понять, ознакомившись с физиологической классификацией физических упражнений (с точки зрения спортивных физиологов). В основу ее положены определенные физиологические классификационные признаки, которые присущи всем видам мышечной деятельности, входящим в конкретную группу.

Так, по характеру мышечных сокращений работа мышц может носить статический или динамический характер. Деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения тела или его звеньев, а также упражнение мышц при удержании какого-либо груза без его перемещения характеризуется как статическая работа (статическое усилие). Статическими усилиями характеризуется поддержание разнообразных поз тела, а усилия мышц при динамической работе связаны с перемещениями тела или его звеньев в пространстве Физическая культура студента.

Значительная группа физических упражнений выполняется в строго постоянных (стандартных) условиях как на тренировках, так и на соревнованиях; двигательные акты при этом производятся в определенной последовательности. В рамках определенной стандартности движений и условий их выполнения совершенствуется выполнение конкретных движений с проявлением силы, быстроты, выносливости, высокой координации при их выполнении. [7]

Есть также большая группа физических упражнений, особенность которых в нестандартности, непостоянстве условий их выполнения, в меняющейся ситуации, требующей мгновенной двигательной реакции (единоборства, спортивные игры). Две большие группы физических упражнений, связанные со стандартностью или нестандартностью движений, в свою очередь, делятся на упражнения (движения) циклического характера (ходьба, бег, плавание, гребля, передвижения на коньках, лыжах, велосипеде и т.п.) и упражнения ациклического характера (упражнения без обязательной слитной повторяемости определенных циклов, имеющих четко выраженные начало и завершение движения: прыжки, метания, гимнастические и акробатические элементы, поднимание тяжестей).

Общее для движений циклического характера состоит в том, что все они представляют работу постоянной и переменной мощности с различной продолжительностью. Многообразный характер движений не всегда позволяет точно определить мощность выполненной работы (т.е. количество работы в единицу времени, связанное с силой мышечных сокращений, их частотой и амплитудой), в таких случаях используется термин "интенсивность". Предельная продолжительность работы зависит от ее мощности, интенсивности и объема, а характер выполнения работы связан с процессом утомления в организме. Если мощность работы велика, то длительность ее мала вследствие быстро наступающего утомления, и наоборот.

При работе циклического характера спортивные физиологи различают зону максимальной мощности (продолжительность работы не превышает 20-30 с, причем утомление и снижение работоспособности большей частью наступает уже через 10-15 с); субмаксимальной (от 20-30 до 3-5 с); большой (от 3-5 до 30-50 мин) и умеренной (продолжительность 50 мин и более)

Особенности функциональных сдвигов организма при выполнении различных видов циклической работы в различных зонах мощности определяет спортивный результат. Так, например, основной характерной чертой работы в зоне максимальной мощности является то, что деятельность мышц протекает в бескислородных (анаэробных) условиях. Мощность работы настолько велика, что организм не в состоянии обеспечить ее совершение за счет кислородных (аэробных) процессов. Если бы такая мощность достигалась за счет кислородных реакций, то органы кровообращения и дыхания должны были обеспечить доставку к мышцам свыше 40 л кислорода в 1 мин. Но даже у высококвалифицированного спортсмена при полном усилении функции дыхания и кровообращения потребление кислорода может только приближаться к указанной цифре.

В течение же первых 10-20 с работы потребление кислорода в пересчете на 1 мин достигает лишь 1-2 л. Поэтому работа максимальной мощности выполняется "в долг", который ликвидируется после окончания мышечной деятельности. Процессы дыхания и кровообращения во время работы максимальной мощности не успевают усилиться до уровня, обеспечивающего нужное количество кислорода, чтобы дать энергию работающим мышцам. Во время спринтерского бега делается лишь несколько поверхностных дыханий, а иногда такой бег совершается при полной задержке дыхания.

При этом афферентные и эфферентные отделы нервной системы функционируют с максимальным напряжением, вызывая достаточно быстрое утомление клеток центральной нервной системы. Причина утомления самих мышц связана со значительным накоплением продуктов анаэробного обмена и истощением энергетических веществ в них. Главная масса энергии, освобождающаяся при работе максимальной мощности, образуется за счет энергии распада АТФ и КФ. Кислородный долг, ликвидируемый в период восстановления после выполненной работы, используется на окислительный ресинтез (восстановление) этих веществ Анатомия человека. Учебник для институтов физической культуры.

Снижение мощности и увеличение продолжительности работы связано с тем, что помимо анаэробных реакций энергообеспечения мышечной деятельности разворачиваются также и процессы аэробного энергообразования. Это увеличивает (вплоть до полного удовлетворения потребности) поступление кислорода к работающим мышцам. Так, при выполнении работы в зоне относительно умеренной мощности (бег на длинные и сверхдлинные дистанции) уровень потребления кислорода может достигать примерно 85% максимально возможного. При этом часть потребляемого кислорода используется на окислительный ресинтез АТФ, КФ и углеводов.

При длительной (иногда многочасовой) работе умеренной мощности углеводные запасы организма (гликоген) значительно уменьшаются, что приводит к снижению содержания глюкозы в крови, отрицательно сказываясь на деятельности нервных центров, мышц и других работающих органов. Чтобы восполнить израсходованные углеводные запасы организма в процессе длительных забегов и проплывов, предусматривается специальное питание растворами сахара, глюкозы, соками.

Ациклические движения не обладают слитной повторяемостью циклов и представляют собою стереотипно следующие фазы движений с четким завершением. Чтобы выполнить их, необходимо проявить силу, быстроту, высокую координацию движений (движения силового и скоростно-силового характера). Успешность выполнения этих упражнений связана с проявлением либо максимальной силы, либо скорости, либо сочетания того и другого и зависит от необходимого уровня функциональной готовности систем организма в целом.

К средствам физической культуры относятся не только физические упражнения, но и оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические условия). Использование оздоровительных сил природы способствует укреплению и активизации защитных сил организма, стимулирует обмен веществ и деятельность физиологических систем и отдельных органов. Чтобы повысить уровень физической и умственной работоспособности, необходимо бывать на свежем воздухе, отказаться от вредных привычек, проявлять двигательную активность, заниматься закаливанием. Систематические занятия физическими упражнениями в условиях напряженной учебной деятельности снимают нервно-психические напряжения, а систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма при напряженной учебной работе. [2]

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния физических нагрузок на умственную работоспособность студентов специальности «Психология»

Базой проведенного исследования послужил  Донецкий национальный университет (ДНР). Выборку исследования составляют молодые люди (18-25 лет), в общей сложности участие приняло 20 человек, исключительно женского пола.  Основой для выбора именно такой выборки служило: 1) психологические особенности возраста (юность), 2) общий вид занятий (учебная деятельность).

Исследование носило экспериментальный характер. Половина испытуемых представляла собой экспериментальную группу, вторая половина – контрольную.

Гипотеза исследования – было выдвинуто предположение, что физические нагрузки оказывают благоприятное влияние на ход течения умственной деятельности и повышают умственную работоспособность.

Задачи:

1) теоретическое обоснование проблемы;

2) планирование эксперимента: экспериментальная группа на протяжении 2 недель (с 20.11. 2017 по 1.12. 2017) занималась степ-аэробикой, контрольная не имела особых физических нагрузок, кроме как, средовых;

3) проведение исследования;

4) интерпретация и обоснование полученных результатов;

Основными экспериментальными методами стали:

1)  Вербальный тест интеллекта Айзенка

Тест коэффициента интеллекта (IQ), разработанный английским психологом  Гансом Айзенком. Известно восемь различных вариантов теста Айзенка на интеллект.

Эти тесты на интеллект иногда называются сборными тестами. Они предназначены для общей оценки интеллектуальных способностей с использованием словесного, цифрового и графического материала с различными способами формулировки задач. Таким образом, можно надеяться на взаимную нейтрализацию достоинств и недостатков; к примеру, человек, который хорошо справляется со словесными заданиями, но плохо решает арифметические задачи, не получит каких-либо преимуществ, но и не окажется в невыгодном положении, так как оба вида задач представлены в тестах примерно поровну.

 

2) «Прогрессивные матрицы» Равена

Тест предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. разрабатывались в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучший способ измерения фактора "g" — задача по выявлению отношений между абстрактными фигурами. Наиболее известны два основных варианта Р. п. м.: черно-белые и цветные матрицы. Разрабатывая тесты, которые были бы полезным инструментом для идентификации генетических и средовых причин интеллектуальных отклонений, Дж. Равен сознательно ставил перед собой задачу создания таких тестов, которые были бы теоретически обоснованы, однозначно интерпретируемы, просты для проведения и обработки, пригодны как для лабораторных, так и для полевых экспериментов, а также удобны для массовых обследований, проводимых на дому, в школах, на производстве и сопряженных с временными ограничениями.

Прогрессивные матрицы Равена предназначены для определения уровня умственного (интеллектуального) развития испытуемых в возрасте от 4,5 до 65 лет и старше. Матрицы Равена могут применяться на выборках испытуемых с любым языковым составом и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития.

Поскольку известны три варианта матриц Равена, то следует заметить, что каждый из вариантов предназначен для проведения диагностической работы с определённым контингентом испытуемых.

3) Тест «Долговременная память» А.Р. Лурия

Определить объем кратковременной и долговременной памяти у каждого студента учебной группы путем определения числа запомнившихся слов после каждого из пяти зачитанных исследователем 20 текстовых слов.

4) Исследование внимания при помощи таблиц Шульте 

Методика применяется для исследования темпа сенсомоторных реакций и особенностей внимания. Исследование производится с помощью специальных таблиц, изготовление которых несложно. На этих таблицах в беспорядке расположены числа от 1 до 25. Размер таблицы - 60х60 см. Обследуемый находится на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Ему дается инструкция отыскивать числа по порядку, каждое показать указкой и назвать вслух. Секундомером отмечается время, которое затрачивается на каждую таблицу.

Можно отмечать количества чисел, найденных обследуемым за каждые 30 с, либо время, за которое обследуемый находит каждые пять чисел.

Обычно здоровые обследуемые ведут поиск чисел в таблицах равномерно, а иногда даже наблюдается у них ускорение темпа сенсомоторных реакций в последующих таблицах.

5) Беседа с испытуемыми

Для количественной обработки полученных результатов была использована описательная статистика.

Полученные показатели до проведения экспериментального воздействия:

Табл. 1. Средние показатели по группе                                                   до экспериментального воздействия .

 Средние показатели по группе

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Вербальный интеллект Айзенка (КИ)

120, 4

120, 8

Прогрессивные матрицы Равена (IQ)

116, 3

118, 7

Долговременная память А.Р. Лурия

87, 3

87,1

Объем внимания Шульте

12,6

13.1

 

 

 

 

 

Гистограмма 1. Показатели до экспериментального воздействия.

 

После проведения эксперимента, испытуемые прошли батарею психодиагностических  тестов,  и после чего были  получены следующие результаты:

Табл. 2. Средние показатели по группе                                                        после экспериментального воздействия

 Средние показатели по группе

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Вербальный интеллект Айзенка (КИ)

121,1

120, 6

Прогрессивные матрицы Равена (IQ)

118,4

118, 9

Долговременная память А.Р. Лурия

87,8

87,0

Объем внимания Шульте

12,9

12,9

 

 

 

 

Гистограмма 2. Показатели после                                                          экспериментального воздействия.

Полученные статистические данные, позволяют сделать следующие выводы:

1) Вербальный интеллект в экспериментальной группе (далее ЭГ) вырос в сравнении с результатами до экспериментального влияния, более того, превысив первоначальный результат контрольной группы (далее КГ);

2) Тест IQ, как  и для ЭГ, так и для КГ имеет среднестатистический показатель ( в пределах 110-120), после экспериментального влияния, а именно, занятия на протяжении 2х недель степ-аэробикой, у ЭГ показатель вырос, однако он не превысил показатели КГ, у данной группы, показатель тоже вырос в числовых показателях, задания выполнялись лучше, возможно сработал эффект научения;

3) Показатели в тесте Лурия «долговременная память», указал значительные изменения, у ЭГ показатель из 87,3 вырос до 87,8, память КГ снизилась на 0,1 показатель.

4) Объем памяти во второй серии эксперимента изменился, как у ЭГ, так и КГ. Если в самом начале эксперимента объем памяти ЭГ составлял – 12,6, то к концу эксперимента он принял значение 12,9. Такой же показатель можно наблюдать и у КГ, однако их объем незначительно уменьшился с показателя 13,1 до 12,9, возможно это обусловлено средовым влиянием и различными психофизиологическими эффектами.

Таким образом, после проведения экспериментального исследования, в котором выдвигалась гипотеза о том,  что физические нагрузки оказывают благоприятное влияние на ход течения умственной деятельности и повышают умственную работоспособность, можно сказать о частичном подтверждении данной гипотезы.

Использование дозированных физических нагрузок позволяет более эффективно противостоять умственному утомлению и как следствие повысить успеваемость студентов, что выразилось в достижении более существенных сдвигов в результатах психологического тестирования у студентов экспериментальной группы, нежели у студентов  контрольной группы, которые не занимались степ-аэробикой на протяжении эксперимента

Полученные в исследовании факты дают дополнительные аргументы в пользу того, что занятия физическими упражнениями должны стать неотъемлемым компонентом жизни студентов, т.к. физическая работоспособность за время обучения в вузе несколько снижается или остается без изменения. Определяющим фактором в использовании средств физической культуры и естественносредовых факторов, с целью оптимизации физической и умственной работоспособности, является закономерность динамики их работоспособности на протяжении учебного дня, недели, семестра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Анатомия человека. Учебник для институтов физической культуры. /Под ред. В.И. Козлова. — М.: ФиС, 1978. – 684 с.

2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. — М.: ФиС, 1987. – 123 с.

3. Бальсевич В.А., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. -Киев..Здоровья, 1987. – 217 с.

4. Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда.-М.:3нание, 1987. – 285 с.

5. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов М.: Высшая школа, 1978. – 243 с.

6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М.: ФиС,1991. – 347 с.

7. Нифонтова Л.Н., Павлова Г.В. Физическая культура для людей, занятых малоподвижным трудом. — М.: Советский спорт,1993. – 175 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

Влияние физических нагрузок на физическую и умственную работоспособность студентов

Влияние физических нагрузок на физическую и умственную работоспособность студентов

Введение Качественная подготовка молодых специалистов предполагает, прежде всего, повышение качества и эффективности всего процесса обучения в вузе

Введение Качественная подготовка молодых специалистов предполагает, прежде всего, повышение качества и эффективности всего процесса обучения в вузе

Глава 1. Теоретические подходы по исследованию физической и умственной работоспособности

Глава 1. Теоретические подходы по исследованию физической и умственной работоспособности

Этот диапазон имеет минимальный, оптимальный уровни двигательной активности и максимальный

Этот диапазон имеет минимальный, оптимальный уровни двигательной активности и максимальный

Снижение физической активности ведет к инфаркту, гипертонии, ожирению

Снижение физической активности ведет к инфаркту, гипертонии, ожирению

Заключение о величине физической работоспособности можно составить только на основе комплексной оценки

Заключение о величине физической работоспособности можно составить только на основе комплексной оценки

Фаза прогрессивного снижения работоспособности (декомпенсации)

Фаза прогрессивного снижения работоспособности (декомпенсации)

В течение учебного дня целесообразно использовать физкультурные паузы, т

В течение учебного дня целесообразно использовать физкультурные паузы, т

Другой, не менее важной стороной личности является эмоционально-волевая сфера, темперамент и характер

Другой, не менее важной стороной личности является эмоционально-волевая сфера, темперамент и характер

Основное средство физической культуры - физические упражнения

Основное средство физической культуры - физические упражнения

Статическими усилиями характеризуется поддержание разнообразных поз тела, а усилия мышц при динамической работе связаны с перемещениями тела или его звеньев в пространстве

Статическими усилиями характеризуется поддержание разнообразных поз тела, а усилия мышц при динамической работе связаны с перемещениями тела или его звеньев в пространстве

Особенности функциональных сдвигов организма при выполнении различных видов циклической работы в различных зонах мощности определяет спортивный результат

Особенности функциональных сдвигов организма при выполнении различных видов циклической работы в различных зонах мощности определяет спортивный результат

АТФ, КФ и углеводов. При длительной (иногда многочасовой) работе умеренной мощности углеводные запасы организма (гликоген) значительно уменьшаются, что приводит к снижению содержания глюкозы в крови,…

АТФ, КФ и углеводов. При длительной (иногда многочасовой) работе умеренной мощности углеводные запасы организма (гликоген) значительно уменьшаются, что приводит к снижению содержания глюкозы в крови,…

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния физических нагрузок на умственную работоспособность студентов специальности «Психология»

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния физических нагрузок на умственную работоспособность студентов специальности «Психология»

Прогрессивные матрицы» Равена

Прогрессивные матрицы» Равена

Размер таблицы - 60х60 см. Обследуемый находится на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком

Размер таблицы - 60х60 см. Обследуемый находится на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком

После проведения эксперимента, испытуемые прошли батарею психодиагностических тестов, и после чего были получены следующие результаты:

После проведения эксперимента, испытуемые прошли батарею психодиагностических тестов, и после чего были получены следующие результаты:

Гистограмма 2. Показатели после экспериментального воздействия

Гистограмма 2. Показатели после экспериментального воздействия

Таким образом, после проведения экспериментального исследования, в котором выдвигалась гипотеза о том, что физические нагрузки оказывают благоприятное влияние на ход течения умственной деятельности и повышают…

Таким образом, после проведения экспериментального исследования, в котором выдвигалась гипотеза о том, что физические нагрузки оказывают благоприятное влияние на ход течения умственной деятельности и повышают…

Список литературы 1. Анатомия человека

Список литературы 1. Анатомия человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2022