Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа Лесозаводского городского округа с. Пантелеймоновка»
«Вредное влияние курения
на организм человека».
Выполнил:
учитель биологии и
химии МОБУ СОШ ЛГО с.Пантелеймоновка
Окладникова Е.В.
2012
Цель: целенаправленно формировать осознанное отрицательное отношение к курению.
Задачи:
-образовательные: раскрыть причины, ведущие к болезненной привязанности к курению; на конкретных примерах доказать пагубное влияние на организм человека никотина; показать, что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
-развивающие: развивать память, внимание, выработать умение правильно делать обоснованные выводы; развивать познавательный интерес.
-воспитательные: продолжать формировать активную жизненную позицию и здоровый образ жизни.
Оборудование и материалы:
Ход урока
1. Организационный момент.
Я вас приветствую! Садитесь.
2. Проверка домашнего задания.
(фронтальный опрос класса)
- Ребята, представителей какого царства мы с вами изучаем уже несколько уроков?
- На какие подцарства делят царство растений?
- Назовите представителей низших растений.
- Почему водорослей относят к низшим растениям?
- На какие две крупные группы делят подцарство высших растений?
- Какие два отдела включают семенные растения?
- На какие классы делится отдел покрытосеменных?
Далее мы продолжим опрос, выполняя задания по карточкам.
Задание 1. Опишите признаки растений класса Двудольные.
Корневая система ____________________
Жилкование листьев _________________
Число частей цветка кратно ________ или______
В зародыше семени ______________
Задание 2. Назовите характерные признаки семейства крестоцветных и приведите примеры растений.
Задание 3. Выберите из перечисленных растений и подчеркните одной чертой бобовые, двумя - пасленовые, а волнистой линией - крестоцветные.
Шиповник, белена, клевер, горох, капуста, яблоня, картофель, горчица, фасоль, томат, редька, соя, пастушья сумка, яблоня.
Представители каких семейств остались?
Задание 4. Заполните таблицу, выберите соответствующие растения и признаки. Поселите каждое растение на своей «грядке».
Капуста, картофель, земляника, белена, редис, рябина, фасоль;
Ч4Л4Т2+4П1, Ч(5)Л(5)Т5П1, Ч5Л1+2+(2)Т(9)+1П1, Ч5Л5Т П1 или П ;
Ягода, боб, стручок.
Розоцветные |
|
Пасленовые |
|
Крестоцветные |
|
Бобовые |
|
Задание 5.Назовите наиболее важных представителей семейства пасленовых (картофель, томат, томат, баклажан, паслен, табак)
Послушаем сообщение о растении - табак.
Растение имеет неприятный и тяжелый запах. Многие виды содержат никотин и другие ядовитые алкалоиды. В странах, где табак растет в диком виде, часто наблюдаются отравления домашних животных листьями и побегами табака. В культуре чаще встречаются табак настоящий и махорка. Сначала завезенный в Европу табак выращивали как декоративное и лекарственное растение. Сейчас табак выращивают более 120 стран мира, ежегодно мировое производство табака составляет более 6 миллионов тонн. Из семян в парниках выращивают рассаду, затем ее переносят в открытый грунт. Листья собирают вручную, нанизывая их на шнуры и подвешивают в сушильных сараях на несколько дней для томления. За это время листья желтеют и приобретают характерный запах. Затем их сушат и измельчают. В северных районах России выращивают махорку, из ее листьев выделяют лимонную кислоту, витамин РР, никотин-сульфат, который используют для борьбы с вредителями сельского хозяйства.
Задание 6. А что получают из табака?
(из табака получают сигареты)
3. Объяснение нового материала.
Зачитать тему урока, эпиграф (Слайд № 1), цели и задачи урока (Слайд № 2).
Вступительное слово учителя (учитель зачитывает ученикам Притчу).
В далеком прошлом, когда табак только что был завезен в Армению из дальних стран, у подножия Арарата жил старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не пользоваться им. Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали: «Божественный лист! Божественный лист! В нем средство от всех болезней»!
Подошел мудрый старец, сказал: «Этот «Божий лист» приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состариться».
Купцы с радостью смотрели на него. «Ты прав, о мудрый старец!» – сказали они. – «Поясни нам эти чудесные свойства «Божественного листа»?
А вот, что имел в виду старец, говоря о чудесных свойствах «Божественного листа», мы с вами постараемся ответить после того, как поговорим о вредном влиянии курения на организм. (Слайд №3)
Сегодня курение прочно вошло в наш быт. А ведь были времена, когда курение считалось несовместимым с обликом цивилизованного человека.
1. Откуда же пришла к нам эта пагубная привычка?
Табак известен человечеству с древних времен, но использовался он для религиозных ритуалов.
Один из европейских путешественников - Христофор Колумб - 12 октября 1492 года увидел, как краснокожие люди Америки выпускают изо рта и носа клубы дыма. Они сворачивали сухие листья в длинные трубки. Такой сверток называли ТАБАКО. Европейцы смотрели на это с удивлением и отвращением. Индейцы дымом табака отпугивали москитов. У них курили не только мужчины, но и женщины, и дети. Матросы Колумба вынуждены были в знак дружбы выкуривать “трубки мира”, некоторые из них пристрастились к табаку.
В Европу табак в качестве декоративного растения завез в 1496 году испанский монах Роман Панно. О вреде табака стало известно гораздо позже, в связи, с чем Людовик XII издал декрет, по которому только аптекарям разрешалось продавать табак как лекарство. Но табак продолжали нюхать и курить. За это в разных странах были различные наказания. В Сантьяго в 1692 году за курение замуровали в стену пятерых монахов. В Турции курение рассматривали как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам Константинополя. Когда в Константинополе возник пожар - курение запретили под страхом смертной казни. Состоялись массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение под страхом лишения носа и губ, а торговцев табака сжигали на костре. Табак в Россию завезли англичане через Архангельск в 1585 году. Позже царь Михаил Федорович Романов запретил курение из-за частых пожаров. Курильщиков наказывали 60-ю ударами палкой по пяткам, а если они попадались с курением вторично, то им отрезали нос или уши. В 1698 году Петр I снял запрет на курение, так как продажа табака приносила немалые доходы. С тех пор курение стало быстро распространяться среди широких слоев населения. Врачи даже прописывали курение как противоядие от насморка и от лихорадки, а кое- кто считал даже, что вдыхание табачного дыма может застраховать от чумы (Слайд № 4).
Раньше люди ничего не знали о токсическом действии табака. В настоящее время, наука располагает тысячами доказательств, подтверждающих тот факт, что табак содержит около 400 веществ, из них более 30 – ядовиты.
2. Каков состав табачного дыма?
В соответствии с основным действием, оказываемым на организм, вредные соединения объединяют в четыре группы:
1. Канцерогенные вещества (бензпирен, фенолы, нитрозамин, гидразин, винилхлорид, соединения мышьяка и кадмия, радиоактивный полоний, олово, висмут-210 и др.);
2. Раздражающие вещества (из десятка веществ самый вредный - альдегид пропеналь (акролеин);
3. Ядовитые вещества (оксид углерода (2), сероводород, цианистый водород и др.)
4. Ядовитые алкалоиды (норникотин, никотирин, никотеин, никотимин, никотин) (Слайд № 5).
Наиболее ядовитыми компонентами табака являются никотин и синильная кислота.
Ж. Нико, французский посланник в Лиссабоне, во второй половине XVI в. преподнес Екатерине Медичи «всеисцеляющую» траву для лечения мигрени, и вскоре разрекламированный как универсальное лечебное средство табак становится очень популярным в аристократических кругах. В честь предприимчивого посланника его именем назван открытый первым в табаке алкалоид, который сегодня мы должны были бы назвать дымящимся ядом. Никотин, подобно другим алкалоидам, вызывает появление пристрастия к нему. Использование этого наркотика в настоящее время носит наиболее массовый характер, его считают самым распространенным бытовым ядом, который разносится дымом сигарет по кабинетам и служебным помещениям, по общественным заведениям, попадает в гостиные, спальни и даже в комнаты детей.
Начиная курить, не все задумываются, к чему может привести эта вредная привычка? А стоило бы.
3. Какой вред наносит организму курение?
Данные многочисленных медицинских исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом, показали, что табачный дым является отрицательным фактором, способствующим возникновению серьезных заболеваний различных органов и их систем. (Слайд №6).
Влияние табачного дыма на органы дыхания (Слайд № 7- 13).
Влияние курения на кровеносную систему. .
В ходе исследований, проведенных за последние годы, установлено, что никотин оказывает и непосредственное влиянии на сужение коронарных сосудов сердца, повышает свертываемость крови. Это значит, что у курящего в любой момент может произойти закупорка сосудов, ведущая к омертвлению участка сердечной мышцы – инфаркту миокарда. Вероятность инфаркта у курящих в 12 раз выше, чем у некурящих (Слайд №14-15).
Курение угнетает жизнедеятельность желез внутренней секреции, особенно у растущего организма, снижает половую функцию. (Слайд №16).
Влияние табачного дыма и его составной части – никотина - на органы пищеварительного тракта. У курильщиков постепенно утрачивается тонкость вкусового восприятия. Кроме того, поражаются клетки слизистой оболочки полости рта и пищевода, нарушается целость зубной эмали: она покрывается трещинами и желтеет. Курение приводит к возникновению гастрита (особенно быстро в молодом возрасте). Эта болезнь характеризуется не только пониженным аппетитом, но и другими неприятными симптомами: тошнотой, неприятным запахом изо рта, нездоровым землистым цветом лица, быстрой утомляемостью, болями в желудке с возможным переходом в язвенную болезнь. По данным ВОЗ, среди курящих показатель смертности от рака органов полости рта, и пищевода в 4 раза выше, чем в группе некурящих (Слайд №17-18).
Не все знают о том, что жертвой табака становятся почки и мочевой пузырь. Почки - орган выделения, и почти вся «грязная работа» по удалению из организма ядов приходится на их долю.
Курение является одной из причин различных нервных расстройств у подростков. Они плохо спят, становятся раздражительными, у них появляется рассеянность, ослабевает внимание, ухудшается память и нарушается умственная активность. Следует отметить, что наибольший вред приносит «тайное курение», сопряженное с быстрыми затяжками, так как при этом происходит стремительное сгорание табака, и в дым переходят до 40% никотина (Слайд № 19).
Влияние табачного дыма на половую систему (Слайд №20).
В России курят 65% мужчин и 30% женщин. Курение женщины приносит больше вреда, чем курение мужчины, так как сказывается на потомстве. Врачи-специалисты обнаружили следующую закономерность: страдают бесплодием, прежде всего те девушки, которые закурили в возрасте 12-14-16 лет. Курящие женщины в 42% вообще не могут иметь детей, так как каждая клетка нашего организма только к 18- 20 годам имеет плотные грани, препятствующие проникновению во внутрь клетки всевозможных шлаков, имеющихся в крови.
Женщина и ребенок - неразделимые понятия (Слайд № 21).
Если женщина курит во время беременности, то повышается вероятность самопроизвольных абортов, преждевременных родов, маточных кровотечений, рождения мертвых детей. Дети, родившиеся у курящих матерей, ослаблены и больны.
Дети курящих родителей чаще болеют, у них ослаблен иммунитет, бывают судороги, эпилепсия. Такие дети отстают в интеллектуальном развитии, им сложнее учиться в школе, часто бывают головные боли.
Курящие женщины, как правило, рано стареют, кожа на пальцах желтеет, а на лице очень быстро истончается, становится дряблой, образуя глубокие морщины.
Голос у них становится хриплым, а манеры поведения менее женственны.
В ответ на вопрос заданный мальчикам: «Как вы относитесь к тому, что курят девушки вашего возраста?» они отвечают: «… пусть курят, нам безразлично». А на вопрос: «Как вы относитесь к тому, что ваша жена будет курить?», они отвечают (98%): «… категорически нет, моя жена курить не будет!» (Слайд № 22).
Все знают, что курить вредно, но даже не предполагают, какие опасности при этом подстерегают не только курильщиков, но и тех некурящих людей, которые вынуждены глотать этот «дымящийся яд».
4. Какой вред причиняют курильщики окружающим?
Народная мудрость гласит: « Один курит - весь дом болеет».
Установлено, что в организме курильщика задерживается 20 % никотина. Еще 25 % веществ разрушается при сгорании, только 5 % остается в окурке. Остальное количество, то есть 50%, загрязняет воздух помещений, в котором курят. Человек, который находился в течение часа в накуренном помещении, получает такую же дозу ядовитых веществ, как будто он выкурил 4 сигареты. Поэтому курильщик наносит вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих людей (Слайд № 23).
Дети более подвержены действию ядов табачного дыма. Известен случай, когда девочку положили спать в комнате, где сушились листья табака, через несколько часов ребенок умер.
Курящие ежегодно «выкуривают» в атмосферу 720 тонн синильной кислоты, 384 000 тонны аммиака, 108000 тонн никотина, 6000000 тонн дегтя и более 55000 тонн угарного газа и других составных частей табачного дыма (Слайд №24).
При массовом распространении курение становится социально- опасным явлением. Ведь курящие люди отравляют атмосферу, повышают концентрацию канцерогенных веществ в воздухе. Не курящие люди, буквально, в принудительном порядке, вынуждены дышать «выхлопными газами» курящих (Слайд № 25).
Огромное число людей на Земле курит и продолжает жить. Люди видят, что курильщик (чаще в кино, но и в жизни тоже) может хорошо выглядеть, преуспевать, быть умным, обаятельным и любимым, и не верят врачам, которые без конца твердят, что «капля никотина убивает лошадь» (Слайд № 26).
5. В чем причина такого явления?
В 1828 году два американских исследователя Ройман и Посельт впервые получили высокотоксичное средство из листьев табака - сильнодействующий яд НИКОТИН. В момент затяжки на кончике сигареты развивается температура 600 - 9000С. При этом происходит сухая перегонка табака, при которой образуется около 6000 веществ, из которых 120 ядовиты. 29 % общей токсичности приходится на никотин.
Действительно капля никотина убивает лошадь. Однако, чтобы умереть, человек (или лошадь) должны проглотить эту дозу за один раз. Но на самом деле яд попадает в организм очень малыми дозами, от которых организм успевает избавиться довольно быстро. Поэтому отравление никотином обычно хроническое (постоянное), а не острое. Представьте себе: каждый курильщик - это хронически отравленный человек.
Во Франции, в Ницце, в итоге конкурса «Кто больше выкурит» двое «победителей», выкурив по 60 сигарет, умерли, а остальные участники с тяжелым отравлением попали в больницу.
Растущий организм примерно в два раза чувствительнее к никотину, чем взрослый, поэтому смерть подростка может наступить, если он одновременно выкурит полпачки сигарет (Слайд №27).
Ежегодно умирают более 5 миллионов человек от курения (Слайд № 28).
Если распространённость курева будет сохраняться на том уровне, который существует сейчас, то смертность от курения к середине XXI века будет ежегодно составлять 10 миллионов человек. Около половины этих смертей произойдёт в средней возрастной категории (40 - 60 лет). Потеря продолжительности их жизни составляет около 20 лет.
Вот что сказал бывший крупный работник табачной промышленности В. Кроуфорд в совместном с президентом США Б. Клинтоном радиосообщении: «На протяжении нескольких лет я оборонял табачную промышленность от всех, кто стремился ограничить курение. Мне довелось обманывать многих людей, но получилось так, что я обманул и себя тоже. Я начал курить в 13 лет и всю жизнь очень много курил. Сегодня в моём горле и лёгких, там, где был табачный дым, найдены раковые метастазы, и я знаю, что они скоро убьют меня. Я уже опоздал, но вы ещё нет. Думайте. Не давайте никому вас обмануть. Не курите».
Проблема борьбы с табакокурением является очень острой во всех странах мира. Курение табака рассматривается как форма привыкания к средству, не сильно отличающемуся от наркотиков. Поэтому в отдельных случаях курение рассматривается как болезнь – синдром хронического курения.
Убедительным подтверждением вредных последствий для здоровья являются данные Всемирной организации здравоохранения (Слайд № 29):
· вероятность инфаркта миокарда у курильщиков в 10-12 раз выше, чем у некурящих, а смертность от инфарктов выше в 5 раз;
· каждая сигарета уменьшает продолжительность жизни на 5-15 мин;
· смертность от онкологических заболеваний в 10-15 раз выше у курящих, чем у некурящих;
· от 11 до 20% злостных курильщиков страдают половой слабостью (импотенцией), курение – одна из причин бесплодия;
· каждый пятый погибший ребенок остался бы жить, если бы их матери не курили или не окуривались бы окружающими;
· ежегодно отмечается 300 тыс. преждевременных смертей в США и 100 тыс. в Великобритании, причиной которых являются: рак легких, болезни, связанные с курением;
· в России от курения умирает 375 тыс. ежегодно.
Посмотреть презентации учащихся 9 класса, о вреде курения.
4. Закрепление изученного материала.
И теперь, когда мы услышали и увидели, какой вред приносит курение, ребята, ответьте, так что имел ввиду старец, говоря о чудесных свойствах «Божественного листа», что к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состариться.
Вор не войдет в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабнет, и будет ходить с палкой! И его станут бояться собаки. Наконец, он не состариться, ибо умрет в молодости.
Отошли крестьяне от купцов и задумались…
5. Заключительное слово учителя.
Каким бы ни было твое отношение к курению, возможно, ты куришь каждый день, от случая к случаю или не куришь вовсе – в любом случае, твое будущее зависит от твоего выбора.
Знайте, что главное слагаемое успеха - это то, что вы действительно захотите испытать счастье дышать свободно. Здоровья Вам! Если ты любишь себя и ценишь свое здоровье, ты скажешь «нет» всему, что может принести тебе вред.
Рефлексия.
После всего услышанного и увиденного здесь, выполните следующее задание: напишите продолжение фразы « Я не советую вам начинать курить, потому что…» и составьте листовку или мини-плакат, убеждающий во вреде курения.
По окончании работы листовки закрепить на доске, тексты зачитать вслух классу.
1. Лучше знаться с дураком, чем с табаком!
2. Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким растет!
3. Курить - здоровью вредить!
4. Любить курение - вредить сердцебиению!
5. Если куришь - быстро бросай и здоровье поправляй!
6. Поскорей бросай курить, чтобы рост не прекратить!
7. Курильщики впускают врага в свои уста, который похищает их
мозг.
8. Заядлого курильщика муха крылом перешибет.
9. Каждая выкуренная сигарета – это вбитый железный гвоздь в крышку своего гроба.
10. Куришь - сам себя погубишь
11. От кого табачищем несет, тот себя не бережет.
12. Табак уму не товарищ.
13. Курение или здоровье – выбирайте сами!!!
После проведенного урока: «Вредное влияние курения на организм человека» учащиеся написали продолжение фразы:
« Я не советую вам начинать курить, потому что …»
После проведенного урока: «Вредное влияние курения на организм человека» учащиеся написали продолжение фразы:
« Я не советую вам начинать курить, потому что …»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.