Автор: учитель-логопед Ахатова Наталья Александровна
Город: Петропавловск – Камчатский,
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 3 имени А. С. Пушкина»
Индивидуальное логопедическое занятие
по коррекции звукопроизношения с использованием БОС
для учащихся 1- класса с ОВЗ
«Дифференциация [Р] – [Р,] в слогах, словах, предложениях»
Цель: Дифференциация звуков Р – РЬ в слогах, словах, предложениях с помощью БОС технологий.
Задачи:
· развитие диафрагмально – релаксационного типа дыхания;
· использование самомассажа как один из элементов здоровьесберегающих технологий на занятиях с учащимися с ОВЗ;
· развитие речевой моторики;
· уточнение артикуляции звуков Р, РЬ;
· развитие фонематических процессов;
· закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении;
· дифференциация в слогах, словах, предложениях;
· звукобуквенный анализ слов;
· развитие зрительного восприятия, мышления, слуховой памяти.
Оборудование:
· тренажёр БОС;
· зеркало;
· профили звуков Р, РЬ;
· домик звуков; предметные картинки собаки и щенка;
· символы твёрдого и мягкого звуков Р,РЬ;
· карточки – задания
Ход занятия
I. Организационный момент.
Мы сегодня не одни
Гости на урок пришли.
Волноваться мы не будем, всё, что знаем, не забудем.
II. Посадка. Настрой на занятие с помощью самомассажа.
Логопед:
А сейчас настройся весь!
Нам массаж поможет здесь.
1.Словно в руки грабельки мы сейчас возьмём, И плохие мысли все мы уберём
|
Ученик делает движения пальцами- «грабельками» от середины лба к вискам и обратно |
2. Мы свои ладошки сильно разотрём, И по щёчкам ими мягко проведём.
|
Растирает ладошки и проводит ими по щекам сверху вниз |
3. Ушки помассируем, много точек там: Сверху- вниз, сверху- вниз, пусть помогут нам.
|
Указательным и большим пальцем обеих рук массирует точки ушей сверху до мочек |
Раз – два – три – четыре – пять, Нам пора урок начать! |
|
III. Тема занятия.
Логопед:
- Послушай стихотворение и ответь, какие звуки к нам придут сегодня в гости:
Звонкий, грозный и рычащий,
Словно зверь рычит из чащи.
Может мягким быть и твёрдым,
Важным быть и очень гордым.
Звуки вспомни поскорей,
И скажи нам побыстрей!
- Какие звуки пришли к нам сегодня на занятие? (Р и РЬ).
- Как ты думаешь, чем мы будем сегодня заниматься?
- Молодец! Сегодня мы будем не только закреплять произношение этих звуков, но и различать их.
А помогать нам будет компьютерный тренажёр.
IV. Работа с кардиостимулятором.
- Чтобы звуки звучали звонко, чётко, нам нужна сильная воздушная струя, которая заставит кончик языка дрожать.
1. Повторим главное правило дыхания.
Главное правило дыхания – дышим животом.
Логопед: Выполняем правило дыхания.
Носом мы легко вдыхаем,
Наш животик, словно шарик, надуваем.
Губы трубочкой и длинно выдыхаем,
Наш животик, будто шарик, мы сдуваем.
2. Работа на тренажёре.
V. Артикуляция звуков [Р] – [РЬ].
1) Работа у зеркала (профиль звуков):
- рот открыт;
- кончик языка поднят за верхними зубами к бугорочкам;
- середина языка опущена вниз;
- боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам;
- посередине языка идёт сильная воздушная струя;
- сильно выдохни и произнеси: Р-Р-Р;
- оттяни кончик языка внутрь и произнеси: РЬ-РЬ-РЬ;
- проверь работу голосовых связок двумя способами:
- вывод: звук звонкий.
2) Закрепление изолированного произношения звуков Р, РЬ
На доске домик звуков; картинка собаки и щенка
Логопед:
Это что за теремок?
Он ни низок, ни высок.
В доме том два этажа,
Жизнь там очень хороша.
Лишь одно окошко пусто,
И невесело там, грустно…
Будем звуки закреплять,
И туда их заселять.
-А кто сторожит вход в наш дом? (собака)
- Как она рычит? (Р-Р-Р)
- Собака не одна. Кто с ней? (щенок)
- Он маленький, голосок у него слабенький.
- Как щенок рычит? (РЬ-РЬ-РЬ)
Собка и щенок будут охранять дом до тех пор, пока ты не научишься чётко произносить звуки Р и РЬ
VI. Характеристика звуков Р, РЬ.
Звук Р – согласный, твёрдый, звонкий, непарный, на письме обозначается синим цветом.
Звук РЬ – согласный, мягкий, звонкий, непарный, на письме обозначается зелёным цветом.
ФИЗПАУЗА.
VII. Автоматизация звуков Р и РЬ в слогах.
Игра с мячом «Скажи наоборот»:
РА – РЯ, РО – РЁ, РУ – РЮ, РЫ – РИ, РЭ – РЕ
VIII.Автоматизация звуков Р, РЬ в словах
1) Работа с карточкой. Составь звуковые схемы к картинкам на карточке.
1. РАК
С |
К |
С |
2. РЕДИС
З |
К |
З |
К |
С |
2) Игра «4 –ый лишний» (ученик называет предметные картинки со звуками Р, РЬ, находит лишнюю и объясняет, почему она лишняя):
1. ведро, лук, ромашка, репка; (лук)
2. ракета, трактор, кукла, рюкзак; (кукла)
3. дятел, тетрадь, редис, рука (дятел)
IX Автоматизация звуков Р, РЬ в предложениях.
Прочитать пословицу, чётко произнося звуки Р, РЬ и объяснить её смысл:
Терпение и труд всё перетрут.
Выражение «Терпение и труд всё перетрут» означает, что любые трудности преодолимы, если хорошенько поработать над их разрешением и запастись терпением.
Логопед:
Прозвенит сейчас звонок,
Вспомнит наш Кирилл урок.
Чтобы звуки в дом попали
Он их чётко назовёт. (Р-Р-Р; РЬ-РЬ-РЬ)
Ну – ка, сторож, уходи!
Нас в квартиру пропусти!
Ученик произносит звуки и заселяет их в домик.
ХI. Рефлексия
Вот и закончилось наше занятие. Предлагаю тебе прочитать и закончить предложение (слайды):
Во время занятия я учился…
Мне было интересно…
Моё настроение…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.