Клинические проявления задержки психического развития у детей школьного возраста
Оценка 4.6
Лекции
docx
дефектология
1 кл—2 кл
14.04.2018
Создание условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - актуальная тема инклюзивного образования. При этом не менее актуальной темой является подготовка педагогов для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Для создания коррекционно-образовательного маршрута обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе педагогу необходим запас знаний об особенностях психофизического развития особых детей. И в этом тоже - залог успешного обучения.В данной статье описаны клинические проявления детей с задержкой психического развития, особенности психофизического развития данной категории детей.
статья Воробьевой Э.Ю..docx
Воробьева Элла Юрьевна,
учительдефектолог
ГКОУ СКОШИ № 31
города Москвы
Клинические проявления задержки психического развития у детей
школьного возраста
Задержка психического развития или задержка темпа психического
развития встречается часто в наше время. Речь идет о замедлении темпа
психического развития, которое чаще обнаруживается при поступлении
ребенка в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний,
ограниченности представлений,
малый
интеллектуальный целенаправленности «преобладание игровых интересов,
быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности».
незрелости мышления,
В отличие от детей, страдающих слабоумием, эти дети достаточно
сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более
продуктивны в использовании помощи.
При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития
эмоциональной среды (мы в этом случае говорим об эмоциональной
незрелости), при этом нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены
нерезко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития
интеллектуальной среды.
Задержка темпа психического развития относится к пограничной форме
интеллектуальной недостаточности. К этой группе расстройств относятся
различные по этиологии (причина возникновения), патогенезу и клиническим
особенностям состояния легкой интеллектуальной недостаточности,
занимающие промежуточное положение между
олигофренией и
интеллектуальной нормой. Рамки этой группы в значительной степени
определяются специальными критериями, в частности уровнем требований,
предоставляемых обществом к интеллектуальным способностям ребенка.
Психопатологические проявления пограничных интеллектуальных нарушений
полиморфны. У значительной части детей интеллектуальнопознавательные
нарушения являются вторичными, обусловлены нарушениями, так называемых
предпосылок интеллекта: памяти, внимания, работоспособности, речи
Эмоциональноволевых и других компонентов формирующейся личности.
В случае задержки темпа психологического развития имеется тенденция
к сглаживанию интеллектуального развития с возрастом вплоть до
возможности достижения нормального интеллектуального уровня. Эта
особенность существенно отличает пограничную форму нарушения интеллекта от умственной отсталости, при которой психический дефект
имеет тотальный и стойкий характер.
Проблеме пограничных интеллектуальных нарушений посвящено
значительное число исследований, однако до сих пор нет общепринятой
терминологии, не уточнены рамки этих состояний. На Западе, например,
пограничные интеллектуальные нарушения описываются в рамках клинически
недифференцированного синдрома «минимальной мозговой дисфункции
(ММД).
Этиология (причины) пограничных форм интеллектуальных нарушений
полиморфная. С одной стороны, в генезе могут играть роль различные
биологические факторы, в том числе генетические, инфекции, травмы,
которые ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов
или вызывают легкие церебральные повреждения, с другой стороны
социальные факторы, включая недостаточное воспитание, дефицит
информации с раннего детства (педагогическая запущенность).
Особая группа интеллектуальных нарушений связана с дефектами
анализаторов и органов чувств, это задержки в развитии при врожденной или
рано приобретенной глухоте и тугоухости, при слепоте. Большему выявлению
пограничных состояний интеллектуальных нарушений способствует рост
требований, предъявляемых обществом к личности ребенка (утяжеление
программ, более ранние сроки начала обучения).
В результате действия вышеперечисленных факторов идет нарушение
созревания более молодых и сложных систем мозга, главным образом
относящихся к лобным отделениям коры больших полушарий, которые
обеспечивают осуществление сознательных актов человеческого поведения и
деятельности. И как последствие идет выпадение структурных и
функциональных элементов, необходимых для осуществления более высокого
уровня интеллектуальных процессов.
Исходя из причин ведущих к интеллектуальным нарушениям выделяют
следующие формы нарушения интеллектуальной деятельности у детей с
задержанным темпом развития:
1.Психогенный вариант: интеллектуальные нарушения в связи с
неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения,
что приводит к патологическому развитию личности.
2.Соматогенный вариант: интеллектуальные нарушения при длительных
астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями или
нарушениями, обусловленные врожденными или приобретенными пороками
развития соматической сферы, дефектами анализаторов и органов чувств:
при врожденной или рано приобретенной глухоте и тугоухости, слепоте и
маловидении. При этом варианте интеллектуальные нарушения вторичные.
3.Церебральный вариант: интеллектуальные нарушения у детей в
резидуальной стадии и периоде инфекций и травм центральной нервной
системы. Сюда же относятся интеллектуальные нарушения при детских
церебральных параличах.
2 4.Конституциональный вариант: связан с генетическими факторами и
негрубыми обменнотрофическими расстройствами первых лет жизни. Сюда
относятся нарушения при различных формах инфантилизма. Сюда можно
отнести состояния искаженного психического развития (вариант синдрома
раннего детского аутизма).
Внутри основных 4х групп выделяют вариант на основе клинико
психопатологического критерия. Это интеллектуальные нарушения при
отставании в развитии отдельных компонентов психической деятельности:
а) при задержках развития речи;
б) при отставании развития так называемых школьных навыков (чтения,
письма, счета);
в) при отставании развития психомоторики;
г) искаженное психическое развитие (синдром раннего детского аутизма, один
из вариантов);
д) на фоне церебрастенического синдрома (при соматической ослабленности);
е) на фоне невротических состояний;
ж) на фоне детского церебрального паралича;
з) на фоне общего недоразвития речи (алалия);
и) с дефектами анализаторов и органов чувств: глухота, тугоухость, слепота);
к) «педагогическая запущенность» при дефектах воспитания;
Остановимся подробнее на некоторых из них.
При парциальных задержках речевого развития несформированными в
эпикризные сроки оказываются отдельные компоненты речевой функции,
такие, как фонематический синтез и анализ (способность воспринимать и
четко дифференцировать звуки слышимой речи и использовать ее в
собственной речи, а также при письме и чтении). Даже при мелком
недоразвитии этой функции могут возникать серьезные затруднения при
овладении грамотой. У таких детей отмечаются нарушения различения
близких фонем, звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих. При
нарушении фонематической стороны речи возникает затруднение в понимании
речи окружающих, невозможность чтения и письма или ошибки при чтении и
особенно при письме под диктовку. В то же время успеваемость по другим
предметам, в том числе и по математике, удовлетворительна, достаточный
уровень обобщения, четко сохраняется работоспособность. Вместе с тем дети
обнаруживают снижение или отсутствие интереса к изучению родного языка,
нежелание читать, пересказывать.
В других случаях может быть задержка формирования
звукопроизносительной стороны речи при сохранности физического и
фонематического слуха, а также при отсутствии артикуляционных
расстройств. В устной речи у данных детей наблюдается нечеткость
произношения, смешение звуков, близких по способу произношения. При
формировании письма и чтения у таких детей резко выражено проговаривание
вслух, которое позволяет детям как бы улучшить кинестетический
компонент, который у них является дефектным. В указанных случаях
3 расстройства чтения и письма имеют вторичный характер и обусловлены
расстройствами речи.
У некоторых детей могут наблюдаться нарушение формирования
навыков письма, чтения и счета при отсутствии признаков нарушенного
речевого развития. Эти трудности возникают в процессе обучения. Они
проявляются в неузнавании или смешении отдельных цифр, плохой
дифференцировке арифметических знаков.
В школе такой ребенок непоседлив,
В школьном возрасте встречаются симптомы парциального моторного
инфантилизма, обусловленные незрелостью пирамидных и лобных систем
мозга. При задержанном моторном развитии у детей преобладает
избыточность движений, богатство, непринужденность изобразительной и
игровой моторки.
плохо
сосредотачивается, может вставать и ходить во время урока, чрезмерно
подвижен во время перемен. При этом обнаруживается недостаточность
корковой моторки при целенаправленных видах деятельности: плохая
координированность движений, неспособность к тонким изолированным
двигательным актам, затруднения в выполнении комбинированных движений,
ослабленная способность воспринимать и воспроизводить ритмы, нарушения
пространственной ориентации движений.
Указанные расстройства моторки могут лежать в основе замедленного и
неполноценного формирования социальных и учебных навыков и
обусловливать школьную неуспеваемость. Дети испытывают затруднения в
овладении навыками самообслуживания, долго не могут обучиться навыку
письма, почерк отличается некоординированностью, неравномерностью,
неправильной пространственной ориентацией отдельных букв. Эти дети часто
пишут медленно, неровно. Значительные затруднения возникают у них
процессе рисования, лепки, вырезания и других видах деятельности,
требующих ручной умелости, четкости, точности и дифференцированности
движений. На уроках физкультуры они также обнаруживают неловкость,
медлительность или суетливость, затрудняются в выполнении более сложных
упражнений, особенно по словесной инструкции. При сохранном интеллекте
они могут стать неуспевающими учениками изза расторможенности,
неусидчивости, суетливости или медлительности.
При церебрастенических состояниях. В результате соматической
ослабленности у детей с интеллектуальными нарушениями на первый план
выступают повышенная утомляемость и истощаемость при незначительных
физических и психических нагрузках, особенно в младшем школьном
возрасте, когда ребенку предъявляют не только повышенные, но и новые
требования. Интеллектуальные нарушения при этом определяются
неравномерной, колеблющейся работоспособностью, низкими общими
показателями деятельности, замедленным темпом усвоения школьного
материала. В структуре церебрастенического синдрома у этих детей
отмечаются: затруднения в анализе и синтезе пространственных отношений,
нарушения праксиса, которые проявляются в затруднениях при выполнении
4 проб на воспроизведение и дифференцировку ритмов, в недостаточной
автоматизации речевых рядов, неспособности быстро заучить алфавит. В
период школьного обучения у детей долго не автоматизируются навыки
чтения и письма. При письме под диктовку у таких детей наблюдаются
дисграфические и акустические ошибки. Вместе с тем клинико
психологическое обследование, проводимое после отдыха и лечения,
обнаруживает у этих детей хотя и невысокую, но достаточную способность к
абстрактному мышлению.
При психоорганических синдромах (последствия травмы головного
мозга)
наряду с церебрастенией могут наблюдаться другие
психопатологические симптомы, характерные для резидуальной стадии
органического поражения мозга.
У одних детей выступают явления вялости, замедленности и слабости
побуждений. В таких случаях интеллектуальная деятельность значительно
нарушена. При выполнении трудных заданий, связанных с интеллектуальным
напряжением и концентрацией внимания, нарастают симптомы вялости,
усиливается замедленность, появляется инертность.
Поведение этих детей вне школы характеризуется пассивностью, малой
инициативностью, хотя у части из них медлительность, инертность в
интеллектуальных видах деятельности сосуществует с двигательной
расторможенностью, болтливостью в играх и в спонтанном поведении.
При другом варианте резидуального поражения головного мозга на
первый план выступают симптомы психомоторной расторможенности и
нарушения целенаправленной деятельности. В период школьного обучения
это проявляется в недостаточной способности к организованной
деятельности. Интеллектуальная продуктивность при этом страдает
вследствие сниженной критики, недостаточно развитых интеллектуальных
интересов,
Поведение характеризуется
беспокойством, суетливостью, некритичностью, недостаточным чувством
дистанции. У этих детей имеется эмоциональная неустойчивость в виде
раздражительности, плаксивости и быстрой смены настроения. Эти
расстройства могут сочетаться с постоянным добродушным фоном
настроения. У некоторых из них может наблюдаться расторможенность
низших влечений.
чувства ответственности.
Динамика интеллектуальной недостаточности при церебрастенических
и психоорганических синдромах различна, однако общим является их
относительная обратимость в процессе воспитания и проведения лечебно
коррекционных мероприятий. Дифференцированный диагноз между ЗПР и
умственной отсталостью основывается на учениях клинического и
психологического исследований и динамического наблюдения. Основным
диагностическим критерием является диссоциация между сравнительно
выраженными нарушениями деятельности и предпосылок интеллекта и
5 относительно сохранных собственно интеллектуальных возможностей.
Наряду с этим уровень обобщения, способность к переносу и использованию
помощи у таких детей значительно выше, чем у детей, страдающих
слабоумием. Всегда обнаруживается отчетливая тенденция к положительной
динамике показателей интеллектуальной деятельности.
6
Клинические проявления задержки психического развития у детей школьного возраста
Клинические проявления задержки психического развития у детей школьного возраста
Клинические проявления задержки психического развития у детей школьного возраста
Клинические проявления задержки психического развития у детей школьного возраста
Клинические проявления задержки психического развития у детей школьного возраста
Клинические проявления задержки психического развития у детей школьного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.