Консультация для родителей
«Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики дома с детьми-логопатами»
учитель-логопед: Сеткина Г.В.
МБОУ СОШ № 16 г.-к. Кисловодск
Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.
Закрепление любого навыка требует систематического повторения, поэтому желательно проводить артикуляционную гимнастику систематически, раза два в день (утром и вечером); это возможно при включении ее в домашние задания.
Упражнение не должно доводить орган до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения, что и является показателем к временному прекращению данного упражнения.
Дозировка количества одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться только двумя повторениями упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы.
В дальнейшем можно доводить их до 10—20 повторений, а при условии коротких перерывов и еще увеличивать их число.
Предлагаю вам несколько несложных упражнений из артикуляционной гимнастики!
ЧАСИКИ
Влево – вправо,
Влево - вправо
Мой язык скользит лукаво.
ЗАБОРЧИК
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
БЛИНЧИК
Язык широкий положи
И спокойно удержи.
ГАРМОШКА
К небу язычок прижми,
Челюсть ниже опусти.
Рот открой, потом прикрой.
Гармонист ты неплохой.
МАЛЯР
Красить потолок пора,
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Язык к нёбу поднимаем,
Поведем вперед - назад-
Наш маляр работе рад.
БАРАБАНЧИК
Барабанщик очень занят,
Барабанщик барабанит.
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
Ох, и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму и остатки оближу.
СТУПЕНЬКИ
Язычок пошел гулять,
По ступенечкам шагать.
ИНДЮШАТА
Рот я чуть приоткрываю
Язычок приподнимаю.
На губу положу,
По губе им повожу.
ГРИБОЧЕК
Широко открою рот,
Будто щёлкну я вот-вот.
Присосу язык на нёбо,
Челюсть вниз и вся учёба.
КАЧЕЛИ
Рот открыт. Губы в улыбке.
Широкий язык поднимается к верхней губе,
затем опускается к нижней губе.
ЛОШАДКА
Рот широко я открываю,
К нёбу язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок
И раздаётся щелчок.
ЧАШЕЧКА
Улыбаюсь, рот открыт.
Там уже язык стоит.
К зубкам подняты края-
Вот и «чашечка» моя.
ШАРИК
Щёки надую и выпущу пар
И запыхчу, как большой самовар.
ГОРКА
Спинка язычка сейчас
Станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись!
Мы помчимся с горки вниз.
Надеюсь, что предложенные упражнения помогут Вам и вашему любимому
ребенку провести время дома с пользой!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.