«Речевые нарушения у школьников и их влияние на успешность обучения»
Оценка 4.9

«Речевые нарушения у школьников и их влияние на успешность обучения»

Оценка 4.9
Документация +3
docx
Междисциплинарный 3
28.12.2023
«Речевые нарушения у школьников и их влияние на успешность обучения»
«Речевые нарушения у школьников и их влияние на успешность обучения» - материал, который будет полезен учителям-логопедам, чтобы лучше понять взаимосвязь речевых нарушений и успешности обучения ребенка.
Влияние речевых нарушений на успешность обучения.docx

 

 

 

 

 

 

«Речевые нарушения у школьников и их влияние                        

на успешность обучения»

 

 

 

 

 

учитель-логопед: Сеткина Г.В.                                                                             

 

МБОУ СОШ № 16 г.-к. Кисловодск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              С началом обучения в школе у некоторых детей обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Уроки русского языка сопровождают ребёнка все одиннадцать лет его школьной жизни. Предполагается, что к десяти годам ученик должен уметь свободно писать и читать практически как взрослый. Однако учителям начальных классов знакома картина: ученик пишет безграмотно, почерк хуже некуда, читает еле-еле. А сколько сил было потрачено в период обучения грамоте, русскому языку и чтению.

              Такие дети зачастую неплохо учатся по другим предметам, сообразительны и интеллектуально развиты. Проблема в том, что они страдают дефектным произношением, дисграфией,дислексией. Это специфические расстройства, которые затрудняют овладение навыками письма и чтения.

Стойкое нарушение чтения у детей называется дислексией, стойкое нарушение письма – дисграфией. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребёнка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него не выявляется.

Учитель, ничего практически не зная о характере этих расстройств и не владея логопедическими методиками, не может ничем помочь такому ребёнку. Почти в любом классе окажется по крайней мере один такой ученик. С проявлением дисграфии знаком каждый учитель. Ведь каждому из нас приходилось видеть в ученических тетрадях буквы, расползающиеся в разные стороны, зеркально повёрнутые; слова с пропущенными или добавленными буквами и слогами, отсутствие заглавных букв и знаков препинания. Многие из этих ошибок делают и обычные дети. Но только, у страдающих речевыми нарушениями, ошибки определённого типа носят очень стойкий характер, повторяются изо дня в день.

               По данным Департамента здравоохранения РФ, 85 % детей дошкольного и школьного возраста нуждаются в медицинской, психологической и коррекционно-педагогической помощи. Среди причин – нарушения развития, самая значительная группа  – недостатки речевого развития. Нарушения могут быть незначительные или более тяжёлые; есть такие, что проявляются сразу, другие дают о себе знать значительно позже. Но ни одно нарушение нельзя оставлять без внимания. Обычно учителей и родителей больше тревожат нарушения письменной речи, т.к. они напрямую влияют на учебные успехи. Но даже те, что не влияют напрямую на успешность обучения, могут угнетающе действовать на ребёнка, провоцировать трудности в общении, препятствовать социализации.

               Причины дисграфии, дислексии кроются в общем недоразвитии речи. То есть страдают все компоненты речевой системы:                                                                                                                                         -  ребёнок владеет скудным словарным запасом;                                                                                                                                              -  произношение и восприятие звуков нарушено;                                                                                                                     -  грамматический строй речи осваивается с трудом.

               При этом интеллект у таких детей сохраняется в норме. Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы – письмо и «расшифровки» – чтение. Взрослому, который свободно пишет и читает, эти процессы кажутся естественными. Почти как дыхание. Если проанализировать их природу, окажется, что они сложны и требуют согласованности многих анализаторов и функций организма. Ребёнок прекрасно слышит окружающие его бытовые звуки и может не различать звуки речи [б] и [п], [р] и [л]. Ребёнок, как это ни удивительно для неспециалиста, может не обращать внимания на разницу между буквами Ц и Щ, Ш и Щ. Не от безалаберности и лени, а просто он так видит.

               Дети – дисграфики испытывают существенное напряжение в процессе письма, особенно под диктовку. В этот момент они должны концентрироваться то на слуховом, то на зрительном анализе, и двигательную работу руки тоже нужно контролировать.

                Речевые нарушения часто сопровождаются пониженным вниманием и быстрой утомляемостью. Поэтому даже самый старательный и прилежный ребёнок, страдающий дисграфией, дислексией, показывает нестабильные результаты. Сильное напряжение при письме провоцирует искажение почерка.

               Учителю, чтобы понимать и различать дисграфические ошибки, нужно представлять себе их классификацию.

Дислексия и дисграфия.

Дислексия встречается у мальчиков в три - четыре раза чаще, чем у девочек. Около 5-8 % школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого нарушения, т.к. это расстройство может наблюдаться у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется у младших школьников, но в ряде случаев остаётся и в более старшем возрасте.

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, могут менять буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов. Часто страдает способность чётко воспринимать на слух определённые звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. При этом нарушается возможность различения близких звуков: [б] - [п], [д] - [т], [г] и [к], и других парных согласных. Поэтому дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку, такие как пересказ, изложение, чтение – все эти виды работ даются им с трудом.

При дисграфии дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения, содержат много грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них очень плохой почерк. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они могут находиться в изоляции, часто плачут. В средних и старших классах такие ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов допускают грубые ошибки. Стараются выбрать задание, где не надо ничего писать.

У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: З и Э, Р и Ь (мягкий знак), Б и Д. Могут не обратить внимания на лишний элемент-палочку в написании буквы Ш или «крючок» в букве Щ и Ц. Пишут такие ребята медленно,неровно, если они не в настроении, то почерк портится окончательно.

Можно ли эффективно помочь детям с дисграфией и дислексией?

             Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво и усердно заниматься. Кому-то понадобятся месяцы занятий, кому-то – годы.Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Занятия должны проводиться по определённой системе: использование различных речевых игр, разрезной или магнитной азбуки для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребёнок прежде всего должен усвоить, как произносятся определённые звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Необходимо прибегать к противопоставлениям: чем отличается твёрдое произношение от мягкого, глухое от звонкого и т.д. Тренировка ведётся путём повторения слов, диктантов, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Используется наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв.

             Важно: стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребёнок должен основательно «почувствовать» отдельные звуки (буквы). Техника чтения – это следующий этап упорной работы.

Виды дисграфических ошибок, выявленные в процессе анализа детских работ.

1.     Ошибки звукового анализа.

1.     Пропуск гласных букв. (санки – снки, молоко – млко)

2.     Пропуск на месте встречи одинаковых букв на границе слов. (стал лакать – ста лакать)

3.     Перестановка букв. (фрукты – фрутки, ковром – корвом)

4.     Перестановка при скоплении согласных. (двор – довр, кран – карн)

5.     Добавление лишней буквы. (дружно – дуружно)

6.     Разбавление гласной скопления согласных. (ноябрь – ноябарь)

2.     Ошибки фонематического восприятия.

1.     Парные звонкие и глухие согласные. (зима – сима)

2.     Лабиализованные гласные. (о – у: ручей – рочей; ё – ю: клюква – клёква, самолёт – самолют)

3.     Заднеязычные: г,  к,  х  (сухой – сугой)

4.     Сонорные: р – л (смелый – смерый, рука – лука), й – л (мягкий) (сойка – солька)

5.     Свистящие и шипящие: с – ш (шишки – шиски), з – ж (железо – зелезо),                                            с – щ (щенок – сенок)

6.     Аффрикаты: ч – ц (грачи – грации), ц – с (курица – куриса)

3.     Ошибки на уровне слов.

1.     Слитное написание слов, особенно служебных. (… ветки елии сосны.)

2.     Не разделение в речи двух самостоятельных слов. (всталосолнце)

3.     Смещение границы слова. (У деда Мороза. – У дедмо Рза.)

4.     Ошибки при самостоятельном словообразовании. (рука – рукища, хвост медведя – медведий)
(Навык словообразования будет совершенствоваться, если предлагать детям заменять словосочетания одним словом (с голубыми глазами – голубоглазый). И наоборот, заменять сложное слово словосочетанием (самовар – сам варит)

4.     Ошибки на уровне предложений.

1.     Ошибки при согласовании. (большая белая пятно)

2.     Ошибки при управлении (на ветки деревьях)

   Проанализировав речевую деятельность и качество обученности некоторых своих учащихся, я пришла к выводу: дети, речевое развитие которых не соответствует возрасту, которым присуще нарушение фонематического слуха, у которых затруднён звуко-слоговой анализ и синтез слов и возникают затруднения при овладении элементами письма и чтения, всё же могут успешно обучаться при условии систематической коррекционно – педагогической и психологической поддержки.

Единообразие подходов учителя начальных классов, учителя-логопеда и психолога к работе с учениками, страдающими речевыми нарушениями, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития речи и устранение недостатков, использование ведущего вида – учебной деятельности – залог успеха обучения и комфортного общения детей с нарушениями в развитии речи.

 


 

Речевые нарушения у школьников и их влияние на успешность обучения» учитель-логопед:

Речевые нарушения у школьников и их влияние на успешность обучения» учитель-логопед:

С началом обучения в школе у некоторых детей обнаруживаются затруднения с чтением и письмом

С началом обучения в школе у некоторых детей обнаруживаются затруднения с чтением и письмом

Речевые нарушения часто сопровождаются пониженным вниманием и быстрой утомляемостью

Речевые нарушения часто сопровождаются пониженным вниманием и быстрой утомляемостью

Важно: стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребёнок должен основательно «почувствовать» отдельные звуки (буквы)

Важно: стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребёнок должен основательно «почувствовать» отдельные звуки (буквы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2023