МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ПРОГРАММАМ
«МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №1»
(ГКОУ «МОЦО №1»)
Доклад по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения здоровья учеников индивидуального обучения при организации учебно-воспитательного процесса».
Подготовила: Бабицкая Л.Н.,
Учитель индивидуального обучения
г.Магадан
2023 г.
Использование здоровьесберегающих технологий,
позволяющих решить проблемы сохранения здоровья учеников индивидуального обучения при организации учебно-воспитательного процесса
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1590 является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и их эмоционального благополучия.
Знание технологий, которые позволяют сохранить здоровье ребенка за годы его обучения в школе - важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя. Используя эти технологии, учитель ограждает детей от перегрузок и переутомления на уроках. Благодаря этому у детей развиваются внимание, память, воля, творческое воображение, происходит формирование самостоятельности мышления, свободы суждений.
При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе соблюдаю следующие принципы:
· «Не навреди!»;
· принцип непрерывности (систематичности);
· индивидуальности (соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний).
Самым главным приоритетом в моей работе с учащимся индивидуального обучения является индивидуальный подход с учетом специфики его психики и здоровья.
При изучении медицинских документов учащихся я выявила то, что у детей целый ряд патологий (сколиоз, нарушение зрения и т.д.), помимо тяжёлой умственной отсталости с аутистическими проявлениями, что повлечет за собой проблемы при усвоении программного материала коррекционной школы. Поэтому учебно-воспитательный процесс мною строится с учётом использования различных здоровьесберегающих технологий:
1. Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения: подбор учебной мебели соответствует росту обучающегося.
2. Классная комната содержится в чистоте и порядке. Во время проведения динамической перемены проводится проветривание класса.
3. Учебная нагрузка обучающегося не превышает величину недельной образовательной нагрузки и рекомендаций ПМПК.
4. Созданы индивидуальные учебные программы, календарно-тематическое планирование с учётом психофизических особенностей, учебных возможностей обучающегося.
5. Организация учебных занятий осуществляется с учётом динамики умственной работоспособности обучающегося, направлена на предотвращение его переутомления и перегрузки на уроках.
6. Физкультурные минутки на уроках провожу с музыкальным сопровождением.
7. Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью оздоровительной работы на уроке. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний. Медленный выдох помогает расслабиться, справиться с волнением и раздражительностью.
8. С целью профилактики нарушения зрения гимнастика для глаз провожу ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.
10. Для развития мелкой моторики, ловкости, подвижности и улучшения работы мозга я использую пальчиковую гимнастику.
11. На уроках главной задачей является работа по привитию навыков личной гигиены, подготовка учащихся к взрослой жизни, социальной адаптации.
12. Проводится просветительская работа с воспитателями учащихся по вопросам охраны и укрепления здоровья, а также выбор принадлежностей для занятий в классе.
Также в своей работе я использую следующие приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу учащегося: игровые ситуации; дидактические игры.
Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся, по формированию здорового образа жизни дает положительные результаты – они регулярно посещает учебные занятия. Что свидетельствует адекватному подбору учебной нагрузки, о положительных результатах работы, которую я систематически провожу для сохранения и укрепления здоровья ученика в ходе учебно-воспитательного процесса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.