Статья "Методы и приёмы развития памяти, внимания и мышления в работе с детьми с ОВЗ"
Оценка 4.6

Статья "Методы и приёмы развития памяти, внимания и мышления в работе с детьми с ОВЗ"

Оценка 4.6
Занимательные материалы +3
docx
дефектология
1 кл—2 кл
04.03.2019
Статья "Методы и приёмы развития памяти, внимания и мышления в работе с детьми с ОВЗ"
В статье приведены методы и приёмы, используемые в урочной и внеурочной работе по развитию памяти, примеры применяемых дидактических игр, упражнений, заданий на развитие внимания, памяти и мышления. Статья составлена на основе личного опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Игры на развитие памяти.docx
Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение «Школа № 62»   г.Рязань Методы и приёмы развития памяти,  внимания и мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья. (Игры и упражнения).     Автор: учитель начальных классов  Гладышева Людмила Олеговна 2019 год.     Я работаю  в классе, где обучаются  дети  с  ограниченными возможностями   здоровья.   Несмотря   на   то,   что   у   них   у   всех разные   диагнозы,   разные   заключения   ПМПК   (ЗПР,   ТНР,   РАС, РДА)     с   рекомендациями   к   обучению   по   АООП,   всем   им свойственны одинаковые проблемы, связанные с особенностями развития психических процессов, таких, как память, внимание, логическое   мышление.   А   одним   из   принципов   организации процесса   обучение   таких   детей   является   создание   ситуации успешности.   В   связи   с   тем,   что   процессы   запоминания   у учащихся   с   ОВЗ   протекают   крайне   тяжело   и   медленно,   это доставляет   детям   страдание,   неудовлетворённость,   потерю уверенности в себе. Для создания благоприятного позитивного отношения   к   учёбе,   для   формирования   и   упрочения   веры   в собственные силы детей, я стараюсь подбирать такие методы и приёмы, которые с одной стороны облегчают ученикам процесс запоминания, помогая поверить в себя, получить удовлетворение от   успешности   в   выполнении   задания,     с   другой   стороны развивают произвольное и образное  мышление и запоминание. О наиболее   продуктивных   таких   методах   мне   и   хотелось рассказать. 1.      Использование   двигательной   активности   в   процессе усвоения нового материала.               «ДЕЛАЮ И ЗАПОМИНАЮ».    Эти приёмы нашли широкое применение на уроках и во внеурочной деятельности.     Так, например, на уроках обучения грамоте, мы с детьми старались   в   прямом   смысле   «пройти»   каждую   букву, рассмотрев   ее   всесторонне.   Дети   рисовали   пальцем   в воздухе   и   на   парте   графическое   изображение   буквы, проходили  на  полу  ее  контур,  сделанный  из  верёвки,  или нарисованный   мелом.   На   следующем   этапе   старались «пройти» букву по памяти (без обозначения контура) или с закрытыми   глазами.   Для   развития   образного   мышления   и запоминания,   детям   предлагалось   найти   предметы,   на которые   похожи   буквы   и   изобразить   эти   предметы   с помощью   позы   или   движения.   Например,   при   изучении буквы «Б» многие дети старались изобразить белку, которая грызёт   орехи   или   барабан,   имитируя   игру   на   нём.   Такие занятия   пробуждают   у   детей   познавательную   активность, они не утомляют их, а в игровой форме помогают детям запомнить абстрактные образы.  Те же приёмы используются и при изучении математики. Мы стараемся   «пройти»   цифру   через   движения   и   образ, вспомнить и придумать чего бывает такое количество, и т.д. Так   же   на   уроках   математики   используется   двигательная активность   при   изучении   порядкового   счёта,   в   прямом   и обратном   направлении,   когда   учащиеся   по   «дощечкам» проходят   «лесенку   цифр»   от   1   до   10,   от   10   до   1.   Затем задания   усложняются:   от   3   до   8,   от   9   до   4,   через   одну «дощечку» (чётные и нечётные числа), от заданного числа, прибавляя или вычитая 2, 3, 4. Можно использовать всем известные   «Классики»,   когда   ребёнок   должен   пройти   или пропрыгать   по   заданной   схеме.   Например,   по   порядку   от одного   числа   до   другого,   в   произвольном   порядке   по заданию учителя или детей.  3 2 4 5 7 8 1 6 9 4 8 6 7 1 3 2 5 9 Цифры   могут   располагаться   по   порядку   или   в   произвольном порядке.  По   мере   приобретения   и   расширения   знаний   «Классики» увеличиваются, добавляются и усложняются числа.  9 3 18 5 12 8 16 6 10 14 1 4 17 13 2 7 11 15 Можно использовать «Классики» с пропущенными числами, где ребёнок должен пройти таблицу от меньшего числа к большему   и   наоборот,   учитывая,   что   есть   пропущенные числа; пройти чётные числа; нечётные числа; однозначные и двузначные; числа, являющиеся ответом на заданный пример или   задачу;   делители   и   кратные   числа…варианты добавляются   и   усложняются   по   мере   прохождения   новых тем.    На утренней разминке можно использовать упражнения на соотнесение   количества   и   числа   (сколько   изображено предметов,   столько   раз   надо   –хлопнуть…,   наклониться…, присесть и т.д), упражнение «Марш с хлопками» (когда дети шагают на месте, делая хлопок через один, через два, через три счёта). Данное упражнение постепенно готовят детей к изучению   таблицы   умножения   которая,   как   показывает практика, с трудом даётся таким детям. А постепенно через «протопывание»   и   «прохлопывания»,   через   движения   и определённый   ритм,   дети   подходят   готовыми   к   освоению таблицы умножения.       На уроках чтения я стараюсь разучивать стихи вместе с детьми в классе, стараясь на дом задать лишь отработать и повторить   выученные   стихи..   Коллективная   работа   при заучивании стихов и хоровом декламировании,   учит детей слушать и слышать друг друга, стараться соблюдать ритм и выразительность чтения произведения. Для такой работы я использую   несколько   приёмов.   Одним   из   продуктивных методов является заучивание стихов с движениями. Работа проводится таким образом: сначала я читаю произведение полностью,   мы   обсуждаем   его   (о   чём?   какие   эмоции выражает?   и   т.д).   Затем,     читая   стихотворение   по   одной строке,   детям   предлагается   придумать   движения, соответствующие   смыслу   прочитанного.   Я   стараюсь направить   и   помочь   им   выбрать   правильное   действие. Например,   заучивая   стихотворение   «Зимние   картинки» Г.Галиной, мы делаем движения, соответствующие смыслу каждой строчки. Солнце землю греет слабо, По ночам трещит мороз. Во дворе у снежной бабы Побелел морковный нос. Как снегурка, в шубке белой  Маша с горки едет смело. Вася катит снежный ком –  Он решил построить дом. Лена катится на лыжах,  Оставляя ровный след,  А за нею Бобка рыжий,  Только лыж у Бобки нет.       Когда   дети   уже   уверенно   читают   стихотворение   наизусть, движения   можно   отменить.   Однако,   это   не   сразу   и   нелегко даётся некоторым детям. Но в большинстве своём, они всё­таки справляются с этим.   Так же при разучивании стихов я использую игру «Эхо», когда дети повторяют «эхом» строки стихов, сначала по одной, потом по   две,   затем   четверостишье,   и,   наконец,   полностью   всё стихотворение. Детям нравится такой вид работы и стихи запоминаются легче и успешней. ео μ оо    Ещё один метод, облегчающий детям запоминание – это так νη ονικόν называемая   мнемотехника  (Мнем ника   (др.­греч.   μ —   искусство   запоминания), мнемот хника  —   совокупность специальных   приёмов   и   способов,   облегчающих   запоминание нужной   информации   и   увеличивающих   объём   памяти   путём образования ассоциаций...). К.   Д.   Ушинский   писал:   "Учите   ребёнка     каким­нибудь неизвестным   ему   пяти   словам   он   будет   долго   и   напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинкой, и он их усвоит на лету". Учитывая данный факт, я так же для работы над текстом или стихами  активно использую мнемотаблицы.  Многие педагоги в своей работе применяют мнемотаблицы. Они могут удачно вписаться  в занятия по развитию речи,  в занятия по   окружающему   миру,   уроки   технологии   и   изобразительного искусства,   во   внеурочную   деятельность.   Это   своеобразный алгоритм   по   построению   речи   или   определённых   действий. Словарный   запас   учащихся   с   ОВЗ   крайне   ограничен,   речь   не сформирована,   поэтому   такой   вид   деятельности   облегчает работу и по составлению рассказа, и по запоминанию стихов. В сети   интернет   можно   найти   достаточно   большое   количество мнемотаблиц   на   различные   темы.   Несложно   и   самим   сделать такую таблицу.   Я представлю вам некоторые из мнемотаблиц для облегчения заучивания  скороговорок, стихов. Мнемотаблица к английской песенке «Дом, который построил Джек» Так как для детей с ОВЗ предпочтительней игровая форма обучения,   важно   не   увлечься   такой   деятельностью   чрезмерно, требуется соблюдать баланс,  постепенно  уменьшая  количество игровых   технологий,   заменяя   их   на   формирование   навыков осознанного обучения.     Тем не менее на начальном этапе обучения, для активизации деятельности   школьников   можно   использовать   различные дидактические игры, развивающие, память, внимание, мышление.       Я   использую   такие   игры   на   уроках   и   во   внеурочной деятельности: Игра  «Бусыиз слов» Это игра позволяет поработать над формированием и развитием кратковременной   слуховой   памяти.   Суть   заключается   в повторении   слов   за   учителем   с   добавлением   нового   слова, связанного   с   предыдущим   прямым   или   косвенным   образом. Например: «Дерево. Дерево. Ствол.  Дерево. Ствол. Ветка. Дерево. Ствол. Ветка. Лист. Дерево. Ствол. Ветка. Лист. Осень.» На каждое слово как бы «нанизывается» новая бусина – новое слово. Так можно включать новые слова до тех пор, пока ребенок не начнет путаться и сбиваться. Участие в игре могут принимать сразу несколько детей, каждый из которых будет дополнять по слову, повторяя предыдущую цепочку. Игра  «Что в коробке?» Этиигра   способствует   развитию   произвольной   памяти.   Данное упражнение   является   вариацией   игры   «Бусы   из   слов»     и отличается формулировкой. Так же как и в предыдущем случае, принимать участие могут несколько человек. Правила игры состоят в  следующем. Учитель говорит о том, что него «лежит в коробке», и предлагает ребятам «дополнить» ее содержимое чем­то новым, предварительно перечислив то, что там уже есть. Предварительно оговаривается, что сегодня у нас в коробке.   учебные принадлежности,   предметы   одежды.   Вариантов   множество. Хорошо, если они созвучны изученным темам.   Это   могут   быть   овощи,   фрукты, Например: «У меня в коробке тетрадь…» «У меня в коробке тетрадь, учебник…» «У меня в коробке тетрадь, учебник, альбом…»  и так далее. Во время этой игры дети не только развивают память, но и  учатся фантазировать, представляя себе, что уже лежит в  коробке и что бы они хотели туда положить. Игра «Фотографы»         А   это   упражнение,   в   которой   ребенку   будет   предложено представить себя фотографом, будет особенно активно развивать кратковременную   память.   Суть   игры   заключается   в   том,   что детям   предлагают   несколько   секунд   посмотреть   на   что­либо (набор   предметов,   объектов),   мысленно   сфотографировав   это, после   чего   описать   количество   и   порядок,   которые   удалось запомнить.   Разнообразить   игру   можно,   предлагая   ребенку запоминать расположение игрушек, букв, чисел, геометрических фигур,  меняя их местами или удаляя один из предметов. Можно использовать цветные магниты, которые есть в каждом классе.       Все   перечисленные   выше   игры   и   упражнения   должны быть понятны детям и усложняться их нужно постепенно. Если у учащихся   возникают сложности с их выполнением, надо будет терпеливо объяснить задание и помочь  выполнить. Очень важна похвала   взрослого.   Адекватная   оценка   выполненного   помогает воспитывать в детях чувство уверенности в собственных силах и мотивирует их для дальнейших занятий.      Чтобы добиться высоких результатов необходимо: 1. Менять виды деятельности во время занятия, таким образом сохраняя внимание и интерес ребят с ОВЗ. 2. Делать   паузы   на   занятиях,   чтобы   не   допустить   снижения концентрации и усталости ребят. 3. Подталкивать   детей   с   ОВЗ   к   активной   деятельности, стимулирующей развитие памяти.    В целом можно отметить, что учащиеся   с ОВЗ при условии правильно   выстроенной   работы   по  развитию   и   коррекции,   при поддержке   и   одобрении   педагога,   при   правильном   настрое   на успех,   имеют   высокие   шансы   наладить   развитие   памяти, внимания и мышления, по возможности сократив отставание от сверстников.

Статья "Методы и приёмы развития памяти, внимания и мышления в работе с детьми с ОВЗ"

Статья "Методы и приёмы развития памяти, внимания и мышления в работе с детьми с ОВЗ"

Статья "Методы и приёмы развития памяти, внимания и мышления в работе с детьми с ОВЗ"

Статья "Методы и приёмы развития памяти, внимания и мышления в работе с детьми с ОВЗ"

Статья "Методы и приёмы развития памяти, внимания и мышления в работе с детьми с ОВЗ"

Статья "Методы и приёмы развития памяти, внимания и мышления в работе с детьми с ОВЗ"

Статья "Методы и приёмы развития памяти, внимания и мышления в работе с детьми с ОВЗ"

Статья "Методы и приёмы развития памяти, внимания и мышления в работе с детьми с ОВЗ"

Статья "Методы и приёмы развития памяти, внимания и мышления в работе с детьми с ОВЗ"

Статья "Методы и приёмы развития памяти, внимания и мышления в работе с детьми с ОВЗ"

Статья "Методы и приёмы развития памяти, внимания и мышления в работе с детьми с ОВЗ"

Статья "Методы и приёмы развития памяти, внимания и мышления в работе с детьми с ОВЗ"

Статья "Методы и приёмы развития памяти, внимания и мышления в работе с детьми с ОВЗ"

Статья "Методы и приёмы развития памяти, внимания и мышления в работе с детьми с ОВЗ"

Статья "Методы и приёмы развития памяти, внимания и мышления в работе с детьми с ОВЗ"

Статья "Методы и приёмы развития памяти, внимания и мышления в работе с детьми с ОВЗ"

Статья "Методы и приёмы развития памяти, внимания и мышления в работе с детьми с ОВЗ"

Статья "Методы и приёмы развития памяти, внимания и мышления в работе с детьми с ОВЗ"

Статья "Методы и приёмы развития памяти, внимания и мышления в работе с детьми с ОВЗ"

Статья "Методы и приёмы развития памяти, внимания и мышления в работе с детьми с ОВЗ"

Статья "Методы и приёмы развития памяти, внимания и мышления в работе с детьми с ОВЗ"

Статья "Методы и приёмы развития памяти, внимания и мышления в работе с детьми с ОВЗ"

Статья "Методы и приёмы развития памяти, внимания и мышления в работе с детьми с ОВЗ"

Статья "Методы и приёмы развития памяти, внимания и мышления в работе с детьми с ОВЗ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2019