Методы интерактивного обучения
Технология интерактивного обучения предполагает, что преподаватель и учащиеся становятся активными участниками учебной деятельности. Школьники осваивают материал, взаимодействуя между собой и с учителем. Интерактивность позволяет значительно повысить качество обучения, сделать осмысленным процесс получения знаний.
Задачи интерактивных методов обучения
· Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
· Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
· Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.
Методы и приемы интерактивного обучения
¨ Групповые дискуссии
¨ мозговой штурм
¨ Упражнения - энергизаторы
¨ Работа в группах, парах
¨ Кооперативное обучение
¨ Ролевая (деловая) игра
¨ Аквариум
¨ Карусель
¨ Дерево решений
¨ Броуновское движение
¨ Синквейн
· Мозговой штурм — вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме,
· Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
· Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
· Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
· Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
· Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
· Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
· BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.
Методов интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Я хочу показать один из этапов урока используя метод мозговой штурм на уроке физики в 8 классе по теме «Агрегатные состояния вещества»
Мы исследуем три состояния вещества на примере воды. У каждой группы своя задача.
Первая группа - механические свойства твёрдого тела.
Вторая - свойства жидкостей.
Третья - свойства газов.
Первая группа.
(тарелка с кубиками льда)
Задание: исследовать механические свойства твёрдого тела.
Вопрос. |
Ответ. |
1. Сохраняется ли форма твёрдого тела при неизменной температуре? |
|
2. Сохраняется ли объём твёрдого тела при неизменной температуре? |
|
3. Возможен ли переход твёрдого тела в другое агрегатное состояние ( жидкое, газообразное)? Каким образом это можно осуществить? |
|
Вторая группа.
(стакан с водой, мензурка, два сосуда разной формы)
Задание: исследовать механические свойства жидкостей.
Вопрос. |
Ответ. |
1. Сохраняется ли форма жидкого тела при неизменной температуре? |
|
2. Сохраняется ли объём жидкого тела при неизменной температуре? |
|
3. Возможен ли переход жидкого тела в другое агрегатное состояние ( твёрдое, газообразное)? Каким образом это можно осуществить? |
|
Третья группа.
(стакан с тёплой водой, блюдце)
Накрыть стакан блюдцем, чтобы понаблюдать конденсацию.
Задание: исследовать механические свойства газов.
Вопрос. |
Ответ. |
1. Сохраняется ли форма газообразного тела при неизменной температуре? |
|
2. Сохраняется ли объём газообразного тела при неизменной температуре? |
|
3. Возможен ли переход газообразного тела в другое агрегатное состояние ( жидкое )? Каким образом это можно осуществить? |
|
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.