"Влияние музыки на психику человека"

  • docx
  • 16.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Влияние музыки на психику человека.docx

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п. Михайловка

 

 

 

 

Индивидуальный итоговый проект

«Влияние музыки на психику человека».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:  Дудкина Валерия, учащаяся 10 класса

Куратор:  Обухова И.Б., учитель музыки

 

 

2022г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………..………………………          3

Глава I. Значение музыки в медицине ……………………………………………………  4 - 5

Глава.1.1. Влияние музыки на развитие ребенка до его рождения                                          4

Глава 1.2. Влияние музыки на образование и интеллектуальные способности                  4 - 5

Глава 1.3. Психологическое воздействие музыки на человека                                                5

Глава II. Стили музыки и их терапия                                                                                          6

Глава III. Ритм – важнейший компонент жизнедеятельности человека                                   7

Глава IV. Экспериментальное исследование                                                                          8 - 9

Заключение                                                                                                                                   10

Литература и интернет – ресурсы                                                                                               11

Приложение 1                                                                                                                               12


 

 

Введение

С давних времен люди поклоняются силе музыки. Еще до того, как появилась музыка в современном ее понимании, человек был окружен всевозможными звуками природы. С их помощью он познавал мир и мог оценить окружающую его обстановку.

Приведу в пример слова Платона: «От того, какая музыка звучит в государстве, зависят могущество и сила государства, ибо распущенные ритмы и лады рождают в людях и распущенное начало».   Не зря наш «Гимн России» величав и могуч по своей мелодии, как и наша Родина.  

Многие люди не задумываются о влиянии музыки на их психику.

Цель исследования: выяснить, что различные виды музыки по-разному влияют на эмоциональное состояние людей.

Объект исследования: виды, стили музыки, ее влияние на человека.

Предмет исследования: влияние музыки на человека.

Гипотеза исследования: эмоциональное состояние человека меняется в зависимости от прослушанной музыки.

В соответствии с целью, предметом, и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

- проанализировать литературу по теме исследования;

- выяснить, какие музыкальные стили привлекают подростков;

- провести с учащимися анкетирование;

- подготовить экспериментальный материал;

- сделать выводы на основании полученных результатов;

- подвести итоги всей исследовательской работы.


 

 

Глава I.  Значение музыки в медицине

Музыка — это искусство стройного и согласного сочетания звуков, это красота, проявляющаяся в этих сочетаниях, их гармонии, созвучии, мелодии.

Музыка помогает духовному развитию человека, его восприятию внешнего мира и воображения.

В наши дни музыка является не только источником удовольствия и развлечения, но и работой.

Одно из направлений биологии - биомузыкология выявляет, как звуки воздействуют на живой организм. Многие исследования посвящены проблемам воздействия музыки на мозг ребенка в период беременности матери, после рождения, во время обучения, а также при разных душевных состояниях.

Профессор Института биомузыкологии в Швеции Бьорн Меркур определил роль музыки:

"Музыка — это важнейшая составляющая жизни общества. Это голос жизни.

Глава.1.1. Влияние музыки на развитие ребенка до его рождения

Ребенок до рождения чувствует музыку и реагирует на нее. Это происходит благодаря слуховым черепно-мозговым нервам человека и способности мозга воспринимать и запоминать звуки. Научные исследования доказали, что за три месяца до рождения ребенка эта биологическая система уже существует.

Известно, что дети обладают способностью чувствовать музыку, ритм, силу звука, высокие и низкие ноты.

Слуховые системы начинают действовать в мозгу плода с двадцать шестой недели беременности. Он воспринимает, прежде всего, звучание организма матери, внешние звуки в утробе не слышны, ребенок защищен от них материнским телом. Несмотря на это, Пятая симфония Бетховена проникает через эту преграду - ребенок реагирует на нее движениями тела, ускорением сердцебиения. Громкие ритмичные звуки заставляют сердце биться сильнее и чаще.  Некоторые звуки, наоборот, замедляют сердцебиение — это мелодичная, плавная музыка. Доказано, что музыка, услышанная до рождения, ускоряет развитие ребенка.

Глава 1.2. Влияние музыки на образование и интеллектуальные способности

Доказано, что музыка, наряду с другими факторами, определяет в первые годы жизни ребенка его развитие, формирование мозга, логических связей, образование и продолжительность жизни нейронов. Чем больше информации получит мозг ребенка в раннем возрасте, тем большим запасом прочности он будет обладать, дольше сохранит работоспособность.

Положительное влияние музыки отмечено не только у детей, но и у взрослых. Процессы мышления у занятий наукой и музыкой идентичны. Слушая музыку и играя на пианино, дети развивают и свои способности к обучению. Преподавание музыки в средних школах также положительно влияет на развитие человека.

Глава 1.3. Психологическое воздействие музыки на человека

Проведение гастроэнтероскопического обследования вызывает чувство тревоги, неуверенности у пациентов. Состояние стресса подтвердили и клинические анализы. Когда этим людям дали послушать спокойную музыку, содержание кортизола в крови снизилось, страх уменьшился. 

Прослушивание спокойной тихой музыки снижает уровень кортизола и адреналина в крови.

Положительное и отрицательное воздействие музыки на человека зависит не только от особенностей музыки, но и от особенностей организма человека.

Изменения в мозгу, связанные с хронической депрессией, фиксируются в правом полушарии, лобной доли мозга. Музыка помогает изменить душевное состояние, снизить стресс.  Прослушивание музыки по двадцать минут в день снижало уровень кортизола в крови у людей, страдающих хронической депрессией.

Тихая ритмичная музыка может успокоить новорожденного, но длительное прослушивание создает в мозгу стойкий очаг возбуждения, который активизируется при следующем прослушивании - происходит запоминание. Дети, занимающиеся под музыку, лучше и быстрее запоминают учебный материал, чем те, которые выполняют задания в тишине.

Обычно люди, выбирая музыку, не думают о ее влиянии, а руководствуются своим вкусом, предпочтениями. Если музыка поднимает настроение, возвращает душевный покой, ее хочется слушать снова и снова.

Выбор музыки может немало сказать о внутреннем мире человека, его душевном состоянии. Музыка не только развивает ум, но и воспитывает чувства, укрепляет духовное здоровье ребенка.

Глава II. Стили музыки и их терапия

В современном мире существует огромное количество видов музыки.  Они имеют разный темп, ритм, гармонию, время возникновения. 

Доказано, что классическая музыка благотворно влияет на организм человека, активизируя работу мозга и укрепляя иммунную систему.

Народная музыка поднимает настроение и положительно влияет на эмоциональное состояние.

Рэп музыка может стать причиной плохого настроения и эмоционального упадка.

Поп музыка негативно влияет на внимательность и память из-за монотонности ритма.

Джаз считается музыкой, которая оказывает негативное влияние.

Блюз благотворно влияет на эмоции, успокаивает, понижает раздражительность.

Рэгги считается музыкой хорошего настроения, повышает эмоциональный тонус, не вызывает агрессии.

Современная клубная и электронная музыка понижает способность к обучению, негативно влияет на интеллект. В некоторых случаях, повышает раздражительность, напряженность.

Рок музыка является причиной стресса.

Учащиеся старших классов после 10-минутного прослушивания рок-композиций временно забывали таблицу умножения. Находящиеся в концертных залах слушатели не смогли ответить на вопросы: «Как вас зовут?», «Где вы находитесь?», «Какой теперь год?»

Известны случаи, когда слушание музыки с неровным, прерывистым ритмом, частыми диссонансами приводило к остановке сердца. Ученые сделали вывод: рок-музыка убивает живую клетку.

Глава III. Ритм – важнейший компонент жизнедеятельности человека

Одной из причин физиологического воздействия музыки на человека является то, что нервная система и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Ритм – важнейший компонент нашей жизнедеятельности. Ритмичность протекающих в организме биологических процессов экономит большое количество энергии, способствуя здоровью. Поэтому воспринимаемый бессознательно музыкальный ритм путем нормализации биологических ритмов способствует правильному перераспределению энергии, гармонии, хорошему самочувствию.

Заметно реагирует на музыку наша сердечно–сосудистая система – замедлением или учащение пульса, изменениями числа сердечных сокращений, показателем артериального давления. Учеными доказано, что музыка влияет на холестериновый, гормональный обмен человека.

Чем медленнее волны мозга, тем более расслабленное и умиротворенное состояние мы испытываем. Частоту биоритмов мозга можно изменить, потому что в процессе восприятия музыки эти биоритмы непроизвольно настраиваются на частоту музыкального произведения.

Ритм оказывает самое сильное воздействие на организм человека. Вместе с тем, музыку наш мозг воспринимает одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Поэтому такие средства музыкальной выразительности, как лад, темп, тональность музыкального произведения играют важную роль в моделировании эмоций.

Включите весёлую музыку, когда вам плохо, она поможет справиться с плохими эмоциями; послушайте Моцарта, когда вы встревожены или даже напуганы – тревога уляжется, а «побочным результатом» общения с великой музыкой Моцарта станет ваше одухотворенное лицо с ясным спокойным взглядом и плавной мимикой, и очень красивым лицом.

Глава IV. Экспериментальное исследование

Организация и методы исследования

После изучения обозначенной темы, я решила провести мини-исследование на учащихся с целью изучения влияния музыки разных направлений на эмоциональное состояние человека. В нашем эксперименте приняли участие 20 человек из 10 класса.

Путем анонимного анкетирования проводился социологический опрос. Была разработана серия вопросов: для выяснения музыкальных предпочтений; для чего вообще нужна музыка; для определения времени, затрачиваемого на слушание музыки.

В результате опроса были получены следующие данные:

1.Любишь ли ты слушать музыку?

Да – 20 (100%)

Нет – 0

2.Какой стиль музыки ты предпочитаешь?

Рок – 1 (5%)

Рэп – 3 (15%)

Поп – 7 (35%)

Электронная музыка – 3 (15%)

Ваш вариант – 6 (30%)

3.Что для вас музыка?

Отдых, вдохновение, настроение, отвлечение от проблем – 6 (30%)

Жизнь – 4 (20%)

Хобби, увлечение – 2 (10%)

Люблю слушать – 5 (25 %)

Люблю танцевать – 2 (10%)

Ваш вариант - 1 (5%)

4.Для чего нам нужна музыка?

Помогает в труде – 1 (5%)

Расслабляет – 11 (55%)

Веселит – 8 (45%)

5.Влияет ли музыка на ваше настроение и чувства?

Да – 16 (80%)

Нет – 4 (20%)

6.Если вы находитесь в плохом настроении, помогает ли музыка его поднять? 

Да – 17 (85%)

Нет – 3 (15%)

7.Какое количество времени в сутки вы слушаете музыку?

1-3 часа – 7 (35%)

3-5 часов – 7 (35%)

5 и более – 6 (30%)

Результаты анкетирования показывают, что учащиеся увлекаются прослушиванием музыкальных произведений, и их музыкальные предпочтения разнообразны. Для многих музыка – жизнь. И они не могут без нее. Считают, что музыка может влиять на поведение и настроение человека.

Заключение

Подводя итог своей исследовательской работы, следует отметить, что данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит им значительно больше узнать о влиянии музыки на человека.

Проводя исследования, я еще раз убедилась в многогранности музыки и ее важности в жизни человека. Для меня музыка имеет такое же значение, как для любого человека, мне кажется, что без музыки я не прожила бы и дня. И это действительно так. Каждый из нас должен чётко понимать только одно: для каждой музыки есть своё место и своё время. Запрещать слушать одно и заставлять слушать другое – нелепо.  Человек, одарённый душевно и понимающий значение музыки в нашей жизни, поистине счастлив. Я поняла, как много значит музыка для человека, и как она влияет на различные аспекты его жизни. По результатам исследовательской работы можно сделать следующие выводы о влиянии музыки на человека:

Произведения различных музыкальных стилей действительно как положительно, так и отрицательно влияют на эмоциональное состояние человека. Выдвинутая мною гипотеза полностью подтверждена. А это значит, что цель моей работы достигнута. Завершая, хочется пожелать всем: слушайте музыку! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира, творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение. Продуктом моей работы стал диск с музыкой для релаксации.

 

Литература и интернет - ресурсы

  1. Георгиев Ю. Музыка здоровья: Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии// Клуб. – 2001. - № 6.
  2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М.: NB МАГИСТР, 2000.

3.      https://infourok.ru/vliyanie-muziki-mocarta-na-zdorove-cheloveka-1909763

4.      https://lifemotivation.online/razvitie-lichnosti/samorazvitie/effekt-motsarta

5.      https://www.livemaster.ru/topic/3478140-article-sekrety-vdohnoveniya-i-zdorovya-muzyka-volfganga-amadeya-motsarta

 


 

Приложение 1

Анкета «Что для нас музыка?!»

Инструкция: ниже приведен ряд вопросов, на которые Вам необходимо ответить, либо выбрать варианты предложенных ответов.

  1. Любишь ли ты слушать музыку? Ответ: ______________
  2. Какой стиль музыки ты предпочитаешь?
  • Рок
  • Рэп
  • Поп
  • Электронная музыка
  • Ваш вариант __________________

3.      Что для вас есть музыка?

  • Отдых, вдохновение, настроение, отвлечение от проблем
  • Жизнь
  • Хобби, увлечение
  • Люблю слушать
  • Люблю танцевать
  • Ваш вариант __________________

4.      Для чего нам нужна музыка?

  • Помогает в труде
  • Расслабляет
  • Веселит

5.      Влияет ли музыка на ваше настроение и чувства? Ответ: ________

  1. Если вы находитесь в плохом настроении, помогает ли музыка его поднять? Ответ: ____________________
  2. Какое количество времени в сутки вы слушаете музыку?
  • 1-3 часа
  • 3-5 часов
  • 5 и более

 

Скачано с www.znanio.ru