Влияние музыки на развитие
интеллектуальных способностей учащихся
Известно, что музыка оказывает влияние на развитие интеллектуальных способностей, которые также являются предпосылкой развития творчества, активной жизненной позиции.
В настоящее время в России большое внимание уделяется вопросам развития интеллекта школьника и его интеллектуального потенциала. Одним из основных показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к школьникам: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; педагоги стремятся, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.
Искусство и музыка старше науки, и даже старше мышления. Человеческий мозг формировался тогда, когда человек покрывал стены пещер своими рисунками, слагал стихи и пел песни. Только потом через многие столетия этот же самый мозг вычислил ход планет, проник в тайны вещества и познал тайны эволюции живой природы.
Человек музицировал еще тогда, когда не умел измерять и вычислять, когда не умел обрабатывать землю и не умел строить. Цивилизация признала выдающуюся роль музыки в становлении человеческого мышления. Древние греки говорили о гармонии небесных сфер, считая, что в космосе звучит музыка и выражает его законы. Древние китайцы считали музыку формулой мира, в европейском средневековье музыка наряду с геометрией и астрономией входила в число наук. Музыку человечество считало частью мышления и в некоторой степени его источником. Музыка и мысль неразделимы: вторая явилась из первой и нет ничего правильней, чем, развивая умственные способности школьника, обратиться к музыкальным истокам.
Исследования, выполненные в разных странах, показывают благотворное влияние музыки на интеллектуальный рост детей. Эффективность музыкального воздействия на человека в детском возрасте, объясняется той связью, которая на протяжении всего процесса эволюции человека установилась между музыкальным искусством и мозгом.
Как известно, левое полушарие отвечает за логику, речь, классификацию, операции с числами, планирование, анализ. Правое – за чувство ритма, воображение, фантазии, цветовые ощущения, пространственную ориентацию. Можно выразиться так, что левое полушарие – "технарь”, а правое – "гуманитарий”.
Как правило, в зависимости от рода деятельности у нас доминирует какое-то одно из них. Например, при учебе – левое, а при чтении художественной литературы или прослушивании музыки – правое.
В то же время у гениев независимо от вида деятельности оба полушария работают синхронно, что многократно увеличивает потенциал мозга и, соответственно, продуктивность умственной деятельности.
Доказано, что синхронизация работы левого и правого полушария мозга – первый шаг на пути к гениальности.
И музыка в этом плане занимает одну из ведущих ролей. Доказано, что прослушивание специально подобранной музыки во время занятий или работы может существенно помочь достижению успешного результата. В Калифорнийском университете был поставлен эксперимент, описанный в бpитанском наyчном жypнале "Пpиpода". Группам давали одно и то же задание, связанное с пространственным воображением.
Первая группа работала "под Моцарта", вторая - в полной тишине, а третья - под популярную музыку.
Результат выполнения тестов таков: "моцартовцы" - 62%, "тихушники" - 14%, "попса" - 11%. Красноречиво…
Тесты, проведенные в университете штата Айова, показали, что при прослушивании специально подобранной музыки обучение ускоряется в несколько раз, а качество запоминания улучшается на порядок.
Университет Чикаго. Группа профессоров педагогического факультета университета изучала академическую успеваемость 25000 учащихся в течение 10 лет. Дети учились по расширенной Арт-программе, широко включающей искусство и музыку. Такие программы были включены в ряд обязательных во многих экспериментальных школах Америки, директора которых понимают выдающуюся роль искусства в развитии интеллекта учащихся и освоении необходимых жизненных навыков. Программа называлась «Партнерство Искусства и Образования». Оказалось, что дети экспериментальной группы гораздо лучше успевали по всем школьным предметам и лучше выполняли предложенные тесты, чем дети контрольной группы.
В результате исследования можно сделать вывод подтверждения выдвинутой гипотезы влияния музыки на интеллектуальное развитие школьников. Ведущая роль здесь принадлежит классической музыке таких известных композиторов,как: И.Бах, Л.Бетховен, В.Моцарт, П.Чайковский, М.Глинка и др. Это подтверждают научные исследования ученых разных стран. Музыка влияет на развитие всех психических процессов, оказывающих влияние на интеллект. Развивается память, мышление, воображение. Однозначно то, что музыка помогает развивать простейшие математические навыки, способность слушать и усваивать информацию в виде элементарных инструкций способствует развитию лингвистических и математических способностей у детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.