«Влияние предметно-развивающей среды на развитие игровой
деятельности ребенка»
Содержание
Введение…………………………………………………….……………….…….3
1. Понятие: «Развивающая предметная среда»………….…………………6
2. Специфика организации и оформления предметно-развивающей среды для детей раннего возраста………………………………...……………10
Заключение………………………………………….……………………………17
Список использованных информационных источников………………………20
Приложения……………………………………………………………………22
Введение
Созданию предметно-игровой среды в современном ДОУ на сегодняшний день уделяется огромное внимание. Воспитатели стараются применять современные комбинации и основы воздействия предметно-игрового пространства, так как группа д/с для множества детей считается их вторым домом, где они находятся больше времени. В д/с дети играют, рисуют, лепят, кушают, спят, общаются с ровесниками и старшими. Подтверждено, тем что, в какой мере уютно оборудована предметно-игровая среда в группе, в зависимости какие показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, степень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние. Развивая предметно-игровую среду в ДОУ (в групповой комнате), нужно предусмотреть все без исключения аспекты воздействия на среду и развитие ребенка от яркого дизайна помещений вплоть до выбора игрового оборудования (игрушек). При оформлении группового помещения важно не забывать о влиянии цвета на психологическое и физическое самочувствие ребенка, по этой причине следует, для того, чтобы яркое оформление формирования в соответствии с законами цветовосприятия, с учетом назначения помещения, условий его разработки возраста детей. В оформлении детского помещения нужна не пестрота, а тональные различные цвета и фактуры при преобладании одной ведущей цветовой палитры. Нужно помнить, что смена цветоощущений проявляет, стимулирует и угнетающе воздействует. Необходимо чтобы цвет в интерьере ДОУ выполнял значительную роль, помогал дошкольникам, там самым, чтобы отыскать нужное место или зону в помещении.
Наиболее важное значение предметно-пространственная развивающая среда влияет на состояние здоровья дошкольников, как физическое, так и психологическое. По этой причине следует формировать предметно-пространственную среду, что поспособствовала самосохранению и укреплению здоровья воспитанников. В нормативных правовых актах, стабилизирующих работу в ДОУ прописаны требования к сохранению и развитию здоровья воспитанников.
Предметно-развивающая среда составная часть развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд на предметно-развивающую среду предполагает понимание её как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлён навык, познания, вкусы, способности и потребности множество поколений. Посредством через предмет дошкольник познает себя, свой индивидуум. Дошкольник обретает свою вторую жизнь в предметах подкультуры, в виде отношений социума друг с другом (А. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). С этого, в каких-либо взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом перемен, совершающихся в среде, обуславливается динамика развития, высококачественных психологических процессов. Педагогические возможности среды многоаспектен: это-и условия жизнедеятельности ребенка (В. С. Библер), формирование отношения к базисным ценностям, усвоение социального навыка, развитие жизненно необходимых качеств (Л. П. Буева, Н. В. Гусева); это-и способ информации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А. В. Мудрик), удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в деятельности.
Следовательно, среда-это общественно культурная деятельность, образ жизни, область передачи и закрепления глубоко общесоциального навыка, культуры и подкультуры, развития творчества. Среда формируется только лишь в следствии данной работы, а осваивание её субъектом воплощается при помощи эстетического, познавательного, оценочного и других видов отношений и взаимодействий. Воспитательно-образовательная система д/с содержит в себе и формирование обширных интересов и форм деятельности детей. Простые формы бытового труда и самообслуживания, и конструктивная деятельность с подключением простых трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности, и занятия согласно ознакомлению с окружающим явлениями природы ребенка и социума, разные формы эстетической деятельности, простые формы учебной деятельности согласно усвоение чтения, письма, арифметики и в конечном итоге, ролевая игра.
Развивающая предметная среда как система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития, подразумевает целостность общественных и предметных методов обеспечения различных видов деятельности детей. Данный эффективный способ формирования специфических детских видов деятельности в дошкольном детстве, имеет непреходящую ценность, в период жизни ребенка.
Предметный мир, воспринимаемый детьми, без исключения наиболее углубляется для него. В данный мир вступают предметы, с какими способен функционировать и функционирует непосредственно дошкольник, тем самым и др. окружающие вокруг него предметы. Предметно развивающая среда в любой возрастной группе д/с обязана обладать характерными признаками, а непосредственно: для третьего года жизни -это довольно огромное место для самореализации в быстром темпе детей среднего дошкольного возраста важно учесть интерес в игре с одногодками и особенность уединяться в старшей группе весьма немаловажно рекомендовать детям игры, психологические процессы развивающие такие как: восприятие, память, внимание и т. д. Согласно взросления детей предметно-развивающая среда обуславливается сперва лично педагогом с учетом заинтересованности детей младшего возраста, со средней группы формируется воспитателем совместно с детьми, старшие дети сами формируют и изменяют её с позиции детских интересов.
1. Понятие: «Развивающая предметная среда»
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка - это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.
Существуют различные определения развивающей обучающей или развивающей предметной среды.
В методических рекомендациях С.Л. Новоселовой приводится следующая терминология.
Среда (Обогащенная) - предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Среда (Предметная) - система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.
Среда (Развивающая Предметная) - система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Развивающая предметная среда (ПРС) - совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.
Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое содержание и свойства - создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.
Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т. е. разностороннее развитие и воспитание.
Понятие «окружающая среда» выступает в широком и узком смысле. В широком смысле - это тот социальный мир, в который приходит малыш, рождаясь на свет, т.е. социальная культура общества.
Ребенок не является Робинзоном в познании, например, открытии функционального назначения окружающих его предметов (ложка - для еды, расческа - для ухода за волосами, ботинки - для ходьбы, шапка - для прикрытия головы и т.п.), а также различных видов деятельности человека (бытовая, трудовая, художественная, игровая и т.п.). Мир предметов, окружающих малыша, открывается ему в процессе овладения различными видами человеческой деятельности.
Например, бытового или художественного характера - мыло необходимо для мытья, а карандаш - для рисования. Аналогично - для работы на огороде нужны лопата и лейка, а для уборки в доме необходимы щетка, пылесос и т.п. Значит, предметы, окружающие ребенка с самого раннего детства, оказывают определенное воздействие на его познавательное развитие и умственную активность (например, в конце первого года жизни малыш уже хорошо знает назначение чашки: он пьет из нее; кроватки - он спит в ней; стульчик - сидит на нем и т.п.).
Окружающий ребенка мир постепенно расширяет свои горизонты: по мере того как малыш овладевает движениями, к нему приходит возможность перемещаться в пространстве. Но, даже находясь на руках у взрослого, ребенок перемещается в замкнутом пространстве комнаты. Он вглядывается в окружающие его предметы и практически осваивает их свойства. Ему нужно все - он рассматривает рисунок на обоях, изучает очки на лице взрослого, тащит бусы с шеи матери и т.п. Кажется, перечисленные примеры поведения малыша случайны. На самом деле, все, что его окружает, формирует его психику. Именно поэтому организованный педагогический процесс ознакомления с окружающим играет столь важную роль в умственном развитии детей.
Мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и первых обобщений связаны с практическим освоением предметной действительности. В данном случае понятие «окружающая среда» выступает в узком смысле своего значения, т.е. как средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками и пр., живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий его мир.
Не удивительно, что этот мир оказывает свое формирующее воздействие на все стороны воспитания ребенка: умственное, физическое, нравственное, эстетическое, потому что ребенок не только познает предметы и усваивает их названия, - ему важно видеть эмоциональную реакцию взрослого, через которую малыш учится отношению к окружающей его действительности. С пеленок он усваивает ласковые интонации человеческого голоса, сочетающиеся с красивой игрушкой, распустившимся цветком, ярким платочком или платьем.
Можно сказать, окружающая среда эмоционально воздействует на малыша, а, следовательно, воспитывает эстетически и этически.
Физическое состояние детей во многом определяется их эмоциональным комфортом. Вместе с тем удобство и соответствие возрасту предметов мебели, пособий, игрушек и пр., обеспечивающих достаточное освоение окружающего пространства, постепенное овладение основными видами движений и более утонченными действиями рук, - все это составляет первоначальную основу здоровья и своевременного физического развития детей. Очень важно для своевременного созревания костно-мышечной системы, которая формируется длительнее по сравнению с другими функциями организма, чтобы ребенок активно двигался.
Особенность ребенка раннего возраста состоит в том, что без специального воздействия со стороны взрослого его мышечная система не реализуется. Именно взрослый, беря малютку на руки, укладывая на живот, поворачивая на спину, помогая осваивать повороты на бок и т.п., «задает» систему целенаправленных движений для созревания мышечной ткани. Движение - органическая потребность ребенка и необходимо полностью ее удовлетворять. Поэтому важна организация двигательной среды на протяжении младенческого, раннего и дошкольного детства. Если иметь в виду детей первых лет жизни, то организация предметно-пространственной среды для них - жизненная необходимость.
Особо следует остановиться на познавательном развитии маленьких детей, что имеет отношение ко всем сторонам их психической жизни. Окружающая среда в широком и узком смыслах оказывает влияние на формирование именно познавательной активности малыша.
В ранний период жизни ребенок познает мир по-своему, по-детски, на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его видению, пониманию. Однако педагогу необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми в познании окружающего мира, сохраняя свою значимость и в последующем освоении действительности.
Поэтому окружающую ребенка предметную среду не следует слишком примитизировать, а познавательное развитие ребенка раннего возраста - понимать упрощенно. В данный период жизни он не только накапливает впечатления и расширяет чувственный опыт. Малыш учится ориентироваться в окружающем мире, у него начинает формироваться система знаний, которые, образно говоря, раскладываются по полочкам. Упорядочение этого процесса во многом зависит от взрослого, который руководит отбором содержания, материала и методов развития познавательной деятельности.
2. Специфика организации и оформления предметно-развивающей среды для детей раннего возраста
Оборудование детских помещений позволяет реализовать организацию воспитания ребенка раннего возраста на научной основе по следующим принципам:
1. Принцип обеспечения здорового образа жизни и физического развития
Оборудование группы мебелью и пособиями должно отвечать задачам развития всех систем организма, повышению двигательной активности, своевременному овладению ведущими навыками, способствовать охране нервной системы ребенка.
2. Принцип обеспечения воспитания и развития ребенка в условиях детского сообщества
Интерьер группы должен быть рассчитан на одновременное присутствие 10-15 детей младенческого, раннего возраста. При этом должны быть учтены нормальные условия жизни как для одного отдельного ребенка, так и для группы детей в целом.
3. Принцип обеспечения педагогического процесса в условиях общественного воспитания
Оборудование группы должно способствовать соблюдению условий жизни малышей, входящих в одну группу, но живущих по разным режимам соответственно их возрасту и состоянию здоровья. Способствовать методам последовательности и индивидуальной постепенности в обслуживании детей, возможности индивидуального общения с одним ребенком в системе работы с группой детей в целом.
4. Принцип надежности и безопасности
Интерьер группы должен включать предметы мебели и оборудования, конструкции которых обеспечивают надежность и безопасность их использования для маленького ребенка: исключены случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т.п.
5. Принцип гигиенического соответствия
Предметы мебели и оборудование должны быть выполнены из экологически чистых материалов, иметь водоотталкивающее покрытие, при гигиенической обработке не терять структуры материалов, из которых они изготовлены, и не деформироваться.
6. Принцип эргонометрического соответствия
Предметы мебели и оборудование должны быть выполнены на основе размеров, утвержденных Министерством здравоохранения России для детей первых лет жизни. Современные, новые конструкции изделий, а также образцы зарубежного производства должны соответствовать эргонометрическим возрастным показателям, утвержденным в качестве государственного стандарта.
7. Принцип вариативности (удобства и комфортности в использовании)
Предметы мебели и оборудование должны быть удобны для ребенка, создавать ощущение комфорта. В их конструкции должен быть заложен принцип вариативности, позволяющий в случае необходимости изменять пространственные характеристики изделий в секциях (например, подъем полочек или их перемещение; перемещение частей из горизонтальной в вертикальную плоскость, например, откидывание барьерчика или его выпрямление, использование выдвижных поверхностей и пр.). Принцип вариативности позволяет менять размеры частей изделий по мере роста и взросления малышей.
8. Принцип гарнитуры (комплектования)
Необходимо комплектование всех изделий, входящих в один гарнитур, по стилю, цветовому решению, обеспечение сочетаемости предметов мебели, их секционного перестроения соответственно техническим характеристикам. Важна и сочетаемость предметов мебели с общим убранством группового помещения (предметами обихода, украшения комнаты: панно, картинами, эстампами, икебаной, предметами прикладного искусства, игрушками, комнатными растениями и т.п.).
9. Принцип рациональности
Оборудование и мебель должны быть выполнены по принципу рационального использования, облегчающего труд персонала, обслуживающего одновременно 10-15 детей раннего возраста. Любое изделие, входящее в комплект оборудования, должно быть рационально расположено для работающего взрослого (имеется в виду местоположение, исключающее частые наклоны, неудобные позы, выполнения действий на весу, т.е. всего того, что может физически излишне утомить).
10. Принцип складирования
Оборудование должно быть легким в использовании, с одной стороны - обладать устойчивостью, с другой - мобильностью: в случае перемещения должно иметь держатели (с тыльной стороны) или какие-либо устройства, которые позволяли бы стационарно фиксировать предмет к стене, к какой-либо поверхности и в случае необходимости легко открепляться и перемещаться. Все части гарнитурного комплекта должны хорошо складироваться в случае переезда или перемещения из группы в группу.
11. Принцип «общего» и «единичного» в подборе и использовании
При разработке интерьера групп раннего возраста обслуживающий персонал может использовать иностранные образцы изделий или образцы фабрик местного производства, т.е. осуществлять как бы «частный» подбор оборудования. Допустимы творческие разработки практического характера, различные усовершенствования изделий, поиск их оригинального использования, т.е. то, что делает неповторимым интерьер отдельной группы или детского учреждения в целом.
12. Принцип возрастного и гендерного соответствия
Остановимся на этом принципе подробнее. Как бы ни была красива групповая комната, но если она организована без учета возраста детей и задач воспитания, т.е. без функциональной направленности, -- в ней не создана развивающая среда для малышей. Конкретная игровая среда, чтобы быть действительно развивающей, должна «настраиваться» на конкретную группу детей. Иными словами, сколько игрушек и какие уголки должны быть в группе, нужно каждый раз решать заново.
Разработка предметно-пространственной развивающей среды должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества:
- возрастного состава малышей;
- психологической характеристики группы (темперамента детей, их подвижности, наличия лидерства, учета индивидуальных особенностей, познавательных интересов, показателей развития и пр.);
- количественного соотношения мальчиков и девочек (их разного соотношения, например, 50 на 50 или 90 на 100);
- социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;
- окружающей социальной практики (город, поселок, село и пр.).
Так, например, возросшая двигательная активность малышей 2-3-го года жизни требует расширения игрового поля, где должно хватать места и для игр с дидактическими игрушками, и для сюжетно-ситуативных игр, из которых зарождается ролевая игра. Предположим, что в группе половина малышей холерического (сверхподвижного) темперамента. Тогда педагогу будет значительно легче работать, если окружающая среда позволяет рассредоточить детей в локальных игровых пространствах, предполагающих разные занятия -- игры с водой и песком, конструирование, раскрашивание картинок и т.д.
Для мальчиков характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты, желание больше использовать в игре предметы-двигатели (машины, тележки, каталки и пр.), а также свободно перемещаться из одного конца комнаты в другую и т.д. Мальчикам всегда нужно больше места. И если с этой точки зрения анализировать дизайн группового помещения, он всегда обустраивается в ущерб мужской части воспитанников. Хотя бы потому, что воспитатели оформляют группу, исходя из своих, женских, представлений о красоте и уюте. И им гораздо легче представить, как и во что будут играть девочки, чем поставить себя на место мальчиков. Так что гендерное неравенство, ограничивающее мальчиковые игры, в детсадовской среде присутствует изначально.
Эти особенности необходимо учитывать при планировке группы, в которой «мужской контингент» преобладает. Возможно, требуется пожертвовать парикмахерской и отвести дополнительное место для строительных игр. Возможно, требуется сократить количество кукол, но увеличить количество машин.
Девочки, как показали физиологи, в основном ориентируются на «ближайшее» пространство (игры с куклами в нешироком игровом поле), поэтому им следует создать условия, помогающие ситуативным, сосредоточенным игровым сюжетам. Сельские дети проигрывают больше сюжетов с включением игрушек, изображающих домашних животных; городские малыши предпочитают транспортные игрушки, отображающие виденные на улицах сцены из жизни города и пр.
Итак, интерьер группы должен быть составлен соответственно возрастному и половому составу детей. Если в группе присутствуют дети, которые по возрасту или состоянию здоровья относятся к разным микропериодам развития, то оборудование группы должно быть рассчитано на детей каждой возрастной подгруппы.
Но все новации в использовании мебели и оборудования в группах раннего возраста должны подчиняться «общему» принципу: быть безопасны и надежны. Размеры рабочих поверхностей и их частей должны соответствовать государственным стандартам, разработанным для детей раннего возраста, и быть гигиенически, экологически выдержанными.
Привнесение указанных выше принципов в практическую жизнь группы детского сада обеспечивает создание предметно-пространственной развивающей среды для самых маленьких. Ее особенность - в одновременном присутствии не одного ребенка, а целой группы, где каждый малыш должен чувствовать себя не только защищено, но комфортно. Следует учитывать, что дети второго года жизни еще не умеют общаться со сверстниками: у них игры «рядом», но «не вместе». И только к концу второго и на третьем году жизни дети начинают взаимодействовать как партнеры в совместных играх, именно поэтому окружающая малышей среда должна быть рассчитана для одновременной деятельности не более 2-3 детей, а также учитывать возможности организации совместной деятельности воспитателя и ребенка. В течение дня педагог должен найти время для индивидуального общения с каждым малышом, являясь основным партнером в их играх и занятиях.
Окружающая среда должна включать возможность создания локальных игровых пространств, уголков, мест отдыха, «кулуарного» общения, позволяющих не только объединить, но и рассредоточить детей.
Таким образом, окружающая среда, играющая особую роль в развитии маленького ребенка, должна быть организована соответственно задачам воспитания. При создании предметно-развивающей, пространственной среды следует учитывать особенности каждой группы: возраст, состав - количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности - подвижность, темперамент, склонности, интересы, особенности воспитания в семье; только в этом случае окружающая среда будет развивающей, т.е. создавать у ребенка чувство комфорта, радости, покоя, достаточности. У малыша появится чувство уверенности, к нему придет возрастная умелость, а вместе с ней некоторая самостоятельность и инициативность.
Сказанное позволяет понять, почему профессионально грамотно должен решаться вопрос организации предметно-пространственной среды для самых маленьких. И можно согласиться с мнением педагогов-практиков, что в основе его решения лежит творческая интерпретация, т. е. идея, цель, которой руководствуется коллектив сотрудников данной группы и детского сада в целом.
Заключение
Потребность в группах для детей раннего возраста не утратила своей актуальности. Возрождение ясельной системы осуществляется как на основе лучших традиций прошлого, так и современных концепциях. В настоящее время группы раннего возраста в детском саду занимают особое место, их ласково называют «ясли». Сегодня это «открытая система» взаимодействия педагогического коллектива и семьи, лишенная «заорганизованных» методов работы, а детский сад - не просто место пребывания детей, а центр семейно-общественного воспитания и культуры.
Изменилось качество жизни и воспитания малышей в условиях яслей и детского сада, поднялся имидж детского образовательного учреждения как развивающей, прогрессивной, современной системы, необходимой для детей первых лет жизни. Предметно-развивающая среда в группах раннего развития должна развивать игровую деятельность детей и отвечать следующим характеристикам:
Предметно-развивающая среда в группах раннего возраста организуется для детей, поэтому все окружающие предметы должны быть соразмерны их росту, руке и физиологическим возможностям.
Ведущая деятельность детей от 1,5-2 лет - предметная, 2/3 игрового пространства должно быть насыщено дидактической игрушкой. В группах для детей от 1,5-2 лет педагог раскладывает игрушки, но не создает ситуативные игровые сценки, а помогает малышу выполнить игровые действия, развернуть игровую ситуацию, например, посадить мишку в коляску и покатать его или помыть куколке голову.
В группах детей от 2-3 лет постепенно вносятся изменения в окружающую среду. Хотя ведущей деятельностью является предметная, но именно в раннем возрасте зарождается сюжетно-ролевая игра. В этом возрасте все игрушки должны быть среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, создавать более развернутые и содержательные сюжеты.
Игровое поле расширяется, здесь необходимо предусмотреть:
- место для игр с дидактическими игрушками;
- место для игр с двигателями, строительным материалом (чаще для игр мальчиков);
- 2/3 игрового пространства для игр с куклами и сюжетными игрушками (чаще для игр девочек).
Итак, умело организованная игровая среда, практически снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, синдром тревожности в отсутствие близкого взрослого. Дети спокойно входят в группу сверстников, проявляют друг к другу чувства симпатии. У них возникает интерес к детскому саду, желание быть в детском сообществе. Активная позиция малыша и радость освоения являются показателями правильного направления в работе взрослых.
Желательно, чтобы игровая среда для ребенка была достаточно информативна на каждой стадии детства, а деятельность педагога по обогащению игровой среды проходила в присутствии малышей, комментировалась взрослым, который привлекал бы их к посильному участию.
И, наконец, пожалуй, самое главное. Игровая предметная среда не должна быть самоцелью, создаваться исключительно «для красоты», без учета детской деятельности. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей, обогащающаяся новизной. Иными словами, окружающая малышей игровая среда не только развивающая, но и развивающаяся, не только обогащающая, но и обогащающаяся.
Вместе с тем, очевидно, что игровая предметная среда, организованная наилучшим образом, не может эффективно воздействовать на ребенка без участия взрослого. Взрослый должен «открыть» ее для ребенка, «подарить» ее ребенку в процессе развивающего общения. Значит, развивающее общение - это такое взаимодействие взрослого с детьми, которое помогает ребенку познавать и систематизировать окружающий мир, овладевать генетическими задачами возраста.
Воспитатель должен учить детей с предельным комфортом жить в организованной для них предметно-пространственной развивающей, игровой среде.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.