ВЛИЯНИЕ ПРИНЦИПОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ
Оценка 4.7

ВЛИЯНИЕ ПРИНЦИПОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
преподавание
23.02.2020
ВЛИЯНИЕ ПРИНЦИПОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ  НА КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ
Система РО открывает путь успешности в педагогическом творчестве тем, кто любит свою работу и заинтересован в получении положительных результатов. Она сосредоточена на том, чтобы дети учились творчески, активно добывать знания, приобретать умения слушать и слышать, осмысленно относится к своей работе и активно использовать полученные знания.
Данильченкова О. В. РО в МКШ.docx

ВЛИЯНИЕ ПРИНЦИПОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ  НА КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ

О. В. Данильченкова

учитель начальных классов КГУ «Средняя школа Бозанбай»,

с. Бозанбай, Уланского района Восточно-Казахстанской области

 

Система РО открывает путь успешности в педагогическом  творчестве тем, кто любит свою работу и заинтересован в получении положительных результатов. Она сосредоточена на том, чтобы дети учились творчески, активно добывать знания, приобретать умения слушать и слышать, осмысленно относится к своей работе и активно использовать полученные знания.

 Данная система привлекает своим подходом к осознанию важности обучения и развития каждого ученика. Богатство содержания образования, разнообразие методов работы учителя, базирующихся на особых дидактических принципах и типичных методических свойствах системы, дают возможность обеспечивать многообразие видов деятельности учащихся, позволяют учителю наблюдать каждого ребенка в плане успешности его обучения и развития.

15 лет назад, начав работать в малокомплектном классе, столкнулась с тем, что дети приходят без дошкольной подготовки, часто контингент учеников составляют дети с ЗПР, умственной отсталостью. Но независимо от этого необходимо достичь результата в обучении. Поэтому проблемной темой выбрала следующее «Использование принципов развивающего обучения в условиях малокомплектной школы». Работая над своей проблемной темой, стала выяснять, как влияют принципы РО на качество знаний учащихся в условиях МКШ.

Актуальность данной темы заключается, прежде всего, в специфическом контингенте учащихся и необходимостью качественного обучения каждого ученика. Выпускник МКШ не должен чувствовать себя в чем-то некомпетентным, недостаточно образованным, он должен принимать участие в интеллектуальных конкурсах, Олимпиадах, учиться работать над научно-исследовательским проектом. Без заинтересованности учеников в процессе обучения снижается отдача от каждого, и как следствие, снижается качество знаний.

Цель работы над проблемной темой: выявить возможности применения и адаптации к условиям МКШ принципов РО, раскрыть влияние использования принципов РО на качество обучения и развитие всестороннеразвитой личности в процессе обучения.

Задачи: 1) изучить возможности применения принципов РО в условиях МКШ; 2) раскрыть возможности применения принципов РО в методических разработках уроков; 3) выявить влияние принципов РО на качество знаний.

Выдвинула следующую гипотезу: можно ли в условиях МКШ применять принципы РО в образовательном процессе.

Среди множества факторов, определяющих специфику малокомплектной школы, выделяется группа социально-педагогических: малокомплектность; разобщенность школьного микрорайона; малая и предельно малая наполняемость классов; отсутствие дошкольной подготовки, специфический контингент учащихся и родителей (семьи зачастую малообеспеченные и многодетные, неполные, социально-неблагополучные).

Несмотря на то, что термин “развивающее обучение” активно используется в психологической, педагогической и методической  литературе, содержание этого понятия остается до сих пор весьма проблематичным, а ответы на вопрос: ”Что такое РО?” довольно противоречивы. С одной стороны это обусловлено многоаспектностью, а, с другой, некоторой противоречивостью самого термина, так как вряд ли можно говорить о “неразвивающем обучении”. Любое  обучение развивает ребенка.

Однако нельзя не согласиться с тем, что в одном случае обучение как бы надстраивается над развитием, как говорил Л. С. Выготский, “плетется в хвосте” у развития, в другом – целенаправленно обеспечивает его, ведет за собой развитие и активно использует его для усвоения новых знаний, умений, навыков. В первом случае мы имеем приоритет информационной функции обучения, его нацеленность на отработку знаний, умений и навыков, во втором – приоритет развивающей функции обучения. Как пишет Д. Б. Эльконин, ответ на вопрос: “ В каком соотношении находятся эти два процесса” осложнен тем, что сами категории обучения и развития разные. Эффективность обучения, как правило, измеряется количеством и качеством приобретенных знаний, а эффективность развития измеряется уровнем, которого достигают способности учащихся, тем, насколько развиты у учащихся основные формы их психической деятельности, позволяющей быстро, глубоко и правильно ориентироваться в явлениях окружающей действительности.  Давно замечено, что можно много знать, но при этом не проявлять никаких творческих способностей, не уметь относительно самостоятельно разобраться в новом явлении, даже из относительно хорошо известной сферы науки”.1

Разработка теории РО под руководством Л. В. Занкова осуществлялась в русле дидактических категорий и изначально ставила своей целью “построить такую систему начального обучения, при которой достигалось бы гораздо более высокое развитие младших школьников, чем при обучении согласно канонам традиционной методики”. 2

  Как пишет Л. В. Знаков: “Факты, имевшиеся в психологической науке, не могли послужить отправным пунктом и ориентиром для нашего исследования, т. к. они были получены в условиях обучения школьников по традиционной методике”.3

  В основу построения системы начального обучения были положены взаимосвязанные дидактические принципы: обучение на высоком уровне трудности, изучение программного материала быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание школьниками процесса учения, целенаправленная и систематическая работа над развитием всех учащихся класса, в том числе и наиболее слабых.  Содержание этих принципов раскрыто в работах Л. В. Занкова (“Дидактика и жизнь, “ Обучение и развитие”).

  Разработка теории РО под руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова осуществлялась в рамках психологического исследования, в процессе которого пытались “установить, какие психологические новообразования могут возникнуть в период младшего школьного возраста”.4 В качестве таких новообразований были названы учебная деятельность и ее субъект, абстрактно-теоретическое мышление, произвольное управление поведением (рефлексия). 

  В. В. Давыдов сконструировал “вспомогательную теорию”, раскрывающую на современном логико-психологическом уровне содержание основных типов сознания и мышления, а также представил перечень различий между эмпирическими и теоретическими знаниями. (В.В. Давыдов “Виды обобщения в учении”).

  Таким образом, содержанием эксперимента явилась организация обучения, способного создать необходимые зоны ближайшего развития, “которые превратились бы со временем в требуемые новообразования”.

  Говоря о РО, В. В. Давыдов подчеркивает, что речь идет об определенном типе развивающего обучения, который  “соотносим с  младшим школьным возрастом и нацелен, прежде всего, на развитие у младших школьников теоретического мышления”.5

  Поэтому в конкретных теоретических предпосылках, ожидаемых результатов и путях их достижения системы обучения Л. В. Занкова и В. В. Давыдова, обнаруживают принципиальное различие.

  Тем не менее, выявленные в ходе исследования закономерности процесса формирования теоретического мышления, разработка психологических аспектов содержания, структуры и этапов учебной деятельности не находятся в противоречии с теми дидактическими принципами, которые были выдвинуты Л. В. Занковым.

  Так положение В. В. Давыдова о том, что содержанием учебной деятельности являются теоретические знания, согласуется с принципами обучения на высоком уровне трудности и роли теоретических знаний. Раскрывая содержание этих принципов, Л. В. Занков подчеркивал, что имеется в виду не любая трудность, а трудность, заключающаяся в познании взаимозависимости явлений, их внутренней связи.

   Принцип осознания процесса учения на языке психологии является по сути дела рефлексией, так на осознание, о котором говорил Л. В. Занков, “обращено внутрь на протекание учебной деятельности”.6

Анализируя обе системы начального образования с точки зрения закона развития от общего к частному  и принципа дифференциации когнитивных структур, доктор психологических наук Н И. Чуприкова также отмечает, что “теоретические основы двух данных систем развивающего начального обучения не противоречат друг другу, имеют ряд общих моментов. Обе они исходят из необходимости формировать у детей с самых первых шагов обучения основы системного мышления; обе возникли как реакция на сложившиеся в начальной школе принципы «поэлементного” введения и усвоения знаний; обе не приемлют традиционный путь движения в обучении от частного к общему и противопоставляют ему прямопротивоположный путь - от общего к частному (В. В. Давыдов), от целого к частям”7 (Л. В. Занков).

     Если речь идет о построении системы обучения, то функции учебной деятельности не могут сводиться только к овладению теоретическими знаниями. Как справедливо отмечает И. С. Якиманская: ”Учебная деятельность призвана, в равной мере обеспечивать формирование у школьников практических  умений и навыков…следует иметь в виду, что не только при теоретическом, но и при эмпирическом способе усвоения возможно познание общего, существенного в его закономерных связях и отношениях”.8

Принцип развития личности должен быть одним из основных принципов организации учебного процесса. Из принципа развития вытекают следующие требования к организации учебного процесса:

1. При организации и проведении учебного процесса необходимо опираться и учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

В каждый из периодов развития ребенок наиболее чувствителен (сензитивен) к формированию и освоению определенного вида деятельности, к развитию тех или иных способностей.

Так в младшем школьном возрасте ребенок сензитивен к формированию учебной деятельности, к развитию своих учебных умений и обучаемости.

Индивидуальная линия развития ребенка состоит в том, что у него под влиянием различных внешних и внутренних факторов формируется одному ему присущая индивидуальность – неповторимое сочетание различных особенностей и качеств, черт характера и привычек, потребностей и способностей, интересов и склонностей, и т. д.

2. Учебный процесс следует так организовывать и проводить, чтобы учащиеся всегда испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей, чтобы у них возникала потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями, навыками.

То, что ребенок может уже делать самостоятельно, Л. С. Выготский назвал уровнем актуального развития, а то, что ребенок может делать лишь в сотрудничестве со взрослым, при некоторой помощи взрослого, он назвал зоной ближайшего развития. Учебный процесс должен ориентироваться на завтрашний день детского развития. Только тогда можно в процессе обучения вызвать к жизни те процессы развития, которые в данный момент находятся в зоне ближайшего развития.

3. Учебный процесс должен быть так организован, чтобы он проводился в зоне ближайшего развития, опираясь при этом на достигнутый уровень актуального развития.

Удовлетворение потребности каждого человека быть личностью, потребности в персонализации себя зависит от его способностей быть личностью, от его индивидуальных особенностей. Отсюда следует, что учебный процесс должен быть так организован и проводится так, чтобы он смог всемерно способствовать формированию референтных для учащихся подлинных коллективов (классных, внутриклассных и др.) цели, формы, и способы, функционирования которых соответствовали бы целям, задачам обучения и воспитания.

Рассмотрела принципы РО со стороны влияния их на качество знаний учащихся.

1. Обучение на высоком уровне трудности.

Нельзя забывать слова Л. В. Занкова “трудность не ради трудности, а ради познания ”.

Анализируя организацию учебного процесса в МКШ, организацию однопредметных и однотемных уроков пришла к выводу, что в МКШ необходимо учебный материал подавать укрупненными дидактическими единицами - блоками, использовать систему опорных схем, которую использовала в условиях однокомплектного класса. Использование УДЕ в условиях  МКШ вполне приемлимо, так как блок- схема одновременно содержит и материал для повторения старшего класса, который в то же время – новый материал для младшего класса.

2. Изучение программного материала быстрым темпом.

Этот принцип нашел свое отражение в опыте С. Н. Лысенковой как возможность попутного прохождения новых тем путем их приближения к данному материалу на уроке.

Данный принцип реализую следующими этапами:

1) перспективная подготовка – медленное, последовательное знакомство с новыми понятиями.

При составлении календарного планирования учитываю перспективную подготовку по всем предметам.

2) Уточнение понятий и обобщение материала.

Проводится за счет увеличения времени работы над ключевыми темами до данной темы по календарному планированию. В результате данная тема изучается уже при определенной подготовке учащихся, самый слабый ученик постепенно усваивает материал. Таким образом, результаты выходят на Стандарт образования.

3) Формирование навыка беглого действия, рождение новой перспективы.

В течение всего времени, выделяемого для изучения нового материала программой, идет отработка до автоматизма.

Благодаря данной работе получаются следующие результаты. Например, анализ качества знаний во 2 классе

Таблица №1 «Показатели правильности выполнения заданий по математике учащимися  2 «Б» класса»  (в процентах).

Навыки

 I этап

II этап

III этап

IV этап

V этап

Прирост за год

Сложение в пределах 100

47

49  

54  

54

54

7

Вычитание в пределах 100

45

49

54

54

54

9

Сложение с переходом через 10

30

32

47

47

47

17

Вычитание с переходом через 10

30

32

47

47

47

17

Порядок действий

47

49  

54  

54

54

7

Решение простых задач

45

49

54

54

54

9

Решение составных задач

30

32

47

47

47

17

I этап проводится в начале сентября, как входящий контроль.  II этап – по окончании I четверти, III этап – по окончании II четверти, IV этап – по окончании III четверти, V этап – по окончании года. Эксперимент продолжается.

   Таблица №2 «Показатели правильности выполнения заданий по русскому языку учащимися 2 «Б» класса» (в процентах).

Навыки

 I этап

II этап

III этап

IV этап

V этап

Прирост

за год

Списывание текста

 47   

54    

54    

60

60

13

Выделение корня

30

33    

47   

47

47

17

Безударные гласные в корне

30

33    

47   

47

47

17

Согласные в корне

30

33    

47   

47

47

17

 Жи – ши, ча – ща, чу – щу.

 47   

54    

54    

60

60

13

Определение частей речи

23

26

35

45

50

27

Почему взяты эти аспекты:

а) списывание текста – неовладение этим навыком означает слабый зрительный анализ и дальнейшие слабые орфографические навыки в синтаксисе, слабый смысловой анализ;

б) выделение корня – невыработка этого навыка ведет за собой неумение производить морфемный разбор, работать со словообразовательными моделями, подбирать проверочные слова;

в) правописание безударных гласных и согласных в корне связаны с умением выделить корень и подбирать проверочные слова.

г) определение частей речи необходимо для дальнейшего усвоения постоянных и непостоянных признаков частей речи.

Вывод, который напрашивается: самая «болевая точка» - выделение корня, что ведет к еще большей неудаче в нахождении проверочных слов. Очевидна причина в недостатке времени для отработки морфемного анализа, слабо развита логическая связь, учащиеся не применяют правила на практики.

Для отслеживания результатов постоянно отрабатываю тексты. Постепенно расширяется охват навыков, особенно по русскому языку, познанию мира, литературе, математике.

3.Ведущая роль теоретических знаний.

Учебники нового поколения содержат огромные теоретические знания, но много из того, что предлагают создатели учебников необходимо уточнять. В процессе обученния формируется богатый понятийный объем, необходимый для усвоения учащимися. Поэтому в своей работе практикую неатндартные формы уроков (уроки-семинары, уроки-конференции), а в текущей работе очень часто обращаемся к словарям, детским энциклопедиям, научно-популярной литературе.

4. Осознание школьниками процесса учения.

Данный принцип реализуется через планомерную работу в рамках учебно-воспитательного процесса по обучению детей самопознанию, саморазвитию и самоорганизации. Работа строится по «Памятке школьнику» (по Р. С. Ходос).

1.Моя главная задача в школе: научиться учиться и всесторонне развивать самого себя для будущего.

2.Я всегда всему могу и должен учиться сам. Учителя только помогают мне научиться учиться и управлять своим развитием и поведением.

3.Я должен развивать умение прилежно учиться.

4.Самый лучший способ научиться учиться – постоянно передавать свои знания и опыт другим.

5.Важно научиться правильно мыслить и целенаправленно действовать.

6.Надо постоянно выявлять и преодолевать недостатки своего характера и развивать нужные качества и умения.

7.Надо развивать общественную активность, трудолюбие, организованность и исполнительность, инициативность, вежливость, доброту, умение управлять собой.

8.Все можно исправит в лучшую сторону, стоит только сильно захотеть. Плохие привычки и свойства характера легче исправит сегодня, чем завтра.

9.Искусство научиться многому заключается в умении сразу браться за немногое.

10.Следует знать, уметь, хотеть и успевать делать то, что надо и полезно, а не то, что вздумается, надо помнить, что все мои успехи и неудачи в делах зависят, прежде всего, от меня самого.

Данная планомерная работа по разъяснению положений «Памятки» приводит к выработке не только внешних, но и внутренних мотивов учения. Для этой работы используется система классных часов, раскрывающих понятие «научиться учиться», «самовоспитание». Разработана тематика классных часов по классам. Необходимо научить детей как можно большей самостоятельности, инициативности, умению планировать свою деятельность и правильно ставить перед собой цели.

В настоящее время с 1 по 11 класс в нашей школе – это малокомплектные классы. Благодаря использованию принципов РО в обучении, дети показывают стабильную успеваемость, инициативны, занимают активную жизненную позицию.

 

5. Целенаправленная и систематическая работа над развитием всех учащихся класса, в том числе и наиболее слабых.

Развитие личности каждого ученика фиксируется в индивидуальной карте развития ребенка и карте успешности.

Индивидуальная карта развития учащегося

Фамилия _______________________________

Имя ___________________________________

Отчество ________________________________

Дата рождения: _____________________________

Зачислен(а) в 1-й класс ____________________________

Адрес учреждения образования: ___________________________________________

возраст

Состав семьи

Предшкольная подготовка

Состояние здоровья

Дополнительные сведения

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации ПМПК при зачислении в школу (при наличии): _______________________

Формирование общеучебных умений и навыков

Техника чтения

Год обучения

темп

правильность

выразительность

осознанность

1 четв

2 четв

3 четв

4 четв

1 четв

2 четв

3 четв

4 четв

1 четв

2 четв

3 четв

4 четв

1 четв

2 четв

3 четв

4 четв

1 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техника письма

Год обучения

скорость

грамотность

Академическая успешность

каллиграфия

1 четв

2 четв

3 четв

4 четв

1 четв

2 четв

3 четв

4 четв

1 четв

2 четв

3 четв

4 четв

1 четв

2 четв

3 четв

4 четв

1 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вычислительные навыки

Год обучения

Скорость вычислений

Правильность вычислений

Академическая успешность

Понятийный объем

1 четв

2 четв

3 четв

4 четв

1 четв

2 четв

3 четв

4 четв

1 четв

2 четв

3 четв

4 четв

1 четв

2 четв

3 четв

4 четв

1 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н – норма                  НН – ниже нормы                    ВН – выше нормы

Карта успешности «Хочу быть успешным»

Данные

результаты

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1 п/год

2 п/год

1 п/год

2 п/год

1 п/год

2 п/год

1 п/год

2 п/год

Состояние здоровья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Успеваемость

 

 

 

 

 

 

 

 

Интересы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дисциплина

 

 

 

 

 

 

 

 

Положение в классе

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участие в конкурсах, олимпиадах

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятость в кружках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся моих классов принимают участие в различных творческих и интеллектуальных конкурсах, Олимпиадах, где занимают призовые места, работают над проектами. Радует то, что хоть ученики и слабые, но ответственно относятся к процессу учения, стремятся к получению знаний, инициативны, с воодушевлением выполняют различные задания.

Общеизвестно, что научное образование, направленное на интеллектуальное развитие и предполагающее такое развитие как свою необходимую основу, само по себе не может формировать нравственность учащихся. Поэтому проблему обучения и развития следует рассматривать как проблему взаимосвязи и взаимообусловленности обучения и развития личности учащихся.

З. И. Калмыкова пишет: «Основным принципом развивающего обучения является проблемность… Обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходит в процессе относительно самостоятельного решения систем задач-проблем, протекающего под общим руководством учителя. Оказывает значительное воздействие на умственное развитие школьников, так как соответствует своей природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для человека закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем».9

__________________________

[1] Эльконин Д. Б.,  Избранные психологические труды, М., 1989, с. 251.

2Занков Л. В., Избранные педагогические труды, М., 1990, с. 96.

3Занков Л. В., Избранные педагогические труды, М., 1990, с. 96.

4Давыдов В. В., О понятии развивающее обучение, Педагогика, 1995, № 1, с. 34-35.

5 Давыдов В. В., О понятии развивающее обучение, Педагогика, 1995, № 1, с. 34-35.

6 Обучение и развитие под редакцией Л. В. Занкова, М., 1975, с. 54.

7 Чуприкова Н. И., Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения, М., 1995, с. 148.

8Якиманская И. С., Развивающее обучение, М., 1979, с. 22-23.

9Калмыкова З. И., Психологические принципы развивающего обучения, М., 1979, с. 13.

Список литературы:

1. Эльконин Д. Б., Избранные психологические труды, М., 1989.

2. Выготский Л. С., Педагогическая психология, М., 1991.

3. Занков Л. В., Избранные психологические труды, М., 1990.

4. Дывыдов В. В., О понятии развивающее обучение, Педагогика, 1995.

5. Обучение и развитие под редакцией Л. В. Занкова, М., 1975.

6. Чуприкова Н. И., Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения, М., 1995.

7. Якиманская И. С., Развивающее обучение, М., 1979.

8. Калмыкова З. И., Психологические принципы развивающего обучения, М.. 1979.

9. Совершенствование работы сельской малокомплектной школы: Межвуз. сб. науч. тр. – Смоленск: СГПИ, 1989. – 240 с.

10. Особенности педагогического процесса в малокомплектной школе: Из опыта работы / П. Т. Фролов, И. С. Соловецкий, П. Е. Решетников и др.; Под ред. П. Т. Фролова.- М,: Просвещение, 1991.-160 с.

11. Адильгазинов Г. З., Хмель Н. Д., Особенности организации управления педагогическим процессом в малокомплектной школе: Учебное пособие.-Усть-Каменогорск: Издательсьво «Медиа-Альянс», 2004 год

12. Выготский Л. С., Педагогическая психология, М., 1991.


 

ВЛИЯНИЕ ПРИНЦИПОВ РАЗВИВАЮЩЕГО

ВЛИЯНИЕ ПРИНЦИПОВ РАЗВИВАЮЩЕГО

Выдвинула следующую гипотезу: можно ли в условиях

Выдвинула следующую гипотезу: можно ли в условиях

В основу построения системы начального обучения были положены взаимосвязанные дидактические принципы: обучение на высоком уровне трудности, изучение программного материала быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний,…

В основу построения системы начального обучения были положены взаимосвязанные дидактические принципы: обучение на высоком уровне трудности, изучение программного материала быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний,…

Анализируя обе системы начального образования с точки зрения закона развития от общего к частному и принципа дифференциации когнитивных структур, доктор психологических наук

Анализируя обе системы начального образования с точки зрения закона развития от общего к частному и принципа дифференциации когнитивных структур, доктор психологических наук

Учебный процесс должен быть так организован, чтобы он проводился в зоне ближайшего развития, опираясь при этом на достигнутый уровень актуального развития

Учебный процесс должен быть так организован, чтобы он проводился в зоне ближайшего развития, опираясь при этом на достигнутый уровень актуального развития

Благодаря данной работе получаются следующие результаты

Благодаря данной работе получаются следующие результаты

Для отслеживания результатов постоянно отрабатываю тексты

Для отслеживания результатов постоянно отрабатываю тексты

Целенаправленная и систематическая работа над развитием всех учащихся класса, в том числе и наиболее слабых

Целенаправленная и систематическая работа над развитием всех учащихся класса, в том числе и наиболее слабых

Н – норма НН – ниже нормы

Н – норма НН – ниже нормы

Эльконин Д. Б., Избранные психологические труды,

Эльконин Д. Б., Избранные психологические труды,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2020