Роль СИ в развитии
Развитие ребенка происходит на основе переработки сенсорной информации и генерировании ответа на неё. У каждого человека есть стремление получать ощущения и развивать СИ посредством участия в сенсомоторной деятельности. Во время процесса СИ развивается нервная система человека
Рекомендации
Развитие вестибулярной системы. Двигательный опыт крайне важен для развития ребенка. Ежедневно выделяйте время на подвижные игры, включающие раскачивание, скольжение, прыжки и другие активные движения;
Занятия, требующие скорости и быстрых движений, особенно с изменением их направления, стимулируют и воодушевляют;
Занятия с медленными ритмическими движениями – раскачиваниями, колебаниями – успокаивают;
Наблюдайте за реакциями вашего ребенка на различные виды двигательной активности, стараясь подметить, что побуждает его к действию, а что успокаивает;
для развития вестибулярной и гравитационной системы
Основная цель – стимулировать вестибулярный аппарат, улучшить чувство равновесия, ощущение положения тела в пространстве и способность восстанавливать равновесие. У некоторых детей это может снизить боязнь движения.
Преодоление гравитационной неуверенности у ребенка
Помогайте ребенку постепенно приспосабливаться к тем видам активности, которые вызывают у него страх. Например, если ребенок боится качаться на качелях, сначала попробуйте качели, где он может касаться ногами земли, или посадите его на колени и качайтесь вместе.
Иногда почувствовать себя в большей безопасности помогает дополнительная проприоцептивная стимуляция (ощущение давления на мышцы, суставы и туловище). Например, если ребенок боится ходить по лестнице, попробуйте придерживать его за бедра, мягко надавливая.
Не торопите ребенка, когда он пробует выполнять пугающие его действия.
«Делай как я».
Попросите ребенка повторять за вами движения: прыгать, вращать руками, бегать на месте, похлопывать себя по голове и т.д. При необходимости помогите ребенку.
Прыжки на кровати (батуте).
Ребенку необходимо прыгать вверх-вниз, пытаясь сохранить равновесие.
«Перейди через пропасть».
Присмотром взрослого ребенку предлагается перейти с одной возвышающейся поверхности на другую, не становясь на пол.
«Снежки».
Сделайте из бумаги «снежки» и играйте с ними.
«Полоса препятствий».
Составьте полосу препятствий из различных предметов, которые нужно обходить, перешагивать или перелезать.
для развития проприоцептивной системы
Цель – стимулировать проприоцептивную систему (восприятие сигналов от мышц, связок, суставов), улучшить осознание тела, ощущение положения тела в пространстве и оптимальное приложение силы.
«Парашют»
Материал: парашют (большой многоугольник, сшитый из легкой ткани).
Положите в центр «парашюта» мячи, воздушные шары или мягкие игрушки и попросите детей сбросить их, поднимая и опуская руки.
«Хоп-хлоп»
Несколько раз хлопните в ладоши в определенной ритмической последовательности. Попросите ребенка повторить последовательность хлопков. Можно стучать ладонями по столу или по полу, использовать палочки вместо рук.
Преодоление тактильной гиперчувствительности
Легкое, щекочущее прикосновение обычно раздражает сильнее, чем постоянное сильное давление. Касайтесь ребенка всей ладонью, а не кончиками пальцев, – так вы можете ослабить раздражение.
Крепкий массаж, прием «сэндвич» (когда ребенка осторожно кладут между подушек) – это примеры действий, усмиряющих чрезмерную чувствительность к прикосновениям.
Попытайтесь постепенно вводить в жизнь ребенка различные тактильные ощущения – во время игр, мытья, еды и т.д. Сначала показывайте все на себе и превращайте свои действия в игру.
Разрешите ребенку поднимать тяжелые сумки с покупками, толкать воду с бутылем.
«Чудесный мешочек», коробка с дыркой
Найди нужный предмет, найди пару.
«Найди ящичек». Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно. Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка.
«Что в мешочке» Ход игры: ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).
Побуждайте ребенка строить что-либо из кубиков (конструктора). Создавайте для него образцы, которые он может скопировать, или называйте ему конкретные объекты для постройки (например, мост, тоннель, дом).
Вовлекайте ребенка в те виды деятельности, которые требуют хорошей координации глаз-рука: например, в игры, где надо что-либо ловить, бросать. Также полезно заниматься поделками, для которых нужно что-то связывать, сшивать, склеивать.
Стимулируйте ребенка к рисованию, письму и т.д. на наклонных и вертикальных плоскостях.
Нарисуйте на бумаге или доске лабиринт или «дорогу», по которым можно водить карандашом или игрушечными машинками.
Следите за признаками чрезмерной зрительной стимуляции. Слишком большое количество отвлекающих факторов дезорганизует ребенка, чувствительного к зрительной стимуляции.
для развития слуховой системы
«Тихо и громко». Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; ребенок под тихую музыку ходит на цыпочках, под громкую – топает ногами.
Найти игрушку, ориентируясь на громкое или тихое звучание колокольчика.
«Шумящие коробочки»
Поймай меня по хлопку
«Определи, что слышится» (переливающейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой; разрезание бумаги ножницами; упавшего на стол ключа, звонок будильника и др.)
Рекомендуемая литература
Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. – 5-е изд. – М. : Теревинф, 2018. – 272 с.
Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010. - 240 с.
Сенсорная интеграция и практика. Банди А.,Лейн Ш., Мюррей Э. – 2- изд. – М.: Теревинф, 2020. – 768 с.
Строим мостики с помощью сенсорной интеграции, 3-е изд.; Терапия для детей с аутизмом и другими первазивными расстройствами развития: [пер. с англ. В.Г.Мартиросян, Н.А.Шафинская, М.В.Носик, под ред.О.А.Шленской]. - Белая Церковь: ПАО «Белоцерковская книжная фабрика», 2016. – 240 с.
«Шесть чувств» - сенсорное развитие ребёнка дома, на улице, на даче, в сенсорном саду: методические рекомендации для родителей / под ред. В.А. Бронникова. Пермь: ГБУ ПК «ЦКРИ», 2020. – 66 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.