Влияние веса школьного портфеля на здоровье учащихся МБОУ «Лицей №17»
г. Славгорода
Направление: математика
Автор:Литвинова Ульяна,
6 «б» класс,
МБОУ «Лицей №17»
Руководитель: Евграшина Н.В.,
учитель математики,
МБОУ «Лицей №17»
2021 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………......................................3
Основная часть…………………………………………………………………………………..4
1.1 Математические формулы и термины для проведения исследования ………………….4
1.2 Школьныйпортфель…………………………………………………………………………5
1.3 Нормы и правила по СанПиНу школьного портфеля…………………………………….6
1.4 Портфель уче ника будущего……………………………………………………………...7
1.4 Вы бор правильного порт феля……………………………………………………………...7
Практическая часть………………………………………………………………………….....8
2.1 Вес школ ьных принадлежностей учащ ейся 6 «б» кла сса……………………………......8
2.2 Исслед ование фактического ве са моего порт феляв течении учебной недели…….……8
2.3Исслед ование фактического ве са портфелей учен иков 6 «б», 10 классов…………........9
2.4 Ана лиз заболеваний опорно – двигат ельнойсис темы учащихся МБ ОУ «Лицей
№1 7»…………………………………………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………………………………...16
Список литер атуры……………………………………………………………………………..18
Приложения……………………………………………………………………………………..19
Введение.
За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, такую статистику констатируют медики.Тяжести, которые носят учащиеся за плечамивызывают не только нарушения осанки, но и остановку роста. У меня на медосмотре выявили сколиоз и начальную степень плоскостопия. Как его исправить и что повлияло на приобретение этих болезней? Я решила провести исследование, чтобы узнать об историческом прошлом портфеля, познакомиться с мнением врачей, исследовать портфели одноклассников, их соответствие требованиямСанПиНа.Каким должен быть вес портфеля, чтобы не было ухудшения здоровья? Математические расчёты мне в этом помогут.
Цель: используя математические расчёты выяснить влияние веса портфеля обучающихся 6 «б» класса МБОУ «Лицей №17» на состояние здоровья.
Задачи:
1.Изучить историю изобретения портфеля.
2.Измерить вес портфеля, вес школьных принадлежностей и на примереучащихся 6 «б»и 10 класса, установитьсоответствие санитарным нормам школьных принадлежностей.
3.Доказать влияние тяжелых портфелей на здоровье школьника.
4.Разработать рекомендации по снижению веса портфеля.
Гипотеза: математические расчёты помогут мне доказать влияние веса портфеля на здоровье учащихся.
Методы исследования: анализ литературы и электронных ресурсов, математические расчёты, беседа со школьной медсестрой, социологический опрос, наблюдение и обобщение.
Актуальность темы: проведенное исследование поможет мне и моим одноклассникам закрепить математические навыки и справиться с нарушением осанки, используя все рекомендации и советы.
Предмет исследования: портфель ученика,заболевания нарушения осанки.
Объект исследования: учащиеся МБОУ «Лицей №17»
Научная новизна работы: такой анализ не проводился в Лицее, его результаты будут полезны детям, их родителям, помогут в работе медика школы .
Теоретическая значимость: метод обработки данных и рекомендации могут быть использованы для расширения кругозораучащихся школы, их родителей и администрации Лицея, познакомит с нормами и правилами СанПиН для школьного портфеля.
Практическая значимость: материал исследовательской работы может быть использован на уроках математики, биологии, физической культуры; поможет закрепить знание тем:проценты, среднее арифметическое и округление чисел; выбрать правильно портфель к учебным занятиям и сохранить осанку.
1.1 Математические формулы и термины для проведения исследования
Процент — это сотая часть числа (величины).
Слово «процент» происходит от латинского procentum, что означает «на сто».1 % равен сотой части величины, а вся величина (или целое) равна 100 %
100%=100:100=1.
Выразим проценты десятичной дробью:
34%=34:100=0,34;
Проценты — это удобная относительная мера, позволяющая оперировать с числами в привычном для человека формате не зависимо от размера самих чисел. Проценты незаменимы в жизни, в математике, страховании, финансовой сфере, в экономических расчетах. В процентах выражаются математические величины, ставки налогов, доходность капиталовложений, плата за заемные денежные средства (например, кредиты банка), темпы роста экономики и многое другое.
Формула расчёта доли в процентном отношении.
Пример1: пусть задано два числа: A1 и A2. Надо определить, какую долю в процентном отношении составляет число A1 от A2?:
P = A1 : A2 * 100.в финансовых расчетах часто пишут: P = A1 : A2 * 100%.
Пример 2:какую долю в процентном отношении составляет 10 от 200?
P = 10 :200 * 100 = 5 %.
Расчёт среднего арифметического
Правила округления
В приближенных вычислениях часто приходится округлять числа как приближенные, так и точные, т. е. отбрасывать одну или несколько последних цифр. Чтобы обеспечить наибольшую близость округленного числа к округляемому, соблюдаются следующие правила.
Правило 1. Если первая из отбрасываемых цифр больше чем 5, то последняя из сохраняемых цифр усиливается, т. е. увеличивается на единицу. Усиление совершается и тогда, когда первая из отбрасываемых цифр равна 5, а за ней есть одна или несколько значащих цифр.
Пример 1. Округляя число 27,874 до трех значащих цифр, пишем 27,9. Третья цифра 8 усилена до 9, так как первая отбрасываемая цифра 7 больше чем 5. Число 27,9 ближе к данному, чем неусиленное округленное число 27,8.
Пример 2. Округляя число 36,251 до первого десятичного знака, пишем 36,3. Цифра десятых 2 усилена до 3, так как первая отбрасываемая цифра равна 5, а за ней есть значащая цифра 1. Число 36,3 ближе к данному (хотя и незначительно), чем неусиленное число 36,2.
Правило 2. Если первая из отбрасываемых цифр меньше чем 5, то усиления не делается.
Пример 3. Округляя число 27,48 до единиц, пишем 27. Это число ближе к данному, чем 28.
Правило 3. Если отбрасывается цифра 5, а за ней нет значащих цифр, то округление производится на ближайшее четное число, т. е. последняя сохраняемая цифра оставляется неизменной, если она четная, и усиливается, если она нечетная.
1.2Школьный портфель
Портфель (от фр. porte — несу, feuilles — листы) -узкая сумка прямоугольной формы, иногда со скруглёнными углами или боковыми поверхностями в виде трапеции (пластрон), для переноски бумаг, тетрадей, книг, учебников и прочих предметов, связанных с «бумажной» работой. Он появился около 800 лет назад, после того как бумага из Китая попала в Европу. Новый материал тут же начал использоваться для оформления официальных документов, и, разумеется, возникла необходимость в их транспортировке и хранении. Тогда-то и появились прямоугольные кожаные сумочки для бумаг, в почти неизменном виде дошедшие до наших дней.
В том виде, в котором мы знаем, портфель впервые появился в 19 столетии во Франции.Он был изготовлен из черной кожи. С течением лет портфель изменялся и трансформировался: это были портфели для юристов,нотариусов,директоров, следователей. Школьный портфель получил две удобные заплечные лямки, которые играют большую роль при выборе портфеля.
Школьный портфель (иногда — ученический рюкзак) —изделие с плечевыми ремнями, предназначенное для переноски школьно-письменных принадлежностей,учебниковна спине.
1.3 Нормы и правила по СанПиНу школьного портфеля
С целью уменьшения нагрузки на учащихся введенынормативы на вес портфеля школьника в различных классах. Вес школьного портфеля (рюкзака)не должен превышать 10 % от веса школьника.
Максимальный вес заполненного портфеля с учётом веса учащегося
Максимальный вес заполненного портфеля (кг) |
Вес учащегося (кг) |
2 |
18-23 |
2,5 |
24-28 |
3 |
29-33 |
3,5 |
34-38 |
4 |
39-43 |
4,5 |
44-48 |
5 |
49-53 |
Формула
правильного портфеля = ВУ*10/100, где
ВУ – вес учащегося в кг сопоставленный с фактическим средним весом портфеля ученика
соответственно
Вес школьного портфеля
Класс |
Максимальный вес портфеля (кг) |
1-2 |
не более 1,5 |
3-4 |
не более 2 |
5-6 |
не более 2,5-3 |
7-8 |
не более 3,5 |
9-11 |
не более 4 |
По СанПиНу установлены нормативы для школьных пособий
Вес учебного пособия
Класс |
Максимальный вес пособия(г.) |
1-4 |
300 |
5-6 |
400 |
7-8 |
500 |
9-11 |
600 |
1.4 Портфель уче ника будущего
Компьютерная ассоц иация TCA из Тай ваня создала гру ппу, цель кот орой – способс твовать распространению в стр ане и за руб ежом электронных школ ьных ранцев-компьютеров, кот орые должны объед инить в се бе школьные учеб ники, тетради, днев ники и все дру гое, необходимое школ ьнику для уче бы. Их преиму щества не сто лько в ма лом весе (10-дю ймовый планшетный ПК им еет массу ли шь чуть бол ьше 1 кг ), но и в то м, что пер еход на них соз даст новую, с несра внимо большими возмож ностями среду обуч ения. В та ком компьютере мо жно хранить неск олько десятков учеб ников с карти нками, учителя мо гут централизованно пров ерять выполненные на них раб оты и разд авать материалы и дома шние задания ил и, используя элект ронные доски, перед авать свои лек ции.В их пам ять легко умещ аются тексты и иллюс трации из вс ех учебников, что изба вляет ученика от необхо димости таскать кн иги в шко лу. Учитель же мо жет посылать ср азу всем учащ имся учебные мате риалы и дома шние задания, а по том автоматически пров ерять их.
1.5 Вы бор правильного порт феля Познакомившись с рекомен дациями выбора прави льного портфеля, я выяс нила, что он дол жен соответствовать след ующим требованиям:
· весит не более 1 кг;
Практическая ча сть
Изучив теоретический мате риал, я провела ряд исследований, даю щих ответ на вопрос: как вес портфеля влияет на состояние здор овья одноклассников.
2.1 Вес школ ьных принадлежностей учащ ейся 6«б» кла сса
Взвесив все школьные принадлежности и сравнив вес учебников с гигиеническими нормативами я получила следующие данные.
Таблица 1. Вес школ ьных принадлежностей учащ ихся 6 «б» кла сса
№ п. п. |
Наименование учеб ника( принадлежностей) |
Вес, г |
Пустой портфель |
900 |
|
|
Математика |
359 |
|
Русский язык |
400 |
|
Литература |
388 |
|
История |
400 |
|
Биология |
281 |
|
География |
369 |
|
Английский язык |
377 |
|
Контурные карты + атлас |
186 |
|
Тетрадь одна |
68 |
|
Дневник |
210 |
|
Пенал |
170 |
|
Подставка под книги |
200 |
|
Альбом для рисо вания |
113 |
|
Чертежные инструменты |
220 |
|
Спортивная форма |
1200 |
Вывод: все учебники соответствуют гигиен ическим нормам до 400 гр. для уче ника 5-6 кла сса школы. Самые тяжелые учебники - история и русский язык.
2.2 Исслед ование фактического ве са моего порт феляв течении учебной недели
Я провела эксперимент. В течении учебной недели, взвешивала заполненный портфель и сравнивала его с нормативами. Мой вес - 45 кг, вес моего портфеля не должен превышать 4,5 кг.
Таблица 2. Вес портфеля в учебные дни
день нед ели |
вес порт феля кг |
спорт. форма кг |
общая ма сса кг |
норма кг |
отклонения от но рмы % |
понедельник |
4,5 |
- |
4,5 |
4,5 |
0 |
вторник |
3,5 |
1,2 |
4,7 |
4 |
|
среда |
3,8 |
1,2 |
5 |
11 |
|
четверг |
4 |
1,2 |
5,2 |
15 |
|
пятница |
4,5 |
- |
4 |
0 |
Рисунок 1. Сравнение веса портфеля с нормативами
Вывод: проведя эксперимент, я обнар ужила, что са мым тяжёлым мой портфель быв ает во вторник, среду и в четверг. Самым лёг ким в понедельник и пятницу. Это свя зано с те м, что в понедельник и пятницу его наполняемость самая миним альная из-за уро ков в распи сании, и веса принадлежностей. В остальные дни помимо учебн иков, приходится нос итьраб очие тетради, атл асы, контурные кар ты, спортивную форму.Вес моего портфеля слишком большой, что плохо сказывается на моем физическом состоянии, это еще раз подтверждает у меня наличие сколиоза. Значит вес портфеля напрямую связан с нарушением моей осанки.
2.3 Исслед ование фактического ве са портфелей учен иков 6 «б», 10 классов
Я иссле довала фактический вес порт фелей своих однокла ссников и учащихся 10 классов в теч ение учебной нед ели, вычислила сре дний вес портфелей и срав нила с нормат ивами.
Таблица 3. Сре дний вес порт феля одноклассников
№ |
Вес учащ егося кг |
Вес пол ного портфеля кг. |
Вес пус того портфеля кг. |
Норма кг |
Отклонения от но рмы % |
1. |
46 |
4 |
0,5 |
4,5 |
-12 |
2. |
39 |
5 |
0,5 |
4 |
+25 |
3. |
34 |
5 |
0,5 |
3,5 |
+42 |
4. |
34 |
4 |
0,6 |
3,5 |
+14 |
5. |
39 |
4 |
0,6 |
4 |
0 |
6. |
39 |
4 |
0,5 |
4 |
0 |
7. |
32 |
4 |
0,5 |
3 |
+33 |
8. |
34 |
4 |
0,5 |
3,5 |
+14 |
9. |
35 |
4 |
0,5 |
3,5 |
+14 |
10. |
30 |
4 |
0,5 |
3 |
+33 |
11. |
46 |
6 |
0,5 |
4,5 |
+33 |
12. |
46 |
6 |
0,6 |
4,5 |
+33 |
13. |
32 |
5 |
0,5 |
3 |
+66 |
14. |
40 |
3 |
0,5 |
4 |
-25 |
15. |
49 |
5 |
0,5 |
5 |
0 |
16. |
35 |
4 |
0,5 |
3,5 |
+14 |
17. |
34 |
4 |
0,5 |
3,5 |
+14 |
18. |
50 |
5 |
0,5 |
5 |
0 |
19. |
35 |
5 |
0,6 |
3,5 |
+43 |
20. |
43 |
5 |
0,6 |
4,5 |
+11 |
21. |
49 |
5 |
0,5 |
5 |
0 |
22. |
48 |
5 |
0,5 |
5 |
0 |
23. |
49 |
5 |
0,5 |
5 |
0 |
24. |
46 |
5 |
0,6 |
4,5 |
+11 |
25. |
29 |
4 |
0,5 |
3 |
+33 |
26. |
56 |
5 |
0,5 |
5 |
0 |
27. |
40 |
5 |
0,5 |
4 |
+25 |
28. |
33 |
4 |
0,6 |
3,5 |
+14 |
29 |
49 |
5 |
0,5 |
5 |
0 |
30 |
50 |
5 |
0,5 |
5 |
0 |
Таблица 4. Сре дний вес порт феля 10 класс
№ |
Вес учащ егося кг |
Вес пол ного портфеля кг. |
Вес пус того портфеля кг. |
Норма кг |
Отклонения от но рмы % |
1. |
85 |
5 |
0,5 |
8,5 |
0 |
2. |
60 |
5 |
0,5 |
6 |
0 |
3. |
73 |
7 |
0,5 |
7,5 |
0 |
4. |
59 |
6 |
0,6 |
5,9 |
0 |
5. |
73 |
6 |
0,6 |
7,3 |
0 |
6. |
62 |
5 |
0,5 |
6,2 |
0 |
7. |
55 |
6 |
0,6 |
5,5 |
+9 |
8. |
90 |
7 |
0,5 |
9 |
0 |
9. |
57 |
6 |
0,4 |
5,7 |
+5 |
10. |
62 |
5 |
0,5 |
6,5 |
0 |
11. |
68 |
6 |
0,5 |
6,5 |
0 |
12. |
70 |
7 |
0,6 |
7 |
0 |
13. |
53 |
5 |
0,5 |
5,3 |
0 |
14. |
67 |
5,5 |
0,5 |
6,5 |
0 |
15. |
50 |
5 |
0,5 |
5 |
0 |
16. |
58 |
4 |
0,5 |
5,8 |
0 |
17. |
59 |
5 |
0,5 |
6 |
0 |
18. |
56 |
3,5 |
0,5 |
5,6 |
0 |
19. |
61 |
5 |
0,6 |
6 |
0 |
20. |
64 |
5 |
0,6 |
6,4 |
0 |
21. |
74 |
7 |
0,5 |
7,5 |
0 |
22. |
64 |
5 |
0,6 |
5 |
0 |
23. |
53 |
6 |
0,7 |
5,3 |
+13 |
24. |
47 |
5 |
0,6 |
4,7 |
+6 |
25. |
55 |
5 |
0,4 |
5,5 |
0 |
26. |
55 |
5 |
0,4 |
5 |
0 |
27. |
62 |
5 |
0,5 |
6,2 |
0 |
Таблица 5. Характе ристика портфеля по ве су
класс |
правильный порт фель |
тяжелый порт фель |
вес портфеля ниже нормы |
6 «б» |
10 человек |
18 человек |
2 чело века |
10 |
4 человека |
4 человека |
19 человек |
Рисунок 2. Характе ристика веса портфелей 6 класса
Рисунок 3. Характе ристика веса портфелей 10 класса
Рисунок 4. Характе ристика веса портфелей в сравнении
Вывод: рассчитав отклонения веса портфеля от нормы, средний вес портфелей учащихся на протяжении недели, округлив полученные значения, можно сказать, что мои одноклассники вредят своему здоровью, нося тяжелые рюкзаки за спиной. 60% ребят испытывают нагрузку на позвоночник, так как носят слишком тяжелый портфель. По дан нымвид но, что тол ько у 4 ребят 10 класса порт фельпрев ышает норму. У 23 учащ ихся вес портфеля соответствуетнормам и правилам СанПиНа.Старшеклассники не носят лишнее в портфеле, они носят учебники по очереди. Девочки предпочитают портфелям сумки, в которые много не вмещается, отсюда и вес 3,5 и 4 кг. А если твой сосед по парте не придет в школу, и ты окажешься без учебника… Считаю, что это не правильно, нужно в школу носить учебники самим.
2.4 Ана лиз заболеваний опорно – двигат ельнойсис темы учащихся МБ ОУ «Лицей №1 7»
Чт обы узнать о заболе ваниях учащихся наш его Лицея, связ анных с наруш ением опорно-двигательной сист емы, я обрат илась за консул ьтацией к школ ьной медсестре. По ее мне нию, сколиоз иплоскостопие встречаются у мале ньких детей, но ср еди школьников в наст оящееэти болезни встречается часто.
Таблица 6. Забол евания опорно-двигательной сис темы у обуча ющихся МБОУ «Ли цей №17»
количество учащихся |
нарушение оса нки |
плоскостопие |
сколиоз |
617 |
106 |
31 |
13 |
Рисунок 6. Процент забол еваний опорно-двигательной сис темы учащихся Лицея
Таблица 7. Забол евания опорно-двигательной сис темы у учащ ихся 6 кла сса
класс (человек) |
нарушения оса нки |
сколиоз
|
плоскостопие
|
30 |
10%(3 уч-ся) |
7% (2уч-ся) |
10%(3уч-ся) |
Рисунок 7. Про цент заболеваний опорно-двигательной системы у учащ ихся Лицея и 6 б
Рисунок 8. Зависимость заболеваний и веса портфеля учащ ихся 6б
Вывод: на пер вом месте в Лицее ст оят заболевания, связ анные снарушением осанки, на вто ром месте – плоскостопие, и на тре тьем месте скол иоз.колич ество заболеваний у учащ ихся увеличивается с каж дым годом. Если брать в сравнении заболевания в моем классе и заболевания в Лицее, то видно, что у моих одноклассников процент заболеваний по плоскостопию и сколиозу выше.Из 8 учащихся, имеющих проблемы с опорно-двигательным аппаратом у всех тяжелый портфель в течении учебной недели. Что говорит о прямой зависимости заболеваний от веса школьного портфеля.На ше здоровье зав исит от множ ества причин и взрослым нужно сде лать так, чт обыгруз за плечами не стал причиной бол езнидет ей.
Заключение
Проведя данное исследование, я убедилась, что математика в нашей жизни играет огромную роль. Все расчёты, проведенные мной, помогли сделать вывод, что осн овой всего явля ется здоровье. Тяж елый портфель за пле чами – это реал ьная опасность для сердечно-сосудистой сис темы и сост ояния опорно-двигательного аппа рата. Осанку школьникам пор тят портфели, чей вес не соотве тствует санитарно-гигиеническим нор мам.В среднем портфель весит 4,5-5 кг, а среднестатистический шестиклассник весит 40-45 кг. Мои одноклассники в основном носят рюкзаки, вес которых превышает допустимую норму.Вес портфеля десятиклассника составляет менее 10% от его собственного веса, что соответствует медицинским нормам и не оказывает негативного влияния на здоровье старшего школьника.
Ребята и их родители не всегда следят за содержимым рюкзака. Тяжелый порт фель, как и лю бой непосильный гр уз, повышает опас ность травм, приводит к переутомлению, которое плохо сказы вается на трудоспо собности: усталый реб енок не ср азу может включ иться в раб оту, а от эт ого страдает успева емость. При выполнении расчётов, я узнала много нового, закрепила вычислительные навыки. Связь математики с другими науками и сферами многогранна. Эту работу я продолжу на следующий год, чтобы провести анализ и сравнить как меняется вес наших портфелей, растет ли заболеваемость опорно-двигательной системы у моих одноклассников. Для них и их родителей я разработала памятки, которые помогут им при выборе школьного портфеля. Сделала буклет в котором есть Нормы и правила по СанПиНу школьного портфеля.
Выводы:
1. Каж дый ученик дол жен чётко ум еть отбирать содер жание портфеля.
2. Каж дый родитель дол жен уметь выб рать «правильный портф ель».
3. Школам приобретать второй комплект книг и хранить его в кабинетах, учителям следить за осанкой учащихся,проводить физминутки на уроках.
4. При составлении расписания, равномерно распределять количество уроков, на которые школьники приносят учебники. Тем самым, постараться сделать вес учебников одинаковым в любой день недели и избежать «тяжёлых» дней в расписании.
3.Необходимо вла деть информацией о нормах, рекомендуемых для сохра нения здоровья.
5.Учен икам, у кот орых вес порт феля превышает устано вленные нормы, сов етую не нос ить в шк олу лишних школ ьных принадлежностей.
6. Обязательно посещать спортивные секции, танцевальный кружок, плавать в бассейне, что поможет выправить осанку и поправить здоровье.
Счи таю, что исслед ования, проведенные мной - актуальны и помогут мо им одноклассникам задум аться о св оем здоровье, а роди тели примут во вним ание рекоме ндации по выб ору портфеля.
Список литер атуры
1. А. К.,КошурниковаР. В.,ЮрминГ. А. Почемучка. – М.: Педагоги ка-Пресс, 1997
2. Куркина Т. М. Почемучка. Слов арик: обучающая энцикл опедия для млад шего школьного возр аста. – М.: АС Т, 2006
3. Надеждин Н. Я. История на уки и техники.М..: Фен икс, 2006
4. Санитарно-гигиенические пра вила и норм ативыСанПиН 2.4.2.1 178-02. Издание официа льное. – М.: Федер альный центр госэпиднадзораМинз драва России, 20 03. – А. Лопанин. Тяжелая ноша./Новости медицины – журнал.–Выпуск № 4 200 9г.
5. Дитрих 51с
Приложение1.
Рекомендации для родителей - «Здо ровый портфель»
· Две широкие лямки. Узкие - будут врез аться в плечи и прич инять боль.
· Дно порт феля должно распол агаться на 5 см ни же поясницы школь ника.
· Легкий.
· Плотно прил егающий к спи не, задняя сте нка должна бы ть укрепленной, с мяг кой прокладкой. Иметь наде жные, но не оч ень тугие заст ежки. Такие, что бы, с од ной стороны, не расстег ивались постоянно, а с дру гой - бы ли по си лам слабым дет ским ручкам.
· Удо бная крепкаяруч ка.
· Прочный.
· Изготовлен из ле гко моющегося матер иала.
· Имеетмн ого кармашков и отдел ений.
· Обеспечивает безопа сность ребенка на дор оге - вставки из специ альных ярких, отраж ающих свет матер иалов.
Приложение 2.
Анкета для одноклассников
1. В какой день твой портфель самый тяжелый.
2.Болит ли у вас сп ина при нош ении портфеля?
3.В ка кой день порт фель самый легкий?
4. Вес портфеля по дням недели?
5.Покупаешь ли ты каж дый год но вый портфель?
6.Что для тебя ва жно: чтобы портфель был крас ивый или удоб ный?
7.Тебе нрав ятся спортивные рюкз аки?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.