.Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Для развития словаря крайне важно постоянное общение взрослых с ребенком. Уже на первом году жизни эмоционально, установленный контакт матери и отца с малышом, развивает его ориентировочный рефлекс на слово. В дальнейшем, когда ребенок начнет многократно повторять за взрослым слово, научится выражать словесно свои желания, действия, указывать на предметы, называть их, общение становится все более осмысленным
Министерство образования Нижегородской области
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Городецкий Губернский колледж»
Выпускная квалификационная работа
Тема: Влияние дидактических игр на развитие словаря детей младшего
дошкольного возраста
Выполнила: Булганина Екатерина
Николаевна
Обучающаяся 4 «А» курса
Руководитель: Калиничева Лариса
Григорьевна
Цель – определить влияние дидактических игр в
развитие словаря детей младшего дошкольного
возраста.
2
Содержание словарной
работы
7
Программа «Радуга» (Авт.: Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.)
Для обогащения и активизации словаря ставятся задачи по усвоению названий
предметов и явлений, их главных и второстепенных признаков, действий.
Программа развития и воспитания детей в детском
саду «Детство» под редакцией В.И.Логиновой,
Т.И.Бабаевой,
программе
предполагается развитие словаря в процессе развития
связной речи. Дети усваивают те или иные речевые
умения, учатся использовать определенный объем
словаря в активной речи.
Программа «Истоки» (Авт.: Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова
и др.) Понимание речи окружающих, развитие доступных речевых
проявлений, стремления активно вступать в общение с помощью речевых
средств, обогащение словаря названиями предметов, животных, людей.
З.А. Ноткиной
.
В
"Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования
От рождения до школы"
(под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.
Васильевой). В словарной работе ставятся задачи по сравнению и
противопоставлению качеств и действий предметов, пониманию и
употреблению обобщающих слов.
8
В зависимости от материала дидактические
игры можно разделить на три вида:
9
НАСТОЛЬНО-
ПЕЧАТНЫЕ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ
ИГРЫ
Интересное занятие для детей, в ходе которого решаются задачи словарной работы с
дошкольниками. Настольнопечатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.
Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. В ходе таких заданий ребенок
проговаривает свои действия, обосновывая свой выбор, активизирует словарь. Подбор картинок по
общему признаку (классификация) позволяет педагогу совершенствовать у детей словарный запас.
С ИГРУШКАМИ
И
ПРЕДМЕТАМИ
Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном
восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом
знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы. В играх с
предметами используются игрушки и реальные предметы, что очень важно для развития
отвлеченного, логического мышления, обогащения словаря ребенка. В играх совершенствуются
знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в
различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх. Игры с природным
материалом. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде,
формируются мыслительные процессы
(анализ, синтез, классификация) и обогащается,
активизируется словарь детей.
12
СЛОВЕСНЫЕ
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся на имеющиеся
представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые
ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные
мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят
признаки и сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы
в суждениях. В группах младшего дошкольного возраста игры со словом направлены
в основном на развитие речи, воспитание правильного звукового произношения,
уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки
в пространстве.
14
Результаты диагностики
Результаты диагностики
(констатирующий
(констатирующий
эксперимент) на развитие
эксперимент) на развитие
словаря детей младшего
словаря детей младшего
дошкольного возраста
дошкольного возраста
Результаты диагностики
Результаты диагностики
(контрольный эксперимент)
(контрольный эксперимент)
на развитие словаря детей
на развитие словаря детей
младшего дошкольного
младшего дошкольного
возраста
возраста
18