Влияние музыки на человека и её использование в арт- терапии

  • Мероприятия
  • docx
  • 17.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Не секрет, что музыка обладает огромной действенной силой. Она воздействует на ум, сердце, душу человека, может восстанавливать или уничтожать психическое равновесие, может повышать или понижать тревожность. Насколько положительное или отрицательное влияние окажет на нас та или иная музыка зависит от цели, которую мы преследуем и умения правильно подобрать музыкальное произведение. Музыка вызывает определённую вибрацию, и, поскольку звук – это акустический сигнал, имеющий волновую структуру, то он, воздействуя на клетки живого организма, вызывает у человека ответную эмоциональную и психическую реакцию. Всё это было замечено ещё в древности, когда создавались первые музыкальные инструменты. С их помощью находили такие сочетания звуков и ритмов, которые завораживали, гипнотизировали человека. Эта возможность музыки широко использовалась в религиозных и культовых обрядах. Музыка способствовала приливу сил, повышала эмоциональный тонус, побуждала человека к действиям. Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание своих современников на профилактическое и лечебное воздействие музыки. Они утверждали, что музыка устанавливает порядок и гармонию во Вселенной, в том числе и нарушенную болезнями гармонию в человеческом теле.
Иконка файла материала 14.docx
План.  1. Введение 2. Основная часть. 3. Практическая часть. Упражнения для музыкальной терапии 4. Заключение 5. Список литературы и электронных ресурсов Влияние музыки на человека и её использование в арт­терапии В ней что­то чудотворное горит, И на глазах её края гранятся. Она одна со мною говорит, Когда другие подойти боятся… А.Ахматова «Музыка» 1. Введение Не секрет, что музыка обладает огромной действенной силой. Она  воздействует на ум, сердце, душу человека, может восстанавливать или  уничтожать психическое равновесие, может повышать или понижать  тревожность. Насколько положительное или отрицательное влияние окажет  на нас та или иная музыка зависит от цели, которую мы преследуем и умения  правильно подобрать музыкальное произведение.  Музыка вызывает определённую вибрацию, и, поскольку звук – это  акустический сигнал, имеющий волновую структуру, то он, воздействуя на  клетки живого организма, вызывает у человека ответную эмоциональную и  психическую реакцию. Всё это было замечено ещё в древности, когда создавались первые  музыкальные инструменты. С их помощью находили такие сочетания звуков и  ритмов, которые завораживали, гипнотизировали человека. Эта возможность  музыки широко использовалась в религиозных и культовых обрядах. Музыка  способствовала приливу сил, повышала эмоциональный тонус, побуждала  человека к действиям. Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание  1своих современников на профилактическое и лечебное воздействие музыки.  Они утверждали, что музыка устанавливает порядок и гармонию во  Вселенной, в том числе и нарушенную болезнями гармонию в человеческом  теле[11]. 2.Основная часть. При активном восприятии музыки физиологические ритмы человека  непроизвольно подстраиваются под её частотные и динамические показатели.  Например, если «Лунную сонату» Бетховена проиграть в танцевальном темпе, то она уже потеряет свою романтичность и глубину, а значит и своё  психологическое воздействие. Поэтому очень важно выбирать  соответствующий, правильный темп произведения.  Выбор темпа должен быть обусловлен целями автора музыкального  произведения. Возьмём, например, барабанный бой. Это хорошая иллюстрация прямой связи состояния человека с темпо­ритмической структурой музыки. В ходе экспериментов, которые были проведены в группах добровольцев (30 –  120 чел.), было сделано открытие, что монофоническое звучание барабана, в  виде отбивания простого ритма способно пробудить телесно­двигательную  реакцию человека, когда темп достигает или превышает скорость биения  сердца (130­140 ударов в минуту). При этом медленный темп, который в 2 – 3  раза медленнее сердечного, способен ввести человека в состояние транса.  Одной из причин физиологического воздействия музыки на человека является также и то, что на музыку реагирует сердечно­сосудистая система. Если  музыка приятна человеку, то у него замедляется пульс, снижается  артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. Доказано, что релаксирующая музыка во время операции снижает уровень  стресса у пациентов и может способствовать снижению длительности  реабилитационного периода. К такому выводу пришли специалисты  отделения пластической и реконструктивной хирургии Больницы Джона  Рэдклиффа (Оксфорд, Великобритания). В исследовании приняли участие 96 человек, которым проводились различные хирургические вмешательства без общего наркоза. Для половины из них в  операционной ставили различную музыку, в основном классику –  произведения Моцарта, Бетховена, Вивальди и Баха. После этого всех пациентов попросили охарактеризовать свои переживания,  связанные с проведением операции, по единой шкале. В результате,  «музыкальная» группа сообщила о значительно более низком уровне стресса.  2Кроме того, результаты диагностики показали, что в ходе операции их  дыхание было значительно спокойнее, чем у группы, с которой работали в  полной тишине[10].  Ученые также давно заметили, что классическая музыка благоприятно влияет  на развитие детей. Институт педиатрии РАМН занимался этой темой более  десяти лет назад и пришел к интересному выводу. У детей, пострадавших от  недостатка кислорода во время внутриутробного развития, как правило,  снижена активность ферментов клетки. После того как младенцам давали  прослушивать классическую музыку, активность ферментов повышалась.  Приходили в норму артериальное давление, пульс, ритм дыхания. После  выписки из роддома врачи рекомендовали родителям продолжать слушать  музыку дома. Через год дети, которым постоянно включали записи Моцарта,  Шуберта, Гайдна, Вивальди, Бетховена и Чайковского, лучше справились с  неврологическими нарушениями, чем те, чьи родители не поверили в силу  музыкотерапии [9].  Узбекский ученый Мизакарим Норбеков, известный во всем мире как  разработчик нетрадиционных методов лечения различных заболеваний, провел комплексное исследование влияния классической музыки на самочувствие  детей, страдающих различными недугами, и пришел к выводу, что  звукотерапия во многих случаях может давать гораздо более эффективные  результаты, нежели медикаментозное лечение.  Свою теорию ученый основывал на исследованиях психики и  физиологических особенностей детей, утверждая, что большинство болезней  связано с эмоциональным состоянием. Постоянно испытываемое чувство  неудовлетворенности, страх и стрессы, невозможность реализовать свой  творческий потенциал приводят к тому, что дети приобретают целый букет  «взрослых» болезней, среди которых – сердечная недостаточность, сахарный  диабет и другие. В настоящий момент влияние музыки на человека используется в  терапевтических целях. При этом акцент ставится не столько на музыке,  сколько на вибрациях звуковых колебаний, которые всё чаще используют в  музыкальной терапии. Музыкальная терапия является одним из направлений арт­терапии. Это  направление, основанное на реабилитационных и коррекционных занятиях  творчеством. Термин «арт­терапия» впервые начал использоваться в  англоязычных странах примерно в 40­е годы ХХ века. Им обозначались  разные по форме варианты лечебной и реабилитационной практики. 3В современном мире арт­терапия приобрела преимущественно  социализирующую и развивающую направленность и обладает существенными  преимуществами перед другими формами психотерапевтической работы,  поскольку практически каждый человек может заниматься ею. Эти занятия не требуют специальной подготовки, вызывают у людей только положительные  эмоции, основаны на творческом потенциале человека и механизмах  саморегуляции, а также являются средством невербального общения, что  важно для клиентов, имеющих проблемы с речью. Наиболее распространённые варианты арт­терапевтической работы –  индивидуальная и групповая: 1.Индивидуальная форма предусматривает работу с клиентом, имеющим  речевые нарушения, аутизм или нарушения коммуникативных способностей. 2.Групповые формы могут использоваться в коррекционной работе с  клиентами, имеющими повышенную тревожность, психосоматические  заболевания и пр., не только в здравоохранении, но и в образовании.  Существует целый ряд причин, которые заставляют арт­терапевтов отдавать  предпочтение групповой работе:  развиваются ценные социальные навыки;  арт­терапия связана с оказанием взаимной поддержки членами группы и позволяет решать общие проблемы;  даёт возможность наблюдать результаты своих действий;  повышает самооценку;  развивает навыки принятия решений[2]. Арт­терапия отличается не только формами работы, но и делится на  несколько видов. Вот наиболее популярные из них: 1. Изотерапия. 2. Сказкотерапия 3. Игровая терапия. 4. Песочная терапия. 5. Фототерапия. 46. Музыкальная терапия. На последней из форм остановимся несколько подробнее. Музыкальная  терапия – это контролируемое использование музыки в лечении,  реабилитации, образовании и воспитании. Причём, она может использоваться  как в работе с детьми, так и в работе со взрослыми. Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для  лечения и профилактики широкого спектра нарушений: 1. Отклонений в развитии. 2. Эмоциональной нестабильности. 3. Поведенческих нарушениях. 4. Психосоматических заболеваниях. 5. В лечебной физкультуре. 6. Для пациентов с заиканием. 7. Для снятия тревоги и стресса. В коррекционной и реабилитационной работе с детьми музыкальная терапия  реализует несколько целей:  1. Успокоить или активизировать ребёнка в зависимости от реализуемой  задачи. 2. Установить контакт между ребёнком и психологом. 3. Развить коммуникативные и творческие возможности ребёнка. 4. Повысить самооценку. 5. Развить эмпатические способности. 6. Улучшить речевую функцию. Кроме этого, музыкальная терапия в руках психолога, имеющего музыкальное образование, помогает ребёнку сформировать начальные навыки владения  каким­либо инструментом, увлечь ребёнка музыкальными играми, пением,  различными движениями под музыку.  53.Практическая часть. Упражнения для музыкальной терапии В музыкальной терапии можно использовать различные упражнения: Упражнение «Музыкальные каракули» Цель: развивает терпение, внимательность, повышает самооценку. Эту  технику можно использовать как инструмент развития социальных качеств –  терпения, внимательности, повышения самооценки. Дети могут обладать  навыками игры на музыкальных инструментах, могут и впервые обратиться к  этому виду деятельности. Психолог предлагает ребёнку поиграть на любом понравившемся ему  музыкальным инструменте. Затем предлагается поиграть вместе, помогая  друг другу создавать какое­либо сочетание звуков или фрагмент, начатый  предыдущим участником. Важно, чтобы ребёнок действовал спонтанно. В кабинете должно быть  достаточное количество музыкальных инструментов и предметов, из которых  можно извлекать звуки, они должны быть доступны и интересны. В конце упражнения с детьми обсуждаются следующие вопросы: 1. Какие инструменты чаще использовались. 2. Что можно сказать о звуках, как можно их описать. 3. Какие звуковые сочетания запомнились. 4. Получилась ли красивая музыка. 5. О чём рассказывает музыка, которую создали дети. 6. Отразила ли музыка жизнь детей. 7. Как прозвучал инструмент каждого ребёнка. Упражнение «Дирижёр» Ребёнку предлагается продирижировать звучащую музыку. Это упражнение не только увлекательно для ребёнка своей необычностью и новизной, но и  способствует понижению тревожности и эмоциональной разгрузке. Упражнение «Свободный танец» 6Детям предлагается придумать свой танец под названием «Моё настроение»,  «Я и мои одноклассники» и т.д. В зависимости от цели, которую преследует  психотерапевт, в этом упражнении можно задавать любую тему. Упражнение  может использоваться и как средство психотерапии и как средство  диагностики. Упражнение «Спонтанное рисование под музыку» Детям предлагается рисовать всё, что они захотят, пока звучит музыка.  Ассоциации, связанные с услышанной музыкой, выражаются на бумаге. Это  упражнение, как и предыдущее, может нести в себе не только релаксационную функцию, но и диагностическую. Упражнение для снятия тревожности В этом упражнении тренер может использовать симбиоз аутотренинга и  музыкальной терапии. Музыка должна быть спокойной и ненавязчивой. Это  могут быть звуки природы. Замечательно успокаивают музыкальные  композиции Баха, Бетховена, а также Моцарта и Штрауса. Для ребенка с  повышенной тревожностью и плохим сном прекрасным терапевтическим  средством может стать музыка Грига, Чайковского и Сибелиуса, которую  следует включать непосредственно перед тем, как уложить его спать.  4. Заключение.    Музыкальная терапия эффективна в коррекции коммуникативных  нарушений, возникших у детей по разным причинам. Занятия музыкальной  терапией создают условия для эмоционального диалога. Контакт с помощью  музыки безопасен, он снимает напряжённость и страхи. Варьирование на  занятиях знакомых и незнакомых произведений, их громкости, скорости даёт  возможность разноплановой работы с детьми[1]. Расслабившись, ребёнок  выстраивает с помощью психолога приятные ему образы, «оживляет»  приятные ему эмоции, которые помогают ему бороться со страхами и  высокой тревожностью.      На занятиях музыкальной ритмикой  при выполнении различных упражнений под музыку, музыкальных игр, танцев, инсценировок песен студенты имеют  возможность получить положительные эмоции от воздействия музыки,  рисующей различные положительные образы, получить заряд бодрости  от  танцевальных ритмов, преодолеть стеснительность. При взаимодействии с  партнёром и другими участниками танца или игры развить  коммуникативные  качества, инициативу, творческие способности. Музыка и движение  7способствуют эмоциональной разгрузке студентов, благотворно влияют на  психическое и физическое здоровье студентов.  5. Литература и электронные источники 1. Ворожцова О.А., Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Издательство  Института психотерапии. 2004. 2.Киселева М.В. ­ Арт­терапия в работе с детьми. Изд.:Речь, 2007. 3.Копытин А.И. «Теория и практика арт­терапии». СПб.: Питер, 2002. 4. Арт­терапия. Хрестоматия. Под. ред. Копытина А.И. СПб.:Питер, 2001. 5. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства на личность. Изд­во: Институт психологии РАН, 1999. 6. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. Изд: Музыка,  1972. 7. Петрушин В.И. «Музыкальная психотерапия: Теория и практика».  М.:Владос, 1999. 8. Оганесян Н.Г. «Библиотерапия. Самоактуализация психических состояний  через поэзию». М:Ось­89, 2002. 9. http://www.shape.ru 10. http://www.tecrussia.ru 11. http://festival.1september.ru 12. http://www.art­therapy.ru/ – сайт Арт­терапевтической ассоциации и  журнала «Исцеляющее искусство». 8