Влияние психологической готовности детей-первоклассников на школьную адаптацию
Оценка 4.9

Влияние психологической готовности детей-первоклассников на школьную адаптацию

Оценка 4.9
Исследовательские работы +1
docx
психологическая работа +1
Все классы
01.04.2019
Влияние психологической готовности детей-первоклассников на школьную адаптацию
Данная статья посвящена актуальной проблеме, как для психологической науки, так и для родителей, чьи дети поступили в первый класс. В статье описано исследование школьной адаптации детей, проведенное на базе школы №471 Санкт-Петербурга; выявлена корреляция между психологической готовностью детей и уровнем адаптации в первом году обучения в школе.
Статья_Акоста.docx
Акоста Анна, к.пс.н.,  педагог­психолог ГБОУ школа №471  Выборгского района Санкт­Петербурга Влияние психологической готовности детей­первоклассников на школьную адаптацию  Для каждого первоклассника вступление в новую школьную жизнь всегда было и будет важным этапом жизни. Период перехода ребенка из дошкольного образовательного учреждения в школу рассматривается как наиболее трудный в плане адаптации к новым социальным условиям, привыкания к новым требованиям, режиму и прочее. Тема готовности ребенка к школе всегда была актуальной, и обусловлено многими факторами. Современные исследования показывают, что большой процент детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы   социальный,   эмоционально­волевой   компоненты   психологический, готовности.  В   отечественной   психологии   тема   готовности   детей   к   школьному   обучению опирается на труды основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.  Под   психологической   готовностью   к   школьному   обучению   понимается необходимый   и   достаточный   уровень   психического   развития   ребёнка   для   освоения школьной   учебной   программы   в   условиях   обучения   в   коллективе   сверстников. Необходимый и  достаточный уровень актуального  развития  должен быть таким,  чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребёнка. Как пишет Л. С. Выготский,   «зона   ближайшего   развития   определяет   функции,   не   созревшие   ещё,   но находящиеся   в   процессе   созревания;   функции,   которые   можно   назвать   не   плодами развития,   а   почками   развития,   цветами   развития».   Так,   Л.И.   Божович   [6]   выделяла несколько параметров психического развития ребёнка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: определённый уровень мотивационного развития ребёнка, включающий   познавательные   и   социальные   мотивы   учения,   достаточное   развитие произвольного   поведения   и   интеллектуальной   сферы.   Наиболее   важным   признаётся мотивационный план. Существует   множество   методик,   помогающих   выявить   уровень   готовности будущего   первоклассника.   На   наш   взгляд,   оптимальной   является   программа   изучения готовности   к   школе   Н.Я.   Семаго   и   М.М.   Семаго,   которая   охватывает   все   аспекты психологической   готовности:   уровень   сформированности   предпосылок   к   учебной деятельности; возможность работать в соответствии с фронтальной инструкцией; умение самостоятельно действовать по образцу; умение осуществлять самоконтроль; обладание определенным уровнем работоспособности; умение вовремя остановиться в выполнении того   или   иного   задания   и   переключиться   на   выполнение   следующего.   Основа   данной программы — выделение произвольной регуляции собственной деятельности ребенка как первостепенной составляющей готовности к обучению в школе. Задания также позволяют выявить уровень сформированности операций звукобуквенного анализа, соотнесение числа и количества, то есть предпосылки к учебной деятельности. Н. Я. Семаго и М. М. Семаго подчеркивают,   что   при   работе   с   детьми   и   оценке   результатов   необходимо   учесть особенности их деятельности и характер поведения в процессе деятельности. Это важно, так как с одной стороны рассматривается эмоциональная деятельность ребенка, с другой, оценка поведенческих особенностей в условиях работы с группой. Эти параметры редко рассматриваются при оценке готовности к школе. Важной особенностью этой программы является   то,   что   в   ней   даётся   образец   стимульного   материала,   что   даёт   возможность варьировать   составляющие   задания   без   изменения   системы   его   оценивания   и   анализа выполнения.   Удобна   эта   программа   и   по   форме   организации   диагностического обследования. Занятия проводятся с группой детей 10–12 человек, что позволяет оценить и коммуникативные   навыки   дошкольника.   Само   занятие   не   превышает   15–20   минут.   По итогу   работы   педагог­психолог   может   выделить   у   каждого   ребенка­дошкольника   те аспекты   психологической   готовности,   которые   уже   проявляют   себя   на   достаточном уровне, и те, которые могут впоследствии стать причиной трудностей адаптации к новым социальным условиям. С учетом полученных результатов простроить для каждого ребенка индивидуальный маршрут развития личностных и познавательных качеств. Также в работе с детьми рекомендуется осуществление психологической поддержки, индивидуальные и групповые   занятия,   познавательной,   способствующие   развитию   мотивационной, регулятивной составляющих психологической готовности к школе. В   рамках   сопровождения   первоклассников   в   школе   №471   Выборгского   района каждый   год   проводится   обследование   детей   поступивших   в   первый   класс.   Психолого­ педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения (методика Семаго Н. и Семаго М.) дает возможность увидеть готовность детей к школьному обучению, умение работать   по   аналогии,   развитие   моторики,   а   также   составить   прогноз   умственного потенциала учащихся и проблемы, с которыми ребенок пришел в школу. Выполнение всех заданий оценивается по пятибалльной шкале, а затем выводится общий балл, набранный ребенком. По методике Семаго Н и Семаго М. существует 4 уровня готовности  к школьному обучению: 1­й уровень ­ Готовность к началу регулярного обучения (от 17 до 25 баллов). 2­й уровень – Условная готовность к началу обучения (от 14 до 17 баллов). 3­й уровень –  Условная неготовность к началу регулярного обучения (от 11 до 14 баллов). 4­й уровень – Неготовность к началу регулярного обучения (суммарная оценка ниже 11 баллов) Результаты последних 4­х лет (диаграмма 1.) показывают, что дети, пришедшие в первый класс, в основном показывают 1 и 2 уровни готовности к обучению в школе, то есть дети   готовы   к   обучению   или   условно   готовы   к   началу   обучения.   Дети,   требующие внимания   учителя   и   специалистов   школы   (психолог,   логопед),   ­   это   первоклассники, которые условно не готовы или не готовы к обучению в школе (3, 4 уровень). 100% 80% 60% 40% 20% 0% 2014 2015 2016 2017 Диаграмма 1. Процентное соотношение готовности первоклассников к обучению в школе.  Данная   методика   «Психолого­педагогическая   оценка   готовности   к   началу школьного   обучения»   также   предполагает   изучение   регуляторного   компонента деятельности (Диаграмма 2). 100% 80% 60% 40% 20% 0% 65% 67% 58% 60% норма поведенческие проблемы 35% 2014 33% 2015 42% 2016 40% 2017 Диаграмма 2. Качественный анализ готовности первоклассников к обучению в школе (регуляторный компонент деятельности)   Анализируя сформированность регуляторного компонента деятельности учащихся ­ первоклассников за последних лет, можно сделать следующий вывод, что с каждым годом увеличивается число детей, нуждающиеся в коррекции эмоционально­волевой сферы и в индивидуальном подходе при организации образовательного процесса. Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. Вопросам адаптации первоклассников к школе уделяли внимание в своих работах М. А. Дмитриева, О. С. Махалюк, Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, Т. В. Дорожевец, Э. М. Александровская, С. М. Тромбах, и другие. В работах этих авторов адаптация к школе рассматривается как перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально­волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению [1, 2, 3]. Сущность адаптации проявляется в успешном освоении новых условий деятельности, вхождение   в   систему   новых   взаимоотношений,   нахождение   в   новой   микросреде определенного   статуса,   самоутверждение   в   эмоционально   комфортной   позиции.   Я.Л. Коломинским   и   Е.   А.   Панько   выделены   следующие   критерии   школьной   адаптации: успешность обучения, овладение навыками, умениями и знаниями по основным предметам, отношение   к   труду;   положение   в   структуре   межличностных   отношений   (статус, эмоциональное активность,   общественная     самочувствие,   общительность); самостоятельность,   инициативность   [3].   Традиционно   выделяют   три   уровня   адаптации: высокий, средний и низкий. В зависимости от того, признаки какого уровня проявляются в поведении ребенка, учителя и родители должны выбирать нужные средства обучения и воспитания, находить правильный подход и форму поддержки. Так, признаками высокого уровня считаются: положительное отношение к школе, адекватное восприятие требований учителя, отсутствие трудностей в изучении учебного материала, желание решать задачи повышенной сложности, прилежность, внимательность к объяснениям учителя. Такие дети любят работать самостоятельно и всегда готовы к урокам. В классе имеют высокий статус. К детям со средним уровнем адаптации относят положительно настроенных к школе, и не имеющих отрицательных переживаний, связанных с пребыванием в учебном классе детей. Они   легко   воспринимают   материал,   если   учитель   объясняет   наглядно.   В   отличии   от первоклассников с высоким уровнем адаптации, воспринимают только основной материал учебной программы, но самостоятельно решают общие задачи. На этом уровне требуется контроль взрослого за выполнением заданий, тогда ученик доводит их до конца.  В   работах,   посвященных   вопросам   подготовки   ребенка   к   школьному   обучению, выделяется несколько компонентов психологической готовности: личностная готовность, эмоционально­волевая   готовность   и   интеллектуальная   готовность   [2,   3].   К   личностной готовности относят наличие учебной мотивации (мотивационная готовность) и развитие коммуникативных навыков ребенка, т. е. умение установить отношения со сверстниками (социальная готовность). Если ребенок активно участвует в играх, внимательно слушает воспитателя   и   других   взрослых,   то   это   сигнализирует   о   достаточной   личностной готовности.   Напротив,   если   ребенок   имеет   трудности   в   общении   со   сверстниками   и взрослыми, не может прислушиваться к мнению другого, работать в команде, излагать свою точку зрения, то стоит говорить о том, что дошкольник не имеет полноценной личностной готовности к школе.  Серьезного   внимания   требует   формирование   волевой   готовности   будущего первоклассника. От ребенка­школьника, в отличии от дошкольника, требуется делать не только то, что хочется, а и то, что нужно. Важно еще в дошкольном возрасте развивать такие   волевые   качества,   как   настойчивость,   выдержка,   дисциплина,   самостоятельность. Так,   О.А.   Русинова   отмечает,   если   ребенок   работает   самостоятельно,   без   участия взрослого,   принимает   помощь   в   ситуации   затруднения,   если   проявляет   познавательный интерес   к   новым   видам   деятельности,   стремится   к   личным   интересам,   то   он   готов   к школьному обучению.  Интеллектуальная готовность — это зрелость познавательных процессов: памяти, мышления,   восприятия,   воображения   и   речи.   Безусловно,   несформированность компонентов   психологической   готовности   является   предпосылкой   для   низкого   уровня адаптации   младшего   школьника.   Анализ   психолого­педагогической   литературы   по обозначенной проблеме показал, что в настоящее время разработано большое количество методик, позволяющих изучить уровень сформированности психологической готовности к школьному обучению у детей шести лет. К наиболее известным и активно используемым в работе   педагога­психолога   можно   отнести:   комплекс   методик   Л.   И.   Божович   и   Н.   И. Гуткиной,   определяющий   мотивационный   компонент   психологической   готовности; методику   «Графический   диктант»   Д.   Б.   Эльконина,   определяющую   сформированность регуляционного   компонента   готовности,   ряд   методик   по   изучению   сформированности интеллектуального компонента готовности (методика «10 слов» А. Р. Лурия, «Лабиринт» А. Л. Венгера, «Учебная деятельность» Л. И. Цеханской и мн. др.).  Ежегодно, в рамках психолого­педагогического сопровождения, психологами нашей школы   проводится   диагностика   с   целью   определения   уровня   адаптации   и   выявления причин   дезадаптации.   Для   этой   цели   используется   Анкета   Л.М.   Ковалевой,   которая заполняется два раза в год для выявления динамики адаптации. Анализ полученных в ходе обследования   результатов,   последующее   их   обсуждение   позволяют   интерпретировать значения коэффициентов следующим образом: ­ показатель до 14 % является нормальным, не дает возможность говорить о каком­ либо неблагополучии (А); ­ показатель от 15 до 30 % свидетельствует о средней степени дезадаптации (ВДА); ­ показатель свыше 30 % ­ серьезная степень дезадаптации (ДА); ­ если коэффициент свыше 40 %, то дети, как правило, нуждаются в консультации психоневролога (группа риска).  Далее представлены результаты анкетирования (диаграмма 3) за последние 3 года, в которых четко прослеживается уровень адаптации детей в начале учебного года и в конце. Для достижения такого результата в конце учебного года, нами осуществляется программа адаптации и развития обучающихся первых классов. 100% 80% 60% 40% 20% 0% 36% 28% 8% 28% 88% 4% 4% 69% 4% 15% 12% 85% 15% 38% 34% 11% 17% 79% 14% 7% А ВДА ДА группа риска Диаграмма 2. Сравнительная диаграмма адаптации первоклассников Сравнительные   результаты   обследования   на   начало   и   конец   учебного   года позволяют говорить о состоянии развитии адаптации первоклассников. В начале учебного года, как правило, большое процент детей имеют серьезный уровень дезадаптации. Дети показавшие дезадаптацию в начале учебного года занимались с педагогом­психологом для коррекции   адаптации.   К  концу  учебного  года   процент  детей,   адаптированных  к  школе увеличилось. Однако, есть дети, которые требуют и дальнейшую психологическую помощь, а также нуждаются в постоянном контроле со стороны учителя и в помощи родителей для успешной адаптации в школе.  Как   показало   наше   исследование   дети,   которые   показывают   низкий   уровень психологической   готовности   для   обучения   в   школе,   имеют   серьезную   степень дезадаптацию, и наоборот, дети, которые психологически готовы к началу обучения, не испытывают трудности в адаптации.   1. Бусловская,   Л.   К.   Физическое   развитие,   здоровье   и   адаптационные возможности первоклассников, прошедших подготовку к школе / Под ред. проф. В. В. Литература Колбанова. — СПб.: СПбГМУ, 2011.– с 18–21.  Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Дошкольная педагогика: 2. 3. учебник для бакалавров / Н. В. Микляева. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 510 с. Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер, 2004. — 480 с.  4. Психолого­педагогическая   оценка   готовности   к   началу   школьного обучения. / Н. Я. Семаго и М. М. Семаго // Школьный психолог. 2003. — № 9.  5. Троицкая И. Ю., Рогожина Е. Н. К проблеме преемственности в реализации образовательных стандартов на ступенях дошкольного и начального образования / И. Ю. Троицкая,   Е.   Н.   Рогожина   //   Государственные   образовательные   стандарты:   проблемы преемственности и внедрения. Сборник материалов всероссийской научно­практической конференции. — Арзамас. 2015. с. 127–132.  6. Троицкая И. Ю., Макарова Ю. В. Влияние психологической готовности к школе на процесс адаптации первоклассников к новым социальным условиям // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 715­718. 7. http://gigabaza.ru/doc/65313.html

Влияние психологической готовности детей-первоклассников на школьную адаптацию

Влияние психологической готовности детей-первоклассников на школьную адаптацию

Влияние психологической готовности детей-первоклассников на школьную адаптацию

Влияние психологической готовности детей-первоклассников на школьную адаптацию

Влияние психологической готовности детей-первоклассников на школьную адаптацию

Влияние психологической готовности детей-первоклассников на школьную адаптацию

Влияние психологической готовности детей-первоклассников на школьную адаптацию

Влияние психологической готовности детей-первоклассников на школьную адаптацию

Влияние психологической готовности детей-первоклассников на школьную адаптацию

Влияние психологической готовности детей-первоклассников на школьную адаптацию

Влияние психологической готовности детей-первоклассников на школьную адаптацию

Влияние психологической готовности детей-первоклассников на школьную адаптацию

Влияние психологической готовности детей-первоклассников на школьную адаптацию

Влияние психологической готовности детей-первоклассников на школьную адаптацию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2019