Внедрение парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»в образовательную деятельность ДОУ
Оценка 5

Внедрение парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»в образовательную деятельность ДОУ

Оценка 5
docx
27.05.2021
Внедрение парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»в образовательную деятельность ДОУ
Внедрение парциальной программы От Фребеля до робота.docx

ВНЕДРЕНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ»

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ

 

 

Аннотация: Найти место изучению технических наук в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации в полном соответствии с ФГОС – задача абсолютно новая и сложная, требующая детальной, глубокой работы по изучению и построению принципиально нового содержания образования. Для решения этой проблемы апробирование данной программы позволит в дошкольном уровне подготовки детей к изучению технических наук, которая призвана в будущем облегчить выбор детьми уже в среднем звене школы технического образовательного профиля и в дальнейшем успешно самоопределиться в выборе будущей профессии технической направленности.

Ключевые слова: инженерное образование, техническое творчество дошкольников, робототехника, конструктивные способности, будущие инженеры, инновационная деятельность.

 

Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможно без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования. Для выполнения этой стратегической  задачи необходима подготовка высококвалифицированных специалистов, ориентированных на интеллектуальный труд, способных осваивать и самостоятельно разрабатывать высокие наукоемкие технологии, внедрять их в производство. Вырастить такого специалиста возможно, если начать работу с детства [1, с. 4].

По данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой. Реализация модели технического образования детей требует соответствующих программ, методик, технологий. И каждая из них должна соответствовать возрасту ребенка. Для дошкольников техническая подготовка с учетом требований ФГОС - это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в школьном возрасте [2]. Одним из средств такой технической подготовки детей дошкольного возраста является парциальная программа дошкольного образования "От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров".

По инициативе Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования создана сеть  федеральных инновационных площадок по теме «Апробация и внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота», где включены шесть регионов, в том числе Республика Саха (Якутия). Наш детский сад с февраля месяца 2018 года начал работу в инновационном режиме по развитию технического творчества дошкольников.

Подготовка детей к изучению технических наук – это одновременно и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением [1, с. 5].

В детском саду создана предметно-пространственная среда – открытая, незамкнутая, развивающая, где дети самостоятельно стремятся к деятельности, к творческим задумкам. В каждой группе детского сада созданы игровые техноцентры, также  имеются кабинеты: центр технического творчества, центр робототехники, центр занимательной математики.

Для оснащения материально технической базы за период внедрения программы «От Фрёбеля до робота» дополнительно приобретена мебель и игровые наборы в сумме - 276 196 рб.

В марте месяце 2018 года для родителей организовали презентацию  программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Родителей ознакомили с программой, они были очень рады нововведением и изъявили желание сотрудничать.

В детском саду кружок робототехники работает с 2012 года, это дает фундамент для внедрения этой программы в образовательную деятельность. Наши родители с большим энтузиазмом сотрудничают и принимают непосредственное участие во всех проводимых конкурсах, фестивалях, семинарах и мастер-классах.

С целью выявить уровень осведомленности родителей о робототехнике и выяснить отношение родителей к внедрению робототехники в дошкольном образовании, а так же их ожидание от занятий в кружках и готовность принимать участие в техническом творчестве вместе с ребенком провели анкетирование для родителей старших дошкольников «Компетентность родителей дошкольников в области робототехники».

Обработка данных анкет показала, что большинство родителей знакомо с понятием – «робототехника», но не могут назвать более 1-2 названий конструктора (85% -Lego), часто встречаются ответы - «железный конструктор», «модели на батарейках», «механизмы». Только 65% родители могут определить, какие навыки дошкольник развивает в техническом творчестве, 85% родителей хотели бы хоть раз посетить занятия по робототехнике вместе с ребенком и большая часть из них готова посещать его регулярно (1 раз в неделю). Решение посещать кружок робототехники, чаще всего, было обусловлено желанием ребенка. Положительное отношение к внедрению робототехники в дошкольном детстве высказывают 88 % опрошенных родителей. Родители детей, не посещающих кружок робототехнике (23%) в дальнейшем планируют записать ребенка, заинтересованность родителей в данной области остается высокой.

Эффективность обучения основам робототехники в дошкольном возрасте зависит от многих факторов, в том числе и от отношения родителей к данному направлению, их заинтересованность и готовность принимать активное участие в увлечении ребенка. Поскольку вовлечение детей дошкольного возраста в робототехнику, это их первая ступенька к техническому творчеству, то осведомленность родителей в данной области необходима уже на данном этапе, тогда не будет завышенных ожиданий от деятельности кружка у родителей и возникнет понимание, для каких целей их ребенок развивается в данной области [3].

Мы предлагаем на базе дошкольного образования в детских садах для повышения родительской компетентности в области робототехники, познакомить родителей дошкольников с направлением «Робототехника», через:

1.Выступление и презентации руководителей кружков, на родительских собраниях.

2.Мастер - класс для родителей дошкольников.

3.Совместные занятия; дети + родители + педагог (как пробное занятие).

4. Клуб робототехники для детей и их родителей.

5. Конкурсы и проекты на базе детского сада.

Эти мероприятия позволят дать полное представление родителям о техническом творчестве, а также появляется отличная возможность, дать шанс ребенку проявить конструктивные, творческие способности, а детскому саду приобщить как можно больше детей дошкольного возраста к техническому творчеству.

6 февраля на базе детского сада провели улусный семинар по робототехнике на тему «Организация работы по лего-конструированию и образовательной робототехнике в дошкольной образовательной организации». В рамках семинара участники республиканского робототехнического соревнования «Робофест-2018»: представили свои проекты. Воспитатель Мишкина О.И. провела открытое занятие «Рычащий лев». Педагоги провели мастер-классы: Оконешниоква О.Г. (ст. воспитатель) - «Использование Лего в образовательной деятельности», Собакина А.Д. (педагог доп.образования) - «Лего и шашки», Кузьмина А.А. (муз.руководитель) - «Лего в мире музыки», Нохтунская В.А. (инструктор по ф/к) - «Lego Soft в физическом развитии дошкольников». Для детей организовали досуг в стиле lego – «Lego-Party». Во второй части семинара состоялся круглый стол по теме «Образовательная робототехника как ресурс формирования инженерно-технических кадров: пути развития, новые подходы». Руководители кружка по робототехнике поделились с опытом работы по использованию конструкторов Lego-Wedo (Мишкина О.И.), Lego-Wedo 2 (Дьячковская О.Н.), Huna MRT (Седалищева Е.И.), Huna Fun&bot (Кардашевская М.С.).

12-13 февраля для детских садов РС (Я), вошедших в сетевую инновационную площадку, состоялся региональный установочный семинар «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». С детского сада прошли обучение заведующая и 5 педагогов. Мероприятие проводилось для усовершенствования компетенций воспитателей дошкольных образовательных организаций, планирующих реализацию данной программы.

С целью повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах   развития у детей технических умений и навыков  в марте месяце в МБДОУ  состоялась консультация - презентация парциальной образовательной программы дошкольного образования « От Фрёбеля до робота». Старший воспитатель Оконешникова О.Г. рассказала педагогам об актуальности проблемы ранней профориентации и необходимости развития интереса детей к техническим наукам с дошкольного возраста, познакомила педагогов с различными видами современных конструкторов.

В апреле месяце педагоги детского сада приняли участие в 1 Всероссийском фестивале научно-технического творчества «Космофест – 2018» в г. Самара. Пройдя отборочный тур конкурса, который прошел в конце марта, где организаторам конкурса представили материалы в электронном виде. В финальном этапе старший воспитатель детского сада Оконешникова О.Г., заведующая Захарова А.А. представили проект "Материально-техническое наполнение предметной игровой техносреды" в номинации "Техносреда"  и стали победителями этой номинации. Всем финалистам вручены дипломы всероссийского уровня. Проведение подобного мероприятия именно в Самаре, как центре авиа- и ракетно-космического строения, является символичным.

Внедрение программы в образовательную деятельность осуществляется в старшей и подготовительной группе. За время внедрения программы воспитанники достигли таких умений:

·  Развитие логической взаимосвязи действий при работе с конструкторами.

·  Умение работать со схемами, картами, условными обозначениями.

·  Проговаривание своих мыслей вслух, объяснение хода своих рассуждений.

·  Обсуждение построек, оценка деятельности (что хотели сделать, что получилось).

·  Мотивация на предстоящую деятельность.

·  Умение работать в команде, формирование «командного духа».

·  Формирование личных качеств (самостоятельность, инициативность, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность, толерантность, стремление к успеху, потребность в самореализации).

В ходе внедрения программы у воспитателей возникли затруднения в знании и умении в области технического творчества, в области физики (термины, свойства, законы), в работе с моторными механизмами, с каркасными и модульными конструкциями. Также проблемы связанные с отсутствием:

методического пособия к программе «От Фрёбеля до робота»;

методических рекомендаций по использованию конструкторов Полидрон;

мониторинга динамики развития по использованию программы.

Вывод: исходя из вышесказанного, в 2017-2018 учебном году начали активно внедрять программу  в образовательный процесс МБДОУ, участвовали в создании развивающей среды в соответствии с программой и требованиями ФГОС ДО, повышали свою профессиональную компетентность, презентовали материалы из опыта своей профессиональной деятельности на различных уровнях, участвовали в инновационной деятельности. Позитивный опыт самопрезентации накоплен за время работы в статусе инновационной площадки. Все это в комплексе дает хороший результат в организации образовательной деятельности и улучшении качества образования дошкольников.

Список литературы

1.   Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В., Парциальная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». – Самара.: Издательство «АСГАРД» 2017. – 78 с.

2.    [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nijalskaya-ds31korolev.edumsko.ru/articles/post/1358761.

3.    [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/robototehnika-modnoe-napravlenie-ili-osoznaniy-vibor-detey-i-roditeley-doshkolnikov-2727077.html.


 

4.   Скачано с www.znanio.ru

ВНЕДРЕНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОТ

ВНЕДРЕНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОТ

Для дошкольников техническая подготовка с учетом требований

Для дошкольников техническая подготовка с учетом требований

В детском саду кружок робототехники работает с 2012 года, это дает фундамент для внедрения этой программы в образовательную деятельность

В детском саду кружок робототехники работает с 2012 года, это дает фундамент для внедрения этой программы в образовательную деятельность

Мы предлагаем на базе дошкольного образования в детских садах для повышения родительской компетентности в области робототехники, познакомить родителей дошкольников с направлением «Робототехника», через: 1

Мы предлагаем на базе дошкольного образования в детских садах для повышения родительской компетентности в области робототехники, познакомить родителей дошкольников с направлением «Робототехника», через: 1

Руководители кружка по робототехнике поделились с опытом работы по использованию конструкторов

Руководители кружка по робототехнике поделились с опытом работы по использованию конструкторов

Внедрение программы в образовательную деятельность осуществляется в старшей и подготовительной группе

Внедрение программы в образовательную деятельность осуществляется в старшей и подготовительной группе

Список литературы 1. Волосовец

Список литературы 1. Волосовец
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2021