ВНЕДРЕНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ»
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ
Аннотация: Найти место изучению технических наук в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации в полном соответствии с ФГОС – задача абсолютно новая и сложная, требующая детальной, глубокой работы по изучению и построению принципиально нового содержания образования. Для решения этой проблемы апробирование данной программы позволит в дошкольном уровне подготовки детей к изучению технических наук, которая призвана в будущем облегчить выбор детьми уже в среднем звене школы технического образовательного профиля и в дальнейшем успешно самоопределиться в выборе будущей профессии технической направленности.
Ключевые слова: инженерное образование, техническое творчество дошкольников, робототехника, конструктивные способности, будущие инженеры, инновационная деятельность.
Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможно без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования. Для выполнения этой стратегической задачи необходима подготовка высококвалифицированных специалистов, ориентированных на интеллектуальный труд, способных осваивать и самостоятельно разрабатывать высокие наукоемкие технологии, внедрять их в производство. Вырастить такого специалиста возможно, если начать работу с детства [1, с. 4].
По данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой. Реализация модели технического образования детей требует соответствующих программ, методик, технологий. И каждая из них должна соответствовать возрасту ребенка. Для дошкольников техническая подготовка с учетом требований ФГОС - это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в школьном возрасте [2]. Одним из средств такой технической подготовки детей дошкольного возраста является парциальная программа дошкольного образования "От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров".
По инициативе Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования создана сеть федеральных инновационных площадок по теме «Апробация и внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота», где включены шесть регионов, в том числе Республика Саха (Якутия). Наш детский сад с февраля месяца 2018 года начал работу в инновационном режиме по развитию технического творчества дошкольников.
Подготовка детей к изучению технических наук – это одновременно и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением [1, с. 5].
В детском саду создана предметно-пространственная среда – открытая, незамкнутая, развивающая, где дети самостоятельно стремятся к деятельности, к творческим задумкам. В каждой группе детского сада созданы игровые техноцентры, также имеются кабинеты: центр технического творчества, центр робототехники, центр занимательной математики.
Для оснащения материально технической базы за период внедрения программы «От Фрёбеля до робота» дополнительно приобретена мебель и игровые наборы в сумме - 276 196 рб.
В марте месяце 2018 года для родителей организовали презентацию программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Родителей ознакомили с программой, они были очень рады нововведением и изъявили желание сотрудничать.
В детском саду кружок робототехники работает с 2012 года, это дает фундамент для внедрения этой программы в образовательную деятельность. Наши родители с большим энтузиазмом сотрудничают и принимают непосредственное участие во всех проводимых конкурсах, фестивалях, семинарах и мастер-классах.
С целью выявить уровень осведомленности родителей о робототехнике и выяснить отношение родителей к внедрению робототехники в дошкольном образовании, а так же их ожидание от занятий в кружках и готовность принимать участие в техническом творчестве вместе с ребенком провели анкетирование для родителей старших дошкольников «Компетентность родителей дошкольников в области робототехники».
Обработка данных анкет показала, что большинство родителей знакомо с понятием – «робототехника», но не могут назвать более 1-2 названий конструктора (85% -Lego), часто встречаются ответы - «железный конструктор», «модели на батарейках», «механизмы». Только 65% родители могут определить, какие навыки дошкольник развивает в техническом творчестве, 85% родителей хотели бы хоть раз посетить занятия по робототехнике вместе с ребенком и большая часть из них готова посещать его регулярно (1 раз в неделю). Решение посещать кружок робототехники, чаще всего, было обусловлено желанием ребенка. Положительное отношение к внедрению робототехники в дошкольном детстве высказывают 88 % опрошенных родителей. Родители детей, не посещающих кружок робототехнике (23%) в дальнейшем планируют записать ребенка, заинтересованность родителей в данной области остается высокой.
Эффективность обучения основам робототехники в дошкольном возрасте зависит от многих факторов, в том числе и от отношения родителей к данному направлению, их заинтересованность и готовность принимать активное участие в увлечении ребенка. Поскольку вовлечение детей дошкольного возраста в робототехнику, это их первая ступенька к техническому творчеству, то осведомленность родителей в данной области необходима уже на данном этапе, тогда не будет завышенных ожиданий от деятельности кружка у родителей и возникнет понимание, для каких целей их ребенок развивается в данной области [3].
Мы предлагаем на базе дошкольного образования в детских садах для повышения родительской компетентности в области робототехники, познакомить родителей дошкольников с направлением «Робототехника», через:
1.Выступление и презентации руководителей кружков, на родительских собраниях.
2.Мастер - класс для родителей дошкольников.
3.Совместные занятия; дети + родители + педагог (как пробное занятие).
4. Клуб робототехники для детей и их родителей.
5. Конкурсы и проекты на базе детского сада.
Эти мероприятия позволят дать полное представление родителям о техническом творчестве, а также появляется отличная возможность, дать шанс ребенку проявить конструктивные, творческие способности, а детскому саду приобщить как можно больше детей дошкольного возраста к техническому творчеству.
6 февраля на базе детского сада провели улусный семинар по робототехнике на тему «Организация работы по лего-конструированию и образовательной робототехнике в дошкольной образовательной организации». В рамках семинара участники республиканского робототехнического соревнования «Робофест-2018»: представили свои проекты. Воспитатель Мишкина О.И. провела открытое занятие «Рычащий лев». Педагоги провели мастер-классы: Оконешниоква О.Г. (ст. воспитатель) - «Использование Лего в образовательной деятельности», Собакина А.Д. (педагог доп.образования) - «Лего и шашки», Кузьмина А.А. (муз.руководитель) - «Лего в мире музыки», Нохтунская В.А. (инструктор по ф/к) - «Lego Soft в физическом развитии дошкольников». Для детей организовали досуг в стиле lego – «Lego-Party». Во второй части семинара состоялся круглый стол по теме «Образовательная робототехника как ресурс формирования инженерно-технических кадров: пути развития, новые подходы». Руководители кружка по робототехнике поделились с опытом работы по использованию конструкторов Lego-Wedo (Мишкина О.И.), Lego-Wedo 2 (Дьячковская О.Н.), Huna MRT (Седалищева Е.И.), Huna Fun&bot (Кардашевская М.С.).
12-13 февраля для детских садов РС (Я), вошедших в сетевую инновационную площадку, состоялся региональный установочный семинар «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». С детского сада прошли обучение заведующая и 5 педагогов. Мероприятие проводилось для усовершенствования компетенций воспитателей дошкольных образовательных организаций, планирующих реализацию данной программы.
С целью повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития у детей технических умений и навыков в марте месяце в МБДОУ состоялась консультация - презентация парциальной образовательной программы дошкольного образования « От Фрёбеля до робота». Старший воспитатель Оконешникова О.Г. рассказала педагогам об актуальности проблемы ранней профориентации и необходимости развития интереса детей к техническим наукам с дошкольного возраста, познакомила педагогов с различными видами современных конструкторов.
В апреле месяце педагоги детского сада приняли участие в 1 Всероссийском фестивале научно-технического творчества «Космофест – 2018» в г. Самара. Пройдя отборочный тур конкурса, который прошел в конце марта, где организаторам конкурса представили материалы в электронном виде. В финальном этапе старший воспитатель детского сада Оконешникова О.Г., заведующая Захарова А.А. представили проект "Материально-техническое наполнение предметной игровой техносреды" в номинации "Техносреда" и стали победителями этой номинации. Всем финалистам вручены дипломы всероссийского уровня. Проведение подобного мероприятия именно в Самаре, как центре авиа- и ракетно-космического строения, является символичным.
Внедрение программы в образовательную деятельность осуществляется в старшей и подготовительной группе. За время внедрения программы воспитанники достигли таких умений:
· Развитие логической взаимосвязи действий при работе с конструкторами.
· Умение работать со схемами, картами, условными обозначениями.
· Проговаривание своих мыслей вслух, объяснение хода своих рассуждений.
· Обсуждение построек, оценка деятельности (что хотели сделать, что получилось).
· Мотивация на предстоящую деятельность.
· Умение работать в команде, формирование «командного духа».
· Формирование личных качеств (самостоятельность, инициативность, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность, толерантность, стремление к успеху, потребность в самореализации).
В ходе внедрения программы у воспитателей возникли затруднения в знании и умении в области технического творчества, в области физики (термины, свойства, законы), в работе с моторными механизмами, с каркасными и модульными конструкциями. Также проблемы связанные с отсутствием:
• методического пособия к программе «От Фрёбеля до робота»;
• методических рекомендаций по использованию конструкторов Полидрон;
• мониторинга динамики развития по использованию программы.
Вывод: исходя из вышесказанного, в 2017-2018 учебном году начали активно внедрять программу в образовательный процесс МБДОУ, участвовали в создании развивающей среды в соответствии с программой и требованиями ФГОС ДО, повышали свою профессиональную компетентность, презентовали материалы из опыта своей профессиональной деятельности на различных уровнях, участвовали в инновационной деятельности. Позитивный опыт самопрезентации накоплен за время работы в статусе инновационной площадки. Все это в комплексе дает хороший результат в организации образовательной деятельности и улучшении качества образования дошкольников.
Список литературы
1. Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В., Парциальная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». – Самара.: Издательство «АСГАРД» 2017. – 78 с.
2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nijalskaya-ds31korolev.edumsko.ru/articles/post/1358761.
3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/robototehnika-modnoe-napravlenie-ili-osoznaniy-vibor-detey-i-roditeley-doshkolnikov-2727077.html.
4. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.