За последние годы наметилась положительная тенденция в развитии физической культуры и спорта в Российской Федерации. В первую очередь, это связано с улучшением материально-технической, нормативно-правовой, организационной, научно-образовательной и пропагандистской баз физкультурно-спортивного движения.
В стране функционируют около 262 тыс. спортивных сооружений. Развивают физическую культуру и спорт 331 тыс. штатных работников в 170 тыс. учреждений, предприятий и организаций. В настоящее время систематически занимаются физической культурой и спортом более 32 млн. человек, что составляет 22,5% общей численности населения страны.
Российские спортсмены достойно представляют нашу страну на крупнейших международных соревнованиях, включая Олимпийские игры. Российская Федерация становится все более привлекательной для проведения крупнейших международных спортивных мероприятий.
Внедрение Всероссийского
физкультурноспортивного комплекса
в образовательной организации
Проект
ГТО
2015
Содержание
1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
3.
4.
5.
Введение
Основная часть
Актуальность выбранной темы
Цели и задачи проекта
Анализ ситуации и определение заинтересованных в
проекте сторон
Проектное решение
Оценка ресурсов, необходимых для реализации
проекта
Описание ожидаемых результатов, возможных рисков
и способов их минимизации
Нормативно – правовое регулирование и нормативная
база реализации проекта
Смета бюджета проекта
Заключение
Список использованных документов и источников
информации
Приложение
3 – 4
4 – 5
5 – 6
6 – 9
9 – 15
15 – 16
17 – 19
1920
2021
21
22– 23
24 – 34• Введение
29 апреля 2013 года состоялась прессконференция, посвященная
созданию Всероссийского физкультурноспортивного комплекса
(ВФСК) современного аналога норм ГТО. Воссоздание комплекса
физических нормативов было инициировано Президентом Российской
Федерации В. Путиным. На встрече по вопросам развития в России
системы физического воспитания детей и детскоюношеского спорта в
России Президент РФ отметил: «Уместно вспомнить позитивный опыт
прошлых десятилетий, когда в нашей стране действовал так называемый
комплекс ГТО – «Готов к труду и обороне. Его нормативы сдавали
люди самых разных возрастов. Это был реальный, работающий
механизм. Да, он в значительной степени «затерся» в своё время и стал
достаточно формальным, но всётаки он работал и обеспечивал единую,
общедоступную систему объективной оценки физического развития,
задавал стандарт физического воспитания, физической подготовки, что
чрезвычайно важно. Возрождение этой системы в новом, конечно,
современном формате может принести большую пользу».
За последние годы наметилась положительная тенденция в
развитии физической культуры и спорта в Российской Федерации. В
первую очередь, это связано с улучшением материальнотехнической,
нормативноправовой, организационной, научнообразовательной и
пропагандистской баз физкультурноспортивного движения.
В стране функционируют около 262 тыс. спортивных сооружений.
Развивают физическую культуру и спорт 331 тыс. штатных работников в
170 тыс. учреждений, предприятий и организаций. В настоящее время
систематически занимаются физической культурой и спортом более 32
млн. человек, что составляет 22,5% общей численности населения
страны.
Российские спортсмены достойно представляют нашу страну на
крупнейших международных соревнованиях, включая Олимпийские
игры. Российская Федерация становится все более привлекательной для
проведения крупнейших международных спортивных мероприятий.
Вместе с тем, исходя из задач по повышению вклада физической
культуры и спорта в социальноэкономическое развитие страны,необходимо существенно увеличить число российских граждан,
ведущих активный и здоровый образ жизни.
В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и
спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и
Государственной программой Российской Федерации «Развитие
физической культуры и спорта» доля населения, систематически
занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна
достигнуть 40%, а среди обучающихся – 80%. При этом две трети
российских детей в 14 лет уже страдают от хронических болезней,
половина школьников имеет отклонения в развитии опорно
двигательного аппарата, 40% призывников не могут выполнить
физкультурный минимум, предусмотренный для военнослужащих.
Исправить ситуацию и достичь указанных целей призван ряд мер,
принимаемых на государственном уровне. Ключевой из них стало
введение в действие с 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации
Всероссийского физкультурнооздоровительного комплекса «Готов к
труду и обороне» (ГТО), главной целью которого является охват всего
населения страны общим спортивным движением. Предполагается, что
нормы нового «ГТО» будут сдавать и взрослые, и дети. Однако начнут
внедрение именно в системе общего образования.
Настоящий проект «Внедрение Всероссийского физкультурно
спортивного комплекса ГТО в образовательной организации» содержит
актуальность выбранной темы, цели и задачи, анализ ситуации и
ожидаемых результатов, проектное решение, оценку необходимых для
реализации проекта ресурсов, описание ожидаемых результатов,
возможных рисков и способов их снижения.
Проект является практически значимым не только в рамках одной
образовательной организации, но и для системы образования
Идея проекта состоит в получении
муниципального уровня.
адаптированной к веяниям времени системы внедрения комплекса
ГТО, рекомендаций по ее реализации, а также возможности
реализации данного проекта в любом образовательной организации.
•
. Актуальность выбранной темы
• Основная часть
Актуальность выбранной темы обусловлена возрождением в
Российской Федерации национальной идеи, направленной на улучшение
здоровья и патриотизма нации.
По результатам последних исследований всероссийской
диспансеризации, доля здоровых детей снизилась с 45% до 34 %, вдвое
увеличился удельный вес детей, имеющих хроническую патологию и
инвалидность. Были отмечены ухудшения показателей физического
развития: дефицит массы тела стал выявляться в три раза чаще,
снизились функциональные возможности организма. Значительную роль
в ухудшении физического состояния,
росте заболеваемости
современных детей играют не только социальные условия, но и
малоподвижный образ жизни. Особую тревогу вызывает то, что
проводимые исследования показывают высокую степень
распространения вредных привычек среди детей и подростков. При
этом, по мнению экспертов занятия спортом с раннего возраста
формируют к двенадцати годам стойкое неприятие вредных привычек.
По результатам изучения организации социально значимого досуга
подростков 69 классов нашей школы среди различных способов
времяпровождения дома одно из лидирующих мест занимает просмотртелепередач и компьютерные игры (48% из числа опрошенных). Всего
26% респондентов отметили, что совместно с родителями занимаются
активными видами отдыха (гуляют, занимаются спортом).
Проект призван решить ряд ключевых проблем, среди которых:
• низкий устойчивый, мотивированный интерес участников
образовательного процесса к активным видам физкультурно
спортивной деятельности;
• недостаточное привлечение всех участников образовательных
отношений к регулярным занятиям физической культурой;
• несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры, а
также их моральный и физический износ задачам развития массового
спорта в стране;
• недостаточный уровень активной пропаганды занятий
физической культурой и спортом как составляющей здорового образа
жизни;
• недостаточная работа по пропаганде ценностей физкультуры и
спорта в средствах массовой информации;
• здоровый образ жизни еще не стал нормой для многих
обучающихся и членов их семей.
Подходы в решении вышеназванных проблем в данном проекте
основаны на опыте СССР в рамках введения всесоюзного
физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) и
Указе Президента РФ «О Всероссийском спортивном комплексе «Готов
к труду и обороне» (ГТО) от 24.03.2014 № 172.
2.2. Цели и задачи проекта
Цель:
создание системы внедрения комплекса ГТО в
образовательной организации и разработка рекомендаций по ее
реализации.
Задачи:
1) изучить теоретическую основу и практику использования
комплекса ГТО в школах Советского Союза;
2)
изучить нормативно–правовую базу, определяющую правовое
поле процесса внедрения комплекса ГТО в образовательной
организации;
3) разработать дорожную карту внедрения комплекса ГТО в
образовательной организации;
4) разработать ресурсное обеспечение проекта;
5) рассмотреть возможные риски реализации проекта и пути их
минимизации.
Объект проекта: физкультурнооздоровительное и военно
патриотическое направления деятельности.
Предмет проекта: внедрение комплекса ГТО в образовательном
учреждении.
Новизна проекта заключается в возрождении системы комплекса
ГТО
в новом современном формате с учетом приоритетов
государственной политики в сфере развития физической культуры и
спорта, и потребностей общества.
При разработке системы работы по внедрению комплекса ГТО в
общеобразовательном учреждении школы мы опирались на труды И.А.
Аршавского, А.Г. Асмолова, М.Я. Виленского, В.И. Ильинича,
Синицына Ю.Н., Сажина Н.М. Г.Н. Серикова, Н.А. К.Д. Чермита, а
также на практический опыт по внедрению комплекса ГТО в пилотном
режиме в отдельных регионах страны .и определение заинтересованных в проекте сторон
2.3. Анализ ситуации
Акселерация
заменяется децелерацией,
Сегодня на состояние здоровья детей значительное влияние
оказывают такие факторы, как неблагоприятные социальные и
экологические условия. Неблагоприятная экологическая обстановка
существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные
возможности образовательного процесса. Причиной ухудшения
здоровья учащихся является и нарушение правил здорового образа
жизни. Ученые полагают, что многие факторы риска, создающие
психоэмоциональное напряжение, обусловлены технократическим
развитием нашего государства, когда все внимание уделено развитию
техники, а человек остается без необходимой защиты. Факты говорят о
том, что в стране наблюдается тенденция физической деградации
подрастающего поколения. Подростки в наше время по мышечной силе
и выносливости на 1018% уступают своим сверстникам 60х годов XX
века.
отставанием
психофизического развития организма от паспортного возраста.
Болезненность детей возрастает во всех возрастных группах, а на
протяжении обучения в школе здоровье учащихся ухудшается в 34
раза. При этом регулярными занятиями спортом охвачено не более 10%
молодежи. Это данные по стране в целом, в нашей школе ситуация
несколько иная.
Оценка состояния здоровья обучающихся школы
Профилактические медицинские осмотры школьников
позволяют выявить у детей функциональные нарушения и хронические
заболевания и в дальнейшем провести необходимые оздоровительные
мероприятия.
Всего были проанализированы данные результатов медицинских
профилактических осмотров детей школьного возраста за период с 2010
по 2015 гг. Они показали, что при поступлении в 1 класс каждый
второй ребенок относится ко II группе здоровья (50%), 29,6% детей
имеют хроническое заболевание и составляют III и IV группы здоровья
(29% и 0,6% соответственно), каждый пятый ребенок относится к I
группе здоровья.
К окончанию школы практически в 2 раза возрастает количество
детей с хроническими заболеваниями, составляющих III группу
здоровья (56, 5%), почти в 3 раза уменьшается количество детей с I
группой здоровья (8%) и в 1,5 раза меньше становится учащихся со II
группой здоровья (32,4%).
Данные исследования говорят сами за себя. Нам просто
необходимо задуматься о том, как изменить сложившуюся ситуацию. В
связи с этим наш проект приобретает актуальное значение.
Оценка состояния здоровья обучающихся является основой для
принятия управленческих решений и определяет их качество и
результативность.
Внедрение комплекса ГТО будет являться важным этапом в
развитии системы физического воспитания,
способствующим
дальнейшему внедрению физической культуры в повседневную жизнь
обучающихся. Создаст необходимые возможности для поддержания
здорового образа жизни, всесторонней физической подготовки.
В силу своей специфики комплекс ГТО обладает огромным
воспитательным потенциалом и является одним из мощнейших
механизмов формирования таких мировоззренческих основ личности,как гражданственность и патриотизм.
Подготовка учащихся к выполнению требований и сдаче
нормативов комплекса ГТО обеспечивается систематическими
занятиями по программам физического воспитания в образовательном
учреждении, в учреждениях дополнительного образования, пунктах
начальной военной подготовки, спортивных секциях, группах общей
физической подготовки и самостоятельно.
Вместе с Единой Всесоюзной спортивной классификацией
комплекс ГТО играет основополагающую роль в системе нормативных
оценок физической подготовки подрастающего поколения.
(Приложение: историческая справка).
24 марта 2014 года Президент РФ подписал Указ "О
Всероссийском физкультурноспортивном комплексе "Готов к труду и
обороне". С 2015 года, результаты сдачи комплекса ГТО учитываются
при поступлении в высшие учебные заведения.
Возможности внедрения комплекса ГТО в образовательной
организации проанализированы с использованием методики SWOT
анализа
Сильные стороны ОУ
1.Наличие спортивнообразовательной среды
школы.
2.Квалифицированный кадровый состав.
3.Наличие базовых информационных ресурсов
4.Интерес обучающихся к нововведению.
5.Наличие инструментов стимулирования
администрацией участников образовательного
процесса.
6.Наличие
ресурсов.
7.Наличие в городе спортивных школ, ФОК.
информационных
базовых
Возможности
1.Удовлетворение
индивидуальных
образовательных потребностей обучающихся.
2.
Адресное повышение квалификации
педагогических кадров.
3.Освоение и внедрение в практику работы
образовательной организации инновационных
подходов к построению физкультурно
массовой и спортивной работы
4.Желание обучающихся и их родителей быть
включёнными
здоровьесберегающие
проекты.
5.Расширение связей с общественностью,
поиск партнеров школы.
6.Заключение договоров о сотрудничестве со
в
Слабые стороны ОУ
части педагогов
1.Сопротивление
нововведениям.
2.Недостаток современного спортивного
инвентаря и оборудования для
комплексной подготовки к сдаче норм
ГТО.
3.Отсутствие опыта в организации
комплексной подготовки к сдаче норм
ГТО.
5.Недостаточный уровень квалификации
педагогов для работы с обучающимися
ослабленных групп здоровья.
6.
одаренными
направленности.
7.Недостаточное использование всех
возможных ресурсов для привлечения
дополнительного финансирования.
работы с
спортивной
Неэффективность
детьми
Угрозы
финансовых
1.Отказ учащихся и родителей от участия
в проекте.
2.Ошибки организационного характера.
3.Дефицит
средств.
4.Отсутствие интереса обучающихся к
занятиям физкультурой и спортом.
5.Отток
спортивно
одарённых детей и отсутствие высоких
достижений
6.Дистанцирование
категории
обучающихся с ослабленным здоровьем
от занятий физической культурой и
спортом.
контингентаспортивными школами, ФОКом.
7.Создание информационного тематического
пространства в образовательной организации.
Проведенный анализ показывает, что современное состояние
образовательной организации характеризуется преобладание
положительных предпосылок (сильных сторон) и возможностей для
реализации проектной идеи.
следует идентифицировать основные
заинтересованные стороны (стейкхолдеры) в реализации проекта, и
определить характер заинтересованности каждой из выделенных групп
от реализации проекта.
Вместе с тем,
Стейкхолдеры проекта
•
•
• Обеспечение здоровьесбережения, расширение возможностей
для занятий физкультурой и спортом;
создание условий для роста и становления успешной и
конкурентоспособной личности, самореализация и физическое
развитие;
приобретение опыта в самоорганизации,
коммуникаций;
развитие мотивации к здоровому, спортивному образу жизни;
возможность получения дополнительных баллов в портфолио.
•
•
• Положительная динамика уровня физической подготовки и
в развитие
спортивных достижений;
положительная динамика здоровья учащихся;
информационная поддержка реализации проекта;
развитие спортивнообразовательной среды ОО;
расширение дополнительного образования;
повышение качества оказываемых образовательных услуг;
расширение форм социальнопартнерского взаимодействия;
увеличение доли детей, охваченных различными формами
внеурочной спортивнофизкультурной и спортивно
оздоровительной деятельности;
появление дополнительных возможностей для повышения
эффективности взаимодействия родителей и школы.
•
• Обеспечение возможностей повышения профессиональной
компетентности, творческой самореализации в образовательном
процессе;
освоение новых форм взаимодействия с обучающимися в
урочной и внеурочной деятельности;
стимулирование к здоровому образу жизни;
получение стимулирующих выплат.
•
•
• Повышение удовлетворенности качеством получаемых
образовательных услуг;
повышение мотивации школьников к ЗОЖ.
обеспечение условий для максимального развития детей, в
соответствии с их потенциальными возможностями;
дополнительная интеграция со школой и детьми путем участия
в совместных спортивных мероприятиях;
занятость детей во внеурочное время;
улучшение состояния здоровья учащихся.
•
•
• Использование среды и ресурсов учреждений дополнительного
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Обучающиеся
Администрация
Педагогический
коллектив
Родители
Организации,сотрудничающие со
школой
Учредитель
Общество и
государство
образования.
• Сотрудничество с общеобразовательными организациями и
учреждениями дополнительного образования города и района.
Разработка проекта, который можно использовать в любой ОО.
повышение эффективности деятельности образовательной
организации по направлению физической культуры и спорта;
повышение возможностей тиражирования результатов проекта
по сети подведомственных образовательных учреждений.
реализация Указа Президента Российской Федерации от 24
марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно
спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»;
воспитание гражданской идентичности и осознанного
отношения к занятиям спортом и собственному здоровью
членов общества.
•
•
•
•
•
2.4. Проектное решение
•
•
•
Система внедрения комплекса ГТО
это совокупность
взаимосвязанных и взаимообусловленных действий по обеспечению
внедрения комплекса ГТО в образовательной организации.
В качестве базовых компонентов в системе внедрения комплекса
ГТО в образовательной организации мы выделяем:
управленческий блок по организации эффективной
деятельности по внедрению комплекса ГТО;
блок нормативноправового и ресурсного обеспечения;
блок программнометодического, технологического
и
организационного обеспечения процесса проектирования системы
внедрения ГТО;
блок информационного сопровождения и проведения
•
масштабной информационноразъяснительной и PRкампании;
блок мониторинговых процедур, обеспечивающих внедрение
•
ГТО;
•
блок организации и проведения мероприятий спортивной и
военно – патриотической направленности.
Управленческий блок, обеспечивающий организацию эффективной
деятельности по внедрению комплекса ГТО в образовательной
организации представлен следующей трехуровневой структурой:
Созданная управленческая модель позволяет участвовать в
организации и проведении мероприятий комплекса ГТО с разными
функциями, но на равных правах педагогам, администрации,
обучающимся, родителям (законным представителям.). Каждый
элемент этой управленческой структуры имеет свой функционал и
отвечает за свой участок работы.
целенаправленности,
Основные параметры управления:
организованности,
• обеспечение
экономичности ожидаемого результата;
• свойства
прогностичность,
интегративность, демократичность;
• управленческие действия: анализ, планирование, организация,
руководство, контроль.
Основными функциями рабочей группы являются:
разработка нормативных документов по внедрению комплекса ГТО;
•
• осуществление методического сопровождения педагогов по вопросам
управления:
активность,Предполагается
регулярное
проведение
управленческой
Кроме
функциональной
Реализация действий в блоке
внедрения комплекса ГТО;
• организация информационного сопровождения и проведение
масштабной информационноразъяснительной и PRкампании;
• организация и проведение комплексного мониторинга внедрения
комплекса ГТО.
структуры
осуществляется специальная процедура управления мониторинг
степени участия всех участников образовательного процесса во
внедрении комплекса ГТО.
мониторинга
эффективности реализуемых в рамках проекта мероприятий на основе
перечня показателей, разработанных в ходе первого этапа реализации
проекта. На основании данных мониторинга в перечень и содержание
мероприятий проекта, а также в их ресурсное обеспечение вносятся
своевременные корректировки, проводится уточнение показателей и
затрат на мероприятия проекта.
Управленческая структура и целенаправленные управленческие
действия призваны обеспечить достижение цели, решения поставленных
задач в рамках реализации проекта.
нормативно – правового и
ресурсного обеспечения гарантирует разработку нормативно –
правовой базы, повышение профессионального мастерства педагогов
посредством направления их на курсы повышения квалификации,
привлечение специалистов из других организаций, апробирующих
модель внедрения комплекса ГТО,
проведение проблемно
практических методических мероприятий в разнообразных активных
формах, подбор кадрового ресурса для обеспечения реализации
проекта, материально – техническое обеспечение реализации проекта
посредством проектирования и развития спортивно – оздоровительной
инфраструктуры образовательной организации.
и
организационного обеспечения процесса проектирования системы
внедрения комплекса ГТО нами включены мероприятия, направленные
на разработку программно – методического материала по вопросам
внедрения комплекса ГТО, проведение мероприятий, способствующих
увеличению количества педагогов, разрабатывающих авторские
программы, модули спортивно – оздоровительного и военно –
прикладного направления в соответствии с заказом государства, а
также потребностями образовательной организации.
В блок информационного сопровождения и проведения
масштабной
информационноразъяснительной и PRкампании входят мероприятия
по организации системной работы по обеспечению присутствия
информации о проекте в СМИ (планах работы, готовящихся
мероприятиях и др.), в т.ч., специальных рекламных акций, церемоний
награждения знаками ГТО и др.; создания бренда движения ГТО и
дизайн – сопровождение проекта (создание логотипа, эмблем
соревнования и спартакиад, единое оформление соревнований, верстка
газет, создание макетов афиш и прочей продукции в единой
стилистике).
Блок мониторинговых процедур, обеспечивающих внедрение
комплекса ГТО, – это перечень процедур, осуществляющих выявление
видов
являющихся наиболее
востребованными, уровень развитости инфраструктуры спортивно –
В блок программнометодического, технологического
спортивной деятельности,оздоровительной направленности,
эффективность медицинского
сопровождения обучающихся, уровень физической подготовленности и
др.
Блок организации и проведения мероприятий спортивной и
военно – патриотической направленности предполагает работу по
различным видам спортивно – оздоровительной и военно – прикладной
деятельности, востребованной участниками образовательного процесса
(в т.ч. в рамках организации платных услуг по программам
дополнительного образования для детей и взрослых), мероприятий,
содействующих повышению привлекательности спорта и здорового
образа жизни (спортивные турниры, праздники, волонтерские
движения, туристические походы, летние и зимние военно – спортивные
лагеря и др.).
Сроки реализации проекта
I этап: май – декабрь 2015 г. выявление перспективных направлений
развития физической культуры и спорта в школе с целью развития
спортивно оздоровительной среды школы и подготовки ее к сдаче
комплекса ГТО.
II этап: январь 2015 г. – май 2017 г. –реализация проекта.
III этап: май август 2017 г. – анализ и обобщение достигнутых
результатов,
выявление перспектив дальнейшего развития,
распространение опыта школы по реализации проекта.
Система работы по внедрению комплекса ГТО в образовательной
организации представлена в дорожной карте.
Дорожная карта внедрения комплекса ГТО
в образовательной организации
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Мероприятие
Сроки
Создание рабочей группы внедрения комплекса ГТО
Мониторинг материально – технической базы для реализации проекта
май 2015 г.
май июнь 2015 г.
Нормативноправовое и ресурсное обеспечение
Пополнение материально – технической базы необходимыми ресурсами для
обеспечения реализации проекта
Повышение квалификации учителей физической культуры и ОБЖ
Проведение проблемных семинаров по вопросу встраивания в
образовательный процесс форм повышения уровня физической и военно –
прикладной подготовленности всех участников образовательных
отношений
Проведение тренингов, мастерклассов для педагогов – организаторов,
педагогов дополнительного образования по организации
игровых
программ, массовых праздников спортивной и военно патриотической
направленности
Формирование системы стимулов для участников образовательного
процесса к регулярным занятиям физической культурой, участию в
общественной и спортивной жизни образовательного учреждения,
успешному прохождению тестирования по комплексу ГТО
июль – декабрь 2015 г.
в течение года
2015/16 уч. год
2015/16 уч. год
ноябрь – декабрь
2015
Программнометодическое, технологическое и организационное обеспечение системы внедрения ГТО1
2
3
1
2
3
4
5
6
7
1
3
4
5
май –
август
август
Проектирование учебного плана образовательного учреждения
август
предполагающую публикацию новостей,
Разработка программ дополнительного образования, программ внеурочной
деятельности спортивной и военно – патриотической направленности
Внесение изменений в рабочие программы по физической культуре и ОБЖ
с целью обеспечения подготовки к сдаче норм ГТО
Информационное сопровождение и проведение масштабной информационноразъяснительной и PRкампании
Создание в сети Интернет на официальном сайте ОУ вкладки «Движение
ГТО»,
анонса событий,
результатов соревнований, фотоотчетов, видеороликов, а также
предусматривающего элементы социальной сети, чаты, форумы и прочее
Информирование участников образовательного процесса о реализации
проекта
Создание бренда движения ГТО и дизайнсопровождение Проекта
(создание логотипа, эмблем соревнований и спартакиад, единое
оформление соревнований, верстка газеты, создание макетов афиш,
листовок, пригласительных билетов, прочей продукции в единой
стилистике)
Проведение рекламных кампаний в образовательной организации, на сайте,
на школьном радио, телевидении
Организация системной работы по обеспечению присутствия информации о
Проекте в СМИ (о планах работы, готовящихся мероприятиях, отчетах и
т.п.)
постоянно
реализации проекта
постоянно
ноябрьдекабрь 2015 г.
сентябрь
2015 г.
в течение года
Организация и проведение специальных рекламных акций, церемоний
награждения, вручения грамот и призов, школьных праздников,
посвященных значимым для образовательной организации спортивным
событиям – победам на соревнованиях, присуждения наград членам
сборной команды и т.д.
Выпуск номеров школьной газеты на спортивную тематику
по итогам соревнований
постоянно
Мониторинговые процедуры, обеспечивающие внедрение ГТО
согласно плану
РГ,
культуры и ОБЖ
физической
Мониторинг
подготовки
обучающихся, анализ полученных данных,
коррекция при необходимости нормативов и
методов тестирования
Медицинский мониторинг,
организация
системы медицинского сопровождения
обучающихся, наблюдения состояния их
здоровья до момента прохождения
тестирования, в его процессе и после,
разработка на основе полученных данных
медицинских рекомендаций и требований к
методологии проведения тестирования
регулярного
Организация
проведения тестирования обучающихся в
рамках уроков физкультуры
Организация мониторинга и выявление по
итогам голосования обучающимися видов
спорта,
и
востребованных
образовательных
учреждениях
популярных
наиболее
процесса
в
постоянно
РГ, медицинские работники
согласно
программе
сентябрь
май
рабочей
Учителя физической культуры
РГ,
культуры,
самоуправления6
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Организация и проведение мероприятий спортивной и военно – патриотической направленности
по графику
Зам. директора по ВР
май
Зам. директора по ВР
Мониторинг уровня удовлетворенности
организацией
спортивнооздоровительной
работы в школе
согласно
графикам,
Организация работы секций по различным
видам спорта под руководством учителей
физической культуры, профессиональных
тренеров и инструкторов
тренировок
Проведение
утвержденным
планам,
методическим рекомендациям
Проведение специальных мероприятий
выходного дня для всех участников
образовательного процесса
Организация и проведение школьной
круглогодичной спартакиады
Организация спортивных турниров, викторин,
круглых столов, дискуссий
Организация
волонтерских движений,
туристических походов, летних и зимних
спортивных лагерей
Организация непрерывного тренировочного
процесса и подготовки обучающихся к
предстоящим соревнованиям
Проведение лекций, семинаров, круглых
столов, выставок для учащихся, их родителей,
педагогов на тему здорового и спортивного
питания, восстановления организма после
нагрузок, авторских систем тренировок и т.д.
Проведение соревнований и спартакиад по
комплексу ГТО
по графику
Учителя физкультуры и ОБЖ
1 раз в полгода
Зам. директора по ВР
в течение
года
в течение
года
в течение
года
регулярно
в течение
года
в течение
года
Зам. директора по ВР, учителя
физкультуры, ОБЖ
Зам. директора по ВР, учителя
физкультуры, ОБЖ
Зам. директора по ВР, учителя
физкультуры, ОБЖ
Учителя физкультуры
Зам директора по ВР, медицинский
работник
Руководитель РГ, учителя физической
культуры и ОБЖ
2.5. Оценка ресурсов, необходимых для реализации проекта
Внедрение комплекса ГТО в образовательной организации
требует определенных ресурсов, финансирование которых может
внебюджетных средств
осуществляться за счёт бюджетных и
образовательной организации,
средства социальных партнёров,
содействующих или участвующих в процессе реализации проекта, а
также возможно привлечение спонсорских средств, средств грантовой
поддержки.
№
п/п
1.
Наименование
ресурса
Нормативно
правовой ресурс
2.
Кадровый ресурс
Потребность
Устав ОУ,
коллективный договор,
должностные инструкции, положение
об оплате труда и т.п.
Руководитель
ОУ,
Источник
финансирования
В
должностных
обязанностей
ответственного лица
рамках
заместитель Бюджетные средства3.
4.
5.
Организационный
ресурс
Информационный
ресурс
Материально
технический ресурс
6.
Социальный ресурс
директора по воспитательной работе,
учитель физической культуры, учитель
ОБЖ, социальный педагог, педагог
педагогпсихолог,
организатор,
медицинский работник,
классный
руководитель
Администрация ОУ
Совет школы
Официальный сайт образовательной
организации
Создание банка методических пособий
Создание банка учебнонаглядного
оборудования
Создание банка ЭОР
Создание агитационных плакатов,
буклетов, информационных стендов
Приобретение спортивного инвентаря
в соответствии с требованиями
Приобретение
учебнонаглядного
оборудования по учебному предмету
«Основы
безопасности
жизнедеятельности»
Создание партнерской сети с
учреждениями
дополнительного
образования, военным комиссариатом
Проведение
военно
спортивных мероприятий
массовых
7.
Мотивационный
ресурс
Вовлечение педагогов,
учащихся,
родителей, социальных партнеров в
спортивномассовые мероприятия
Стимулирование педагогов, учащихся,
родителей и социальных партнеров
ОУ в пределах
штатного расписания
В рамках
должностных
обязанностей
ответственного лица
В
должностных
обязанностей
ответственного лица
рамках
Бюджетные
внебюджетные
средства ОУ
и
Внебюджетные
средства ОУ
Грантовая поддержка
Внебюджетные
средства ОУ,
грантовая поддержка
Внебюджетные
средства ОУ,
грантовая поддержка
Стимулирующая часть
ФОТ работников,
внебюджетные
средства
(дипломы,
медали и т.п.)
ОУ
значки,
и способов их снижения
2.6. Описание ожидаемых результатов, возможных рисков
Ожидаемые результаты реализации проекта представлены в таблице.
Результаты
Уп
ра
вл
ен
че
1.Создание условий для подготовки к
сдаче Всероссийского физкультурно
спортивного комплекса «Готов к труду
и обороне» (ГТО)
Критерии достижения результатов
Разработана нормативная локальная база в ОУ
для подготовки к сдаче комплекса ГТО.
Обновлена материальнотехническая база.
Подобраны формы для подготовки и сдачи ГТО.
Разработана система оценивания и контроляпроцесса
участников
2.Стимулирование
к
образовательного
регулярным занятиям физической
культурой, участию в общественной и
спортивной жизни образовательной
организации, успешному прохождению
тестирования по комплексу ГТО
3.Повышение
компетентности педагогов
профессиональной
ск
ие
Об
ра
зо
ва
те
ль
ны
е
4.Рост профессионального мастерства
учителей физической культуры,
педагогов
дополнительного
образования
5.Информированность всех участников
образовательных отношений об
эффективности внедрения проекта
6.Реализация ФГОС.
метапредметных результатов
Достижение
7. Антикоррупционность
1.Увеличение числа обучающихся,
занимающихся по дополнительным
образовательным
программам
физкультурнооздоровительной
направленности
2.
рекомендаций
Разработка
методических
3.Разработка программ курсов по
выбору,
внеурочной деятельности,
кружков, спортивных секций
4.Вовлеченность
в
непрерывный тренировочный процесс и
соревновательную деятельность
5.Повышение мотивации неспортивных
обучающихся к физической культуре и
здоровому образу жизни,
их
приобщение к спорту
учащихся
выполнения комплекса ГТО.
Сформированная система стимулов для всех
участников образовательного процесса к
регулярным занятиям физической культурой,
участию в общественной и спортивной жизни
образовательной организации,
успешному
прохождению тестирования по комплексу ГТО
Прохождение аттестации педагогов на
подтверждение и повышение квалификационных
категорий
Участие в конкурсах профессионального
мастерства
и
способам
Разработка методические рекомендаций по
эффективным
формам
информационноразъяснительной и PRкампании
по внедрению ГТО.
Выполнение учебного плана.
Формирование предметных,
метапредметных результатов
Открытость
мероприятий по данному проекту
Повышение процента охвата всех участников
образовательного процесса
программами
дополнительного образования, в т.ч. в рамках
платных образовательных услуг, до 70%.
личностных и
проведения
всех
этапов
Разработка методических рекомендаций для
учителей физической культуры и ОБЖ по
подготовке учащихся к сдаче норм ГТО.
Разработка методических рекомендаций для
учителей физической культуры по работе с
учащимися с низким уровне физической
подготовленности
Увеличение числа программ, реализованных в
образовательном процессе в рамках внедрения
ГТО.
Увеличение числа учащихся,
спортивные секции
посещающих
Увеличение числа участников школьной
спартакиадыФормирование
1.
результатов
внутренней позиции, самоуважения).
личностных
(сформированность
2.Повышение уровня общефизического
развития участников образовательных
отношений
1. Снижение уровня заболеваемости
детей
эмоционального
родителей
2. Снижение уровня заболеваемости
педагогов
3.Улучшение
состояния учащихся,
педагогов
4.Использование методов, приемов,
форм, не травмирующих психику детей
5.Развитие спортивнооздоровительной
среды образовательной организации.
6.Удовлетворенность всех участников
образовательных
отношений
функционированием инфраструктуры
спортивно – оздоровительной среды
школы
1.
Уменьшение числа дней по
больничному листу у родителей и
педагогов
Формирование ответственного отношения к
своему здоровью
Формирование жизненных ценностей
Повышение мотивации к ЗОЖ
Уменьшение числа заболеваний школьников по
отношению к 2014 /15 году на 1015%
Уменьшение числа больничных листов
Уменьшение негативных отзывов родителей,
учащихся и педагогов
Отсутствие обращений к педагогупсихологу
материальнотехнической
Улучшение
спортивной базы
Повышение уровня удовлетворенности до 90%
и
Уменьшение выплат по больничным листам
Ли
чн
ос
тн
ые
Со
ци
ал
ьн
ые
Эк
он
ом
и
че
ск
ие
Возможные риски при внедрении комплекса ГТО в
образовательные организации и способы их снижения
Виды рисков
Отсутствие
дополнительного
финансирования
Группы
рисков
Финан
сово
эконо
мичес
кие
Отрицательное
влияние
Отсутствие механизма
оплаты педагогическим
работникам и
обслуживающего
персонала за
качественную работу по
внедрению комплекса
ГТО
Меры по снижению риска
Корректировка положения о
фонде оплаты труда в части
стимулирования труда
работников и привлечения
дополнительных
внебюджетных средствСоциа
льно
педаго
гическ
ие
Отсутствие
достаточного
количества
подготовленных
педагогических кадров
Невозможность
достижения требуемых
результатов
Прохождение курсов
повышения квалификации,
проведение методических
семинаров, участие в
педагогических конференциях,
форумах, фестивалях
Социа
льно
психо
логиче
ские
Низкий уровень
мотивации педагогов,
учащихся, родителей
при реализации проекта
Ухудшение качества
выполнения
предусмотренных
проектом задач
Техни
ко
технол
огичес
кие
Недостаточное
количество
спортивного инвентаря,
учебнонаглядного
оборудования,
повышенная нагрузка на
спортивные сооружения
Недостаточная
материальная база
Информационно
просветительская работа на
общешкольных и классных
собраниях, конференциях,
круглых столах и т.д.
Разработка механизма
поощрения педагогов,
учащихся и родителей
Освещение в средствах
массовой информации и сайте
школы
Участие в конкурсах, поиск
внебюджетных средств
2.7. Нормативно – правовое регулирование
и нормативная база реализации проекта
программных документов
Нормативноправовая база проекта выстраивается на основе
законодательных,
федерального,
регионального и муниципального уровней. К наиболее значимым
документам, определяющим условия и механизмы внедрения модели
воспитательной компоненты на федеральном и региональном уровне,
относятся:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ
о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6ФКЗ, от 30.12.2008 N
7ФКЗ);
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11.1989);
Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. №
172 «О Всероссийском физкультурноспортивном комплексе «Готов к
труду и обороне» (ГТО)»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 11
июня 2014г. «Об утверждении Положения о Всероссийском
физкультурноспортивном комплексе «Готов к труду и обороне»
(ГТО)»;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 20132020 гг., утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148;
Методические рекомендации по организации проведения
испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно
спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) (одобрены на
заседании Координационной комиссии Министерства спорта
Российской Федерации по введению и реализации Всероссийского
физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
протоколом N 1 от23.07.2014 пункт II/1);
Постановление Администрации Смоленской области от
03.12.2014 г. № 821 «Внедрение в Смоленской области Всероссийского
физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне» ГТО».
• Смета бюджета проекта
№ Наименование
расходов
Средства ОУ, (тыс.
руб.)
Привлеченные
средства
(внебюджетные)
(тыс. руб.)
Средства
муниципалитета
(дополнительно)
(тыс. руб.)
6,0
26,0
(стимулирующая
часть)
2,0
12,0
2,0
30,0
5,0
Оплата труда членов
рабочей группы
Издание
методических
материалов
Приобретение
спортивного
инвентаря
Приобретение
канцтоваров
Техническое
оборудование
Переподготовка
кадров (курсы
повышения
квалификации,
конкурсы)
1.
2.
3.
4.
5.
5.
Итого
Всего 77,0
6,0
83,0
3. Заключение
В данном проекте проанализирована теоретическая основа
внедрения комплекса ГТО в образовательных организациях, изучена
нормативно–правовая база, определяющая правовое поле процесса
внедрения комплекса ГТО в образовательном учреждении, разработана
дорожная карта по внедрению комплекса ГТО в образовательной
организации,
представлено ресурсное обеспечение проекта,
рассмотрены возможные риски реализации проекта и пути их
минимизации.
Предлагаемые материалы реализации проекта могут
непосредственно использоваться в практике образовательного процессав школе, позволят педагогам совершенствовать процесс формирования
физических качеств обучающихся.
Предложенная дорожная карта позволит успешно внедрить
систему подготовки обучающихся к сдаче нормативов ГТО.
Ожидаемая оценка экономической эффективности проекта
представляется очень высокой в связи с тем, что для его внедрения
достаточно тех ресурсов, которые уже есть в образовательной
организации. Системная работа по внедрению данного проекта
предполагает повышение мотивации участников образовательного
процесса со стороны педагогов, обучающихся и их родителей (законных
представителей).
Реализация предложенного проекта будет способствовать
модернизации системы физкультурноспортивного движения, созданию
эффективной системы физического воспитания и развития массового
спорта. Это существенно повысит возможности использования средств
физической культуры и спорта в социальноэкономическом развитии
страны, активном вовлечении граждан Российской Федерации в
систематические занятия физической культурой и спортом.
Список использованных документов и источников информации
1. Законы, подзаконные и нормативные акты
• Конституция Российской Федерации.
• Указ Президента РФ от 24 марта 2014 года № 172 "О
Всероссийском физкультурноспортивном комплексе "Готов к
труду и обороне" (ГТО)".
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
• О реализации национальной образовательной инициативы «Наша
новая школа». План действий по модернизации общего
образования на 20112015 годы: Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507р.
• Федеральная целевая программа развития образования на 2011
2015 годы: Постановление Правительства Российской Федерации
от 7 февраля 2011 г. № 61.
• Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 20132020 гг., утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. №
2148.
• Федеральные требования к образовательным учреждениям в части
минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования
учебных помещений: Приказ Минобрнауки России от 4 октября
2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля
2011 г., регистрационный номер 19682.• Федеральные требования к образовательным учреждениям в части
охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утверждены
приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106,
зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.,
регистрационный номер 19676;
• СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарноэпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»: Постановление Главного
государственного санитарного врача 11 Российской Федерации от
29 декабря 2010 г. № 189.
• Постановление ХХУ съезда КПСС по проекту ЦК КПСС
"Основные направления развития народного хозяйства СССР на
19761980 годы". 3 марта 1976 г. В кн.: Материалы ХХУ съезда
КПСС. М.,1976, с.75.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
2. Учебные пособия, монографии и литература
Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. М.:
ОмегаЛ, 2008. С. 8289.
Грашина М., Дункан В. Основы управления проектами. СПб.:
Питер, 2006.
Костин В.А., Костина Н.Б. Стратегический менеджмент.
Екатеринбург, 2007. С. 191199.
Уэбстер Г. Планирование и управление проектами для
менеджеров. М.: Дело и сервис 2006.
Балушвили A.A. О подготовке к сдаче норм комплекса ГТОв
группах здоровья. Тезисы Всесоюз, науч.практич. конф. по
Всесоюз. физк. комплексу "Готов к труду и обороне СССР".
M.,I974, C.131132.
Всесоюзный физкультурный комплекс "Готов к Труду и
Обороне СССР" (ГТО). M.s ФиС, 1976. 40 с.
Васильева Г.Н., Трофимова Л.П. Методика применения
ориентирования на местности в группах здоровья. Теор. и практ.
физич. культ., 2007, с.5961.
Готов к Труду и Обороне СССР". М.,1974, с.2427.
Захаров B.C. Значение ступени "Бодрость и здоровье" комплекса
ГТО в оценке физической подготовленности лиц среднего и
старшего возраста. Тезисы Всесоюзн. науч.практич. конф. по
Всесоюзному физкультурному комплексу.
Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне
СССР» (ГТО). Издательство «Физкультура и спорт», М., 1972.
• Ориентирование на местности.
Издательство «Физкультура и спорт», М., 1968.
Правила соревнований.
• Кудрявцев В. Н., Колесников А. А. Туристские слеты и
соревнования. «Профиздат», М., 1995.
• Лебединский Ю. В. Слеты и соревнования юных туристов. Волго
Вятское книжное издво, 1965.
• Куприн А. М. Умей ориентироваться на местности. ИздательствоДОСААФ, М., 1992.
• Миненков Б. В. Первая лыжня. Издательство «Физкультура и
спорт», М., 2006.
• Берман А. Е. Путешествия на лыжах. Издательство «Физкультура
и спорт», М. 2008.
• Миронова 3., Хейфец Л. Профилактика травм в спорте и
доврачебная помощь. Издательство «Физкультура и спорт», М.,
2009.
3. Интернетресурсы
• Правовой сайт http://docs.pravo.ru/document/
• Сайт
Департамент
образования Ярославской
области
http://гто76.рф/
Норматив ГТО «БЕГ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ»
Приложение
Ступень
ГТО
Норматив
Мальчики
Серебряный
значок
Мальчики
Золотой
значок
9,1
Девочки
Серебряный
значок
10,4
6,3
11,0
10,4
10,2
16,5
16,3
16
Девочки
Золотой
значок
9,6
5,8
10,4
9,8
9,6
15,7
15,5
15
6,2
9,8
I ступень
Челночный бег 3 х 10м
(сек.)
или
Бег с высокого старта 30м
(сек.)
II ступень
Бег 60 м (сек.)
III ступень Бег 60 м (сек)
IV ступень Бег 60 м (сек.)
V ступень
Бег 100 м (сек.)
VI ступень Бег 100 м (сек.)
VII ступень Бег 100 м (сек.)
Методические рекомендации
Выполнение стартовых команд
10,6
10,2
9,2
14,0
13,7
14,6
Низкий старт
5,7
10,0
9,4
8,4
13,5
13,3
14,2
Выполнение команды «На старт!»
По команде «На старт!»:
старта;
толчковую (сильнейшую) ногу поставить вперед, более слабую
ногу поставить назад;
• подойти к линии старта встать за ней;
• наклониться вперед и поставить руки на дорожку за линией
•
• опустить колено сзади стоящей ноги на дорожку;
• поставить руки к линии старта;
• руки расставлены на ширину плеч;
• плечи над стартовой линией;
•
тяжесть тела распределяется равномерно между точками опоры;По команде «Внимание!»:
•
взгляд устремлен впередвниз примерно на 1,5–2 м от линии
старта.
Выполнение команды «Внимание!»
• колено стоящей сзади ноги отрывается от грунта;
•
• коленный сустав передней ноги образует почти прямой угол;
•
•
•
таз приподнимается выше плеч;
спина слегка приподнята;
голова опущена, как при команде «На старт!»;
тяжесть тела перенесена на руки.
Выполнение команды «Марш!»
По команде «Марш!»:
Стартовый разбег:
тело молниеносно выпрямляется вверхвперед;
кратчайшим путем;
• постараться вложить всю силу в первое движение;
•
• находящаяся сзади нога делает первый шаг и касается грунта
• кисти слегка отталкиваются от грунта;
• руки попеременно выполняют короткие и быстрые движения;
взгляд направлен немного вперед на беговую дорожку, наклон
•
тела уменьшается только через 6–8 шагов.
• касаться грунта передней частью стопы;
• перемещать стопы по одной линии;
• делать широкие и быстрые шаги;
•
энергично отталкиваться стопами;
•
высоко поднимать маховую ногу;
• руки, согнутые в локтях, энергично работают впередназад (не
наискось, не поперек тела);
• не сжимать руки в кулаки;
• наклонить тело слегка вперед, но не сгибаться в пояснице.
Норматив ГТО «Прыжки в длину»
Мальчики
Норматив
Золотой
значок
Мальчики
Серебряный
значок
1,1
1,2
Девочки
Серебряный
значок
1,0
Ступень
ГТО
I ступень
II ступень
Прыжки в длину с места
(м)
Прыжок в длину с разбега
(м)
или
Прыжок в длину с места
(м)
(м)
или
Прыжок в длину с места
(м)
(м)
или
Прыжок в длину с места
3,00
1,30
3,50
1,70
3,80
2,10
3,40
1,50
3,80
1,90
4,30
2,30
2,60
1,20
3,00
1,50
3,30
1,80
III ступень Прыжок в длину с разбега
IV ступень Прыжок в длину с разбега
Девочки
Золотой
значок
1,1
3,00
1,30
3,50
1,65
3,70
2,00V ступень
(м)
Прыжок в длину с разбега
(м)
или
Прыжок в длину с места
(м)
(м)
или
Прыжок в длину с места
(м)
VI ступень Прыжок в длину с разбега
4,20
2,30
3,8
2,1
2,30
4,60
2,40
4,3
2,3
2,40
3,40
1,75
3,3
1,8
1,75
3,80
1,90
3,7
2
1,90
VII ступень Прыжок в длину с места
(м)
Техника прыжков с места
– подготовку к отталкиванию;
Прыжки с места применяются в основном в качестве тренировок,
хотя и проводят соревнования по прыжкам с места и тройному прыжку
с места.
Прыжок в высоту с места проводят как контрольное испытание для
определения прыгучести и силы ног.
Прыжок в длину с места. Техника прыжка с места делится на:
– отталкивание;
– полет;
– приземление.
Подготовка к отталкиванию: спортсмен подходит к линии
отталкивания, стопы ставятся на ширину плеч или чуть уже ширины
плеч, затем спортсмен поднимает руки вверх чуть назад, одновременно
прогибаясь в пояснице и поднимаясь на носки. После этого плавно, но
достаточно быстро опускает руки внизназад, одновременно опускается
на всю стопу, сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах,
наклоняясь вперед так, чтобы плечи были впереди стоп, а
тазобедренный сустав находился над носками.
Руки, отведенные назад, слегка согнуты в локтевых суставах. Не
задерживаясь в этом положении, спортсмен переходит к отталкиванию.
Отталкивание важно начинать в момент, когда тело прыгуна еще
опускается по инерции вниз, т.е. тело движется вниз, но уже начинается
разгибание в тазобедренных суставах, при этом руки активно и быстро
выносятся вперед чуть вверх по направлению прыжка.
Далее происходит разгибание в коленных суставах и сгибание в
голеностопных суставах. Завершается отталкивание в момент отрыва
стоп от грунта.
После отталкивания прыгун распрямляет свое тело, вытянувшись
как струна, затем сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах и
подтягивает их к груди. Руки при этом отводятся назадвниз, после чего
спортсмен выпрямляет ноги в коленных суставах, выводя стопы вперед
к месту приземления. В момент касания ногами места приземления
прыгун активно выводит руки вперед, одновременно сгибает ноги в
коленных суставах и подтягивает таз к месту приземления,
заканчивается фаза полета. Сгибание ног должно быть упругим, с
сопротивлением. После остановки прыгун выпрямляется, делает два
шага вперед и выходит с места приземления.
Прыжок с разбегаТехнику целостного прыжка в длину с разбега можно разделить на
четыре части: разбег, отталкивание, полет и приземление.
(начало разбега – четное колво шагов, впереди толчковая нога.
Разбег с подхода, подбега, с места. Набегание, последние 3 шага
должны быть на мах скорости. Нога жестко ставится на всю стопу, 2/3
расстояния летит в шаге,потом подтягивает толчковую ногу к маховой,
группируется и приземляется. Приземление: с падением в сторону, с
выбиванием).
Разбег. Разбег в прыжках в длину служит для создания
оптимальной скорости прыгуна. Скорость разбега в этом виде в
наибольшей степени приближается к максимальной скорости. Длина
разбега и количество беговых шагов зависят от индивидуальных
особенностей спортсмена. В основном спортсмены используют
следующие варианты: с места и с подхода (или подбега), а также с
постепенным набором скорости и резким (спринтерским) началом.
В подготовке к отталкиванию на последних 3 – 4 беговых шагах
спортсмен должен развить оптимальную для себя скорость.
Отталкивание. Эта часть прыжка начинается с момента
постановки ноги на место отталкивания. Нога ставится на всю стопу с
акцентом на внешний свод,
Цель отталкивания – перевести
часть горизонтальной скорости разбега в вертикальную скорость вылета
тела прыгуна, т. е. придать телу начальную скорость.
Полет. После отрыва тела прыгуна от места отталкивания
начинается полетная фаза, Условно полетную фазу прыжка можно
разделить на три части: 1) взлет, 2) горизонтальное движение вперед и
3) подготовка к приземлению.
Приземление: с падением в сторону, с выбиванием
После взлета в положении шага толчковая нога сгибается в
коленном суставе и подводится к маховой ноге, плечи отводятся
несколько назад для поддержания равновесия, а также для снятия
излишнего напряжения мышц брюшного пресса и передней поверхности
бедер, которые удерживают ноги на весу. Руки, слегка согнутые в
локтях, поднимаются вверх. Когда траектория ОЦМ начинает
опускаться вниз, плечи посылаются вперед, руки опускаются вниз
движением вперед – вниз, ноги приближаются к груди, выпрямляясь в
коленных суставах. Прыгун принимает положение для приземления.
Норматив метание снаряда
Ступень
ГТО
Норматив
I ступень Метание мяча в цель с 6м
(колво попаданий)
II ступень Метание мяча 150г (м)
Метание мяча 150г (м)
III
ступень
IV
Метание мяча 150г (м)
ступень
V ступень Метание гранаты:
– 700 гр. (м)
– 500 гр.(м)
Мальчики
Серебряный
значок
3
30
31
40
30
Мальчики
Золотой
значок
4
35
40
45
32,5
Девочки
Серебряный
значок
3
19
20
23
18
Девочки
Золотой
значок
4
24
25
26
20VI
ступень
VII
ступень
Метание гранаты:
– 700 гр. (м)
– 500 гр.(м)
Метание гранаты:
– 700 гр. (м)
– 500 гр.(м)
38
36
42,5
42
22
19
27
23
Методические рекомендации
И.п. держание снаряда.
Разбег
Подготовка к финальному усилию (отведение снаряда и обгон
Финальное усилие
снаряда) 2 способа отведения: прямо назад и дугой вперед вниз назад.
Рис. 3 Метание гранаты
Рис. 2 Метание мяча
Держание гранаты. Граната держится за ручку, захватывая ее
четырьмя пальцами. Мизинец сгибается и упирается в основание ручки,
большой палец придерживает гранату не по кольцу, а вдоль ее оси.
Держится граната за дальний конец ручки, что позволяет увеличить
длину рычага.
Предварительный разбег начинается от старта до контрольной
отметки, приобретая оптимальную скорость разбега, и составляет 10 –
14 беговых шагов. Отведение гранаты начинается с момента постановки
левой ноги на контрольную отметку.
Заключительная часть разбега состоит из двух последних шагов
перед финальным усилием: 1) «скрестный» шаг и 2) постановка ноги в
упор. Техника «скрестного» шага – это вынужденная техника после
отведения гранаты. Метатель находится боком к направлению метания
и вынужден делать мощный и быстрый «скрестный» шаг с целью
обогнать ногами таз и плечи.
Финальное усилие. После постановки левой ноги в упор, когда
началось торможение нижних звеньев (стопа, голень), таз продолжает
движение впередвверх через прямую левую ногу. Правая нога,
распрямляясь в коленном суставе, толкает тазобедренный сустав
впередвверх. Плечи и правая рука отстают и находятся за проекцией
ОЦМ. Затем метатель резко отводит левую руку назад через сторону,
растягивая мышцы груди, левое плечо уходит назад. плечи активно
двигаются вперед, правая рука, еще выпрямленная в локтевом суставе,
находится сзади. локоть движется впередвверх. После прохождения
кисти правой руки мимо головы она выпрямляется в локтевом суставе,
направляя гранату под определенным углом. Затем выполняется
хлестообразное движение кистью, происходит отрыв гранаты от руки.
Торможение. После выпуска снаряда спортсмен продолжает
движение вперед, и ему необходимо остановиться для того, чтобы не
заступить за линию броска. При этом метатель выполняет перескок с
левой на правую ногу, отводя левую ногу назад чуть вверх и слегка
наклоняясь вперед, но затем выпрямляется, отводит плечи назад,
помогая себе руками. Чтобы выполнить торможение, необходимо левую
ногу в финальном усилии ставить за 1,5 – 2 м от линии броска (в
зависимости от скорости разбега и квалификации спортсмена).Ступень
ГТО
Норматив ГТО «Подтягивание»
Норматив
Мальчики
Серебряный
значок
Мальчики
Золотой
значок
Девочки
Серебряный
значок
I ступень Подтягивание на высокой
перекладине (раз)
Подтягивание на низкой
перекладине (раз)
II ступень Подтягивание на высокой
перекладине (раз)
Подтягивание на низкой
перекладине (раз)
III
ступень
Подтягивание на высокой
перекладине (раз)
Подтягивание на низкой
перекладине (раз)
IV
ступень
Подтягивание на высокой
перекладине (раз)
Подтягивание на низкой
перекладине (раз)
V ступень Подтягивание на высокой
перекладине (раз)
Подтягивание на низкой
перекладине (раз)
VI
ступень
Подтягивание на высокой
перекладине (раз)
Подтягивание на низкой
перекладине (раз)
VII
ступень
Подтягивание на высокой
перекладине (раз)
Подтягивание на низкой
перекладине (раз)
3
4
5
8
10
11
10
5
6
8
10
12
13
12
8
10
15
19
22
25
20
Методические рекомендации
Подтягивание средним прямым хватом
Традиционный вариант, популярный как у отечественных
преподавателей физической культуры, так и у крикливых сержантов
американского спецназа.
* Основной акцент: мышцы спины и сгибатели предплечья, в
Девочки
Золотой
значок
13
15
19
22
27
30
25особенности плечевая и бицепсы.
* Исполнение: возьмись за перекладину хватом, равным ширине
плеч. Повисни, немного прогнув спину и скрестив ноги. Подтягивайся,
сводя лопатки и стараясь коснуться перекладины верхом груди. В
нижней точке для лучшей растяжки мышц спины полностью выпрямляй
руки.
Подтягивание средним обратным хватом
Этот вариант легче предыдущего, так как бицепсы,
которые трудятся здесь по полной, у начинающих обычно сильнее, чем
плечевая мышца.
* Основной акцент: широчайшие мышцы спины и бицепсы.
* Исполнение: хват, равный ширине плеч, только ладони на себя.
Подтягивайся, придерживаясь тех же правил, но сосредоточься на
отведении плеч назад и вниз в самом начале движения.
ВИДЫ ИСПЫТАНИЙ И НОРМЫ
1011 КЛАССЫ (1617 лет)
V СТУПЕНЬ
Виды испытаний и нормы
Виды испытаний
№
пп
11
.
Стрельба из пневматической винтовки –
упражнение с 10 м ВП2 (очки)
Юноши
серебряный
уровень
90
золотой
уровень
110
Девушки
серебряный
уровень
90
золотой
уровень
110
Упражнение ВП 2, мишень №6, дистанция 10 метров. Согласно
Стрельба из пневматического оружия из положения сидя за
правил соревнований по пулевой стрельбе.
столом: 3 пробных и 10 зачетных. Результат всех зачетных выстрелов
умножается на 2.
Приложение
Примерные условия получения знаков ГТО
Условия получения знаков ГТО (разрядные нормы и требования)
устанавливаются с учётом особенностей вида спорта, пола и возраста
учащихся. Например, к учащимся кадетских корпусов и военных
училищ предлагается предъявлять повышенные требования.
Разрядные нормы выражены в мерах времени, длины, веса, а также
определяются следующими показателями:
успешность прохождения тестирования ГТО;
регулярность посещения уроков физкультуры;
членство в спортивном клубе в течение определенного периода
•
•
•
времени и регулярность посещения тренировок;участие в составе сборной команды в соревнованиях по
•
комплексу ГТО;
участие в составе сборной команды или самостоятельно в
•
межклубных соревнованиях;
завоевание определённого места на соревнованиях.
•
Бронзовый значок:
посещение уроков физкультуры и регулярное прохождение
•
тестирования;
выполнение базовых нормативов ГТО в соответствии с
•
возрастом;
Разделение бронзового значка на степени предлагается
осуществлять в зависимости от показателей при выполнении
нормативов комплекса ГТО.
Серебрянный значокIII степени:
тестирования;
посещение уроков физкультуры и регулярное прохождение
выполнение нормативов ГТО в соответствии с возрастом;
зачисление в спортивный клуб по любому из видов спорта.
•
•
•
• посещение уроков физкультуры и регулярное прохождение
• успешное выполнение нормативов ГТО в соответствии с
• участие в составе сборной команды учебного заведения в
• участие в составе сборной в Спартакиадах по комплексу ГТО;
• членство в спортивном клубе по любому из видов спорта
Серебрянный значок II степени:
тестирования;
возрастом;
соревнованиях по комплексу ГТО;
•
•
•
минимум в течение 6 мес.
Серебрянный значок I степени:
посещение уроков физкультуры и регулярное прохождение
тестирования;
успешное выполнение нормативов ГТО в соответствии с
возрастом;
участие в составе сборной команды учебного заведения в
соревнованиях по комплексу ГТО, прохождение в составе сборной
команды отборочных соревнований, участие в 1/8 финала соревнований;
участие в составе сборной в Спартакиадах по комплексу ГТО,
прохождение в составе сборной команды отборочных соревнований,
участие в 1/8 финала;
членство в спортивном клубе по любому из видов спорта
минимум в течение учебного года;
участие в межклубных соревнованиях.
•
•
•
•
•
•
Золотой значок III степени:
посещение уроков физкультуры и регулярное прохождение
тестирования;
успешное выполнение нормативов ГТО в соответствии с
возрастом;
участие в составе сборной команды учебного заведения в
соревнованиях по комплексу ГТО, прохождение в составе сборной
команды отборочных соревнований, участие в 1/4 финала соревнований;
участие в составе сборной в Спартакиадах по комплексу ГТО,
••
•
прохождение в составе сборной команды отборочных соревнований,
участие в 1/4 финала;
членство в спортивном клубе по любому из видов спорта в
течение учебного года;
участие в 1/8 финала межклубных соревнований по виду
спорта.
Золотой значок II степени:
тестирования;
возрастом;
комплексу ГТО или Спартакиад по комплексу ГТО;
ГТО или Спартакиад по комплексу ГТО;
течение учебного года;
посещение уроков физкультуры и регулярное прохождение
успешное выполнение нормативов ГТО в соответствии с
участие в составе сборной в полуфинале соревнований по
участие в составе сборной в финале соревнований по комплексу
членство в спортивном клубе по любому из видов спорта в
участие в 1/4 финала межклубных соревнований по виду спорта
•
•
•
•
•
•
Золотой значок I степени:
тестирования;
возрастом;
• посещение уроков физкультуры и регулярное прохождение
• успешное выполнение нормативов ГТО в соответствии с
• успешное выполнение требований Президентских тестов;
• победа в составе сборной в соревнованиях по комплексу ГТО или
• участие в составе сборной в финале соревнований по комплексу
• членство в спортивном клубе по любому из видов спорта в
• победа или выход в финал межклубных соревнований по виду
Спартакиадах по комплексу ГТО;
ГТО или Спартакиад по комплексу ГТО;
течение учебного года;
спорта.