МБОУ Брасовского района ЛСОШ №1 имени П.А.Маркова
Внеклассное мероприятие по литературе в 11 классе
« Что ты, сердце моё, расходилося?»
( По лирике Н.А.Некрасова)
Учитель русского языка и литературы
Кулицкая Антонина Алексеевна
п. Локоть 2017
.
Тема. «Что ты, сердце моё, расходилося?» ( По лирике Н.А.Некрасова)
Цели . – Обучающая. Обобщить и систематизировать знания обучающихся по лирике Н.А.Некрасова. Вырабатывать умение обобщать и делать выводы.
- Развивающая.Развивать устную речь, логическое мышление, творческие способности.
-Воспитательная. Воспитывать эстетические качества, чувство патриотизма, гордости за русскую национальную поэзию, любовь к поэтическому творчеству Н.А.Некрасова.
Подготовка к мероприятию. Подбор материала, выразительное чтение, заучивание наизусть, Составление презентации( по желанию).
Оборудование. Портрет Некрасова, учебники, тетради, сборники стихотворений поэта, компьютер.
Используемая литература. Произведения Некрасова, журнал «Литература в школе, Интернет.
Оформление. На доске тема, эпиграф к теме, рисунки к стихотворе-
ниям поэта. На столе портрет Некрасова, выставка его произведений, цветы к портрету.
Ход мероприятия
Ученик. Чтение стихотворения «Что ты, сердце моё расходилося?»
Слово учителя.
Наше мероприятие посвящается лирической поэзии Н.А.Некрасова, поэта, который сердцем своим страдал за народ. Тема »Что ты, сердце моё, расходилося?».. Мы вновь встретимся с великим русским поэтом, подарившим нам сокровища своего поэтического дара ,прикоснёмся к волшебной его лире ещё раз. Итак, у н.ас в гостях поэт, общественный деятель, редактор, критик, публицист Н.А. Некрасов. Вы, читатели и поклонники таланта поэта, можете обращаться к нему с вопросами, которые вас интересуют. На этой встрече присутствуют журналисты и корреспонденты газеты. Они тоже примут участие в этой беседе. Сегодня речь пойдёт о своеобразии лирики Н.А.Некрасова, её особенностях.
В качестве эпиграфа к поэзии Некрасова могут стать слова критика В.Г.Белинского, который сказал: «Да знаете ли Вы, что Вы поэт- и поэт истинный?»
Мне хочется спросить вас, читателей, почитателей таланта Некрасова о том, как вы понимаете, что есть истинный поэт?
Ученик( примерный ответ). Главным в этом определении является достижение поэтом творческой свободы. Стихи рождаются не оттого, что поэт задаётся целью отразить тот или иной факт, переживание или тему, а оттого, что накопившиеся впечатления, мысли, переживания требуют выхода. Происходит сложная внутренняя работа, которая заканчивается рождением стиха, свободным творческим порывом, таким, о котором Пушкин писал в «Осени»:
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
Учитель. Пушкин называл это «тайной свободой». Такое представление о ней, о поэтической свободе имеет и Некрасов. Дорогие читатели, о чём вы хотели бы спросить поэта?
Вопрос читателей к поэту. Н.А., скажите , пожалуйста, как рождаются ваши стихи?
Ответ поэта. Каковы бы ни были мои стихи, я никогда не брался за перо с мыслью, что бы такое написать: позлее, полиберальне. – Мысль, побуждение, свободно возникавшее, неотвязно преследуя, наконец заставляло меня писать. В этом отношении я, может быть, более верен свободному творчеству, чем многие другие…
Учитель. Почему же тогда, ребята, именно в его стихах читаем: «Нет в тебе поэзии свободной, мой суровый, неуклюжий стих! Нет в тебе творящего искусства»…
Ответ обучающегося. Потому, наверно, что он чувствовал непохожесть своих стихов на лёгкую, благозвучную классическую поэзию, на целостного ,гармонического Пушкина. Но именно от Пушкина зажглись другие русские поэты, одним из которых является Некрасов. Поэтические открытия его неповторимы и своеобразны, о них мы говорили на прошедших уроках «Крестьянские дети», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» и другие. Они дают полное право называть Некрасова народным поэтом.
Вопрос читателей. Николай Алексеевич, а вы сами считаете себя народным поэтом?
Ответ автора. Я попрошу прочесть некоторые мои стихотворения. Они ответят на ваш вопрос.
-Чтение отрывков из стихотворений: «Крестьянские дети», «Зелёный шум», отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо?»
Учитель. Стихотворения Некрасова отражают взгляд народа на мир и авторское народное ощущение. В стихотворении «Железная дорога» картины осени мы видим глазами крестьянина. Чтобы почувствовать это, послушаем отрывок из стихотворения.
Чтение вступления к стихотворению «Железная дорога».
Учитель. Послушав эти строки, можно ещё раз убедиться, что Некрасов- истинно народный поэт не по теме только, а по духу, по восприятию красоты, по мироощущение..
Автор. Дорогие читатели, сегодня мы говорим о моих лирических произведениях. Я хотел бы спросить у вас, как вы понимаете, что такое лирика?
Ответ ученика. (о происхождении и лексическом значении термина «лирика» по литературной энциклопедии).
Вопрос журналистов к автору. Каковы, на ваш взгляд, критерии настоящей лирики?
Ответ автора.. Думаю. критериями настоящей лирики являются следующие:
-ёмкость художественного образа, лаконизм;
-субъективность как выражение внутреннего состояния поэта , внешний мир как показатель внутреннего состояния, переживания;
-стремление к изображению душевной жизни как всеобщей.
Учитель. Ребята, предлагаю послушать стихотворения, в которых раскрыты именно эти критерии лирики.
Чтение стихотворений: «Душно! Без счастья и воли…»- пример ёмкости и лаконизма; «Стихи мои_ свидетели живые…» – изображение душевной жизни как всеобщей; «Прости»- субъективность, выражение переживаний через разрешение противоречий.
Учитель. Такие стихотворения убеждают, что лирика Некрасова подчинятся общим лирическим законам, но обладает всё же « лица не общим выраженьем», что характерно творчеству только крупных, великих поэтов.
Вопрос журналистов автору. Каковы законы Вашей лирики?
Ответ поэта. Демократизм – равенство автора со всеми условными «героями» лирики; многоголосие и авторский голос; неповторимость в лирической интонации (… «раненое сердце»).
Учитель. Эти особенности рассматриваются в ряде стихотворений , в частности в стихотворении «На улице» .
Вопрос читателей к поэту. Николай Алексеевич, какое место в вашем творчестве занимает любовная лирика?
Ответ автора.. Прежде всего следует сказать, что у меня своё понимание этого чувства. Человек брошен в жизнь загадкой для самого себя, каждый день приближает его к уничтожению- страшного и обидного в этом много! На этом можно и с ума сойти. Но вот Вы замечаете, что другому нужны. И жизнь вдруг получает смысл, и человек уже не чувствует своей сиротливости, обидной своей ненужности, и так круговая порука… Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора.
Учитель. Любовь как в жизни, так и в искусстве вечна. Нередко именно так изображается любовь, она согревает человека, помогает выжить в страшном, жестоком мире. Драматична и любовь самого Некрасова, связавшая его на долгие годы с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Что вы, ребята, можете сказать о взаимоотношениях этих людей?
Ответы учащихся( на экране портрет Панаевой).
Чтение стихотворений из любовной лирики «Поражена потерей невозвратной», «Мы с тобой бестолковые люди».
Вопрос читателей. Какое место в Вашей поэзии занимает образ матери и вообще женщины?
Ответ автора. Моя мама, Елена Андреевна, была светочем добра , красоты, кротости, любви. Её образ я обессмертил во многих стихах и воспоминаниях. Она имела громадное влияние на мою жизнь.
Чтение стихотворения «Мать».
Учитель. Надо отметить, ребята, что образ родной матери, Музы поэта, образ возлюбленной, образ Божьей Матери, образ Родины сливаются в поэзии Некрасова в единый женский образ. Ведь все эти слова женского рода.
Вопрос журналистов. Какое Ваше последнее стихотворение?
Ответ автора.
Следует назвать последний мой сборник.. Он называется «Последние песни». Одним из его стихотворений является «Баюшки – баю».
Учитель. Некрасов прощается с читателями колыбельной песней, в которой три образа, сменяющих друг друга и постепенно сливающихся: родной матери, матери-Родины и Божьей Матери. Их голоса сопровождают переход сына Земли в мир иной, в мир бессмертия. Они помогают преодолеть непобедимое страдание, неутолимую тоску и поверить в бессмертие души, заключённой в его песнях.
- Чтение отрывка из стихотворения учителем.
- Авторское чтение отрывка из стихотворения.
Не бойся горького забвенья:
Уж я держу в руке моей
Венец любви, венец прощенья,
Дар кроткой родины твоей…
Уступит свету мрак упрямый
Услышишь песенку свою
Над Волгой, над Окой, над Камой,
Баю – баю, баю – баю»!..
Учитель. Так успокоилось расходившееся сердце поэта, великого русского поэта, обессмертившего себя на века своей лирой, которую он посвятил народу своему.
Читатели автору. Слова благодарности и цветы. После этого к портрету Некрасова прикрепляются белая и чёрная ленты.
Демонстрация рисунков учеников и показ слайдов на экране с иллюстрациями к произведениям поэта.
Слово публицистике. Представление номера газеты
« Н.А.Некрасов – истинно-народный поэт»
Викторина по лирике Некрасова.
Из какого стихотворения строки?
-Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
-Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от весёлых подруг?
Знать забило сердечко тревогу-
Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.
Продолжи строчку.
-Живя согласно с строгою моралью…
-Поздняя осень, грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели…
-О Волга, колыбель моя...-
-Ой, полным- полна коробушка…
Подведение итогов.
Каково впечатление от лирической поэзии Некрасова? Как соотносится название темы урока со всем, о чём сегодня шла речь? Что наиболее запомнилось?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.