«Внеклассная работа по математике, как средство развития познавательного интереса учащихся»
Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. И часто ученики спрашивают: "А зачем учить математику?" Вопрос для них совершенно естественный и простой, но очень трудный для того, кому его задают. Ответ на него должен давать, во первых, урок. Когда школьники приступают к занятиям математики, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше дети, тем к математике интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности повышения мотивации обучения.
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В. А.Сухомлинский.
Математика всегда была неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным компонентом развития личности. Очень часто под основными целями математического образования подразумевают подготовку к будущей профессии, к поступлению в вуз. Но не менее важно развивать в человеке интеллектуальные способности.
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес.
Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предмета. Учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? заставить их мыслить, искать, действовать. Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи.
Наряду с уроком – основной формой учебного процесса, большое значение имеет внеклассная работа по математике. Внеклассная работа дополняет обязательную учебную работу, способствует развитию исследовательских навыков, смекалки, развитию интереса к изучению математики и творческих способностей учащихся. Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю: чтобы успешно их проводить приходится постоянно расширять свои знания.
Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личность ребёнка. Управлять этим процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично добыто на всю жизнь.
Под внеклассной работой понимается не обязательные, систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Математические школы, факультативные занятия и кружки призваны углублять математические знания школьников, уже определивших основной круг своих учебных интересов
Нередко участие во внеклассной работе по математике может явиться первым этапом углубленного изучения математики и привести к выбору факультатива по математике, к поступлению в математическую школу, к самостоятельному изучению заинтересовавшего материала.
Педагогической наукой доказано, что в развитии и закреплении познавательного
интереса учащихся к предмету значительное место, наряду с уроками, отводится внеклассным занятиям, что они способствует расширению и углублению знаний, развитию склонностей, творческой активности, служит средством профориентации. Внеклассная работа открывает простор для осуществления нравственного воспитания, так как позволяет привлечь дополнительный и разнообразный материал, раскрывающий достижения науки.
Целью внеклассной работы является развитие у учащихся их кругозора; развитие творческих, организаторских способностей и личностных качеств. Во внеклассной работе учитель имеет широкие возможности учесть индивидуальные особенности учащихся, их интересы, наклонности, которые нередко перерастают в профессиональные интересы.
2 Классификация внеклассной работы
Существуют различные виды классификации внеклассной работы по математике, они весьма подробно освещены в многочисленной педагогической и методической литературе. Ю.М.Колягин различает два вида внеклассной работы по математике.
1. Работа с учащимися отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия по математике.
2. Работа с учащимися проявляющими интерес к математике.
Но можно выделить ещё и третий вид работы.
3. Работа с учащимися по развитию интереса в изучении математики.
Основной целью первого вида внеклассной работы является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости. Бытует мнение, что если такая дополнительная работа ведётся. То это говорит, что недостаточно организована работа на уроке. В любом случае эта работа должна носить ярко выраженный индивидуальный характер и требует от учителя особого такта и характера. Цели второго вида внеклассной работы по математике могут быть очень разнообразны и зависят от того, что интересно и что хотят узнать нового о математике ученики так,
Третий вид внеклассной работы может носить подобные цели, но главный упор делается на развитие интересов математики в соответствии с возможностями этой группы учащихся.
Существуют следующие формы внеклассной работы:
1. Математический кружок.
2. Факультатив.
3. Олимпиады конкурсы, викторины.
4. Математические олимпиады.
5. Математические дискуссии.
6. Неделя математики.
7. Школьная и классная математическая печать.
8. Изготовление математических моделей.
9. Математические экскурсии.
Указанные формы часто пересекаются и поэтому трудно провести между ними резкие границы. Более того, элементы многих форм могут быть использованы при организации работы по какой либо одной из них. Например, при проведении математического вечера можно использовать соревнования, конкурсы, доклады и т. д.
Групповые занятия |
Массовые мероприятия |
Индивидуальные занятия |
Кружки и секции , Факультативы, элективные курсы, спецкурсы , Творческие группы, клубы |
Олимпиады, марафоны, КВН, игры – конкурсы, Тематические акции, вечера, конференции , Предметные недели
|
Наблюдения, сбор информации, Исследования и опыты, индивидуальные задания, внеклассное чтение, оформление газет ,альбомов, стендов, презентаций
|
Через подготовку и проведение этих мероприятий решаются следующие задачи:
- преодоление межпредметной обособленности знаний;
- соединение теоретической и практической стороны программного материала;
- поддержка и развитие интереса к школьным дисциплинам , их комплексное изучение;
- формируются умения жить, учиться, работать в коллективе.
Методы проведения внеклассной работы мало в чем отличаются от учебных методов: эвристический, тестирование и др, нельзя забывать о диагностики проведенных занятий. Хорошо работает метод активного обучения (изготовление математических моделей), метод программированного обучения в внеклассной работе. С внеклассной работой тесно связана исследовательская деятельность учащихся: это научно – практические конференции Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности
Систематической внеклассной работой по математике должно быть охвачено большинство школьников, в ней должны быть заняты не только ученики, увлеченные математикой, но и те учащиеся, которые не тяготеют еще к математике, не выявили своих способностей и наклонностей. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики перед всеми учащимися, используя для этой цели все возможности, в том числе и особенности внеклассных занятий.
Знания, творчество, мудрость, задор и энергия учителя , доверие и дружба с учащимися – вот слагаемые успеха внеклассной работы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.