Цель: формирование у детей доброжелательного поведения навыков управления нагативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения.
Задачи:
• дать представление о доброте;
• научить практически применять эту добродетель в повседневной жизни;
• научить дифференцировать поступки;
• учить анализировать собственное поведение и поступки других;
• закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.
Внеклассная работа добрые и злые поступки.docx
Цель: формирование у детей доброжелательного поведения навыков управления нагативными эмоциями,
осознанного отношения к нормам социального поведения.
Задачи:
дать представление о доброте;
научить практически применять эту добродетель в повседневной жизни;
научить дифференцировать поступки;
учить анализировать собственное поведение и поступки других;
закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.
Структура занятия.
1. Вступление.
2. Работа со стихотворением.
3. Игра “Тайное свойство”.
4. Работа с иллюстрацией.
5. Работа с историей.
6. Игра “Хорошо – плохо”.
7. Работа с пословицами.
8. Проверочный тест.
9.
Заключение.
Длительность занятия: 45 минут в 5х классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы
VIII вида или в начальных классах общеобразовательной средней школы.
Форма проведения: комбинированная: обсуждение художественного произведения, беседа, игры,
тестирование.
Материал к занятию.
Стихотворение “Доброта” Р. Сеф.
Рассказ “Старый дед и внучек”.
Распечатанные пословицы.
Список с хорошими и плохими поступками.
Фишки красного и черного цвета.
Рисунок конфликта.
Проверочный тест.
Чистые листы и ручки для ответов на тест.
Звукозапись песни “Дорогою добра” М.Минкова и Ю.Энтина.
Предварительная работа: чтение сказок с описанием добрых и злых героев.
1. Вступление
Ребята, на прошлых занятиях мы с вами читали рассказы и сказки, и говорили о таких важных для нашей
жизни понятиях, как добро и зло. Напомните мне, пожалуйста, эти сказки. (“Слепая лошадь”, “Сказка о
добром муравье” и др).
А какие еще, вы можете назвать сказки, которые читали, где встречались добрые и злые поступки?
(Подвести ответы детей к тому, что практически во всех сказках встречается добро и зло.)
Сегодня, мы продолжим говорить о доброте и зле, и тема нашего занятия будет называться “Добрые и
злые поступки”. Будем читать стихи, узнаем новые пословицы, прочитаем интересный рассказ и т.д., где
наша задача заключается в том, чтобы научиться различать добрые и злые поступки и стараться приучать
себя к добрым поступкам.
2. Работа со стихотворением
Итак, к нам в гости пришел мальчик Антошка и просит ему помочь разобраться в том, за что его наказали
родители. (Cтихотворение “ Доброта”) [3]
Вчера решил я добрым быть,
Всех уважать и всех любить.
Подарил я Свете мячик,
Подарил я Пете мячик,
Коле отдал обезьянку,
Мишку, зайца и собачек.
Шапку, варежки и шкаф
Подарил я Гале…
И вот за доброту мою
Меня же наказали! (Р. Сеф)
Вопросы для дискуссии:
За что был наказан Антошка?
Правильно ли поступили взрослые?
Что значит — быть добрым?
Выслушав ответы детей, взрослый обращает их внимание на обобщенное содержание понятия
“доброта”:
Добрый — это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых.
Быть добрым значит проявлять заботу обо всем, что есть на земле: в отношениях с людьми, с животными, с
природой. Быть добрым значит заботиться о людях и обо всем окружающем не меньше, чем о себе самом.
3. Игра “Тайное свойство”
Дети становятся в полукруг и вытягивают руки перед собой. Учитель держит в руках монетку или камешек,
который символизирует качество, а именно доброту. Учитель помещает сложенные в ладоши руки в руки
каждого из детей и говорит: “Слава добрый”, “Катя добрый” и т.д. каждый ребенок закрывает ладошки, как
будто ему дали вещь. Учитель действительно оставляет вещь в руках одного из детей. Один из детей
пытается отгадать, у кого эта вещь, говоря при этом: “Слава очень добрый” и т.д. и ребенок, которого
назвали открывает ладони и показывает. Дается три попытки.
4. Рассматривание иллюстрации
Детям предлагается внимательно посмотреть на рисунок и подумать, что произошло[5]:
Кто обидел маленького мальчика?
Как вы догадались, что большой и сильный мальчишка обидел маленького мальчика?
Какие слова и как мог произнести обидчик?
Кто защитил маленького мальчика?
Как можно назвать его поступок?
В конце беседы взрослый знакомит с новыми правилами доброжелательного общения:
Слабого всегда выручай.
Стыдно обижать маленьких и слабых.
5. Работа с рассказом
Хочется ко всему этому прочитать еще один рассказ, который называется “Старый дед и внучек”. [6]
“Стал дед стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него
текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за один стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее пододвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить
старика за то, что он им в доме все портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она будет кормить его из
лоханки (лоханка — небольшое корыто из деревянных дощечек). Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечкой играет, чтото мастерит. Отец
спросил: “Что ты делаешь, Миша?” А Миша и говорит: “Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с
матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить”. Муж с женой поглядели друг на друга и
заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и с тех пор стали сажать его за стол и
ухаживать за ним.”
Вопросы к обсуждению.
Почему заплакали муж и жена?
Почему дед “только вздохнул”, когда невестка его ругала?
Почему ребенок стал делать именно лоханку, а не чтонибудь другое?
На какую пословицу или известную поговорку похожа эта история?
(На доске: “Как аукнется так и откликнется”. “Не делай того, чего, не хотел бы, чтобы тебе сделали
другие”) Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.
6. Игра “Хорошо—плохо”
Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо?
Взрослый раздает детям фишки двух цветов — красного и черного, с помощью которых они будут оценивать
соответственно: хорошие поступки — фишки красного цвета; плохие поступки — фишки черного цвета.
Взрослый называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной
оценке.
Примерный перечень детских поступков для игры:
Плохие
Хорошие
порвал блузку;
защитил слабого;
обидел друга;
проведал больного друга;
поссорился с мамой;
обогрел и накормил
толкнул ногой щенка; помог младшей сестре одеться и др.
ударил котенка и др.
7. Работа с пословицами
А сейчас каждому из вас достанется по одной пословице, её нужно прочитать и объяснить, как вы
понимаете смысл этой фразы.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Худо тому, кто добра не творит никому.
Добрые умирают, да дела их живут.
Добро помни, а зло забывай.
Что посеешь, то и пожнешь.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Злой не верит, что есть добрый.
Доброе слово, что дождь в засуху.
Людям забота, как воздух нужна, Cтать всем добрее поможет она.
Доброго чтут, а злого жалуют.
С какими словами ассоциируются слова добро и зло? (Записать на доске)
“Добро – нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь.”
“Зло – зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм.”
А как вы думаете, какому человеку легче живется и почему? (Злой человек плохо ест, беспокойно спит,
злится, завидует, он может заболеть и даже умереть)
Как же стать добрым? Ведь не бывает так: вечером лег спать злым человеком, а утром вдруг стал добрым.
(Выслушать ответы ребят и подвести к выводу, что доброта это забота о благе других. Быть добрым
значит проявлять заботу обо всем, что есть на земле. Доброта проявляется в отношениях с людьми,
с животными, с природой. Быть добрым значит заботиться о людях и обо всем окружающем не
меньше, чем о себе самом. Для этого нужно прилагать усилия и работать над собой ежедневно)
8. Проверочный тест
"Шаги к успеху" ("Является ли добрым человек, который..?" дети должны ответить "да" или "нет") [6]:
а) делает зимой для птиц кормушки;
б) всегда чувствует, кому нужна помощь;
в) стреляет в птиц из рогатки;
г) помогает маме ухаживать за младшей сестренкой;
д) не оказывает помощь в трудную минуту;
е) каждый день ходит за покупками для старенькой бабушки.
(Обсудить с детьми ответы на поставленные вопросы и подвести к выводу, что значит добрый человек,
какой он.)
9. Заключение (в тихом музыкальном сопровождении песни “Дорогою добра”)
Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге “добра” и “света” или по дороге
“зла” и “тьмы”. У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться и добро,
и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. “Каждый
кувшин изливает то, что содержит”, гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается
добро, и наоборот.
В заключении нашего занятия хочу пожелать, посоветовать вам, приучайте себя к добрым поступкам.
Внеклассная работа добрые и злые поступки
Внеклассная работа добрые и злые поступки
Внеклассная работа добрые и злые поступки
Внеклассная работа добрые и злые поступки
Внеклассная работа добрые и злые поступки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.