Внеклассная работа по предмету. Сценарий школьной телепередачи на тему: "Сказки бывают разные...", посвящённой творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Оценка 4.8

Внеклассная работа по предмету. Сценарий школьной телепередачи на тему: "Сказки бывают разные...", посвящённой творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
русская литература
8 кл
27.02.2018
Внеклассная работа по предмету. Сценарий  школьной телепередачи  на тему: "Сказки бывают разные...", посвящённой творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Школьная телепередача - увлекательное и очень интересное занятие. В сценарии в доступной форме представлен занимательный и полезный для обучающихся материал о "Сказках для детей изрядного возраста" М.Е. Салтыкова - Щедрина. Он полезен и для тех, кто готовит материал в качестве индивидуального домашнего задания при изучении соответствующих разделов учебников в 7 и 8 классах, и для тех, кто его слушает.
Сценарий. М.Е. Салтыков - Щедрин.docx
«Сказки бывают разные…» (Сценарий школьной телепередачи) Выполнила:  Аманбаева Алина Айдамировна,  учащаяся 8 "Б" класса Муниципального   бюджетного   образовательного   учреждения «Лицей № 15» г. Пятигорска, Ставропольского края,  Руководитель: Селезнева Таиса Сергеевна,  учитель русского языка и литературы,  МБОУ «Лицей № 15», г. Пятигорск, Ставропольский край. Ведущий 1.  Добрый день, ребята!  Сегодня  в гостях у вас мы, учащиеся 8Б класса, Андрей Михрин и Алина Аманбаева. Мы расскажем вам о сказках. Да, да! О сказках. Вижу ваши изумлённые лица и слышу возгласы: «Да кто же не знает сказки!» ­ «Сказки знают все!» Ведущий 2: Согласны. Даже можем с уверенностью сказать, какие сказки вы назовёте спонтанно: «Колобок», «Репка», «Теремок» … И всё­таки мы утверждаем: « Ни вы, ни мы не знаем сказки. Число их велико, а на слуху обычно не более десятка. Ведущий 1: А мы расскажем вам о сказках писателя Михаила Евграфовича Салтыкова – Щедрина. Их­то вы,   точно, не   все читали. А идея посвятить нашу радиопередачу сказкам этого замечательного русского писателя возникла у нас не случайно.  В этом году  весь литературный мир отмечает 190­летие со дня рождения писателя. Ведущий 2:  Не секрет, что сегодня Салтыкова­Щедрина читают куда меньше, чем других   классиков   –   его   великих   собратьев   по   перу.   Порою   Салтыкова­Щедрина принимают за писателя трудного, “запутанного”. Понять и почувствовать Салтыкова­ Щедрина может только тот, кто всерьез, не наспех попробует его читать.  Ведущий 1:  Художник и мыслитель, блестящий публицист и литературный критик, известный   русский   прозаик   и   памфлетист,   талантливый   журнальный   редактор   и организатор молодых творческих сил, он был одним из самых замечательных деятелей русской литературы. Ведущий   2:  Михаил   Евграфович   родился   в   январе   1826   года   в   селе   Спас­Угол Тверской   губернии.     Отец   писателя,   Евграф   Васильевич,   был   потомственным дворянином, а мать, Ольга Михайловна Забелина, из купеческой семьи. Ведущий1:  Очень   рано   началось   самовоспитание   будущего   писателя.   Картины крепостной   жизни,   которые   невольно   пришлось   наблюдать   ему   в   имении   отца, воспринимались дворянским мальчиком как всеобщее зло, как позор, оскорбляющий личное достоинство, как нарушение христианских заповедей. Ведущий 2:  Их он усвоил с раннего детства, знал наизусть многое из Священного Писания. Во многом благодаря Евангелию будущий писатель начал осознавать себя человеком,  вышел   из   состояния  прозябания  и,  что   очень   важно,  научился   видеть  в других, даже в дворовых холопах, полноценных, равнозначных дворянам людей. Ведущий1: Впечатления от «Страстного чтения» Нового завета было противоречивым: после   священных   библейских   слов   о   равенстве   и   человеколюбии   мысли   невольно переносились к конкретной действительности, в девичью, в застольную, где задыхались десятки поруганных и замученных человеческих существ. Ведущий 2:    Все наблюдения, полученные молодым Салтыковым в родовом имении своего отца в самый разгар крепостного права, легли в основу многих его будущих произведений.   Именно   с тех пор     и началось самовоспитание Михаила, в процессе которого воля была неотрывна от гуманных устремлений, а чувство справедливости сочеталось с бойцовскими качествами. Ведущий1:  Михаил   получил   хорошее   домашнее   образование,   несмотря   на   то,   что имение Салтыковых находилось в глухом и малокультурном месте. С ним занимались приглашённые учителя, и уже к шести годам будущий писатель бегло разговаривал на немецком и французском языках, умел читать и писать. В 10 лет мальчика приняли пансионером в Московский дворянский институт, и уже через два года его перевели в Царскосельский лицей. Творческий воздух этого заведения оказал свое влияние и на Михаила Салтыкова, он начинает писать стихи. Ведущий   2:  В   течение   всех   шести   лет   пребывания   в   Лицее   его   объявляли «продолжателем Пушкина», то есть первым учеником по русской литературе. Впервые в   печати   Салтыков­Щедрин   выступил   в   1841   году   со   стихотворением   «Лира». Юношеская лирика носила заметные следы подражания Байрону, Гейне, Лермонтову. И Салтыков   не   любил   вспоминать   о   ней.    Однако   в   стихах   лицеиста   Салтыкова   уже пробивались искренние романтико­протестующие настроения, созвучные мотивам этих великих поэтов. Ведущий 1: По окончании лицея Салтыков служил чиновником в канцелярии Военного министерства. Здесь он столкнулся с жестокостью армейской службы, равносильной, а иногда   и   превосходившей   жестокость   помещиков­крепостников,   будущий   писатель делает вывод, что везде «долг, везде принуждение, везде скука и ложь». Ведущий   2:  Михаилу   интересна   совершенно   другая   жизнь.   Кругом   его   общения становятся   литераторы,   ученые,   философы,   военные,   которых   объединяет антикрепостническое   настроение.     Первые   повести   начинающего   писателя   испугали власти своей острой социальной проблемой, и Михаила Салтыкова выслали в Вятку как неблагонадежное лицо. Ведущий1:  Здесь   он   прожил   более   восьми   лет:   служил   советником   в   губернском правлении, часто совершал поездки по губернии. Пребывание в провинции принесло свою пользу: Салтыков­Щедрин лучше узнал крестьян, их быт, жизнь мелких городов, смог   вплотную   познакомиться   с   жизнью   чиновников.   Собственные   наблюдения писатель позже отразил в своих произведениях – повестях и сказках. Ведущий 2: После смерти императора Николая I, Михаил Евграфович возвращается в Петербург   и   начинает   вплотную   заниматься   литературой.   Вышедшие   в   1857   году «Губернские очерки» сразу получили огромную популярность, а имя Салтыкова под псевдонимом Николай Щедрин стало известно всей читающей и думающей России. Ведущий 1: Его талант проявил себя в трудное для России время, когда общественные, политические  и экономические  противоречия разъедали  страну изнутри, и разлад  в обществе достиг апогея. Ведущий 2:  «Щедрин шёл в ногу с жизнью, ни на шаг не отставая от неё, он пристально смотрел в лицо ей и – горько пророчески хохотал над всеми и всем. Это не смех Гоголя, а нечто гораздо более оглушительное, правдивое, более глубокое и могучее», сказал о нём М. Горький Ведущий   1:  Появление   сатирических   произведений   было   неизбежно.   Но   только единицы   смогли   раскрыть   свой   талант   в   полной   мере.   Беспощадная   цензура   не оставляла ни малейшей возможности высказать свое мнение о ситуации в России, если оно противоречило правительственному.  Ведущий   2:   Для   Салтыкова­Щедрина   проблема   цензуры   стояла   очень   остро, конфликты   с   ней   были   постоянными.  Чтобы   его   произведения   печатались   и   были прочитаны, он изобрёл сильнейшее оружие ­  «эзопов язык». Ведущий 1:  «Эзопов язык »?  Интересно…Что за язык такой? Никогда не слышала. Ведущий 2:               Но ты,   наверное,   обратила внимание, когда читала сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина, что они немножко странные, мудрёные. В них присутствует необычная,   можно   сказать,     странная   фантастика,   которая   постоянно   чередуется   с точным описанием реальных человеческих отношений определённой эпохи.   Ведущий   1:  Да,   конечно,   я   это   заметила.   В   сущности,     это   не   фантастика,   а иносказание. Сатирик хочет, чтобы читатель это   понял. Для этого он и ведёт свой рассказ   по­особому.   Начнёт   как   заправский   сказочник,   да   вдруг   огорошит   таким словом, какого ни от одного сказочника никогда не услышишь.   Ведущий 2: Ну, вот эту­то свою манеру сам Щедрин и называл  «рабьей манерой» или «»эзоповым языком», по имени древнегреческого баснописца Эзопа, подчёркивая этим, что иносказание его вынужденное, что ему не дают прямо  высказать свои мысли. (Ведь Эзоп,  по преданию, был рабом и  вынужден был говорить   намёками, чтобы прямою речью не разгневать своего господина). Ведущий 1:  Ну, коль мы заговорили   о творческой манере М.Е.Салтыкова­Щедрина, давай   уж   перейдём к   самим произведениям, чтобы   ребята убедились, что   сказки Салтыкова ­ Щедрина не похожи на обычные сказки,  и захотели сами прочитать их и получить удовольствие. Ведущий 2:  Согласна. Ведь именно в них писатель широко использует этот самый «эзопов  язык».    Он (язык)    не  только  оборонял  писателя  от  цензуры, но  придавал особую   остроту   и   меткость   его   сатире.   Мастерство   Щедрина­сатирика   проверено самым строгим и беспристрастным критиком – временем. Образы его сказок вошли, как бы, в самый состав русского языка. (премудрые пескари, глуповцы, помпадуры и т. д.   ).   Нескончаемое   множество   других   щедринских   образов   превратились   в нарицательные   образы­символы.   Сказки   –   это   возможность   писателя   говорить   на запретные   темы.   Язык   сказок   точен,   ярок,   образен,   что   позволяет   понятно   и   ёмко донести до читателя “главные” мысли автора. Ведущий   1:    Особенность     сказок     Щедрина   заключается   в   том,   что   писатель изображает   не   добрых   и   злых   сказочных   героев,   а   мужественно   и   блистательно обличает   дикую   власть,   воюющую   с   прогрессом   и   своим   народом,   показывает противостояние двух социальных сил: трудовой народ и его эксплуататоров. И главное зло, которое осуждает автор в своих сказках,   ­ это крепостное право. Ведущий 2: Книгу сказок М. Е. Салтыков­Щедрин писал с перерывом на протяжении восемнадцати лет. Первые три сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик» – были написаны в 1869 году и тогда же опубликованы в журнале «Отечественные записки». Ведущий 1: Всего М. Е. Салтыковым­Щедриным написано 32 сказки. Их появление в печати стало возможным только после революции 1905 года. А сказка «Богатырь» была напечатана лишь в 1922 году. Ведущий 2: Герои сказок   чаще всего животные и птицы. Каждое животное наделено устойчивыми качествами характера: волк жаден и жесток, лиса коварна и хитра, заяц труслив,   щука   хищна   и   прожорлива,   осел   беспросветно   туп,   а   медведь   глуповат   и неуклюж. Господствующие классы представлялись  злыми хищниками, безжалостными мучителями. А Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем «мужик»).  Ведущий 1:  Символом   замученной  крестьянской  России  является  образ   Коняги  из одноименной сказки. Благодаря Коняге растет хлеб на необъятных полях России, но сам он не имеет права есть этот хлеб. Его удел – вечный каторжный труд Ведущий   2:  Салтыков­Щедрин   охотно   пользовался   традиционными   приемами народного творчества. Сказки у него зачастую начинаются, как и народные, словами «жили да были», «в некотором царстве, в некотором государстве». Часто встречаются пословицы и поговорки: «Конь  бежит ­  земля  дрожит», «Двум  смертям  не  бывать, одной   не   миновать».   Очень   сближает   сказки   Щедрина   с   народными   традиционный прием повторения: «все дрожал, все дрожал...», замены: «Жили да были два генерала... по щучьему велению, по моему хотению очутились на необитаемом острове...». Ведущий   1:  Часто   встречаются   присказки   («по   щучьему   велению»,   «ни   в   сказке сказать, ни пером описать»); характерные для народной речи обороты («думал­думал», «сказано­сделано»);   приближенные   к   народному   языку     преувеличения,   гротеск, гипербола: один из генералов съедает другого; «дикий помещик», как кошка, в один миг взбирается на дерево, мужик варит суп в пригоршне. Как и в народных сказках, чудесное   происшествие   завязывает   сюжет:   два   генерала   «вдруг   оказались   на необитаемом острове»; по милости божьей «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика». Ведущий 2: Салтыков­Щедрин не копировал народную сказку, а внес в нее свое, новое. Прежде   всего,   образ   автора.   За   маской   наивного   балагура   скрыта     саркастическая усмешка     беспощадного     сатирика.   Совершенно   иначе,   чем   в   народной   сказке, нарисован   образ   мужика.   В   фольклоре   мужик   обладает   сметливостью,   ловкостью, неизменно   побеждает   барина.   В   сказках   Салтыкова­Щедрина   отношение   к   мужику неоднозначно. Часто именно он остается в дураках, несмотря на свою сметливость, как в сказке «Как один мужик двух генералов прокормил». Ведущий 1: За все хорошее, для них сделанное, они его «тунеядцем» «потчуют», велят свить веревочку, которой его привязывают, чтоб не сбежал, да напоследок «щедро» одаривают рюмкой водки и пятаком серебра. Автор «Повести…» горько смеется над долготерпением мужика (русского народа), раболепно служащего «господам» и в то же время резко осуждает представления о мужике (народе) как вечной и неколебимой опоре власти, государства: он верный, он вывезет, он сдюжит. Ведущий   2:  Ещё   одно   отличие   сказок     от   народных   состоит   в   том,   что   в   них переплетаются фантастическое с реальным и даже исторически достоверным. Так,  В сказке «Медведь на воеводстве» развертывается беспощадная критика самодержавия в любых   его   формах.   Рассказывается   о   царствовании   в   лесу   трех   воевод­медведей, разных по характеру: злого сменяет ретивый, а ретивого ­ добрый. Но эти перемены никак не отражаются на общем состоянии лесной жизни. Ведущий 1:   Обличению паразитической сущности господ посвящена сказка о диком помещике.   В   ней   Щедрин   показывает,   до   чего   может   опуститься   богатый   барин, оказавшийся   без   слуг,   как   беспомощен   богатый   без   простого   мужика,   как   он неприспособлен   и   никчемен.   Этой   сказкой   автор  выразил   свою   оценку   реформы «освобождения»  крестьян   от   крепостной   зависимости   в  1861  году,  пореформенных отношений дворян и разоренного крестьянства.   Ведущий 2: Представители народа в сказках Щедрина горько размышляют над самой системой общественных отношений в России. Все они ясно видят, что существующий строй обеспечивает счастье только богатым. Вот почему сюжет большинства сказок построен на жестокой классовой борьбе. Никакого мира не может быть там, где один класс живет за счет другого.  Ведущий 1: Писатель по существу создал новый жанр ­ политическую сказку. Жизнь русского   общества   второй   половины   XIX   века   запечатлелась   в   богатейшей   галерее персонажей. Щедрин  коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции. Ведущий 2:   Вот такие необычные «Сказки для детей изрядного возраста» написал замечательный   писатель   Михаил   Евграфович   Салтыков   _Щедрин.     Ребята,   вам понравился наш рассказ? Тогда отправляйтесь в библиотеку. Сборник сказок ждёт вас  Ведущий1: Закончим нашу передачу стихотворением, написанным на смерть Михаила Евграфовича Салтыкова­Щедрина: 28   апреля   (10   мая)1889   года   Салтыкова­Щедрина   не   стало.   Через   2   недели   после смерти   поэт   А.   М.   Жемчужников   посвятил   его   памяти   строки,   вдохновлённые ”забытыми словами” Преемника тебе не видим мы пока. Чей смех так зол? И чья душа так человечна? О, пусть твоей души нам память будет вечна, Земля ж могильная костям твоим легка! Ты, правдой прослужив весь век своей Отчизне, Уж смерти обречён, дыша уже едва, Нам вспомнить завещал: средь пошлой нашей жизни, Забытые слова.  В   конце   жизни   Салтыков­Щедрин   обдумывал   тему   “забытых   слов”:   “Были,   знаете, слова: ну, совесть, отечество, человечество… другие там ещё. А теперь потрудитесь­ка их поискать! Надо же напомнить…”. Но не успел.

Внеклассная работа по предмету. Сценарий школьной телепередачи на тему: "Сказки бывают разные...", посвящённой творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Внеклассная работа по предмету. Сценарий  школьной телепередачи  на тему: "Сказки бывают разные...", посвящённой творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Внеклассная работа по предмету. Сценарий школьной телепередачи на тему: "Сказки бывают разные...", посвящённой творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Внеклассная работа по предмету. Сценарий  школьной телепередачи  на тему: "Сказки бывают разные...", посвящённой творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Внеклассная работа по предмету. Сценарий школьной телепередачи на тему: "Сказки бывают разные...", посвящённой творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Внеклассная работа по предмету. Сценарий  школьной телепередачи  на тему: "Сказки бывают разные...", посвящённой творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Внеклассная работа по предмету. Сценарий школьной телепередачи на тему: "Сказки бывают разные...", посвящённой творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Внеклассная работа по предмету. Сценарий  школьной телепередачи  на тему: "Сказки бывают разные...", посвящённой творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Внеклассная работа по предмету. Сценарий школьной телепередачи на тему: "Сказки бывают разные...", посвящённой творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Внеклассная работа по предмету. Сценарий  школьной телепередачи  на тему: "Сказки бывают разные...", посвящённой творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Внеклассная работа по предмету. Сценарий школьной телепередачи на тему: "Сказки бывают разные...", посвящённой творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Внеклассная работа по предмету. Сценарий  школьной телепередачи  на тему: "Сказки бывают разные...", посвящённой творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Внеклассная работа по предмету. Сценарий школьной телепередачи на тему: "Сказки бывают разные...", посвящённой творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Внеклассная работа по предмету. Сценарий  школьной телепередачи  на тему: "Сказки бывают разные...", посвящённой творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2018