Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов: закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.o Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.
Внеклассная работа "Вода источник жизни" 3 класс.
Цель: формирование знаний у детей о свойствах воды, о значении воды для человека.
Задачи:
Образовательные:
o Познакомить детей со свойствами воды:
без цвета, прозрачная, без запаха, без
вкуса.
o Совершенствовать знания детей о
значении воды в жизни человека.
o Обучать детей навыкам проведения
лабораторных опытов: закреплять
умения работать с посудой, соблюдать
необходимые меры безопасности.
Воспитательные:
o Развивать социальные навыки: умение
работать в группе, учитывать мнение
партнера, отстаивать собственное
мнение, доказывать свою правоту,
прививать бережное отношение к воде.
Развивающие:
o Активизировать и обогащать словарь
детей существительными,
прилагательными, глаголами по теме
занятия.
o Учить отгадывать загадки.
Вода в разных состояниях (жидком, твердом,
парообразном).
Фотографии, картинки, рисунки с
изображением различных природных
водоемов, рисунки на тему: «Значение воды»
Глобус.
Схемы.
Оборудование:Предварительная работа:
Предложить детям в течение всего дня запоминать, где и какую они видели воду (в
помещении, на прогулке); как они ее использовали. Много ли им потребовалось воды? В
конце дня обсудить результаты наблюдений, записать их.
На следующий день повторить обсуждение результатов наблюдений, предложить детям
подумать, где еще можно обнаружить воду.
– Для чего мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем вещи, моем пол,
поливаем растения, варим еду, поим обитателей живого уголка и т.п.). Важно, чтобы
дети почувствовали, как часто нам нужна вода. Без нее мы не можем прожить. Пусть они
представят, что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла.
Чтение рассказов, сказок познавательного характера о воде.
Методы и приёмы:
1. Игровой (появление почтальона, сюрпризный момент).
2. Наглядный (схемы, символы).
3. Практический (опыты)
4. Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).
I. Организационный момент
ХОД ЗАНЯТИЯ
– Ребята! Чтобы узнать, что мы с вами будем изучать, вам надо отгадать загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
– Действительно мы будем говорить о воде.
– Для чего нужна вода?
– Как она нам помогает?
II. Повторение
– Давайте с вами вспомним, где мы видели воду и как ее использовали?
При этом можно использовать иллюстрации, где присутствует вода (поливка цветов,
приготовление пищи, умывание).
(Ответы детей)
– Молодцы, все вспомнили, но это лишь малая часть. Давайте рассмотрим с вами глобус,
это модель нашей Земли. На нем синем цветом обозначена вода, а коричневым суша.
– Какого цвета на глобусе больше?
– Покажите все, что выделено этим цветом?
– Мы с вами видим, что на земном шаре воды больше, чем суши. Это океаны, моря, реки,
озера. В реках, озерах, вода без вкуса (если она чистая). Она называется пресной. В морях и
океанах вода соленая.Кажется, что воды на Земле много – вон, сколько голубой краски на глобусе! Но воды,
которая нужна человеку, на самом деле очень мало.
– Какую воду мы пьем? (Соленую или пресную?)
Человек не может пить соленую воду, а ее–то как раз на Земле намного больше, чем
пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы
утолить жажду.
– Найдите на глобусе участки желтого цвета.
Это пустыни, где очень мало воды, поэтому там редко живут люди. Без пищи человек
может прожить несколько недель, а без воды – всего 3 дня.
Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например, берем из
крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную, и она загрязняет
водоемы. Значит, воду надо беречь.
III. Основная часть.
Стук в дверь входит почтальон:
– Я случайно услышал, вы говорите о воде, значит это письмо для вас.
– Интересно от кого это письмо. Давайте, прочитаем:
“Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили
дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас
превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала
косу, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться.
И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела
признавать в капельке и “паринке” родных сестер”.
– Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры.
– Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят?
Представьте, что наша комната научноисследовательская лаборатория. Чтобы доказать,
что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды.
Мы сейчас проведем опыты.
Физкультминутка.
Вспоминаем правила работы с водой (дети повторяют слова за воспитателем и
выполняют действия по тексту):
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Тряпка под рукой всегда,
Фартук – друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.
(Дети готовятся к проведению экспериментов с водой, закатывают рукава и
надевают фартуки.)
Проведение опытов (практическая часть)Опыт №1: “Вода не имеет формы”
Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя (воспитатель
показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой
посуды).
– Что можно сказать о форме воды? Вода не имеет формы.
На доску вывешивается схема.
Опыт №2: “Вода жидкая, может течь”
Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного
стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”. Вывод: вода жидкая, льется.
На доску вывешивается схема.
Опыт №3: “Вода прозрачная”
Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим
цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что
вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная,
прозрачная). Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через
стакан с водой на чтонибудь: текст, рисунок, на соседа).
На доску вывешивается схема.
Опыт №4: “У воды нет вкуса”
Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки,
помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду
соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.
Вывод: вода не имеет вкуса.
На доску вывешивается схема.
Опыт №5: “У воды нет запаха”
Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями
квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод:
вода не имеет запаха.
На доску вывешивается схема.
Опыт №6: “Лед – твердая вода”
Предложить детям принести сосульки, разных размеров. И проследить, какая быстрее
растает.
Можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду в
холодильнике. Вывод: лед, снег – тоже вода.
На доску вывешивается схема.
Опыт №7: “Пар – это тоже вода”
Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и
стекло. Показать, что пар – это тоже вода.На доску вывешивается схема.
Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры?
Мы с вами провели опыты, из которых мы увидели, что капелька, снежинка, и «паринка»
родные сестры.
IV. Обобщение
– Давайте подойдем к доске и с помощью наших картинокпомощников (схем) повторим
все свойства воды:
1) вода не имеет формы
2) вода жидкая, льется
3) вода прозрачная
4) вода безвкусная
5) вода без запаха
6) лед – твердая вода
7) пар – это тоже вода
– А сестричкам мы с вами отправим эту фотографию, на которой вода изображена в трех
ее состояниях: водопад – это сестра – капелька, облако – это сестра «паринка», а снег в
горах – это сестра снежинка. Я думаю, что сестрички обязательно помирятся.
V. Итог
– Мы сегодня с вами многое узнали о воде. Скажите мне ребята, вот воды на земном шаре
много, но разве она вся пригодна для использования ее человеком? (Ответы детей)
– Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода.
А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно
беречь.