Внеклассное чтение 4 класс "Жизнь дана на добрые дела"
Оценка 5

Внеклассное чтение 4 класс "Жизнь дана на добрые дела"

Оценка 5
docx
05.12.2020
Внеклассное чтение 4 класс "Жизнь дана на добрые дела"
Интегрированный урок-конференция.docx

 Внеклассное чтение 4 класс

Тема: Жизнь дана на добрые дела. (По сказке В. П. Катаева Цветик-семицветик»)

Цель: формировать представление о внутреннем мире человека, раскрыть моральное содержание доброты; повышать у ребят интерес к книге, знаниям; развивать навыки выразительного чтения, пересказа; умение осмыслить духовные ценности; дать оценку злым и жестоким поступкам людей; воспитывать желание делать добро.

Оборудование: портрет В. Катаева, выставка книг писателя, проектор, компьютер, иллюстрации к сказке.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1. Беседа учителя.

- Ребята, посмотрите на доску и расшифруйте тему нашего сегодняшнего урока

                                 «ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА»

- Молодцы, вы быстро справились с этим заданием!

(Звучит тихая музыка)

- У каждого человека есть свои моральные ценности - это то, что он больше всего ценит в жизни, что для него самое святое, чем он руководствуется в своих поступках. А люди, которые нас окружают, оценивают наши поступки, видят в них добро или зло.

- Давайте себе представим, что утром с вами никто не поздоровался, не пожелал доброго дня, не улыбнулся. Как вы будете себя чувствовать?

(Ответы детей)

- Правильно, вам было бы грустно, неприятно, одиноко.

- Почему же нам хорошо, когда другие дарят нам добро?!

- Правильно, мы чувствуем себя счастливыми.

2.     Тренинг. Подготовка к восприятию нового материала.

- Давайте повернемся друг к другу, улыбнемся и пожелаем доброго дня, хорошего, интересного урока, отличных оценок. Как вы теперь себя чувствуете? Улучшилось настроение?

(Ответы детей).

А ведь и правда, как говорится в пословице «Доброта творит чудеса». Сейчас ваши глаза наполнены счастьем, радостью и добротой.

- А можете ли вы дать определение «доброте»

(«Доброта - это свет души» и т.п.)

- Ребята, это сделать непросто. Поэтому, наш урок будет посвящен этой проблеме. А рассмотрим мы ее в ходе урока внеклассного чтения. Эпиграфом урока будет стихотворение Л. Забашты «Людина починається з добра»

Людина починається з добра,

Із ласки і великої любові,

Із батьківської хати і двора,

З поваги, що звучить у кожнім слові:

Людина починається з добра,

З уміння співчувати, захистити,

Це зрозуміти всім давно пора,

Бо ми прийшли у світ добро творити.

Людина починається з добра,

Із світла, що серця переповняє.

Ця істина, як світ, така стара

Ай досі на добро нас надихає.

 

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1.     Знакомство с творчеством В. Катаева.

- Сегодня наш урок можно назвать праздником. Ведь встреча с интересной книгой это всегда праздник.

-Какую книгу вы принесли на урок? Покажите мне ее, пожалуйста. Как она называется? Кто автор?

(Ответы детей)

- Правильно, Валентин Петрович Катаев - замечательный советский писатель. Он написал много книг для детей. С некоторыми из них вы познакомитесь в старших классах, другие прочитаете сами. Я уверена, что вам захочется это сделать.                 В.П. Катаев написал много сказок для малышей. Об одной из них мы сегодня побеседуем.

А пока наши специальные корреспонденты подготовили краткий обзор биографии В.П. Катаева.

1ученик:   Родился Валентин Петрович в 1897 году, в г. Одессе. Город на Черном мореглубоко вошел в его произведения. Одесса в то время была одним из самых культурных литературных центров. Валентин Петрович был знаком с такими писателями, как Бунин, Паустовский, Маяковский.

2 ученик:    Семья Катаева была очень интеллигентной и культурной. Его отец окончилНовороссийский университет и был учителем. Мать увлекалась русской и украинской литературой.

3 ученик:      Валентин Петрович Катаев начал писать для детей в 1925 году. Первыми его произведениями были стихотворения «Бабочка», «Война спичек», «Маленькая повесть», «Приключения паровоза».

4 ученик: Позже для малышей Катаев написал сказки «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик». По таким произведениям, как «Белеет парус одинокий», «Сын полка» поставлены кинокартины.

Учитель:    - А кто из вас прочитал эту книгу? (Показываю «Цветик-семицветик). Все прочитали. Молодцы. Эта книга была написана в 1940 году. Ей уже 80 лет. А когда я была такой как вы, я с удовольствием прочитала эту книгу и полюбила ее. Она, наверное, понравилась и вам, и вашим родителям, братьям, сестрам. Большинство детей полюбили и мультфильмы, созданные по этой книге. В чем же секрет этой сказки? Сейчас мы с вами узнаем.

2.     Работа с выставкой книг.

Учитель: - Перед вами выставка книг В.П. Катаева. Вот книги «Цветик - семицветик». Только изданы они в разное время, иллюстрированы разными художниками. (Рассматриваем книги, сравниваем и приходим к выводу, что самая красивая книга, изданная в 1982 году; она большая, в ней яркие иллюстрации).

3.     Работа над содержанием книги (обмен мнениями, диспут).

А) беседа учителя:

Учитель:   - Почему книга называется «Цветик - семицветик»? (Добиваюсь от детей полных ответов).

- В подзаголовке написано, что это сказка. Докажите. (Дети говорят о фее, волшебстве, счастливом конце сказки).

- Прежде, чем мы будем читать, обсуждать содержание книги, мы выполним подготовительные упражнения:

а) произношение гласных звуков на одном вдохе.

б) чистоговорка

в) прочтем стихотворение активным чтением.

Хорошая книжка

Привыкла к почтению,

И тот получает Отлично по чтению,

Кто с детства любитель

Большой почитать,

И книжки, как старших

Привык почитать

Б) Словарная работа:

1. Языковед: Папанинцы – этоучастники первой советской научно-исследовательской экспедиции на дрейфующей (отдельно плавающей) льдине в Северном Ледовитом океане.

2. Языковед: «Зевать по сторонам» - быть невнимательным.

В) Пересказ отдельных частей сказки:

Учитель:    -Итак, ребята, кто помнит начало сказки (Один ученик начинает, другой продолжает до встречи Жени с волшебницей).

                     -Значит Женя оказалась в незнакомом месте и встретилась с незнакомой старушкой. (Показываю рисунок).

Сценка:       Выходит Женя и плачет: «Что же делать? Как я попаду домой? Что же мне делать?».Выходит волшебница: «Девочка, как тебя зовут? Успокойся. Я тебе помогу! Денег у меня нет и баранок тоже, но я подарю тебе цветок». Старуха шепчет что-то Жене на ухо. Слышен радостный Женин крик: «Спасибо тебе, добрая волшебница».

Учитель: - Ребята, что сказала волшебница по секрету Жене. (Дети говорят о том, что Женя получила волшебный цветок и узнала, как им пользоваться).

-А кто из вас знает эти волшебные слова?

- Так много желающих. Тогда давайте все вместе произнесем эти слова. (Произносят хором).

- Что же произошло потом? (Дети пересказывают отрывок до встречи с белыми медведями).

Г) Выборочное чтение.

Учитель: - Найдите и прочитайте, как автор описывает белых медведей.

- Что сделала Женя с оранжевым лепестком?

- А какие игрушки прибежали к Жене? (Читаем хором).

Физкультминутка.

Учитель: - Ребята, вы устали, давайте отдохнем и споем песенку Кота Леопольда, ведь она учит добру.

Е) Создание проблемной ситуации.

Учитель: - И вот Женя увидала, что остался один - единственный лепесток. А сколько лепестков уже использовано? (Вспоминают о том, куда были потрачены лепестки. Дети показывают, а учитель отрывает от цветка лепестки и прикрепляет их к доске).

- Да. Действительно, шесть.

- О чем задумалась Женя? (Дети находят этот эпизод и зачитывают до слов, когда Женя встретилась с мальчиком).

Учитель зачитывает слова «Женя быстро отвернулась, оторвала последний лепесток и дрожащим голосом запела (дети хором) «Лети, лети лепесток...»

-Чем заканчивается сказка? (Мальчик Витя выздоровел).

IV.    ИТОГ РАБОТЫ.

1.     Беседа учителя.

Истрачены 7 лепестков. Женя загадала 7 желаний. Какое желание на ваш взгляд было самым важным? (Дети безошибочно определяют, что седьмое желание, т.к. шесть лепестков были истрачены на себя, а последний на то, чтобы помочь другому человеку в беде.

Учитель:     - Посмотрите, ребята, на эту иллюстрацию. Какому эпизоду сказки она соответствует?

                         - А эта?

                         - Какой эпизод сказки вам показался самым смешным? Самым грустным? Самым радостным?

2. Работа в группах.

Учитель:  - Ребята, у каждой из ваших групп есть пословицы. Подумайте, какие из них подходят к теме нашего урока и выражают основную мысль сказки. (Представители групп анализируют пословицы).

«Жизнь дана на добрые дела»

«У человека с добрым сердцем светлая душа»

«Добро делай и самому хорошо будет»

«И добро нужно делать с умом».

-Ребята, а какие дела можно назвать добрыми? (Технология «Микрофон»). Давайте все вместе раскроем понятие слов «добро», «доброта» (Дети зачитывают понятия ,записанные на доске.)

3. Логическое задание.

Ассоциативный куст.

Учитель:         - Перед вами ребус «SMS - сообщения». Пользуясь приведенным цифробуквенным кодом, расшифруйте понятие.

1

2

3

АБВ

ГДЕ

ЖЗ

4

5

6

ИЙ

КЛМ

НОП

7

S

9

РСТ

УФХ

ЦЧШЩ

 

0

 

 

ЫЬЭЮЯ

 

 

Давайте попробуем к этому слову подобрать ассоциативные понятия.

Добрая улыбка                   добрые дела                добрые глаза

Добрые слова                            ДОБРО               доброе сердце

Добрые руки                              добрая душа

 

Учитель:        - Посмотрите, у доброго человека все доброе.

 - А теперь скажите, обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? (Нет достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим, а не ждать, когда тебя об этом попросят).

- Ребята, волшебница вам хочет что-то сказать. (Звучит музыка).

Волшебница: - Сейчас мы с Женей подарим вам по волшебному лепестку. Вы можете загадать по одному желанию, и оно обязательно сбудется.

 

 

 

4.     Рефлексия. Игра «Колечко доброты». Оценивание.

Учитель: - Ребята, вы все сегодня хорошо поработали на этом уроке (Оцениваю). Хочется верить, что вы стали добрее. И у вас появилось желание делать добрые дела. Фея предлагает сыграть в одну интересную игру, которая называется «Колечко доброты». Правила игры: дети встают в круг. Фея легонько касается ладошек каждого ученика. Кому-то опускает в руки колечко и говорит: «Кто сегодня всех добрей, выходи сюда скорей!». Ученик выходит и говорит добрые слова о своем соседе.


 

Скачано с www.znanio.ru

Внеклассное чтение 4 класс Тема:

Внеклассное чтение 4 класс Тема:

Давайте себе представим, что утром с вами никто не поздоровался, не пожелал доброго дня, не улыбнулся

Давайте себе представим, что утром с вами никто не поздоровался, не пожелал доброго дня, не улыбнулся

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Позже для малышей Катаев написал сказки «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»

Позже для малышей Катаев написал сказки «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»

Хорошая книжка Привыкла к почтению,

Хорошая книжка Привыкла к почтению,

Учитель: - Ребята, что сказала волшебница по секрету

Учитель: - Ребята, что сказала волшебница по секрету

Чем заканчивается сказка? (Мальчик

Чем заканчивается сказка? (Мальчик

АБВ ГДЕ ЖЗ 4 5 6

АБВ ГДЕ ЖЗ 4 5 6

Рефлексия. Игра «Колечко доброты»

Рефлексия. Игра «Колечко доброты»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2020