Внеклассное чтение 4 класс
Тема: Жизнь дана на добрые дела. (По сказке В. П. Катаева Цветик-семицветик»)
Цель: формировать представление о внутреннем мире человека, раскрыть моральное содержание доброты; повышать у ребят интерес к книге, знаниям; развивать навыки выразительного чтения, пересказа; умение осмыслить духовные ценности; дать оценку злым и жестоким поступкам людей; воспитывать желание делать добро.
Оборудование: портрет В. Катаева, выставка книг писателя, проектор, компьютер, иллюстрации к сказке.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Беседа учителя.
- Ребята, посмотрите на доску и расшифруйте тему нашего сегодняшнего урока
«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА»
- Молодцы, вы быстро справились с этим заданием!
(Звучит тихая музыка)
- У каждого человека есть свои моральные ценности - это то, что он больше всего ценит в жизни, что для него самое святое, чем он руководствуется в своих поступках. А люди, которые нас окружают, оценивают наши поступки, видят в них добро или зло.
- Давайте себе представим, что утром с вами никто не поздоровался, не пожелал доброго дня, не улыбнулся. Как вы будете себя чувствовать?
(Ответы детей)
- Правильно, вам было бы грустно, неприятно, одиноко.
- Почему же нам хорошо, когда другие дарят нам добро?!
- Правильно, мы чувствуем себя счастливыми.
2. Тренинг. Подготовка к восприятию нового материала.
- Давайте повернемся друг к другу, улыбнемся и пожелаем доброго дня, хорошего, интересного урока, отличных оценок. Как вы теперь себя чувствуете? Улучшилось настроение?
(Ответы детей).
А ведь и правда, как говорится в пословице «Доброта творит чудеса». Сейчас ваши глаза наполнены счастьем, радостью и добротой.
- А можете ли вы дать определение «доброте»
(«Доброта - это свет души» и т.п.)
- Ребята, это сделать непросто. Поэтому, наш урок будет посвящен этой проблеме. А рассмотрим мы ее в ходе урока внеклассного чтения. Эпиграфом урока будет стихотворение Л. Забашты «Людина починається з добра»
Людина починається з добра,
Із ласки і великої любові,
Із батьківської хати і двора,
З поваги, що звучить у кожнім слові:
Людина починається з добра,
З уміння співчувати, захистити,
Це зрозуміти всім давно пора,
Бо ми прийшли у світ добро творити.
Людина починається з добра,
Із світла, що серця переповняє.
Ця істина, як світ, така стара
Ай досі на добро нас надихає.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. Знакомство с творчеством В. Катаева.
- Сегодня наш урок можно назвать праздником. Ведь встреча с интересной книгой это всегда праздник.
-Какую книгу вы принесли на урок? Покажите мне ее, пожалуйста. Как она называется? Кто автор?
(Ответы детей)
- Правильно, Валентин Петрович Катаев - замечательный советский писатель. Он написал много книг для детей. С некоторыми из них вы познакомитесь в старших классах, другие прочитаете сами. Я уверена, что вам захочется это сделать. В.П. Катаев написал много сказок для малышей. Об одной из них мы сегодня побеседуем.
А пока наши специальные корреспонденты подготовили краткий обзор биографии В.П. Катаева.
1ученик: Родился Валентин Петрович в 1897 году, в г. Одессе. Город на Черном мореглубоко вошел в его произведения. Одесса в то время была одним из самых культурных литературных центров. Валентин Петрович был знаком с такими писателями, как Бунин, Паустовский, Маяковский.
2 ученик: Семья Катаева была очень интеллигентной и культурной. Его отец окончилНовороссийский университет и был учителем. Мать увлекалась русской и украинской литературой.
3 ученик: Валентин Петрович Катаев начал писать для детей в 1925 году. Первыми его произведениями были стихотворения «Бабочка», «Война спичек», «Маленькая повесть», «Приключения паровоза».
4 ученик: Позже для малышей Катаев написал сказки «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик». По таким произведениям, как «Белеет парус одинокий», «Сын полка» поставлены кинокартины.
Учитель: - А кто из вас прочитал эту книгу? (Показываю «Цветик-семицветик). Все прочитали. Молодцы. Эта книга была написана в 1940 году. Ей уже 80 лет. А когда я была такой как вы, я с удовольствием прочитала эту книгу и полюбила ее. Она, наверное, понравилась и вам, и вашим родителям, братьям, сестрам. Большинство детей полюбили и мультфильмы, созданные по этой книге. В чем же секрет этой сказки? Сейчас мы с вами узнаем.
2. Работа с выставкой книг.
Учитель: - Перед вами выставка книг В.П. Катаева. Вот книги «Цветик - семицветик». Только изданы они в разное время, иллюстрированы разными художниками. (Рассматриваем книги, сравниваем и приходим к выводу, что самая красивая книга, изданная в 1982 году; она большая, в ней яркие иллюстрации).
3. Работа над содержанием книги (обмен мнениями, диспут).
А) беседа учителя:
Учитель: - Почему книга называется «Цветик - семицветик»? (Добиваюсь от детей полных ответов).
- В подзаголовке написано, что это сказка. Докажите. (Дети говорят о фее, волшебстве, счастливом конце сказки).
- Прежде, чем мы будем читать, обсуждать содержание книги, мы выполним подготовительные упражнения:
а) произношение гласных звуков на одном вдохе.
б) чистоговорка
в) прочтем стихотворение активным чтением.
Хорошая книжка
Привыкла к почтению,
И тот получает Отлично по чтению,
Кто с детства любитель
Большой почитать,
И книжки, как старших
Привык почитать
Б) Словарная работа:
1. Языковед: Папанинцы – этоучастники первой советской научно-исследовательской экспедиции на дрейфующей (отдельно плавающей) льдине в Северном Ледовитом океане.
2. Языковед: «Зевать по сторонам» - быть невнимательным.
В) Пересказ отдельных частей сказки:
Учитель: -Итак, ребята, кто помнит начало сказки (Один ученик начинает, другой продолжает до встречи Жени с волшебницей).
-Значит Женя оказалась в незнакомом месте и встретилась с незнакомой старушкой. (Показываю рисунок).
Сценка: Выходит Женя и плачет: «Что же делать? Как я попаду домой? Что же мне делать?».Выходит волшебница: «Девочка, как тебя зовут? Успокойся. Я тебе помогу! Денег у меня нет и баранок тоже, но я подарю тебе цветок». Старуха шепчет что-то Жене на ухо. Слышен радостный Женин крик: «Спасибо тебе, добрая волшебница».
Учитель: - Ребята, что сказала волшебница по секрету Жене. (Дети говорят о том, что Женя получила волшебный цветок и узнала, как им пользоваться).
-А кто из вас знает эти волшебные слова?
- Так много желающих. Тогда давайте все вместе произнесем эти слова. (Произносят хором).
- Что же произошло потом? (Дети пересказывают отрывок до встречи с белыми медведями).
Г) Выборочное чтение.
Учитель: - Найдите и прочитайте, как автор описывает белых медведей.
- Что сделала Женя с оранжевым лепестком?
- А какие игрушки прибежали к Жене? (Читаем хором).
Физкультминутка.
Учитель: - Ребята, вы устали, давайте отдохнем и споем песенку Кота Леопольда, ведь она учит добру.
Е) Создание проблемной ситуации.
Учитель: - И вот Женя увидала, что остался один - единственный лепесток. А сколько лепестков уже использовано? (Вспоминают о том, куда были потрачены лепестки. Дети показывают, а учитель отрывает от цветка лепестки и прикрепляет их к доске).
- Да. Действительно, шесть.
- О чем задумалась Женя? (Дети находят этот эпизод и зачитывают до слов, когда Женя встретилась с мальчиком).
Учитель зачитывает слова «Женя быстро отвернулась, оторвала последний лепесток и дрожащим голосом запела (дети хором) «Лети, лети лепесток...»
-Чем заканчивается сказка? (Мальчик Витя выздоровел).
IV. ИТОГ РАБОТЫ.
1. Беседа учителя.
Истрачены 7 лепестков. Женя загадала 7 желаний. Какое желание на ваш взгляд было самым важным? (Дети безошибочно определяют, что седьмое желание, т.к. шесть лепестков были истрачены на себя, а последний на то, чтобы помочь другому человеку в беде.
Учитель: - Посмотрите, ребята, на эту иллюстрацию. Какому эпизоду сказки она соответствует?
- А эта?
- Какой эпизод сказки вам показался самым смешным? Самым грустным? Самым радостным?
2. Работа в группах.
Учитель: - Ребята, у каждой из ваших групп есть пословицы. Подумайте, какие из них подходят к теме нашего урока и выражают основную мысль сказки. (Представители групп анализируют пословицы).
«Жизнь дана на добрые дела»
«У человека с добрым сердцем светлая душа»
«Добро делай и самому хорошо будет»
«И добро нужно делать с умом».
-Ребята, а какие дела можно назвать добрыми? (Технология «Микрофон»). Давайте все вместе раскроем понятие слов «добро», «доброта» (Дети зачитывают понятия ,записанные на доске.)
3. Логическое задание.
Ассоциативный куст.
Учитель: - Перед вами ребус «SMS - сообщения». Пользуясь приведенным цифробуквенным кодом, расшифруйте понятие.
1 |
2 |
3 |
АБВ |
ГДЕ |
ЖЗ |
4 |
5 |
6 |
ИЙ |
КЛМ |
НОП |
7 |
S |
9 |
РСТ |
УФХ |
ЦЧШЩ |
|
0 |
|
|
ЫЬЭЮЯ |
|
Давайте попробуем к этому слову подобрать ассоциативные понятия.
Добрая улыбка добрые дела добрые глаза
Добрые слова ДОБРО доброе сердце
Добрые руки добрая душа
Учитель: - Посмотрите, у доброго человека все доброе.
- А теперь скажите, обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? (Нет достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим, а не ждать, когда тебя об этом попросят).
- Ребята, волшебница вам хочет что-то сказать. (Звучит музыка).
Волшебница: - Сейчас мы с Женей подарим вам по волшебному лепестку. Вы можете загадать по одному желанию, и оно обязательно сбудется.
4. Рефлексия. Игра «Колечко доброты». Оценивание.
Учитель: - Ребята, вы все сегодня хорошо поработали на этом уроке (Оцениваю). Хочется верить, что вы стали добрее. И у вас появилось желание делать добрые дела. Фея предлагает сыграть в одну интересную игру, которая называется «Колечко доброты». Правила игры: дети встают в круг. Фея легонько касается ладошек каждого ученика. Кому-то опускает в руки колечко и говорит: «Кто сегодня всех добрей, выходи сюда скорей!». Ученик выходит и говорит добрые слова о своем соседе.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.