Внеклассное чтение Н. Кончаловская «Дело в шляпе»
Оценка 5

Внеклассное чтение Н. Кончаловская «Дело в шляпе»

Оценка 5
docx
22.12.2020
Внеклассное чтение Н. Кончаловская «Дело в шляпе»
зан шляпа.docx

Внеклассное чтение Н. Кончаловская «Дело в шляпе»

Цель:  ознакомить обучающихся с разнообразием головных уборов

Задачи:

образовательные - познакомить обучающихся с историей создания головных уборов, особенностями их внешнего вида и применением в быту;

 воспитательные - осуществлять систему самоконтроля, взаимоконтроля и способности к быстрой психологической релаксации, воспитывать  общую культуру и вкус;

развивающие – развивать навыки совместного поиска ответов на вопросы, развитие внимания и самоконтроля,  мыслительной деятельности, воображения;                                                                                                                      

 коррекционные - коррекция развития связной устной речи через пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, формирования диалогической и монологической речи, орфоэпически правильного произношения

Ресурсы: книга Н. Кончаловская «Дело в шляпе», набор шапок и шляп, опорный словарь,  презентация,

Словарь: шапка, треух, ушанка, шляпа,  фуражка, цилиндр,  кепка, капор, котелок,  кивер, поля шляпы.

Ход занятия.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Мотивационно-ориентировочный этап

1.Организация детей.

(н/с)- Ребята, поздоровайтесь.

(н/с) …, ты меня слышишь?

(н/с)…, у тебя работает аппарат?

 

-Будем правильно и чётко  говорить.

Соблюдать правила орфоэпии.

 Отвечать на вопросы.

2.Речевая зарядка.

1. Прочитайте слова и расставьте знаки орфоэпии

ушанка, треух, шляпа, кепка, капор,тулья, козырек, поля шляпы.

Прочитаем вместе

2. Составьте словосочетания с этими словами.

Опорный  словарь: шапка треух шляпка шляпа шлем поярковая меховой соломенная фетровая атласная  металлический

 

3. Прочитайте предложение с нужной интонацией.

Головной убор у русских людей всегда являлся важной частью одежды (. !  ?)

 

3 . Постановка проблемы и цели.

Сегодня вы будете   слушать, правильно  говорить.

Задавать и отвечать на вопросы.

 

Здравствуйте.

-Я… , я слышу хорошо.

-Я… , у меня  (не)работает аппарат.

 

-Будем правильно говорить, отвечать на вопросы.

                                                                                                                                                                                              

 

Обучающиеся расставляют знаки орфоэпии

Обучающиеся проговаривают речевой материал, соблюдая правильное  произношение.

Составляют словосочетания из предложенных слов

(что?, какой (ая)?)

Читают предложение с нужной интонацией

 

Процессуально-исполнительный этап

 

1.Вступительная беседа

Первые головные уборы появились еще в доисторическое время. Их надевали прежде всего для защиты от дождя, солнца, холода и ветра. Сначала в качестве шляп, вероятно, использовали листья, шкуры животных, кожуру плодов. Потребность в защите постепенно привела к возникновению более сложных форм головных уборов. 

2. Актуализация темы

- Сегодня я приглашаю вас на виртуальную экскурсию по страницам книги Н. Кончаловской «Дело в шляпе».

Как вы думаете, о чём мы будем  говорить?

Сегодня на занятии     (опорная таблица)

 УЗНАЕМ

1.      Что обозначает слово «шапка», «шляпа»

2.      Историю возникновения шляп.

3.      О метких выражениях народа о шапках.

4.      Практическое  назначение головных уборов.

 

Тема занятия: «Дело в шляпе».

 

При ответах думайте, вспоминайте. Старайтесь начинать ответ со слов «Я знаю, что …»

 

3. Работа по теме занятия.

Наталья Петровна Кончаловская вместе и художником Борисом Диодоровым долгое время изучала историю головных уборов и появилась интересная книга «Дело в шляпе», о которой сегодня мы говорим.

Само слово «шапка» произошло от французского слова «шапо» - шляпа, или «шап» - покрышка.

Какую же покрышку носил на голове русский народ?

Ваши родные – дедушки, прадедушки долгое время носили очень удобные и теплые шапки.

Дима, о какой шапке ты прочитал и хочешь рассказать?

В давние времена ушанку называли треух. У него три уха. Два на уши опускаются, а третье – козырек. Теперь эти шапки называют ушанка. Они теплые и удобные.

Горожане носили шляпы, картузы, фуражки.

Фуражка происходит от слова «Фуражир» - заготовитель продовольствия и фуража (корма для животных) в армии.

А что носили крестьяне в те времена? Сто лет назад крестьянская одежда была совсем не похожа на  городскую.  Вот какие шапки носили крестьяне в зимнюю пору.

  Летом они надевали суконные, поярковые шляпы, сделанные из овечьей шерсти первой стрижки.  Яркой называют молодую овечку.  

 

Принято считать, что шляпа - головной убор, состоящий из тульи́ - покрывающей голову  и полей - выступающей за края тульи полосы материала.

Важные господа надевали цилиндры. Это высокая, блестящая шляпа с маленькими полями. 

О цилиндре расскажет …

Александр Сергеевич Пушкин тоже носил цилиндр, только немного расширенный кверху.  Он  назывался боливар. Сочиняя стихи, поэт  любил рисовать на полях своих рукописей. Он изобразил себя вот  в таком боливаре.

А как же девочки и женщины? Здесь своя история древняя и сложная.

Женщинам было предписано всегда покрывать голову. Смотрите, что носили сто и больше ста лет тому назад. Шляпки дамы надевали на высоченные причёски. Крохотные  шляпки, украшенные перьями, бантами, цветами.  другие шляпы с огромными полями, а на полях - целый сад цветов и даже фруктов.

 А ещё раньше, двести лет тому назад, в моде были седые парики с локонами. Мужчины на парики надевали треуголки, а женщины - лёгкие небольшие наколки из лент и кружев, чтобы не портить сложных завитых причёсок.

 В начале 19 века появлялось несколько тысяч фасонов шляп! Это был расцвет шляпного искусства. Шляпка могла много рассказать о своём хозяине: о его статусе, образовании, титуле, достатке, вкусе.  

Даже маленькие девочки мечтали иметь шляпку.

Рассказ Алины.

Наталья Кончаловская вспоминает как ей сшили синее бархатное пальто и купили шляпу с полями-капором, с лентами и букетиком цветов. Она была счастлива, что выглядит «по-девченочьи»…

Видите, как важен такой элемент костюма, как шляпка. Он доставляет радость, уважение к себе.

 

Народ всегда с уважением и вниманием относится к головному убору. Поэтому существует множество пословиц, поговорок, метких выражений про шапки и шляпы.

  Вспомним некоторые из них.

 («По Сеньке и шапка»)

Один ленивый, все делает кое-как. Дом плохой, крыша дырявая, шапка мятая. Про него говорят с усмешкой «По Сеньке и шапка!»

А другой Сенька ловкий, умелый: дом исправный, сам опрятный, шапка красивая. Говорят с уважением: «По Сеньке и шапка!» 

Еще интересная пословица «На воре шапка горит!»

 («На воре шапка горит!»)

Жулик на базаре что-то украл. Один находчивый человек как крикнет: ««На воре шапка горит!». Жулик схватился за шапку и сорвал ее. Так и выдал себя.

Даниил Ч.

Выражение «Пришел к шапочному разбору»  означает…

Все люди собираются расходиться по домам, шапки разбирают, а этот опоздал, только явился.

Молодцы.  С заданием справились хорошо.

Еще много пословиц, поговорок, выражений есть, вы сможете познакомиться с ними в уголке внеклассного чтения.

 Я хочу обратить Ваше внимание на практическое применение головных уборов.

- Как вы думаете, каково их практическое применение?

Для  сохранения жизни, когда шлемы, каски защищали головы от удара дубинкой, мечом, шашкой; и здоровья,  защищая от холода и жары.

В осенние и зимние холодные дни необходимо носить шапку, чтобы не застудить голову и не подхватить опасные болезни. Летом  в жару тоже не забывайте одевать кепку, бейсболку, панамки, берегите голову от палящего солнца и солнечного удара.

Вы, ребята, любите заниматься спортом. Хорошо разбираетесь в футболе, волейболе.

Но есть такие виды спорта, где обязательно использование головного убора. Посмотрим, как вы справились с заданием найти виды спорта с шапочками и шлемами.

Дидактическая игра «Шапка и спорт».

Назовите виды спорта с обязательным использованием головных уборов. Подберите соответствующий убор.

Проверьте свой ответ (по картинке).

Хорошо справились с заданием игры. Молодцы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы обучающихся

 

 

 

Читают план занятия

 

Вывод:

На занятии мы будем говорить о головных уборах.

 

 

 

(презентация)

 

 

 

 

 

Демонстрация разных головных уборов

 

 

 

Рассказ обучающегося

 

Демонстрация треуха - ушанки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ обучающегося, демонстрация картинки

 

 

 

Картинка или слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы обучающихся

Рассуждения обучающихся.

 

 

Читают фронтально и поочередно.

 

 

 

 

 

Ответы обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы обучающихся.

Рефлексивно-оценочный этап

Работа по вопросам:

Что нового вы сегодня узнали?

Вам было интересно?

Оцените занятие.

Сегодня состоялось «шапочное», поверхностное знакомство с историей головных уборов. В ХIХ веке так говорили о мало знакомых людях, которые при встрече лишь приподнимали шляпы, приветствуя друг друга.

На занятии все работали хорошо, старались говорить правильно и эмоционально.

Молодцы! Всем спасибо.

У нас в шляпе осталось одно важное дело, которое надо непременно хорошо выполнить.

Денис, достань и прочитай.

Это домашнее задание.

Сейчас мы приступаем к выполнению домашнего задания, которое необходимо выполнить правильно и старательно.                                Т. к. от сегодняшней подготовки зависит ваша успешная работа на уроках завтра.

 

Ответы обучающихся

 

Оценивают занятие, выбирая смайлики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных ресурсов:

 

Головные уборы// Краткая энциклопедия домашнего хозяйства - М.:

Государственное Научное издательство, 1959г.

Введение в историю. 3 кл.: Поурочные планы по учебнику Е.В. Саплиной, А.И. Саплина

    «Введение в историю 3 кл.» Учитель - АСТ, 2003. - 84 с.

   

nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/poznavatelnye-skazki

1001 fakt.ru - интересные исторические факты.

vfair.ru-Мастерица-Шляпы-История шляпок.

 http://www.bankreceptov.ru/skazki/skazki-0048.shtml

 https://www.youtube.com/watch?v=YGMs-kTa6EE

 http://www.zanimatika.narod.ru/Narabotki5_2_6.htm

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Внеклассное чтение Н. Кончаловская «Дело в шляпе»

Внеклассное чтение Н. Кончаловская «Дело в шляпе»

Вступительная беседа Первые головные уборы появились еще в доисторическое время

Вступительная беседа Первые головные уборы появились еще в доисторическое время

Женщинам было предписано всегда покрывать голову

Женщинам было предписано всегда покрывать голову

Вступительная беседа Первые головные уборы появились еще в доисторическое время

Вступительная беседа Первые головные уборы появились еще в доисторическое время

Список использованных ресурсов:

Список использованных ресурсов:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2020