Внеклассное чтение Н. Кончаловская «Дело в шляпе»
Цель: ознакомить обучающихся с разнообразием головных уборов
Задачи:
образовательные - познакомить обучающихся с историей создания головных уборов, особенностями их внешнего вида и применением в быту;
воспитательные - осуществлять систему самоконтроля, взаимоконтроля и способности к быстрой психологической релаксации, воспитывать общую культуру и вкус;
развивающие – развивать навыки совместного поиска ответов на вопросы, развитие внимания и самоконтроля, мыслительной деятельности, воображения;
коррекционные - коррекция развития связной устной речи через пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, формирования диалогической и монологической речи, орфоэпически правильного произношения
Ресурсы: книга Н. Кончаловская «Дело в шляпе», набор шапок и шляп, опорный словарь, презентация,
Словарь: шапка, треух, ушанка, шляпа, фуражка, цилиндр, кепка, капор, котелок, кивер, поля шляпы.
Ход занятия.
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Мотивационно-ориентировочный этап |
|
1.Организация детей. (н/с)- Ребята, поздоровайтесь. (н/с) …, ты меня слышишь? (н/с)…, у тебя работает аппарат?
-Будем правильно и чётко говорить. Соблюдать правила орфоэпии. Отвечать на вопросы. 2.Речевая зарядка. 1. Прочитайте слова и расставьте знаки орфоэпии ушанка, треух, шляпа, кепка, капор,тулья, козырек, поля шляпы. Прочитаем вместе 2. Составьте словосочетания с этими словами. Опорный словарь: шапка треух шляпка шляпа шлем поярковая меховой соломенная фетровая атласная металлический
3. Прочитайте предложение с нужной интонацией. Головной убор у русских людей всегда являлся важной частью одежды (. ! ?)
3 . Постановка проблемы и цели. Сегодня вы будете слушать, правильно говорить. Задавать и отвечать на вопросы.
|
Здравствуйте. -Я… , я слышу хорошо. -Я… , у меня (не)работает аппарат.
-Будем правильно говорить, отвечать на вопросы.
Обучающиеся расставляют знаки орфоэпии Обучающиеся проговаривают речевой материал, соблюдая правильное произношение. Составляют словосочетания из предложенных слов (что?, какой (ая)?) Читают предложение с нужной интонацией |
Процессуально-исполнительный этап
|
|
1.Вступительная беседа Первые головные уборы появились еще в доисторическое время. Их надевали прежде всего для защиты от дождя, солнца, холода и ветра. Сначала в качестве шляп, вероятно, использовали листья, шкуры животных, кожуру плодов. Потребность в защите постепенно привела к возникновению более сложных форм головных уборов. 2. Актуализация темы - Сегодня я приглашаю вас на виртуальную экскурсию по страницам книги Н. Кончаловской «Дело в шляпе». Как вы думаете, о чём мы будем говорить? Сегодня на занятии (опорная таблица) УЗНАЕМ 1. Что обозначает слово «шапка», «шляпа» 2. Историю возникновения шляп. 3. О метких выражениях народа о шапках. 4. Практическое назначение головных уборов.
Тема занятия: «Дело в шляпе».
При ответах думайте, вспоминайте. Старайтесь начинать ответ со слов «Я знаю, что …»
3. Работа по теме занятия. Наталья Петровна Кончаловская вместе и художником Борисом Диодоровым долгое время изучала историю головных уборов и появилась интересная книга «Дело в шляпе», о которой сегодня мы говорим. Само слово «шапка» произошло от французского слова «шапо» - шляпа, или «шап» - покрышка. Какую же покрышку носил на голове русский народ? Ваши родные – дедушки, прадедушки долгое время носили очень удобные и теплые шапки. Дима, о какой шапке ты прочитал и хочешь рассказать? В давние времена ушанку называли треух. У него три уха. Два на уши опускаются, а третье – козырек. Теперь эти шапки называют ушанка. Они теплые и удобные. Горожане носили шляпы, картузы, фуражки. Фуражка происходит от слова «Фуражир» - заготовитель продовольствия и фуража (корма для животных) в армии. А что носили крестьяне в те времена? Сто лет назад крестьянская одежда была совсем не похожа на городскую. Вот какие шапки носили крестьяне в зимнюю пору. Летом они надевали суконные, поярковые шляпы, сделанные из овечьей шерсти первой стрижки. Яркой называют молодую овечку.
Принято считать, что шляпа - головной убор, состоящий из тульи́ - покрывающей голову и полей - выступающей за края тульи полосы материала. Важные господа надевали цилиндры. Это высокая, блестящая шляпа с маленькими полями. О цилиндре расскажет … Александр Сергеевич Пушкин тоже носил цилиндр, только немного расширенный кверху. Он назывался боливар. Сочиняя стихи, поэт любил рисовать на полях своих рукописей. Он изобразил себя вот в таком боливаре. А как же девочки и женщины? Здесь своя история древняя и сложная. Женщинам было предписано всегда покрывать голову. Смотрите, что носили сто и больше ста лет тому назад. Шляпки дамы надевали на высоченные причёски. Крохотные шляпки, украшенные перьями, бантами, цветами. другие шляпы с огромными полями, а на полях - целый сад цветов и даже фруктов. А ещё раньше, двести лет тому назад, в моде были седые парики с локонами. Мужчины на парики надевали треуголки, а женщины - лёгкие небольшие наколки из лент и кружев, чтобы не портить сложных завитых причёсок. В начале 19 века появлялось несколько тысяч фасонов шляп! Это был расцвет шляпного искусства. Шляпка могла много рассказать о своём хозяине: о его статусе, образовании, титуле, достатке, вкусе. Даже маленькие девочки мечтали иметь шляпку. Рассказ Алины. Наталья Кончаловская вспоминает как ей сшили синее бархатное пальто и купили шляпу с полями-капором, с лентами и букетиком цветов. Она была счастлива, что выглядит «по-девченочьи»… Видите, как важен такой элемент костюма, как шляпка. Он доставляет радость, уважение к себе.
Народ всегда с уважением и вниманием относится к головному убору. Поэтому существует множество пословиц, поговорок, метких выражений про шапки и шляпы. Вспомним некоторые из них. («По Сеньке и шапка») Один ленивый, все делает кое-как. Дом плохой, крыша дырявая, шапка мятая. Про него говорят с усмешкой «По Сеньке и шапка!» А другой Сенька ловкий, умелый: дом исправный, сам опрятный, шапка красивая. Говорят с уважением: «По Сеньке и шапка!» Еще интересная пословица «На воре шапка горит!» («На воре шапка горит!») Жулик на базаре что-то украл. Один находчивый человек как крикнет: ««На воре шапка горит!». Жулик схватился за шапку и сорвал ее. Так и выдал себя. Даниил Ч. Выражение «Пришел к шапочному разбору» означает… Все люди собираются расходиться по домам, шапки разбирают, а этот опоздал, только явился. Молодцы. С заданием справились хорошо. Еще много пословиц, поговорок, выражений есть, вы сможете познакомиться с ними в уголке внеклассного чтения. Я хочу обратить Ваше внимание на практическое применение головных уборов. - Как вы думаете, каково их практическое применение? Для сохранения жизни, когда шлемы, каски защищали головы от удара дубинкой, мечом, шашкой; и здоровья, защищая от холода и жары. В осенние и зимние холодные дни необходимо носить шапку, чтобы не застудить голову и не подхватить опасные болезни. Летом в жару тоже не забывайте одевать кепку, бейсболку, панамки, берегите голову от палящего солнца и солнечного удара. Вы, ребята, любите заниматься спортом. Хорошо разбираетесь в футболе, волейболе. Но есть такие виды спорта, где обязательно использование головного убора. Посмотрим, как вы справились с заданием найти виды спорта с шапочками и шлемами. Дидактическая игра «Шапка и спорт». Назовите виды спорта с обязательным использованием головных уборов. Подберите соответствующий убор. Проверьте свой ответ (по картинке). Хорошо справились с заданием игры. Молодцы! |
Ответы обучающихся
Читают план занятия
Вывод: На занятии мы будем говорить о головных уборах.
(презентация)
Демонстрация разных головных уборов
Рассказ обучающегося
Демонстрация треуха - ушанки
Рассказ обучающегося, демонстрация картинки
Картинка или слайд
Ответы обучающихся Рассуждения обучающихся.
Читают фронтально и поочередно.
Ответы обучающихся
Ответы обучающихся. |
Рефлексивно-оценочный этап |
|
Работа по вопросам: Что нового вы сегодня узнали? Вам было интересно? Оцените занятие. Сегодня состоялось «шапочное», поверхностное знакомство с историей головных уборов. В ХIХ веке так говорили о мало знакомых людях, которые при встрече лишь приподнимали шляпы, приветствуя друг друга. На занятии все работали хорошо, старались говорить правильно и эмоционально. Молодцы! Всем спасибо. У нас в шляпе осталось одно важное дело, которое надо непременно хорошо выполнить. Денис, достань и прочитай. Это домашнее задание. Сейчас мы приступаем к выполнению домашнего задания, которое необходимо выполнить правильно и старательно. Т. к. от сегодняшней подготовки зависит ваша успешная работа на уроках завтра. |
Ответы обучающихся
Оценивают занятие, выбирая смайлики
|
Список использованных ресурсов:
Головные уборы// Краткая энциклопедия домашнего хозяйства - М.:
Государственное Научное издательство, 1959г.
Введение в историю. 3 кл.: Поурочные планы по учебнику Е.В. Саплиной, А.И. Саплина
«Введение в историю 3 кл.» Учитель - АСТ, 2003. - 84 с.
nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/poznavatelnye-skazki
1001 fakt.ru - интересные исторические факты.
vfair.ru-Мастерица-Шляпы-История шляпок.
http://www.bankreceptov.ru/skazki/skazki-0048.shtml
https://www.youtube.com/watch?v=YGMs-kTa6EE
http://www.zanimatika.narod.ru/Narabotki5_2_6.htm
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.