Внеклассное мероприятие
«ПРО ВСЁ НА СВЕТЕ».
К 135-летию со дня рождения
Самуила Яковлевича Маршака.
Учитель: Островская Ирина Валерьевна
Ведущий:
Сегодня дети Маршаку
Приносят свой привет.
Его чеканную строку
Мы знаем с детских лет.
Звучит песня « Из чего же?»
Слова: Халемского Я., музыка: Чичкова Ю.
Ведущий:
Коротко рассказывает о жизни и творчестве С.Я. Маршака. Рассказ сопровождается показом слайдов.
С.Я. Маршак родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Семья была большая и очень дружная.
Ученик:
Всё мне детство дарило
Чем богат белый свет:
Ласку матери милой
И отцовский совет…
Всё вокруг было ново:
Дом и двор, где я рос,
И то первое слово,
Что я вслух произнёс…
Ведущий:
Отец его, мастер – химик по профессии, очень любил книги, литературу и знал несколько иностранных языков. Мать занималась воспитанием детей, а их было шестеро. Большая семья Маршаков подарила нам трёх писателей: самого Самуила Яковлевича, его брата – Михаила Ильина и сестру Лию Яковлевну.
Самуил Яковлевич был для них не только старшим братом, но и учителем, наставником.
Ученик: (Сидит за небольшим столиком)
«…Детство моё прошло при свете керосиновой лампы – маленькой, жестяной, которую обычно вешали на стену…. Железная дорога в наших краях ещё казалась новинкой. А заводы в те времена были так неуютны и мрачны, что мне иной раз было до боли жаль отца, когда он … отправлялся на работу – в копоть, в жар и холод, в лязг и грохот завода. Сознание полной необеспеченности нашей большой семьи отравляло нам лучшие годы детства, как не старалась мать скрыть от нас своё постоянное беспокойство о будущем. Нужда и надежда на будущее несли людей в неизведанную даль, как ветер несет, перекати – поле. Так в поисках счастья странствовала и наша семья».
Ведущий:
В цикле стихов «Память детства» Маршак воскресил картины этой кочевой жизни:
Ученик:
В край далёкий, незнакомый
Едет вся моя семья.
Третьи сутки вместо дома
У неё одна скамья.
Тесновато нам немножко
Это новое житьё.
Но открытое окошко
Перед столиком – моё!
Ведущий:
Книга в семье Маршаков была любимым другом, и стихи рано вошли в жизнь будущего поэта. «Я любил в детстве смешное и героическое, - писал впоследствии Маршак. – сочинять стихи начал лет с четырёх. К одиннадцати годам я написал уже несколько длиннейших поэм и перевёл оду Горация».
В 1902 году Маршак переезжает в Петербург, поступает в одну из лучших столичных гимназий. Знакомится с известными людьми. Через несколько лет, в 1912 году, для завершения образования он отправляется в Англию и поступает в Лондонский университет на факультет искусств. Он изучает английскую поэзию и путешествует по стране «с мешком за плечами и палкой в руках», слушает английские народные песни. Многие английские народные песенки и баллады мы помним с детства именно в переводах Самуила Яковлевича.
Учащиеся по желанию читают стихотворения С.Я. Маршака
Ведущий:
В годы первой мировой войны Маршак принимает деятельное участие в судьбе осиротевших детей, помогает детям беженцев. В начале 20-х годов он участвует в организации детских домов и создаёт «Детский городок». Это был целый комплекс детских учреждений со школой, детскими садами, библиотекой, и театром для детей. Здесь в детском театре начинается его творчество детского писателя.
В 1938 году Маршак переселился в Москву. В годы Великой Отечественной войны С.Я. Маршак печатает в газетах сатирические эпиграммы, пародии, высмеивающие и обличавшие врага. Одним из самых первых военных плакатов был – «Суворовцы - чапаевцы». Он напоминал о традициях русской воинской славы, и его стих звучал как солдатская песня:
Ученик:
Бьёмся мы здорово,
Колем отчаянно –
Внуки Суворова,
Дети Чапаева.
Ведущий:
С.Я. Маршак был одним из организаторов Недели детской книги в 1943 году.
Про это Самуил Яковлевич сочинил такое стихотворение:
Ученик:
Длятся только день единый
Именины у людей
А у книжки именины –
Целых семь весёлых дней!
Ведущий:
О своих маленьких читателях поэт говорил с любовью:
Ученик:
Читатель мой особенного рода.
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года.
Ведущий:
Писатель прожил долгую жизнь, написал много стихотворных произведений, пьес, сказок, литературных статей. К.И.Чуковский , приветствуя Маршака на одном из юбилеев, сказал, что в его лице приветствует сразу пять Маршаков: детского поэта, драматурга, лирического поэта, переводчика и сатирика. А литературовед С. Сивоконь прибавил к этим пяти ещё пять: прозаик, критик, редактор, педагог, теоретик детской литературы. Десять Маршаков, воплощённых в одном – это не десять голов сказочного змея, спорящих между собой и мешающих ему жить. Нет, это десять сторон многогранной, но удивительно цельной личности, имя которой – Самуил Яковлевич Маршак.
Ведущий:
А сейчас мы с вами поиграем
Викторина «Продолжи строчку»:
· «Не хотел котёнок мыться – опрокинул он … (корытце)»,
· «У Ваньки, у Встаньки – несчастные… (няньки)»,
· «Мой весёлый, звонкий … (мяч)»,
· «Выдали даме на станции четыре зелёных … (квитанции)»,
· «Вместо шапки на ходу он надел … (сковороду)».
Конкурс мыльных пузырей: «Чей больше, чей улетит дальше?»
Ученик читает стихотворение С.Я. Маршака «Мыльные пузыри»
(Соревнуются в надувании пузырей по 5-6 человек)
Конкурс «Что такое перед нами?» - отгадай загадку С. Маршака:
Загадки загадывают учащиеся
Мы ходим ночью,
Ходим днём,
Но никуда
Мы не уйдём. (часы)
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седёлка на носу? (очки)
Бьют его рукой и палкой
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (мяч)
В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать! (утюг)
Игра «Детский театр»
В сегодняшнем спектакле
Все бороды из пакли,
А царская корона
Из лучшего картона!
К чему нам бархат и атлас,
Светящиеся краски?
Пусть чувства светятся у нас
Во время хода сказки!
(Демонстрация инсценированных стихотворений С.Я. Маршака)
Игра: «Доска объявлений»
Ответьте, кто написал объявление и из какого оно стихотворения.
· «Разыскивается парень двадцати лет. Ходит в футболке и кепке, на груди знак ГТО». (Пожарные и милиция. «Рассказ о неизвестном герое»)
· «Купим шляпы и ботинки» (Свинки. «Не может быть»)
· «Требуется няня к капризному мышонку» (Мышка-мать.«Сказка о глупом мышонке
· «Пропала дочка. Приметы: усы и серые щёчки». (Девочка. «Усатый-полосатый»)
· «Срочно купим гвозди и подковы» (Кузнецы. «Кузнец», «Гвоздь и подкова»)
· «Пропала собака. Порода пудель». (Старушка. «Пудель»)
· «Потеряны гамаши. Нашедшего прошу вернуть. Живу на улице Рассеянной. Ой, нет! Бассейной!» (Человек рассеянный. «Вот какой рассеяный»)
· «Обучаю столярному ремеслу». («Мастер - ломастер»)
· «Пропала маленькая собачка». (Дама. «Багаж»)
Ведущий:
И закончить я хочу цитатой С.Я. Маршака:
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет…
Все классы исполняют
Песенку "Читайки"
Слова Владимира Борисова. Музыка Григория Гладкова
Как только появился я —
Читателем я стал:
Читала книжки мама мне
Мне папа их читал.
Я от родителей своих
Решил не отставать.
Брал в руки книги
И меня Читайкой стали звать.
Припев:
Не просто так,
Не просто так
Страницы книг
Листать.
А чтобы я,
А чтобы ты —
Сумел
ЧИТАЙКОЙ стать!
Все буквы, зная назубок,
Взял и сложил в слова,
И книга стала о себе
Рассказывать сама.
Чтоб лучше быть,
Чтоб больше знать,
Ты книгу почитай,
Её, как друга, каждый день
Ты к сердцу прижимай.
Внеклассное мероприятие
«ПРО ВСЁ НА СВЕТЕ».
К 135-летию со дня рождения
Самуила Яковлевича Маршака.
Учитель: Островская Ирина Валерьевна
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.