Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 5»
г.Кимры, Тверская область
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ
«ПОСВЯЩЕНИЕ В ХИМИКИ»
Составитель:
Воробьева Татьяна Юрьевна
учитель химии высшей
квалификационной категории
Методические рекомендации: внеклассное мероприятие под таким названием проводится для учащихся 8 классов. Перед началом внеклассного мероприятия кабинет оформляется красочными тематическими стенгазетами, тщательно подготовлена экспериментальная часть. Число участников – 2 команды по 7 учеников. Судит жюри, которое состоит из учеников старших классов, победителей олимпиад по химии. Зрителями являются ученики 8-х классов.
Мероприятие включает 7 конкурсов: 1 конкурс – «Представление команд", 2 конкурс – «Разминка» (загадки), 3 конкурс – «Конкурс капитанов», 4 конкурс – «Эстафета», 5 конкурс – «Химический язык», 6 конкурс – «Химическое оборудование», 7 конкурс - "Блицтурнир"
Образовательные задачи:
закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках химии;
вовлечение в словарный запас химических слов и выражений;
развитие коммуникативных навыков;
осуществление межпредметных связей.
Коррекционные задачи:
развитие памяти, внимания;
развитие образного мышления;
развитие творческого воображения;
развитие восприятия;
повышение самооценки, снижение тревожности.
Воспитательные задачи:
воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
развитие творческих способностей учащихся;
самореализация личности подростка через внеклассную деятельность.
Цели мероприятия:
ð повышение познавательного интереса к науке химии;
ð обобщение всех полученных знаний по общей и неорганической химии;
ð создание ситуации успеха для учащихся;
ð вызвать положительные эмоциональные переживания в ходе мероприятия.
Оборудование: таблица Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
Учитель химии: Добрый день! Сегодня наша встреча будет необычной. Заканчивается учебный год и первый год изучения химии. Пришло время подвести итоги. Чему мы с вами научились? Химия- это наука, умеющая творить чудеса. В этом чудесном определении химии, которое лишь по случайности не вошло в учебники, нужно твердо усвоить, что химия- это наука. И как всякая наука требует к себе самого серьезного отношения. Химия- это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудом. Химия вездесуща, за ней будущее.
1 ведущий.
Сегодня мы собрались здесь, чтобы подвергнуть испытанию лучших восьмиклассников нашей школы и ответить на вопрос: «Достойны ли они стать гражданами великой химической страны?». Страна эта древняя и волшебная, хранящая множество загадок. Отгадать многие из них ещё не удалось ни одному человеку!
2 ведущий.
Лишь самым умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны. И так готовы ли вы проявить чудеса смекалки, смелости и блеск ума, чтобы заслужить в честном поединке право называться химиками МОУ " Средняя школа №5".
1 ведущий представляет членов Ученого совета (жюри).
2 ведущий : Итак, настало время познакомиться с представителями каждой команды. Наш первый конкурс представление команд.
(Название команды, эмблема, девиз, обращение к болельщикам и жюри. Конкурс оценивается по пятибалльной шкале).
Подведение итогов жюри.
1 ведущий: С командами мы познакомились, настало время выяснить, насколько участники турнира обладают химическими знаниями. Второй конкурс. Разминка.
(Вопросы задаются отдельно каждой команде)
Вопросы первой команде
1. Большую роль играю в жизни,
В атмосфере содержусь.
В воде почти не растворяюсь
И химинертностью горжусь. (Азот)
2. В минеральной воде я бурлю,
В топочном газе летаю,
Растениям пользу несу,
Пожар затухать заставляю. (Углекислый газ)
3. Мать моя зовется солью,
Электролиз мой отец,
Я с водою агрессивный
И очень вспыльчивый делец! (любой щелочной металл)
4. Я парнишка не простой,
Если капнешь кислотой,
Сразу стану ярко – красным-
Поменяю цвет я свой.
Если щелочи добавишь,
Вновь меня ты не узнаешь,
Сразу желтым стану я.
Назовите – ка меня! (индикатор)
5. Без него мы жить не можем,
Он всегда нам всем поможет.
Он находится везде –
И на суше и в воде.
Кто же скажет мне из вас,
Как зовётся этот газ? (кислород)
6.Какой элемент всегда рад? (Радон).
7.В фамилии какого ученого 9 букв из них 4-“е”? (Менделеев).
Вопросы второй команде
1. Два животных дружат так,
Что в честь их назвали знак.
Неметалл он, сероват;
Крыс, мышей морить мастак.
Стоматологи у нас
Очень ценят этот знак.(Мышьяк)
2. . К цветным металлам отношусь
Пусть неблагородным,
Электропроводность - моя стихия
И в купоросе брат я сводный (медь)
3. Чаще черный я по цвету,
Могу и быть прозрачным.
Мною пишут и рисуют
Бываю я и мрачным. (Углерод)
4. На верхнем этаже храма Менделеева проживаю,
В разных подъездах две квартиры занимаю,
Причем под номером один
Вот такой я господин! (Водород)
5. Как называется соединение серы
с запахом тухлых яиц? ( сероводород).
6. Какой элемент может воду родить? (Водород).
7. Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан).
Подведение итогов жюри, за каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.
2 ведущий : З конкурс "Конкурс для капитанов " (выходят капитаны команд). Пришло послание от руководителя химического кружка: “С помощью таблицы Менделеева расшифровать послание”. Капитан каждой команды расшифровывает послание с помощью системы химических элементов Д.И.Менделеева. Буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов. Необходимо найти этот элемент в таблице и записать первую букву его названия в пустую клеточку под цифрой.
Для первой команды
24 |
49 |
12 |
49 |
ч |
63 |
16 |
19 |
49 |
63 |
|
88 |
63 |
18 |
19 |
52 |
49 |
74 |
ы |
|
11 |
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для второй команды
74 |
19 |
у |
16 |
|
84 |
88 |
76 |
5 |
76 |
74 |
18 |
52 |
ь |
|
11 |
63 |
3 |
ь |
79 |
я |
! |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(После расшифровки послания капитаны команд должны объединить два отрывка и получить фразу: “Химические реактивы на вкус пробовать нельзя!”)
1 ведущий: Конкурс №4 "Эстафета." На доске две таблицы “Строение атомов”. Задача участников команд - по очереди, передавая друг другу мел, как можно быстрее заполнить таблицу по строкам. Последним идет капитан и проверяет таблицу, если нужно исправляет ошибки.
Таблица №1 “Строение атомов”.
Химический элемент |
Заряд ядра атома |
Число протонов |
Число нейтронов |
Общее число электронов |
Число электронов на внешнем уровне |
K |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
9 |
? |
? |
7 |
? |
+6 |
? |
6 |
? |
? |
Таблица №2 “Строение атомов”.
Химический элемент |
Заряд ядра атома |
Число протонов |
Число нейтронов |
Общее число электронов |
Число электронов на внешнем уровне |
? |
+5 |
? |
6 |
? |
? |
? |
? |
8 |
? |
? |
6 |
AL |
? |
? |
? |
? |
? |
2 ведущий :Конкурс №5" Химический язык"
Перед каждой командой лежит груда карточек с изображенными на них формулами (оксидами, основаниями, кислотами, солями).Каждый участник команды берет 2 карточки. надо определить класс вещества дать название веществу.
1 команда: MgO, N2O3, H2SO3, H2CO3, Ca(OH)2, KOH, K3PO4, Na2CO3 и т.д
2 команда: CO2, Fe2O3, HCl, H3PO4, Zn(OH)2, NaOH, BaSO4, CaCL2. и т.д
2 ведущий: А теперь подведем итоги конкурсов №3,4 и5. Слово предоставляется жюри.
1 ведущий: Конкурс №6 «Химическое оборудование»
В лотках находится химическое оборудование, на столах листочки с четверостишиями, в них пропущены слова, которые обозначают тот или иной предмет.
Задача команд: Определить какое слово в четверостишии пропущено и найти в лотке соответствующее химическое оборудование. Максимум – 4 балла. Время 4мин.
I лоток: фарфоровая чашка, воронка, шпатель, спиртовка.
Я – Фарфоровая чашка,
Из меня, увы, не пьют,
Для еды не варят кашу,
Во мне опыты ведут.
Из стакана струйкой звонкой:
Жидкость будем наливать.
Если лить через Воронку,
Можно будет фильтровать.
Я – Шпатель, наблюдаю строго,
Чтоб веществ не брали много.
Довольно горстку зачерпнуть,
Потом водицей сполоснуть.
Фитилек мой зажигай
И что хочешь нагревай.
Спирт во мне сгорает ловко,
А зовут меня Спиртовка.
II лоток: химический стакан, колба, пипетка, штатив.
Чтобы опыт был красивым,
Нам поможет великан:
Из стекла, для реактивов,
Сам Химический Стакан.
Химик знает об одном:
Что есть Колба с круглым дном,
Также есть и непреклонная –
Колба, только плоскодонная.
Химик капает раствор
Аккуратно, очень метко.
А помощница ему –
Я – стеклянная Пипетка.
Химикам известно многим:
Целым будет реактив
В их пробирке, ведь, как ноги,
У пробирок есть Штатив.
2 ведущий: Последний шанс. Блиц - турнир.
За одну минуту команды по очереди должны дать как можно больше ответов.
(Число жетонов – равно числу ответов).
1. Наука о веществах и превращениях их друг в друга. (Химия).
2. Как называются соединения, состоящие из двух элементов? (Бинарные).
3. Вещества, состоящие из одного вида атомов. (Простые).
4. То из чего состоят окружающие тела. (Вещества).
5. Соединения, состоящие из двух элементов, один из которых кислород? (Оксиды).
6. Как называются водородные соединения металлов. (Гидриды).
7. Самый легкий газ? (Водород).
8. Как называются вещества, состоящие из двух и более химических элементов? (Сложные).
9. Явления, при которых из одних веществ образуются другие. (Химические реакции)
10. Химическая связь, возникающая за счет общих электронных пар. (Ковалентная).
11. Магний металл или неметалл? (Металл).
12. Химическое название воды. (Оксид водорода).
13. Назовите формулу углекислого газа.(CO2).
14. В периодической системе больше металлов или неметаллов? (Металлов).
15. Вещества, состоящие из атомов металлов и одной или нескольких гидроксо-групп. (Основания).
16. Кислород простое или сложное вещество? (Простое).
17. Вещество, состоящее из атома водорода и кислотного остатка. (Кислота).
18. Условный заряд атома в химическом соединении. (Степень окисления).
19. Химическая связь между ионами. (Ионная).
20. Сложные вещества, состоящие из металла и кислотного остатка. (Соли).
21. Страна, в которой зародилась наука химия… (Египет)
22. . Название этого химического элемента отражает его важнейшее свойство – несущий свет…( фосфор)
23. . В честь какого небесного тела назван химический элемент Селен? (луны)
24. . Самый электроотрицательный элемент в таблице Менделеева это…(фтор)
25. Горизонтальный ряд химических элементов в таблице Д.И. Менделеева это…(период)
26. и т.д
Жюри подводит итоги.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Задание 1. "Представление команд"
Максимум – 5 баллов
Критерии |
1 команда |
2 команда |
Название |
|
|
эмблема |
|
|
девиз |
|
|
Обращение к жюри |
|
|
Обращение к болельщикам |
|
|
Задание 2. "Разминка"
Максимум – 7 баллов
1 команда |
2 команда |
||
итого |
итого |
||
Задание 3. "Конкурс капитанов"
Максимум – 4 балла
1 команда |
2 команда |
|
|
Задание 4. "Эстафета" (13б)
1 команда |
2 команда |
|
|
|
Задание 5. " Химический язык"
Максимум – 14 баллов (за каждую карточку 0,5б класс и 0,5б название)
1 команда |
2 команда |
||
|
|
||
Задание 6. "Химическое оборудование"
Максимум – 4 балла ( 4 мин)
1 команда |
2 команда |
||
фарфоровая чашка |
|
химический стакан |
|
воронка |
|
колба |
|
шпатель |
|
пипетка |
|
спиртовка |
|
штатив |
|
Задание 7 . " Блиц-турнир" (Время 1 мин)
1 команда |
2 команда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общий результат
|
Номер задания |
1 команда |
2 команда |
|
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
|
7 |
|||
|
Итого |
|
|
1 Ведущий: А пока жюри подводит итоги, учащиеся старших классов продемонстрируют вам чудеса химии .
1) Пламя-художник . На белом листе плотной бумаги делается надпись или рисунок 10-20% раствором серной кислоты. После высушивания надпись или рисунок на бумаге незаметны. Если теперь лист подержать над пламенем (oсторожно !) спиртовки, то через некоторое время на бумаге появляется надпись или рисунок черного цвета. Вместо пламени спиртовки можно использовать настольную электрическую лампу или утюг, нагрев которыми осуществляется более равномерно и исключает воспламенение бумаги.
2) А я, ребята, могу получить молоко, а из него газировку. Хотите посмотреть? Берем стакана с двумя прозрачными жидкостями (одновременно со словами ведущий берет стакан с раствором карбоната натрия и хлоридом кальция и сливает растворы в один стакан). Вот молоко и готово! А теперь прильем немного кислоты (добавляет в стакан кислоту) и газировка готова!
3) Часто говорят друзья,
Что нет дыма без огня.
Поражу сейчас я вас:
Вот он дым, но нет огня!
Выполнение опыта: в колбу наливаем водный раствор аммиака, насыпаем 2-3 ложки карбоната натрия, а потом наливаем в колбу смоченную концентрированную соляную кислоту.
4) Я – врач и меня пригласили лечить больного. Где больной? Вы больной? Сейчас мы вас вылечим?
Оперирую без боли, правда, будет много крови.
При каждой операции нужна стерилизация.
Йодом смочим мы обильно, чтобы было все стерильно
(одновременно со словами обрабатывает руку больного ватой, смоченной раствором хлорида железа (III))
Не вертитесь, пациент! Нож подайте, ассистент!
(ассистент смачивает нож в растворе роданида аммония и подает врачу. Тот проводит тупой стороной ножа по руке больного)
Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода.
Но сейчас я вытру руку – от пореза нет следа!
(руку протирает ватой, смоченной раствором фторида натрия)
5) «Вулкан» (Опыт: на поднос насыпать горкой бихромат аммония, капнуть спирт, поджечь.)
Полна чудес могучая природа,
И на Земле подвластны ей одной
Сиянье звезд, закаты и восходы,
Порывы ветра и морской прибой…
Но мы, сейчас вы убедитесь сами,
Порой владеем тоже чудесами.
1 Ведущий: Итак слово предоставляется жюри
2 Ведущий: Теперь можно поздравить команды с их успешным посвящением в химики МОУ " Средняя школа №5".
Но для того, чтобы стать настоящими химиками, нужно еще дать клятву химика.(по очереди читают)
1. Принимая с глубокой признательностью даруемые нам знания
И постигая тайны химической науки,
Клянемся именами Михаила Васильевича Ломоносова,
Дмитрия Ивановича Менделеева,
Александра Михайловича Бутлерова
в течение всей жизни не омрачать чести химического братства,
в которое ныне вступаем. Клянемся!
2. Клянемся, нести потомкам знания свои и приумножая их бескорыстно.
Клянемся!
3. Клянемся, не использовать свои знания во вред человеку, природе, отечеству и не заниматься приготовлением и продажей тайных средств и не давать смертельного или запрещенного средства просящему. Клянемся!
4. Клянемся, не жалея зубов своих, грызть гранит науки. Клянемся!
5. Клянемся всегда соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Клянемся!
6. Клянемся беспрекословно исполнять данную клятву. Клянемся!
Да будет вам при этом дано счастье в жизни, успехи в делах ваших и слава на вечные времена!
Нарушивший ее или давший ложную клятву да будет отвергнут всем нашим сообществом и предан забвению на все времена.
Клянемся! Клянемся! Клянемся!
Учитель: Я поздравляю вас. Теперь вы по праву можете именовать себя химиками. Я желаю вам, чтобы жизнь в Химической стране не была для вас слишком сложной и запутанной. Мне будет очень приятно встречаться с вами впредь на уроках химии. Награждение команд (обычно я дарю шоколадные медальки)
А сейчас споем гимн химиков.
Гимн химиков:
Мы рождены пролить все то, что льется,
Просыпать то, чего нельзя пролить.
Гидролиз долго помнить нам придется,
Всю жизнь мы будем с химией дружить.
Всё выше, и выше, и выше,
Лети рыжий бром к небесам,
И кто этим бромом подышит,
Туда же отправится сам.
Мы дышим все аммиаком и хлором,
Мы кислотой до сердца прожжены,
Предосторожность мы считаем вздором,
И всё на вкус попробовать должны.
Мы не чета филологам – пижонам,
Бездельников позором мы клеймим,
И по халатам рваным и прожженным,
Мы химиков повсюду отличим.
Всё выше, и выше, и выше,
К вершинам наук мы идем,
И если в пути не взорвемся,
То к цели заветной придем.
Всем спасибо!!!!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.