Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Филологию"
Цель проведения:
- проверить знания уч-ся по русскому языку; прививать интерес к
изучению родного языка;
- способствовать активизации мыслительной деятельности уч-ся; развивать
интеллект, внимание, память, воображение;
- создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства
товарищества, взаимопомощи, ответственности.
Ход урока
В игре принимают участие уч-ся 6 ( 2 команды) и (жюри).
Команды: «Морфемика», «Грамматика»
Ход игры.
Вступительное слово учителя:
- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня в рамках проведения недели русского языка мы с вами собрались на «Час занимательного русского языка”. Этот час мы проведем с вами в форме турнира между учащимися 6 классов.
«Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крышам.»
К. Бальмонт
Представление команд.
Команда 1. Знатоки
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
Команда 2. Академики
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование:
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
- Суперобъективное жюри будет следить за ходом нашего турнира. За каждый
правильный ответ вы будете получать 5 баллов. Команда, набравшая наибольшее
количество баллов, является победителем и знатоком русского языка. Итак,
начинаем.
Первый тур «Разминка».
Команды по очереди отвечают на вопросы:
Конкурс 2. Постижение народной мудрости.
Ведущий: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.
Собери пословицу.
Пословицы – одно из свидетельств живописности, выразительности нашей устной речи.
Ваша задача – собрать пословицы.
1. В одно ухо влетает,(а в другое вылетает)
2. С миру по нитке – (голому рубашка)
3. Хвалил пес волка,(что вертит хвостом ловко)
4. Злой плачет от зависти, (а добрый от жалости)
5. За маленьким погнался – (большое потерял)
6. Куй железо (пока горячо)
7. Терпенье и труд (все перетрут)
8. Век живи – (век учись)
9. Хлеб-соль кушай, (а правду слушай)
10. Жизнь прожить (не поле перейти)
11.- Сколько волка ни корми - все равно в лес смотрит.
12- Любишь брать, люби отдавать.
13- С кем поведешься, от того и наберешься.
14- Что посеешь, то и пожнешь.
Конкурс 3. Расставьте гласные.
Ведущий: Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.
Ведущий: А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях, например так, как показано на доске.
Букву Е
БРТ – БеРеТ
СВР – СеВеР
ВР – ВееР
КЛЩ – КЛеЩ
Команды получают задание на карточках:
Букву О
КН – окно
ГРХ – горох
КЛКЛ – колокол
ТПТ – топот
БЛТ – болт
ПКЙ – покой
ГРН – горн
ТРН – трон
КРК – окорок
ГЛТК – глоток
Букву У
СД – суд
ШРП – шуруп
КСС – уксус
КСТ – куст
БРНДК – бурундук
Букву А
БРН – баран
ТК – атака
РФ – арфа
МРК – марка
СТР – астра
КРМН – карман
БРК – барак
ШЛШ – шалаш
ФНТ – фант
ШРМ – шрам, шарм
Букву И
ПРЗ – приз
PC – рис
ЛЛЯ – лилия
ФЛН – филин
PC – ирис
Конкурс 4 Игра: «Найди новое слово»
- Пользуясь данными словами, составьте новые - кто больше?
1) Мартышка –
(камыш, шрам, арык, карта, марш, штык, марка, крыша)
2) Промокашка –
(каша, кашка, комар, паром, мошка, пар, рак, шар, ромашка, окрошка, окоп, мак)
- Каждой команде предлагается карточка с ребусом. В течение 1 минуты учащиеся должны разгадать ребус:
А) Е2 мы сели за 100л, о5 прилетели 40и и с3жи.
(Едва мы сели за стол, опять прилетели сороки и стрижи)
Б) Прежде чем 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.
(Прежде чем семья опять сядет за стол, предварительно вытри клеенку)
6. “Фонетическая разминка”
Конкурс 7. Найди ошибки.
Карточка.
Я шол полестной дарошке в диревню.
Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки.
У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к
диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.
Ведущий: Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.
За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.
1. Соревнование на лучшего диктора.
Расставьте в словах ударения и прочитайте без ошибок
Алфавит, арест, диалог, документ, каталог, квартал, звонит, свекла, щавель, начала, поняла.
Конкурс 9. Веселая грамматика».
Ведущий: Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные. (Слайд )
«Шарады»
К торжественному крику прибавь согласный звук,
Чтоб протянулись горы с севера на юг.
(Ура-л)
Корень мой находится в «цене».
В «Очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали.
Весь же - в дневнике или журнале.
(о+цен+к+а)
Конкурс болельщиков
Турнир 10.
Игра «Расшифруй слова»
1. ДЛАЯЙТЕКАЛ
Прогони собаку, не тревожа птицу, (дятел, лайка)
2. ГКАРВОЗАДИСЬКА
Где цветок, где рыба отгадать попробуй (гвоздика, карась)
З.СММАСОРОЛЕДИННОКА
Гриб клади в корзину, ягоду - в лукошко, (маслёнок, смородина)
Конкурс 11. Конкурс писателей.
Ведущий: Сейчас мы узнаем писательские способности наших команд. Итак, конкурс писателей.
- “Раскрасим текст прилагательными”. Прилагательное – это волшебное средство языка, с помощью которого чёрно-белый текст становится цветным. Попробуйте и вы.
Задание: Командам надо вставить в текст прилагательные: украсить, уточнить.
Раздаётся текст И.С. Тургенева.
Текст.
Вот и лес. Тень и тишина. Осины высоко лепечут над нами. Ветки берёз едва шевелятся. Дуб стоит, как боец, подле липы. Мы идём по дорожке. Мухи неподвижно висят в воздухе. Мошки вьются столбом, светлее в тени, темнее на солнце. Голосок малиновки звучит радостно. Дальше, дальше, глубже в лес.
Подведение итогов.
Подошло к концу наше путешествие по стране Филологии. Хочу закончить его словами поэтессы Марии Комисаровой:
Народ – властитель тайны слова
И всех сокровищ языка.
Им выткана его основа
Для поколений на века.
Он создал чудо тени, света,
И звука взлёт, и слова лад,
Им жизнь поэзии согрета,
В нём звёзды вечности горят.
Храните всё богатство нашего языка, пользуйтесь им бережно и аккуратно, любите свой язык и изучайте его. Он откроет вам целый мир.
Подведение итогов, награждение команды-победительницы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.