Внеклассное мероприятие « Путешествия по страницам басен И.А.Крылова.»
Составитель : Артюхина М.А.
Цели:
1) знакомство с биографией и творчеством И.А.Крылова;
2) расширение представления детей о басне, обогащение словарного запаса при изучении новых понятий, развитие памяти, внимания, умения выделять главное ,работать с текстом;
3) содействовать воспитанию нравственных качеств обучающихся;
4) выработка организованности, доброжелательности, общительности, взаимопомощи;
5) создание ситуации успеха, повышение мотивации обучения.
Задачи:
· образовательные –
o повторение и обобщение пройденного материала по теме: «Басни И.А. Крылова» обучающимися начальных классов;
o демонстрация возможностей использования ИКТ;
o формирование умения и навыков выступления перед зрителями;
· воспитательные –
o воспитание положительного отношения к честным, благородным, добрым поступкам у обучающихся начальной школы;
· развивающие –
o формирование познавательного интереса, творческой активности обучающихся;
o развитие умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выбор.
Планируемые результаты:
· Личностные:
· Способствовать формированию:
· -положительное отношение к учебной деятельности;
· -интерес к учебному труду;
· - основные моральные нормы поведения;
· - эмоциональный отклик на прочитанное произведение;
· - оценивать результаты своей деятельности.
· Познавательные:
· - понимать содержание прочитанного;
· - высказывать свое отношение к прочитанному;
· -осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий;
· -представлять героев басни, характеризовать героев басни на основе их поступков Регулятивные:
· -определять учебную задачу урока в совместном обсуждении;
· - соотносить ее выполнение с формулировкой в конце урока;
· - в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.
· Коммуникативные:
· способствовать формированию умений:
· слушать и понимать других;
· строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
· умение оформлять свои мысли в устной форме;
· умение работать в паре.
· постановка вопросов - сотрудничество между учащимися, основанное на совместном сборе и поиске информации.
Оборудование и дидактический материал:
.портрет
· компьютер,
· книги с баснями для выставки,
· рисунки учащихся,
· маски зверей для инсценирования басни,
· презентация «И.А.Крылов».
1.Психологический настрой учащихся на урок.
ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГИЕ РЕБЯТА И УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ!!!
- Прошу вас , ребята ,поприветствовать гостей. Садитесь, пожалуйста.
2.Определение темы и целей мероприятия.
РЕБЯТА, СЕГОДНЯ МЫ С ВАМИ ПРОВЕДЁМ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.
-А какому великому писателю посвящено НАШЕ МЕРОПРИЯТИЕ УЗНАЕМ ИЗ ЭПИГРАФА
3.Эпиграф урока прочитает Лиза (ученик читает наизусть)
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Заканчиваю я….
Со школьной партой с ними мы сживались
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались,
Крылатые крыловские слова.
-Да, конечно же -Ивану Андреевичу Крылову.
- Почему мы считаем его великим?
- Великий, потому что известен во всем мире, потому, что его читают, изучают и в настоящее время, его басни актуальны (то есть, хоть он и писал так давно, проблемы, о которых он писал остаются актуальными по сей день).
А вот что такое басня вы сейчас вспомните, вставляя в определения этого литературного жанра нужные фразы, а потом зачитаете его.
На доске :
Басня-это короткий поучительный рассказ,
В котором действуют животные, растения,
А подразумеваются люди,
Их поступки, поведение.
В баснях высмеиваются недостатки людей :
Злоба, зависть, жадность, лень.
Басня содержит нравоучение, совет это-мораль.
Молодцы! Справились с работой!
А чтобы наша совместная работа спорилась,
Зачитаем хором девиз нашего мероприятия.
4..Зачитываем хором девиз:
Девиз нашего мероприятия:(на доске)
Глаза смотрят и видят
Уши слушают и слышат
Сначала думаю, а потом говорю
Помню, что в классе я не один
Умею слушать мнения других.
-Постарайтесь придерживаться нашему девизу в течении всего нашего мероприятия.
5 Биография писателя.
Сегодня, раз мы вспоминаем Ивана Крылова, давайте вспомним немножко и его биографию детства.
-Ребята, сейчас я положу на стол отрывки из биографии, а вам задание из них составить связанный рассказ о его детстве. Работать будем коллективно, берите по отрывочку каждый, и читайте , вспоминайте как происходят действия по порядку, советуйтесь друг с другом, и не забывайте наш девиз. Готовы?
1.Иван Андреевич Крылов родился в Москве, в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился дома.
2.А позже довелось ему учиться у богатого помещика Львова, там Ваню
обучали разным предметам: русскому и французскому языкам, арифметике.
3.Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни ценностей, только сундучок с книгами.
4 .В 11 лет Ване пришлось поступить на работу. Он переписывал бумаги, разносил пакеты и потихоньку читал книги, которые остались от отца.
Так он начал своё творчество.
Ну что готовы?
Теперь выходим к доске, выстраиваемся по порядку развивающихся событий в биографии. Зачитываем. Молодцы!
Прикрепляю портрет Крылова!!!
6. Путешествие по басням Крылова.
Учитель: А теперь давайте вспомним некоторые басни И.А.Крылова, и, может быть, вы засмеётесь, а, может быть, загрустите и задумаетесь и
освежите их в памяти , скажите из каких басен эти фразы:
1.-« Голубушка,как хороша!»
2.-«Ах ты пела,это дело,
Так пойди и попляши!»
3.-«Ай Моська! Знать она сильна,
Что лает на слона!»
4.-«Ударили в смычки, дерут, а толку нет!»
5-«Кто виноват из них, кто прав,судить не нам.»
6.-« Тебя,мой куманек,век слушать я готова»
7.-« То к темю их прижмет,то их полижет»
8.-« Какие у неё ужимки и прыжки»
Молодцы! Не забыли, все верно! 10 -13 мин?
7.-К этому мероприятию готовилась ни я одна, но и ребята, сейчас мы прослушаем басню в исполнении Сморкалова М. Молодец! Аплодисменты! (Мартышка и очки)
-Так какая мораль тут?
Учитель вывод :
Мораль: Мартышка играет роль невежды, а очки напрямую ассоциируются с наукой. Люди-Мартышки, ничего не смыслящие в науке, дальновидной и зоркой, как очки, зачастую своим невежеством только смешат всех вокруг
-Ребята, а можно так в жизни обращаться с очками?
-Почему?
-Почему она решила , что люди её обманули?
--Какие недостатки высмеивает автор?
(человека-невежды)
-Чем различаются слова невежа и невежда?
Молодцы!
Прикрепляю иллюстрацию !!!
ФИЗМИНУТКА: игра « Я такой»
- Если я называю качества характера, которые вы не хотели бы иметь, вы должны встать и закрыть лицо руками.
А если называю качества, которые вы хотели бы иметь, то вы сидите, поднимаете руки вверх и быстро делаете два хлопка.
- Хитрый, жадный, отзывчивый, добрый, льстец, злой, завистливый, прилежный, храбрый, лицемерный, аккуратный, справедливый, лживый, зазнайка, ленивый, неблагодарный, дружелюбный.
Молодцы! Продолжаем наше путешествие.
8. «Найди пару»
Обучающимся предлагаются маски героев басен И. Крылова.
Задача: составить пары (т. е. каждый, получивший маску, ищет себе пару), которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза – Муравей). Дети по парам выстраиваются у доски. Молодцы , пары выстроились.
-Зачитайте свои пары.
9.
Я приглашаю вас в театр,
Чтоб рассказать, что знаем о Крылове,
Раскрыть свой начинающий талант.
И показать , как исполняли роли.
Но отгадайте прежде загадки :
-Без работы, хоть убей,
Жить не может …..(Муравей)
-Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают ….(Стрекозы)
-Что мы знаем об этих насекомых? Где они живут?
(стук в дверь)
-А вот и они к нам пожаловали в гости.
(Инсценирование)
Аплодисменты ребятам! Спасибо!
-Так что же произошло со стрекозой?(осталась без жилья)
-А почему?
-Каким вы себе по характеру представляете этих героев?
-А на кого вы хотели быть похожими из героев?
-Какие пословицы и поговорки о труде знаете? !!!
Прикрепляю иллюстрацию !!! (12-15 мин.)
10. Выразительное чтение « Ворона и Лисица» читает Лиза.
-Ребята, понравилось вам исполнение?
Прикрепить иллюстрацию!!!
Аплодисменты!!!! Вы внимательно слушали? Проверим.
11. - Конкурс внимательных читателей.
- Какого цвета было для стрекозы лето ?
- Красное
- Сколько очков приобрела мартышка ?
- Полдюжины.Это сколько?6
- Подруга, соседка Моськи ?
- Шавка
- На дереве какой породы восседала ворона?
- Ель
- Что пленило лисицу ?
- Сырный дух
- Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица ?
- Шея
- Голосом кого , по мнению лисицы , должна была петь ворона ?
- Ангела
- Какое величественное звание присваивает лисица вороне ?
- Царь-птица
- Какую родственную связь неожиданно обнаруживает лисица между собой (млекопитающим) и вороной (птицей) ?
- Сестрица
Учитель:
Мораль: Смысл этой басни глубокий и учит сразу нескольким вещам.
Во-первых, не стоит доверять тем людям, которые тебя нахваливают и откровенно льстят в глаза.
Во-вторых, если что-то у тебя есть ценное, то не стоить разевать рот, береги эту ценность, не слушай никаких льстецов.
12. И напоследок нам прочитает наизусть басню «Лебедь рак да щука» Алиса.
Аплодисменты!!!
-Почему не удалось сдвинуть с места повозку?
Учитель вывод :
Крылов не спроста выбрал трех персонажей абсолютно не схожих между собой, выполняющих общее дело.
Иллюстрация !!!
Иллюстраций каких басен не хватает прикрепим к портрету нашего дедушки Крылова И.А.
Вот и получился у нас мини-проект.
Итог:
Урок хочу закончить словами П.А.Вяземского:
"Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта - наша быль.
И не забудут, этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят".
- Итак, ребята, вы все
молодцы вспомнили, басни И.А.Крылова. Правильно отвечали на вопросы викторины,
на шуточные вопросы, правильно разгадывали кроссворды, было видно, что много
басен прочитали, а если некоторые басни вам были незнакомы, то я вам советую
прочитать их.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.