Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 39 пос. им. Воровского
142460, Московская область, пос. им. Воровского, ул. Сергеева, д. 13
8 (49651) 3‑76-11, noginsk-sch39@yandex.ru
Муниципальный конкурс методических разработок
«Путешествие в мир профессии»
Номинация:
«Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия для детей»
Название работы: «Экскурсия «Отважная профессия пожарного»
Автор:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 39 пос. им. Воровского Логинова Евгения Евгеньевна
пос. им. Воровского
2018
«Экскурсия «Отважная профессия пожарного»
(внеклассное мероприятие по окружающему миру, 3 класс)
Цели мероприятия – познакомить детей с профессией пожарного и историей пожарного дела.
Планируемые результаты:
1) предметные: расширить представления детей о труде пожарных; закрепить и систематизировать знания о причинах возникновения пожара, правилах поведения во время пожара;
2) регулятивные: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях, использовать литературу при работе по предложенному плану;
3) коммуникативные: совместно договариваться о правилах поведения в природе и следовать им;
4) личностные: воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, гордости за людей данной профессии.
Оборудование: детские рисунки о профессии пожарного, стихотворение С.В.Михалкова «Рассказ о неизвестном герое»; книжная выставка: Б. Житков «Пожар в море», Л.Н.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки», С.Я.Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», К.И.Чуковский «Путаница», Г. Цыферов «Жил на свете слоненок»; фотографии и плакаты из истории пожарного дела, фонограмма «Гимн пожарных», фотографии из музея пожарного дела г. Санкт-Петербурга.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Мотивационное начало.
Учитель
|
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в необычный музей, а что это за музей вы догадаетесь, если отгадаете мою загадку. Среди всех земных профессий Есть профессия одна Ей все правила известны Укрощения огня. Тот её лишь выбирает, Кто упрям и духом смел Потому что дело знают Мастера... (пожарных ) дел. - Сегодня мы отправляемся в музей пожарного дела. Поговорим о профессии пожарного. Правильно следует говорить "пожарный", но не "пожарник". В толковом словаре В.И. Даля сказано: «Пожарный - служитель пожарной команды». Я буду вашим экскурсоводом.
|
1-й чтец |
Пожарное дело – для крепких
парней. |
Учитель |
Профессия пожарного входит в десятку самых опасных профессий мира, и в то же время она очень популярна. История пожарного дела России насчитывает не одно столетие. Ведь в богатой лесами стране практически все делалось из дерева. Жили люди в деревянных избах, топили печи. Освещали свои дома лучинами и лампадами. В те времена пожар на Руси приносил огромные убытки, выгорали целые деревни и города. И даже прославленная Москва выгорала несколько раз до тла. |
|
При строительстве города Санкт – Петербурга строители уже учитывали правила пожарной безопасности, при расстоянии между домами использовали камень, крыши покрывали черепицей. Пожарных в то время не было и людям самим приходилось защищать. Петр Великий задумался о создании постоянной пожарной команды. Самая первая пожарная команда была организована в конце 17 века. Обратите внимание на форму пожарных. Она была очень простой, плохо защищала от огня, каски были металлические и тяжелые. На старых рисунках все пожарные небритые. Это потому, что противогазов в то время не было, а пышная борода была средством защиты органов дыхания от дыма. С приходом дыхательных устройств необходимость в этом исчезла. Раньше не было пожарных машин. Использовали пожарный обоз, который был запряжён лошадьми. Затем на смену обозам пришли пожарные автомобили, но они были оснащены деревянными лестницами, что было неудобно. В дальнейшем им на смену пришли металлические лестницы. И вот мы видим уже современную пожарную машину, которая оснащена современным оборудованием для тушения пожара.
|
3-й чтец |
Кто на вызов, словно птица, |
Учитель |
Сейчас мы с вами перейдем в другой зал музея. Называется он «Хроника событий». Вам нужно создать ленту времени. Вы знаете, что это такое? Это последовательность тех или иных событий от прошлого до настоящего. Вам нужно вспомнить с чего начиналась история развития пожарной охраны в нашей стране. |
1-й чтец |
В 1649 году был издан апрельский Наказ царя Алексея Михайловича "О градском благочинии", который заложил основы пожарной охраны России. С этого Наказа и ведёт свою историю пожарная охрана России. |
2-й чтец |
С XVIII века над зданиями, где размещались пожарные команды, стали возводить высокие башни (каланчи), откуда вели наблюдение за окрестностями. Каланча была оборудована сигнальным колоколом, мачтой для сигнализации, флагами и фонарями. |
3-й чтец |
В 1718 году Петр I издал указ «Об устройстве печей». Также были изданы и разосланы по всей стране планы и рисунки огнестойких крестьянских изб и дворов. В Петербурге было запрещено строить деревянные дома. Для ликвидации пожаров использовалось стрелецкое войско. |
4-й чтец |
В 1804 году в Москве и Петербурге появились первые пожарные команды, которые комплектовались из отставных солдат.
|
5-й чтец
|
В России первые пожарные автомобили - "автолинейки", стали использовать с 1907 года. Они брали на борт 8 пожарных со снаряжением. "Автолинейки" двигались со скоростью до 60 км. в час. |
6-й чтец |
17 апреля 1918 года был подписан "Декрет об организации государственных мер борьбы с огнём! В 1925 году была выпущена первая партия пожарных автомобилей, а к концу 1927 года пожарная охрана имела 400 пожарных машин. |
7-й чтец |
В годы Великой Отечественной войны более 31 тыс. пожарных страны были награждены орденами и медалями, а пожарные охраны Ленинграда и Москвы были удостоены высшей правительственной награды - ордена Ленина. В 1999 году Указом Президента Российской Федерации был установлен Профессиональный праздник работников Государственной противопожарной службы РФ, который отмечается 30 апреля. С 1 января 2002 года федеральная противопожарная служба перешла в ведомство МЧС России. |
Учитель |
В следующем зале мы поговорим о пожарных, об их труде. - Скажите, какая у них работа? (Трудная, интересная, тяжёлая, опасная, полезная). - Почему вы считаете, что работа пожарных нужна людям? (Они тушат пожары в домах, лесах, на заводах. Самое главное, что пожарные спасают жизни людей.) - Какими качествами должны обладать пожарные? (Отвага, храбрость, смелость, доброта, отзывчивость) Сейчас мы послушаем, что это профессия важная и трудная. Дети читают стихотворения. |
1-й чтец |
Есть на земле такие люди, Они в опасности всегда –Пожарные-профессионалы в деле – Укротители огня! |
2-й чтец |
Мы с вами о работе сейчас поговорим: Я расскажу немного о службе «Ноль один», И в праздники любые, и в выходные дни Пожарные на службе – совсем не спят они. |
3-й чтец |
Когда беда случиться: пожар произойдёт, Его тушить помчится наш боевой расчёт. Тут техника и средства, чтобы пожар погас, И люди в спецодежде – пожарный экипаж. |
4-й чтец |
Труд пожарного в почёте, Опасней дела не найдёте. Пожарных мы за доблесть чтим, За смелость их благодарим! |
Учитель |
О отваге и храбрости пожарных мы можем узнать из произведения С.В. Михалкова «Рассказ о неизвестном герое». Прослушивание аудио МР3 стихотворения С.В.Михалкова. Сейчас переходим в следующий зал музея «Зал пожарной безопасности». Проверим, знаете ли вы те предметы, которые могут стать источником пожара. Отгадайте загадки. Загадка1: Питался раньше углем я, Но ток – надёжней для меня: В розетку шнур вы мой воткните, И по одежде мной водите. (Утюг) Загадка2: В коробке маленькой лежат, Коль потереть, - они горят. Словно близнецы-сестрички Улеглись рядочком …(спички) Загадка3: Ящик в комнате стоит, Он поёт и говорит, Мир животных вам покажет, На ночь сказочку расскажет. (Телевизор) Загадка 4: На Новый год их зажигают, На дни рожденья в торт втыкают. Легко погасишь огонёк, Ты только дунь слегка, дружок. (Свечка) Загадка 5: Если ручку повернёшь, Спичку быстро поднесёшь, Пламя мигом разгорится – И начнёт еда вариться. (Газ) Загадка 6: Ем я уголь и дрова, - У меня свои права: Меня кормить не забывайте Дверку тоже закрывайте. (Печь) -Выберите необходимые средства тушения пожара, детали одежды пожарного. -Ой, ребята, я кажется чувствую запах дыма. В музее начался пожар. Что делать? Как вызвать пожарную охрану? (Набрать номер 01, не забыть назвать адрес.) |
5-й чтец |
Если что-то загорелось, На себя возьмите смело Срочно «01» звоните, Точно адрес назовите Что горит, давно ли, где. Несколько минут промчатся К вам пожарные примчатся И помогут вам в беде! |
6-й чтец |
Чтобы было легче дышать – смочи водой любую ткань и дыши через неё. |
7-й чтец |
Осторожно прикоснись к двери. Если дверь горячая – не открывай. Отрытая дверь создаст новый приток кислорода, и огонь разгорится ещё сильнее. Закрой все двери на пути – огню дорогу прегради. Закрытая дверь задерживает пожар на 15 минут. |
8-чтец |
Убегая от пожара – всех о нём предупреди. А назад ты не ходи – сгоришь по пути. |
Учитель |
Профессия пожарного требует большого труда, а часто и подвига. - Как в нашей стране отмечают людей, отличившихся на пожаре? (Награждают медалью «За отвагу на пожаре», слагают стихи, поют песни, рисуют картины, о них пишут книги). Наше занятие мы закончим игрой «Слушай внимательно». (Задают вопрос, а дети хором должны отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья.») - Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре – - Кто, из вас заметив дым закричит «Пожар, горим!» - - Кто, из вас шалит с огнём, утром вечером и днём? - - Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери? – - Кто, от маленькой сестрички незаметно прячет спички? – - Кто, из вас шалит с огнём – признавайтесь честно в том? – - Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
|
III. Подведение итогов.
Учитель |
Вот и закончилась наша экскурсия в музей пожарного дела. Вы убедились, что работа пожарного трудная, интересная, тяжёлая, опасная, но полезная. -Кто бы из вас хотел работать в пожарной части? Профессию инспектора пожарной части можно получить в институте противопожарной службы. Если вы выберете профессию пожарного, то я думаю вы достойно будете выполнять свои обязанности и помогать людям. |
9-й чтец |
Чрезвычайных ситуаций Прослушивание фонограммы «Гимн пожарных». |
Заключение.
Внеклассное мероприятие помогает в ненавязчивой форме познакомить школьников с профессией пожарного и историей пожарного дела, научить правилам пожарной безопасности, одновременно воспитывая уважение к данной профессии.
Список использованной литературы.
http://festival.1september.ru
http://nsportal.ru
http://wikipedia.com
http://www.maam.ru/users/372049
История пожарного расчёта // Весёлые уроки. - 2003. - № 7. - С.2-4.
Пиль А. Пожарные. - М.: Астрель: АСТ, 2001. - 40 с.: ил.- (Всё обо всём).
Попок Е.Л. Чтобы не было пожара: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - С. 4-9.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.