Аннотация
Учащиеся начальных классов часто совершают поступки, иногда даже не задумываясь над тем, что кому-то могут своим поступком сделать больно. На своём мероприятие я хочу объяснить детям, что обозначают понятия «Добро и Зло». Чтобы прежде чем что-то сделать, каждый из них задумался: «А не будет ли кому-то плохо от моего поступка?» Чтобы каждый ребёнок стремился делать как можно больше добрых дел.
Ключевые понятия
С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
С.И.Ожегов: «Зло – нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
Притча- это вековая мудрость народов всего мира.
Синквейн - (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России)
Внеклассное мероприятие «Добро и Зло»
4 класс (9-10 лет)
План занятия.
1. Орг. Момент
2. Определение темы занятия
3. Ключевые понятия «Добро», «Зло»
4. Работа с притчей
5. Работа со сказками
6. Составление синквейна
7. «Дерево Добра»
8. Работа в группах
9. Правила Доброты
10. Итог занятия
11. Заключительная часть
Цель: Сформировать представления о добре и зле
Подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.
Формирование нравственных убеждений, нравственных чувств, нравственных отношений на основе понятий добро и зло.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представления о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта; умение правильно оценивать себя и других.
Развивающие:
- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитательные:
- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру, чтобы поступки были сознательные, добровольные, бескорыстные.
Планируемые результаты: Знание понятий «добро» и «зло». Понимание ответственности человека за свои поступки. Развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки, совершаемые на основе морального выбора. Воспитание доброты и милосердия, доброжелательного, отношение друг к другу и окружающим.
Ход мероприятия.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!».
«Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!».
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Рада приветствовать вас на нашем мероприятии.
Давайте улыбнёмся друг другу и начнём наше занятие с хорошим настроением.
(Звучит Песенка Кота Леопольда «Если добрый ты»)
- О чём эта песня?
(Ответы детей: если добрый ты – это хорошо)
- Послушайте стихотворение:
- Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
- А почему доктор Айболит добрый: потому что он под деревом сидит? ( Добрый, потому, что всех животных жалел, лечил. Спешил оказать помощь каждому нуждающемуся.)
- Кто попробует сформулировать тему нашего занятия?
-В нашем мире добро и зло всегда идут рядом. А что такое добро и зло? Какие им присущи качества? (Беседа и обсуждение с детьми темы занятия).
- А если под дерево посадить Бармалея, он тоже будет добрый? (Бармалей, наоборот, злой. Всех обижал, даже маленьких)
-Какого же человека можно назвать добрым?
-А какого человека - злым?
- Что обозначают понятия «Добро» и «Зло»? (ответы детей)
- Ребята, перед вами лежат словари Сергея Ожегова. Воспользуйтесь ими и найдите определения этих понятий. (1 группа – «Добро» , 2 группа «Зло»)
С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
С.И.Ожегов: «Зло – нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
Работа с притчей.
- Что такое притча?
- Притчи- это вековая мудрость народов всего мира. Зло и добро, мир и война, любовь и ненависть, глупость и мудрость, лень и трудолюбие. Все это темы притч. Притча – это маленькая сказка – быль, а всем известно, что сказка ложь, да в ней намек,- добрым молодцам урок!
(читают наизусть подготовленные ученики)
Притча о Добре и Зле
Добро и Зло с далёких пор
Ведут свой древний, давний спор
Кто наяву, а не во сне
Сильней и крепче на земле?
«Сильнее Я» сказало Зло
«Кто служит мне, тем повезло
Я щедро отблагодарю
Земные блага подарю
Машины, деньги мощь и власть
Пусть насладятся жизнью всласть!»
Добро сказало: « Может быть,
Но только я могу любить
Хоть за душою ни гроша
Для всех людей важна душа
Я виллы, яхты не дарю
Зато я душу сохраню
Друзей, родных, детей и дом
И много счастья в доме том
Не знаю, что ещё сказать…
Остаться с кем, самим решать
Добро и Зло с далёких пор
Не оставляют этот спор.
-Кто главные герои этой притчи? В мире всегда противостоят Зло и Добро.
Мы с вами сказали, что добро и зло находятся в постоянной борьбе. А когда, где добро всегда одерживает верх над злом? (В сказках.)
– Давайте проверим, как вы знаете сказки, где говорится о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хочет достичь своей цели злым способом. Как вы думаете, чего больше в мире: добра или зла?
- Какие поступки и качества вы можете назвать злом, а какие добром? (дети отвечают на вопросы)
1.
Снег валил, клубились тучи,
Гнулись сосны до земли,
Злые люди в лес дремучий
Сиротинку отвели.
Замолчать заставили
Замерзать оставили.
Русская народная сказка «Морозко»
– За что была вознаграждена
падчерица?
– Какое качество руководило поступками мачехи и её дочери?
2.
С грядки старушка цветок сорвала
Девочке Жене его отдала.
В цветке, лепестках есть волшебная сила
Их девочка Женя о чём-то просила.
Что надо сказать лепестки обрывая?
Как называется сказка такая?
Лети,
лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели. В. П. Катаев «Светик – Семицветик»
– Почему первые шесть желаний не принесли удовольствия Жене?
3. Сейчас потолкуем о книге другой:
Тут синее
море, тут берег морской.
Старик вышел к морю,
Он невод забросил.
Кого-то поймает
И что-то попросит.
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
– За что была наказана старуха?
4.
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед.
Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала.
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
– Почему царица решила отравить царевну?
- Только от человека зависит, что он вырастит в своей душе добро или зло.
«Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе» Г. Гегель
– Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми . Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге “добра” и “света” или по дороге “зла” и “тьмы”. У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться и добро, и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. “Каждый кувшин изливает то, что содержит”, - гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот.
(подготовленный ученик читает стихотворение)
-Спешите делать добрые дела,
Пока еще не склевана рябина,
Пока береста совести бела
Спешите делать добрые дела.
В колесах дружбы так привычны палки,
В больницах так медлительны каталки,
А щель просвета так порой мала,
А ложь святая столько гнезд свила.
Спешите делать добрые дела.
-«Спешите делать добро» - это изречение выбито на памятнике Ф. П. Гаазу (1780 – 1853), «святому доктору» Москвы, посвятившему свою жизнь служению добру.
Ф. П. Гааз был одним из первых врачей, привлекших женщин к уходу за больными. Начинание увенчалось успехом.
-Первая в России гражданская больница была открыта в 1650 году стараниями боярина Федора Рилищева.
- Составление «Синквейна» со словами «добро», «зло».
Синквейн - (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России)
Памятка по составлению синквейна.
Первая строчка-1 существительное
Вторая строчка-2 прилагательных
Третья строчка-3 глагола
Четвёртая строчка-фраза из 4-х слов
Пятая строчка-синоним существительное.
1. ДОБРО 2. душевное, сердечное 3. Исцеляет, помогает, вдохновляет 4. Добро сближает всех людей. 5. Радость
1 Зло 2 Страшное, плохое 3 Калечит, обижает, убивает 4 Зло влечёт горе , вражду. 5 Горе |
- А теперь предлагаю вырастить «Дерево Добра» ( на доске плакат с деревом) на столе лежат листочки деревьев, на которых есть различные пословицы, нужно выбрать те, которые подходят к нашей теме занятия. Эти листочки прикрепляем к нашему дереву. (Дети берут листочки с пословицами о добре и прикрепляют к дереву).
*Жизнь дана на добрые дела.
* Не хвались серебром, а хвались добром.
* Плохо тому, кто добра не творит никому.
* Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
* Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
* Мир строит, а война разрушает.
* Доброе слово доходит до сердца.
У нас получилось замечательное Дерево Добра.
- Ребята, о чём было наше занятие?
- Можно ли за 40 минут научиться быть добрым, творить добро?
- Сколько времени понадобится для этого?
- Правильно, всю жизнь.
Работа в группах
Задание1
Прочитайте истории. Допишите их. Определите главную мысль.
1.В классе появилась новая ученица. Она сильно заикалась. Когда девочка отвечала, ребята смеялись. Учительница сказала: ____________
2. Миша бежал из школы. Дверь подъезда была открыта. В её проеме стояла инвалидная коляска. Мужчина никак не мог выехать из подъезда: колесо застряло в щели пола. Миша попытался помочь мужчине, но сил приподнять коляску не хватало.– Сейчас я позвоню папе. Он дома, придет, поможет, – сказал мальчик инвалиду. Через несколько минут все было в порядке.– Спасибо большое, – негромко произнёс инвалид. И добавил: – Правильный у вас сын растет! В ответ папа улыбнулся и сказал Мише: __________________.
3. У Миши пропали деньги. Ребята решили, что взял их Петя. Мальчик это отрицал, но одноклассники ему не верили. Они прижали мальчика в углу и стали грозить ему… Петя молчал и плакал. А потом деньги нашлись, оказывается Миша положил их в учебник. Петя сказал ребятам: ____________.
Подсказка
Великодушие; несправедливость, непорядочность.
-Проверяем, что у вас получилось.
- Молодцы, вы справились со всеми заданиями, я надеюсь, что после нашего занятия вы всегда будете думать, прежде чем что-то сделать или сказать.
Сформулируйте правила доброты.
Правила доброты.
1.Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
2.Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям
3.Делать добро для близких, друзей
4.Не завидовать
5.Не вредничать
6.Не грубить
- Мы вырастили с вами Дерево Добра, а в ваши души попало маленькое семечко от этого дерева – и пока вы растёте, оно тоже будет прорастать и побуждать в вас только добрые, хорошие поступки.
- Вам интересно было работать на занятии?
-Что вы расскажете членам своей семьи о добре и зле?
– Какие выводы вы сделали для себя?
– Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас?
- Я благодарю вас за теплый разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
-Хочется в заключение урока прочитать стихотворение Юрия Шмидта:
Гласит легенда, в смутное то время,
Воды с тех пор немало утекло,
Сев на коней, слегка поправив стремя,
Сражались на Земле Добро и Зло.
И белого коня вперед направив,
Добро открыто мчалось на врага.
Но Зло, оно не соблюдает правил,
Ударило ножом исподтишка.
Добро едва успело увернуться,
А может, ему просто повезло,
С тех пор они сражаются, дерутся,
И кто из них сильней, Добро иль Зло?
Вот, кажется, Добро уж победило,
Мы воспоем победу храбреца,
Но живо зло, оно лишь затаилось,
Оно не умирает до конца.
И что поделать, им не примириться,
Никто из них не может победить.
Менялись их доверенные лица,
Добро и Зло – их некем заменить.
Давайте закончим наше занятие хорошей песней из мультипликационного фильма «Маленький Мук», которая называется «Дорога добра».
Список литературы:
1. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. – М.: ВАКО, 2008.
2. Классные часы в 1-4 классах/авт.-сост. Персидская И. В. и др. – Волгоград: Учитель, 2007
3. Словарь С.И.Ожегова
4. https://kopilkaurokov.ru/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.