Внеклассное мероприятие «Город без коррупции»
Ход мероприятия
«Нечестно нажитое впрок не идет»
Восточная мудрость
Учитель. Доброе утро всем девочкам! Доброе утро всем мальчикам!
Доброе утро всем, кто хочет знать, что мы будем изучать сегодня!
Мы рады приветствовать Вас на нашем мероприятии, которое проходит в преддверии 9 декабря - Международного дня борьбы с коррупцией.
Я приглашаю вас в путешествие по городу без коррупции. Мы пройдем по улицам, бульварам, площадям нашего города. На каждом этапе вы будете выполнять определенное задание, согласно маршрутному листу. (Приложение 1).
За выполнение задания будут выставляться баллы в маршрутный лист. Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.
(Учащиеся делятся на две команды. В качестве членов жюри присутствуют 3 учащихся из Совета старшеклассников).
Улица «Историческая»
Учитель: Мы находимся в библиотеке, на улице Исторической. Здесь мы познакомимся со значением слова «Коррупция» и её историческими корнями.
Учитель: Найдите в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова определение слова «Коррупция». (Приложение 2)
Учащиеся, первыми справившиеся с заданием, записывают определение на доске.
Учитель: А теперь послушаем ребят, которые приготовили сообщения о проявлениях коррупции в разные исторические эпохи.
Учащиеся зачитывают свои сообщения: (Приложение 3)
Стадион
Учитель: Наше путешествие по городу продолжается, на нашем пути стадион. Командам предстоит принять участие в эстафете «Коррупция – это...».
Вам необходимо написать ассоциации, связанные со словом «коррупция». (Первый участник бежит к доске, отрывает листок-стикер и пишет на нем ассоциацию со словом «коррупция», затем приклеивает на доску и возвращается. Выигрывает та команда, которая придет к финишу первой).
Учитель: Давайте вместе попробуем разобраться, есть ли в нашем обществе такое явление, как коррупция? Чем она угрожает именно вам? В чем причина коррупции?
Площадь «Театральная»
Учитель: А мы, тем временем, подходим к площади «Театральной». Командам предстоит разыграть ситуации и ответить на вопросы. (Приложение 4)
Учащиеся 1 команды разыгрывают ситуацию
Учитель: Кто, по-вашему, коррумпирован в сказке А.С. Пушкина?
Прокомментируйте свою позицию.
Учащиеся: Рыбка предлагает взятку «Дорогой дам откуп, откуплюсь, чем только пожелаешь…».
Старуха вымогает должность, а потом злоупотребляет своей положением, находясь у власти.
Учитель: Вспомните, как растут аппетиты старухи?
Учащиеся: новое корыто, новая изба, столбовая дворянка, вольная царица, «чтоб рыбка была у меня на посылках».
Учащиеся 2 команды разыгрывают ситуацию
Учитель: Ребята, правильно ли поступил Емеля? А Дядя Степа?
Учащиеся: Емеля нарушил правила дорожного движения. А Дядя Степа воспользовался служебными обязанностями в свою пользу – вместо того, чтобы наказать правонарушителя, принял от него взятку.
Учитель: Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновники, судьи, администраторы, депутаты, полицейские, экзаменаторы, врачи и т.д. Всех их движет один стимул - получить экономическую прибыль. Я думаю, самое страшное в этой ситуации то, что меняются нравственные ориентиры людей, меняется их сознание: в людях рождается убежденность, что все в этом мире можно купить, а значит, все продается.
Бульвар «Народная мудрость»
Учитель: В России отношение к коррупции,
закону нашло отражение во
всевозможных пословицах и поговорках. Учащимся предлагается собрать пословицы и
поговорки о коррупции. (Командам выдается лист с частями пословиц и поговорок).
(Приложение 5)
Ученики: собирают и озвучивают получившиеся пословицы.
Учитель: Какую же опасность непосредственно для вас таит коррупция?
Многие сравнивают коррупцию с болячкой. Поэт Е. Евтушенко называет коррупционеров бациллой.
Ты открой глаза - черно в них.
Погляди - по всей России
на чиновнике чиновник, как бацилла на бацилле.
У каждой болячки есть свои причины, которые нужно лечить. Как в современном обществе необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками?
Ответы на эти вопросы мы найдем в городском больничном комплексе.
Больничный комплекс
Учитель: Каковы же причины коррупции?
В течение 3-х минут напишите на листе предполагаемые причины коррупции.
Предполагаемые ответы учащихся:
· низкая заработная плата государственных служащих
· незнание законов
· желание легкой наживы
· частая сменяемость лиц на различных должностях
· нестабильность в стране
· безработица
· коррупция как привычка
· низкий уровень жизни населения
· слабая развитость государственных институтов
Учитель: Ребята, а как вы думаете, существует ли лекарство от такой болезни как коррупция?
Сейчас вы познакомитесь с некоторыми «лечебными» препаратами. Командам необходимо собрать антикоррупционный пазл. (Приложение 6)
Учащиеся собирают пазл.
Учитель: Перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.
Самым мягким наказанием за взятку является штраф от 100 тысяч до 500 тысяч рублей, а самым суровым - лишение свободы на срок до 12 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.
Как вы думаете, эти «препараты» эффективны в борьбе с коррупцией?
Учитель: Действительно, коррупция – это одна из серьезнейших проблем не только у нас в стране, но и во многих странах мира. С 2004 года по инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией.
Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция является неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства и по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики. Коррупция вызывает серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж страны и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности. И борцом против этого недуга должна стать именно молодежь. От вашего «нет» зависит многое.
Проспект художников
Учитель: Наш путь проходит через проспект художников. Как мы уже сказали, с коррупцией необходимо бороться. Что необходимо сделать, чтобы снизить уровень коррупция в нашей стране?
Предполагаемые ответы учащихся:
· повысить зарплату и не только чиновникам
· сделать стабильным социальный пакет
· прописать четкие законы об уголовной ответственности за взятки, вымогательство и др.
· а обычные россияне, у которых эти взятки вымогают, должны научиться их не давать
· честно и добросовестно выполнять свою работу, свои должностные обязанности
· проводить встречи, менять сознание людей, ориентировать их на положительные поступки и т.д.
Учитель: Я предлагаю вам сделать коллажи «Коррупция глазами детей», которые помогут людям понять, что коррупция – это зло, болезнь, поражающее общество и с которой необходимо бороться.
Учащиеся, используя любые средства, пытаются передать свое видение коррупции через коллаж.
Учитель: Наше путешествие по городу без коррупции заканчивается в парке «Мой выбор».
Парк « Мой выбор»
(На доске рисунки двух деревьев. Одно дерево черное и колючее
с
названием
«Коррупция», второе - зеленое и цветущее с названием «Закон».)
Учитель: Ребята, на
доске два дерева, ваша задача, выйти к доске и вытянуть плод, на котором будет
слово, и разместить его на то дерево, к которому он подходит.
(Слова на плодах: зло, добро, ненависть, доверие, взятка, справедливость, ложь, правда,
беспредел, порядок, мошенничество, подкуп, вымогательство, зависть и др.)
Учащиеся выполняют задание.
Подведение итогов. Награждение победителей
Учитель: Наше мероприятие подошло к концу, я надеюсь, что вы сделаете правильный выбор, будете достойными гражданами Российской Федерации и приложите все силы для борьбы с коррупцией.
Приложение 1
Маршрутный лист
Команды_______________________________________________
№ |
Название пункта игры |
Содержание задания |
Критерии оценки |
Оценка в баллах |
1 |
Улица «Историческая» |
Знакомство с понятием и историческими корнями коррупции |
Дополнение |
|
2 |
Стадион |
Участие в эстафете «Коррупция – это…» |
Скорость
|
|
3 |
Площадь «Театральная» |
Разыграть ситуацию |
Актерское исполнение
|
|
4 |
Бульвар «Народная мудрость» |
Составить пословицу или поговорку по теме «Коррупция» из двух частей |
Правильность выполнения |
|
5 |
Больничный комплекс |
Собрать пазл |
Правильность выполнения |
|
6 |
Проспект художников |
Коллаж «Коррупция глазами детей» |
Яркость Аккуратность Оригинальность |
|
7 |
Парк «Мой выбор» |
Распределение слов |
Правильность выполнения |
|
Приложение 2
-и, ж. (книжн.). Моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами. К. государственных чиновников. К. во властных структурах.
Приложение 3
1. Исторически появление коррупции относится ко времени формирования первых классовых обществ и государственных образований. История человечества издавна связана со взяточничеством, упоминания о котором встречаются в клинописях древнего Вавилона и библейских текстах. На ранних этапах истории античных обществ (древнегреческие города-государства, республиканский Рим), когда еще не было профессиональных государственных чиновников, коррупция почти отсутствовала. Это явление начало расцветать лишь в эпоху упадка античности, когда появились такие государственные чиновники, о которых говорили: «Он приехал бедным в богатую провинцию, а уехал богатым из бедной провинции». В это время в римском праве появился специальный термин «corrumpire», который был синонимом слов «портить», «подкупать» и служил для обозначения любых должностных злоупотреблений.
2. В России коррупция зародилась еще в древности, тогда это не считалось чем-то необычным, а было просто обыденностью. В Древней Руси чиновники не получали жалованья, существуя за счет народных подношений. Это называлось «кормлением». Такая система переложила на людей обеспечение должностных лиц. Это и послужило расцвету коррупции параллельно с растущим недовольством чиновниками. В народе вошло в норму материально благодарить чиновников за подготовку документов или иную работу из круга их непосредственных обязанностей.
Первые упоминания о коррупции, которая определялась понятием «мздоимство», находят в русских летописях XIII века.
Начиная с Ивана III, известны попытки законодательного ограничения коррупции. Первой попыткой можно считать Белозерскую уставную грамоту 1556 г., которая установила фиксированное жалование для наместников и их аппарата, было отменено «кормление».
Во время правления Ивана IV, впервые ввелась смертная казнь в наказание за чрезмерность во взятках
3. Петр I грозился издать указ, что любой укравший деньги из государственной казны, достаточные для покупки веревки, на этой веревке и будет повешен. На что генерал-прокурор Ягужинский сказал: «Вы - император рискуете после такого указа остаться без подданных. Все мы воруем, кто больше, кто меньше». На что Петр 1 махнул рукой и сказал: «Пес с вами, воруйте!»
Смешение государственной казны с личным карманом оставалось типичным не только в XVIII, но и в XIX веке. Лишь после Великих реформ 1860-х уровень коррумпированности российского чиновничества начал понижаться, хотя и оставался все же выше «среднеевропейского» уровня. Александр II впервые в России ввел в практику декларирование имуществ государственных служащих.
4. Своего наивысшего развития коррупция в России достигла в начале XX в. при Николае II. Чиновники почти всех рангов систематически злоупотребляли своим положением и постоянно находились в страхе перед разоблачением.
Неспособность государственного аппарата решительно действовать в критические дни февраля 1917 г. во многом была обусловлена коррупцией. Правда, после Февральской революции взяточничество никуда не исчезло. Столкнулся с коррупцией с первых дней своего существования и режим большевиков. Срабатывала традиционная формула «не подмажешь – не поедешь», глубоко укоренившаяся в народном сознании.
Коррупция в официальных документах и практической деятельности не признавалась ни как понятие, ни как явление. Вместо этого использовали термины «взяточничество», «злоупотребление служебным положением» и т.п.
Приложение 4
1 команда
Старуха бранит старика. Он идет к морю...
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонись рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».
Пошел старик к синему морю
(Неспокойно синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом».
2 команда
Едет Емеля на печи. Входит Дядя Степа – милиционер.
Дядя Степа: Старший инспектор ГИБДД – Дядя Степа! Ваши документы?
Емеля: Пожалуйста, пожалуйста!
Дядя Степа: Есть аптечка?
Емеля: Есть, вот, посмотрите.
Дядя Степа: Почему не пристегнут?
Емеля: (смеется) Ха-ха-ха! Как же тут пристегнуться, ремня то нет!
Дядя Степа: Непорядок! Ну как, будем протокол составлять?
Емеля: Может не надо?
Дядя Степа: Надо! Порядок есть порядок. Надо пристегивать ремень всегда, для безопасности. (Кашлянув в сторону) Ну есть, конечно, один выход…
Емеля: Какой такой выход?
Дядя Степа: (отводит в сторону и шепотом говорит) 500 рублей заплати…
Емеля: Да вы что, нет у меня таких денег. А, хотя, попрошу у щуки…
Приложение 5
Богатому идти в суд — трын-трава, |
что самому воровать.
|
Вору потакать — |
я - тебе.
|
В суд ногой — |
другой для бедных.
|
Ты - мне, |
то правда тонет.
|
Один закон для богатых, |
куда повернул, туда и вышло.
|
И умный берет, |
будешь хорош.
|
Закон, что дышло: |
только дело не волочи.
|
Когда золото всплывает,
|
в карман рукой. |
Дай грош –
|
бедному — долой голова. |
Возьми калачи, |
когда глупый дает.
|
Богатому идти в суд — трын-трава, бедному — долой голова.
Вору потакать — что самому воровать.
В суд ногой — в карман рукой.
Возьми калачи, только дело не волочи.
Дай грош - будешь хорош.
Закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло.
Когда золото всплывает, то правда тонет.
И умный берет, когда глупый дает.
Один закон для богатых, другой для бедных.
Ты - мне, я - тебе.
Приложение 6
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.