Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
«Михайловская детская школа искусств»
СЦЕНАРИЙ ТВОРЧЕСКОЙ ГОСТИНОЙ
КОЖЛЯНСКАЯ ИГРУШКА – ГОРОДОСТЬ КУРСКОГО КРАЯ
Подготовила и провела: преподаватель Олина Л.В.
Место проведения: п. Магнитный.
Сл. Михайловка, 2021.
Конспект внеклассного мероприятия
Преподаватель |
Олина Людмила Валериевна |
Тема |
Кожлянская игрушка – гордость курского края. |
Аудитория |
Обучающиеся и родители школы искусств |
Тип |
Сообщение новой темы |
Вид |
Беседа |
Методы |
Объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ ведущего, объяснение, познавательные вопросы, показ образцов кожлянской глиняной игрушки - свистульки, просмотр презентации). |
Цели |
Обучающие: познакомить слушателей с традиционным промыслом своего родного курского края – кожлянской глиняной игрушкой-свистулькой. Познакомить с мастерами, сохранившими промысл до наших дней. Развивающие: научиться выделять отличительные черты промысла среди других промыслов. Усвоить пластические особенности кожлянской игрушки, а также цветовые и орнаментальные. Развивать психические процессы — восприятие, внимание, память. Воспитательные: Воспитать в слушателях чувство любви, уважения к своим корням, к истории своего края. Воспитывать интерес к малой Родине на примере работ народных умельцев Курского края, приобщать детей к русским культурным традициям. |
Задачи |
Развивать чувство эмпатии, внимание, эстетическое восприятие. Повысить заинтересованность родителей к взаимодействию с детьми и педагогами. Сплочение детско-взрослого коллектива. Повышение уровня компетентности педагога в области народного декоративно-прикладного искусства. |
Оборудование |
Произведения мастеров (кожлянские игрушки – свистульки), мультимедиа проектор, презентация. |
Форма работы |
Фронтальная. |
Межпредметные связи |
Музыка, народный фольклор, народный танец. |
План мероприятия |
1. Орг. момент. 2. Мотивация к образовательной деятельности 3. Сообщение материала 4. Подведение итогов. |
Планируемые результаты |
Дети: Дети познакомятся с народным промыслом Курского края «Кожлянская игрушка». Узнают, что она является родной для нашего края. Дети смогут называть и выделять кожлянскую игрушку среди других народных игрушек. Познакомятся с росписью игрушки. Родители: Повысят уровень родительской компетентности в области воспитания детей. Повысят уровень компетентности в области народного декоративно-прикладного искусства. Педагоги: Повысят компетентность в области народного декоративно-прикладного искусства. Взаимодействие педагогов с родителями и коллегами. Создадут методическую копилку по данной теме. |
Источники информации |
Шабанов Н. К., Спесивцев Ю. С. Всадник на трёхглавом коне. Декоративное искусство и народные промыслы Курского края: Сборник статей. Под ред. Н. К. Шабанова — ИЗДАТЕЛЬСТВО КГУ, 2006. Скобликова Т.Е. «Связуя нить времён: традиционное гончарство в культуре Черноземья» г. Курск «Мечта» 2014г. Гридина Л.А. «Тексты из архива фольклорных экспедиций кафедры литературы КГУ» г. Курск «Учитель» 2013г. Петрова В. Б. Курская–Кожлянская игрушка. Традиции и современность. Традиционная народная культура: современное состояние, проблемы, перспективы: Материалы II межрегиональной научно–практической конференции. Под ред. Т. Ю. Нестеренко — Курск, 2009. Л.И.Тертищева «Кожлянская игрушка» г. Курск «Учитель» 2012г. При подготовке материалов использовалась информация из Internet-ресурсов |
Ход мероприятия
1. Орг. момент.
Звучит народная музыка.
- Приветствую Вас, дорогие гости нашего мероприятия!
Сегодня вы пополните свои знания о своём родном крае, в котором живёте, о Курской области.
Вопрос: - Что такое Родина? Что такое «малая» Родина?
Предполагаемый ответ: - Страна, место, где живёшь.
Верно. Наша область, наш курский край — это Родина для нас с вами.
2. Мотивация к образовательной деятельности.
Родину не выбираешь. Её любишь такой как есть. Естественно, где бы ни жил человек, он должен знать особенности и традиции своего родного края, стремиться их сохранить и приумножить.
Наша большая прекрасная страна обладает большим количеством народных промыслов и ремёсел, которые зародились в том или ином регионе и для которого являются традиционными. Чуть ли не каждая российская губерния имела свой гончарный промысел. Они значимая часть культурного наследия.
Вопрос: - Скажите, какие промыслы Курской области Вы знаете?
- К сожалению, наше поколение мало интересуется своими корнями, своей культурой историей. А у нас есть немало промыслов: курское ковроткачество (Суджа), саморядовское ручное ткачество (рушники, обрядовые и свадебные пояса), саморядовские пеньковые лапти (Большесолдатский р-он), Суджанский керамический промысел (игрушки и сосуды), Глушковский горшечный промысел и, наконец, Кожлянский игрушечный промысел (игрушка-свистулька, Курчатовский р-он).
Современные дети, как показывает опыт, знают своё прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, нравы, традиции очень поверхностно. В основном эти знания основаны на сувенирной продукции народных ремёсел, популяризированных в советское время: гжель, хохлома, жостово и т.п. О чём-то менее известном уже нет никакого понятия.
3. Сообщение материала.
- Давайте хоть немного попробуем исправить ситуацию.
Вопрос: - Обратите внимание на выставку. Что вы видите?
Предполагаемый ответ: - Глиняные игрушки.
Вопрос: - А к какому промыслу относится?
Предполагаемый ответ: - Кожлянская.
Вопрос: - А какие промыслы глиняной игрушки вы ещё знаете?
Предполагаемый ответ: - Дымковская, каргопольская и т.п.
Вопрос: - Вы давно знаете об этих промыслах. А давно ли вы знакомы с Кожлянской игрушкой?
Предполагаемый ответ: - Нет.
Вопрос: - Что Вы помните о промысле?
Предполагаемый ответ: Обучающиеся, которые ранее изучали этот промысел на уроке, называют некоторые факты.
Вопрос: - Где же можно было увидеть, приобрести эту игрушку в те времена?
Предполагаемый ответ: - На ярмарках.
Послушайте отрывки традиционных русских ярморочных песен.
Прослушивают
Кожлянская глиняная игрушка
Недалеко от Курчатова, есть небольшой посёлок - Кожля. Глины там было очень много. И простой люд смекнул, что можно из неё пользу извлечь. Зародился там промысел глиняной игрушки, которая, естественно, стала называться Кожлянской.
Почему народная игрушка так ценится? И в наши дни говорят: «Вложить душу», имея в виду сотворённое человеком изделие. Согласно народным верованиям, в ней непосредственно и ярко выражается душа, психология автора.
В далёком прошлом глиняная игрушка несла в себе сакральный смысл, часто носила ритуальную функцию. Они участвовали обрядах, являлись символом чего-либо.
Что бы игрушка оставалась прочной, долго радовала хозяев, после лепки её сушат, а потом и обжигают. Температура обжига большая до 1200С доходит. Сейчас это делают в современных муфельных печах, а раньше, в Кожле, делали горны рядом с домом.
Краситель для узора используется анилиновый (по ткани), в основном желтый, красный, синий и зелёный, а ещё излюбленные мастерицами розовый и фиолетовый. Иногда краску сахарили – чтобы придать блеск.
На готовый фон наносится простейший узор: прямые линии, косые линии, решётки, ёлочки, волнистые линии, пятнышки, звёзды.
Расписывали не кисточками как мы, а куриным пёрышком.
Что же мы видим в Кожлянской игрушке? Это прежде всего свистульки – прообраз курского соловья. Её начинали делать с музыкальной части. Они отличались чистотой звука. Часто использовались в народных гуляньях, а также на базарах и ярмарках для привлечения покупателей.
Образы
Свистульки выступают в образах пташек, маленьких зайчиков, рогатых козликов. Как пройти мимо такого инструмента на ярмарке? Но есть среди изделий и скульптуры: барыни, всадники верхом на конях, тройки с повозками, в которых и мужики с гармошками и барышни с ребятнёй.
Движения игрушки несложны и статичны. Игрушка Кожли не обладает большой детализацией. Образы достаточно обобщены и схематичны без дополнительных украшательств и налепов. Зато это обеспечивает изделиям высокую прочность. В целом, образ игрушки выходил весёлым, с нотками доброго юмора, что получалось под влиянием тёплой женской руки.
Размеры изделия тоже бывают разные от 5 сантиметров до 30.
Игрушка, как любое произведение искусства, имеет свои особенности. Каноны лепки очень жесткие и строго соблюдаются мастерами.
Вся сложность – в свисте. Игрушка полая. После того как корпус готов, нужно его еще правильно проколоть, чтобы он издавал определенный звук. У игрушки может не быть ножек и головы, но обязательно должна быть свистулька.
«Особая» часть кожлянской игрушки – перевертыши. Перевертыши – философская игрушка, соединяющая в себе прошлое и настоящее.
Наиболее частым сюжетом Кожлянской игрушки является деревенский быт, будни обычных людей. Стоят офицеры, а рядом нарядные барышни: какая с кошкой, какая с курочкой или уткой под мышкой. Женские образы часто изображены с младенцами в руках, у иных барышень их сразу два в охапке. Отражены и праздники в жизни людей. Мы их видим в композициях женских хороводов, парных танцев кавалеров и дам.
Очень выразительны конники. Кони яркие, орнаментированы узорами из сетки или украшены разноцветными пятнами. На конях красавцы-всадники, на некоторых гусары в эполетах!
Интересно наблюдать за тем, как тонко подмечены мастерами образы деревенских животных: козлики с длинными бородками и козочки с острыми рожками, кони, петушок, клюющий зерна и куры, хлопающие крылышками, кошка с котёнком.
Мастера любили давать животным в руки музыкальные инструменты: духовые трубы, рожки, балалайки, гармошки. Котик пляшет и рядим петушок с гармошкой.
Среди изделий нередко встречаются волшебные трехголовые кони. Возможно, это обобщённое изображение тройки. Не исключено, что это древние образы – символы солнца, несущегося по небосводу.
Любая птица издревле выражала пожелание счастья и удачи. Петух был ещё и символом зари. Кроме игровой функции, каждая игрушка служила оберегом. Верили, что их свист отгонял недобрых духов. Есть среди игрушек промысла необычные создания, в которых трудно определить, что же это за зверь такой.
При общей простоте, игрушка эмоциональна. У каждого образа есть свой характер. Ведь игрушка это не просто воплощение идеи. Как бы там ни было, но при тесном контакте с руками мастера, она является отражением его настроения и мировоззрения. Мастера вкладывали в свои изделия душу, чувства и мысли.
Кожлянская игрушка пережила разные этапы своего существования: от востребованности до практически полного забвения. Еще много лет назад кожлянские игрушки разнесли славу о «курском соловье», не только в своих краях, но и по всей России-матушке и даже за границей (в Турции и Персии). В период же коллективизации (1928 по 1937 год) при советской власти этот промысел стал угасать. Возрождение его началось после 1980 года, благодаря уже немолодой мастерице Валентине Венедиктовне Ковкиной, одной из трёх доживших до второго расцвета промысла. Она делилась своими знаниями со всеми желающими. Ещё две женщины, сестры Ульяна Ивановна и Ольга Ивановна были на тот момент очень пожилыми. Но и они успели передать свои знания нам. Благодаря им мы все можем освоить основы изготовления Кожлянской народной игрушки.
Женщин уже нет с нами, а игрушка живёт трудами их последователей и преемников.
4. Подведение итогов.
Давайте по старинному обычаю, с помощью кожлянской птички-свистульки, мы весну будем закликать!
Выходят учащиеся отделения.
Образуем круг, берём свистульки и повторяем за мной!
Приходи весна! Приходи красна!
Приноси урожай в наш родимый Курский край!
Надеюсь, наше мероприятие поможет вам посмотреть по-иному на наш Курский край. Возможно, заново открыть и переоценить прошлое своего края и принять его как наше достояние.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.