ТВОЯ ПОМОЩЬ, ЗНАЙ ВСЕГДА, ВСЕМ И КАЖДОМУ НУЖНА!
Моисеева Раиса Ивановна
учитель
высшей квалификационной категории
rimoiseeva@list.ru
Одним из наиболее активных участников процесса профилактики зависимости в Российской Федерации является система образования. Профилактика в школе является компонентом общей системы предупреждения употребления несовершеннолетними запрещёнными веществами и формирования здорового образа жизни в обществе.
Проводя позитивную профилактику, обращаем внимание на работу с системой ценностей, традиций культуры и семьи учащихся начальных классов с использованием авторской программы «Театральный кузовок». Данная программа включает комплексные мероприятия, направленные на духовно-нравственное развитие, социализацию, профилактику и противодействие потреблению и интересу к психоактивным веществам.
Методы внеурочного мероприятия: словесный, наглядный, проблемный, игровой (восприятие материала на слуховой и слухозрительной основе, игра-приветствие, художественное слово, поощрение словом)
Кадровый потенциал, взаимодействие с родителями.
Учителя начальных классов: Моисеева Раиса Ивановна, Дутова Татьяна Николаевна.
Воспитатель – Корсунова Мунира Ривхатовна.
Родители – важные участники образовательного процесса, потенциальный источник эмоциональной и физической поддержки для ребёнка, согласно ст. 61, 63 Семейного кодекса родители обладают не только правами, но и несут обязанности по воспитанию своих детей. Они обязаны заботиться об их здоровье, физическом и духовном развитии, нравственном совершенствовании. Поэтому работе с родителями уделяется чувствительное внимание.
Цель: создание условий для закрепления выражений речевого этикета, для овладения учащимися соответствующими возрасту знаниями, формирования разумных установок и навыков ответственного поведения в обществе.
Задачи:
· развивать слуховое восприятие, внимание, память, речь, выразительность мимики, силу голоса;
· развивать личностные качества детей: креативность, эмоционально-волевую сферу, эмпатию;
· оптимизировать и стимулировать положительные поведенческие проявления;
· создать мотив на изменение отклонений и нарушений личностного развития, разрешение трудностей саморазвития.
Материалы и технические средства:
индивидуальные слуховые аппараты, фонетический экран, компьютер, интерактивная доска, музыка, речевые карточки, перчаточная кукла Незнайка, воздушные шарики на каждого ребёнка, фломастеры.
Целевая группа: обучающиеся с нарушениями слуха младшего школьного возраста.
Структура мероприятия «Маленькая страна»
I. Вводная часть
Игра «Слуховая разминка».
II. Основная часть
1. Слушание, угадывание героев, подбор речевых карточек.
2. Игра-этикет «Моё приветствие».
3. Беседа-игра «Совет для Незнайки», «Помощь Незнайке».
4. Игра «Театральная разминка».
III. Заключительная часть
Итог, рефлексия.
Ход занятия
I. Вводная часть. Слайд №1 (Ребята садятся на стулья. Слушают песню «Маленькая страна». Музыка – Игоря Николаева, слова – Ильи Резника, в исполнении Наташи Королёвой).
Педагог: - Ребята, сказка родилась с человеком, и пока живёт человек, жива и сказка. Сказки любят и взрослые и дети. А вы знаете, где находится маленькая страна?
Дети: - Нет.
Педагог: Вы хотите побывать в этой волшебной стране?
Дети: Да.
Педагог: - Ну что ж, в добрый путь! В маленькой стране живут сказочные герои. Попробуйте их узнать.
II. Основная часть.
1. Слушание, угадывание героев, подбор речевых карточек. Слайд №2 Буратино. Слова Ю. Энтина, музыка А. Рыбникова
Кто доброй сказкой входит в дом? Кто с детства каждому знаком?
Кто не учёный, не поэт, а покорил весь белый свет,
Кого повсюду узнают, скажите, как его зовут?
Педагог: Ребята, как зовут этого героя? (Дети выбирают соответствующую речевую карточку, показывают, называют имя героя)
Дети: - Буратино.
Слайд №3 Мальвина.
Мою ручки чисто-чисто, мою щёчки чисто-чисто.
Всех мальчишек заставлю я умыться.
А если ты-грязнуля, а если ты грязнуля –
С таким совсем не буду я водиться.
Педагог: - Как зовут эту красивую сказочную девочку? (Дети выбирают соответствующую речевую карточку, показывают, называют имя)
Дети: - Мальвина.
Слайд №4 Красная шапочка. Слова Юлия Кима (под псевдонимом Юрий Михайлов), музыка А. Рыбникова, исполняет Оля Рождественская.
И как только, только, только, и как только на дорожке,
И как только на тропинке встречу я кого-нибудь,
То, тому, кого я встречу, даже зверю, верю, верю,
Не забуду, буду, буду, буду «Здрасте!» говорить.
Педагог: - Ребята, как зовут эту воспитанную сказочную девочку? (Дети выбирают соответствующую речевую карточку, показывают, называют имя)
Дети: - Красная шапочка.
Слайд №5 Баба-яга.
На неведомых дорожках, где растёт дремучий лес,
Избушка там, на курьих ножках, да сосны вьются до небес.
Кто в избушечке живёт, песню громкую поёт?...
Педагог: Кто живёт в избушке? Вы узнали эту бабушку-старушку? (Дети выбирают соответствующую речевую карточку, показывают, называют имя)
Дети: - Баба-яга.
Педагог: - Баба Яга - старая горбатая колдунья с длинным носом и растрёпанными волосами. Она не ходит пешком, а разъезжает на ступе, погоняя её пестом, заметая следы метлой. В православном сознании- воплощение сил зла, выражение ненависти ко всему русскому.
Слайд №6 Песня Незнайки, автор Григорий Гладков.
Незачем учиться всё и так случиться,
Главное стремиться каждый день резвиться,
Если я играю, я не унываю, предлагаю вместе нам покуролесить.
Педагог: - Ребята, вы узнали этого мальчика? (Дети выбирают соответствующую речевую карточку, показывают, называют имя)
Дети: - Незнайка.
Педагог: - Незнайка совершенно не хочет учиться. Как он говорит: «Незачем учиться». Как вы думаете, он прав? Если человек не будет учиться, что может случиться? (Произвольные ответы детей)
2. Игра-этикет «Моё приветствие». Слайд №7 (Слышится звонкий смех Незнайки)
Педагог: - Ребята, вы слышите, кто-то смеётся? Кто это смеётся? Как вы думаете? Посмотрите, Незнайки нет на экране. Он пришёл к нам в гости, спрятался в классе. Поищите его (Дети начинают искать, находят театральную перчаточную куклу – Незнайку)
Педагог: Вот кто к нам в гости пожаловал! Вы хотите поближе познакомиться с Незнайкой?
Дети: - Да, хотим.
Педагог: - Поздоровайтесь с Незнайкой. (Каждый ребёнок здоровается, считывает с карточки выражение речевого этикета)
Дети: - Здравствуй! Приветствую! Добрый день! Моё почтение! Привет! (Кукла молчит)
Педагог: - Ребята, почему Незнайка молчит? (Произвольные ответы)
Педагог: - Я открою вам секрет, каждый из вас сказал вежливое слово, а к кому вы обратились? Кого приветствовали?
Дети: - Незнайку.
Педагог: Важно первым делом назвать имя, а потом приветствие.
Дети: - Незнайка, здравствуй! Незнайка, приветствую! Незнайка, добрый день! Незнайка, моё почтение! Незнайка, привет! (Кукла отвечает на приветствие каждому ребёнку, затем педагог усаживает куклу на стул, обращается к детям)
3. Беседа-игра «Совет для Незнайки №1» Слайд №8
Педагог: - Ребята, Незнайка в школу не ходит. Он не знает, что должен иметь школьник, что должно быть у школьника в ранце. Вот его ранец. А что в ранце? Посмотрим? Незнайка положил в ранец спички, ложку, отвёртку и сигареты (Дети считывают информацию с речевых карточек). Всё правильно сделал Незнайка? Эти вещи нужны в школе? (Произвольные ответы детей)
Педагог: - Ребята, курить очень вредно для здоровья. Курящий ученик отстаёт в учёбе, он становится ленивым. У него ухудшается память, зрение. Незнайка этого не знает, давайте дадим ему совет (Дети считывают с речевой карточки)
Дети: - Брось, Незнайка, сигарету, да прислушайся к совету: жизнь без табака прекрасна, с табаком она – ужасна!
Педагог: - (Обращение к кукле Незнайке) Незнайка, курить – здоровью вредить! Здоров будешь, всё добудешь!
Дети: - Спички - это не игрушка, если всё ж решил их взять, знать беды не избежать.
Педагог: - Ребята, какая беда может случиться, если ребёнок возьмёт спички и будет с ними играть? (Произвольные ответы детей)
Слайд №9 «Помощь Незнайке №2»
Педагог: - Помогите Незнайке, что он должен положить в ранец?
Дети: - Краски, карандаши, ручку, пенал, тетради, линейка, ластик, кисточки, ножницы, учебники (Закрепление речевого материала)
Педагог: - Незнайка, ты всё понял?
Незнайка: - Да, я всё понял, спасибо вам, ребята, за хороший совет.
4. Игра «Театральная разминка»
Педагог: - Предлагаю поиграть. Сказки любите читать? А в них играть? Тогда скажите мне, друзья, как можно изменить себя? Чтоб быть похожим на лису? Или на зайца, иль на козу? (Произвольные ответы детей, дети изображают лису, зайца по желанию)
- А без костюма можно, дети, превратиться, скажем, в ветер, или в дождик, иль в грозу, или в бабочку, осу? Что поможет здесь, друзья? Жесты и конечно мимика.
- Что такое мимика? (Выражение нашего лица)
-Бывает, без сомнения, у людей разное настроение. Его я буду называть, а вы попробуйте показать (Карточки с изображением эмоций для показа: грусть, радость, злость, удивление, страх)
- А теперь скажу я слово «Спички». Какую карточку вы выберите на это слово? Карточку с изображением радости или страха? А на слово «Сигареты». Какую карточку вы выберите?
- А теперь пора пришла общаться жестами, да-да! Я вам слово говорю, в ответ от вас я жеста жду (Слова для показа жестами: «Нет», «Да», «Нельзя», «Плохо», «Хорошо»)
- Спички, сигареты (Дети показывают соответствующие жесты: «Нет», «Нельзя», «Плохо»)
Педагог: - Незнайка, ты всё понял, что сказали тебе ребята? (Педагог от лица Незнайки) Да, спасибо вам, ребята, я всё понял. Брать в руки спички и сигареты – опасно и вредно для здоровья. Это я скажу своим друзьям.
Педагог: - Хотите ещё встретиться? Попрощайтесь с Незнайкой и пригласите его в гостьи, но так, чтобы у него было желание прийти в гости к вам в школу.
Дети: - Дорогой Незнайка, приходи к нам в гости, пожалуйста. Мы будем тебя ждать.
III. Заключительная часть. 5 минут
Педагог: - Ребята, с какими сказочными героями вы сегодня встретились? Кто из героев всем и всегда говорит «Здравствуйте!»? Кто живёт в избушке на курьих ножках? Какому сказочному герою вы сегодня помогли? Вам понравилась встреча с Незнайкой? Какую помощь вы оказали Незнайке? Какое у вас настроение? (Произвольные ответы детей)
Рефлексия. 2 минуты.
- Ребята, я вам говорю «Спасибо!» за то, что вы помогли Незнайке. Посмотрите, какие красивые шарики. Нарисуйте на них своё настроение. Шариками украсим класс. Хлопаю вам от души, вы сегодня молодцы!
Ожидаемые результаты.
Результатом работы можно считать сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью, недопустимость игр со спичками, сигаретами, понимание степени их опасности.
Интернет-источники.
1. https://polden.info/story/gorodtrezv
2. https://www.google.com/search?q=
3. https://mp3star.ru/music/%
4. https://mp3star.ru/music/
5. http://www.hobobo.ru/pesni/pesni-iz-filma-buratino/
6. https://narodstory.net/pesenki_detskie.php?id=46
7. https://mp3fate.ru/downloadmp3/ItXyPJu1U0J_babka-iozhka-viglyani-v-okoshko-vesioliy-mulytik.html
8. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/03/25/o-vrede-kureniya
9. http://kvaclub.ru/babyclub/bsong/buratino/
10. https://www.maam.ru/detskijsad/-spichki-detjam-ne-igrushka-1031444.html
11. http://badumka.ru/zhar-ptica-animaciya/
12. http://allforchildren.ru/songs/film2-1.php
13. https://mszn27.ru/node/23732
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.