Внеклассное мероприятие "Моя Родина - Беларусь"
Оценка 4.8

Внеклассное мероприятие "Моя Родина - Беларусь"

Оценка 4.8
docx
30.05.2021
Внеклассное мероприятие "Моя Родина - Беларусь"
Моя Родина - Беларусь.docx

Тема: «Моя Родина - Беларусь»

Цель: расширение знаний учащихся о своей стране, её символах и                    достопримечательностях;

         воспитание патриотических чувств.

 

Ход мероприятия

         Учитель. Родина… Какое богатое по своему смыслу слово! А произошло оно от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного рода. Назовите слова, которые ассоциируются с понятиями «род», «Родина».

         Дети.

ü Родители - отец и мать, у которых рождаются дети.

ü Родич – родственник, член рода.

ü Родня – родственники.

ü Родословная - перечень поколений одного рода.

ü Родной - близкий человек.

ü Народ – нация, народность, жители страны. И т.д.

         Учитель. Какие богатые ассоциации! И само слово «Родина» означает и отечество, и страну, и место рождения человека. Это и лес, и поле, и узкая тропинка, и пение птиц, и города, и сёла. И если родина у каждого своя, то большая Родина – наша страна Беларусь у нас общая. О ней сегодня и пойдёт речь.

         1-й ученик.

         Что мы Родиной зовём?

         Солнце в небе голубом

         И душистый, золотистый

         Хлеб за праздничным столом.

         Что мы Родиной зовём?

         Дом, где мы с тобой растём,

         И берёзки, вдоль которых,

         Взявшись за руки, идём.

         Учитель. Любовь к Родине присуща каждому человеку. О своей любви к родной земле люди слагали песни, пословицы, поговорки.

         Игра «Пословица».

ü Родина – мать, умей за неё постоять.

ü Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

ü Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

ü Где мать родила, там и Родина.

ü Везде хорошо, а дома лучше.

ü На чужой сторонушке рад своей воронушке.

ü Чужбина – калина, Родина – мать.

ü Человек без Родины, что соловей без песни.

ü Родину не выбирают.

ü Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.

         2-й ученик.

         Радзіма наша - Беларусь,

         І колькі ні шукай,

         Не знойдзеш ты на ўсёй зямлі

         Мілей, чым гэты край.

         Песня

         3-й ученик.

         Зямля з блакітнымі вачамі-

         Святло азёр, прастор лугоў!

         Тут называюць Васількамі

         На Беларусі хлапчукоў.

         Звіняць крыніцы, як цымбалы,

         Сцяжынкі свецяць у лясах.

         Палі, узгоркі, перавалы-

         Прасторны шлях, далёкі шлях.

         Учитель. Вас не удивило название – “зямля з блакітнымі вачамі”? Как вы думаете, почему именно так часто  называют нашу родину – Беларусь? (ответы детей).

         Беларусь не только край голубых озёр и зелёных лесов. Ещё её называют землёй под белыми крыльями.

         4-й ученик. Расправив белые паруса крыльев, летят аисты. Их в Беларуси очень много. Своими крыльями они как бы накрывают нашу страну. Поэтому её так и называют – земля под белыми крыльями.

         Кожны ведае, што бусел- сімвал нашай Беларусі.

         Учитель. Народное поверье утверждает, что аист приносит в дом удачу, детей и счастье.

         5-й ученик.

         Няма радзімы без бацькоўскай хаты;

         Бусліны клёкат – гэта родны дом;

         Ты будзеш жыць шчасліва і багата,

         Калі над хатай - буслава гняздо.

         Учитель. Символом нашей земли считают и зубра – хозяина Беловежской пущи. А сколько в нашей стране красивейших уголков, удивительных достопримечательностей – и не сосчитать! В 2007 году газета «Зорька» предложила своим читателям назвать уникальные места, которые можно зачислить в список «7 чудес Беларуси». В редакцию пришло множество писем, в которых  содержались разные варианты знатной «семёрки». Дома вы пытались составить свои варианты.

         Конкурс «7 чудес Беларуси».

          Беловежская пуща – самый великий лес Европы. Когда учёные замерили количество вредных микробов в кубометре пущинского воздуха, то оказалось, что их в полтора раза меньше, чем в стерильной операционной палате больницы. Гордость пущи – самые крупные и редкие животные зубры.

         Софийский собор в Полоцкесимвол государственной независимости. Его не раз разрушали, но величественный собор снова и снова возрождался.

         Крест Ефросиньи Полоцкой – ценнейшая реликвия Беларуси. По приказу княгини Ефросиньи в 1161 году полоцкий мастер - ювелир Лазарь Богша изготовил шестиконечный надпрестольный крест, покрытый золотыми пластинами с эмалевыми изображениями святых, драгоценными камнями.

         Слуцкие пояса самые оригинальные тканые изделия, в которые вплетались золотые и серебряные нити. Их создавали слуцкие ткачихи для знатных и богатых людей. Каждый пояс был единственным в своём роде. По сей день среди них не обнаружено «двойников».

         Брестская крепость – мемориальный комплекс, созданный в память героической защиты и героических защитников крепости в первые дни Великой Отечественной войны. Тысячи туристов со всего света приезжают в Брест, чтобы поклониться мужеству и стойкости солдат, до последнего вздоха сражавшихся с врагом.

         Несвиж – красивейший город Беларуси. Испокон веков он притягивал талантливых и творческих людей. Памятники Несвижа восхищают всех, кто их видел: Фарный костёл с великолепными внутренним убранством, городская ратуша, Слуцкая брама, коллегиум иезуитов, дворцово-замковый комплекс – бывшая резиденция Радзивилов.

         Национальная библиотека – главное хранилище знаний с восемью миллионами книг. Это уникальное архитектурное сооружение, которое построено в начале XXI века. Оно превосходит подобные проекты в городах Германии, Франции, Польши. Здание библиотеки такое необычное, что имеет шанс войти в историю архитектуры XXI века. Библиотека оснащена самыми современными системами доставки книг и документов из книгохранилища. Чтобы расставить все книги, понадобилось 170 км стеллажей.

         Учитель. Белорусская земля всегда славилась своими людьми: добрыми, щедрыми, талантливыми. Беларусь богата на славные имена, которые яркими звездами сияют на протяжении многих  столетий. Назовите прославленных наших земляков. (Ефросинья Полоцкая, Франциск Скорина, Лев Сапега, Кирилла Туровский,  Максим Богданович, Янка Купала, Якуб Колас и т.д.)

         Учитель. Однако Республика Беларусь, как и каждая страна, имеет государственные символы.

         Легенда.

         Родились у матери три сына. Говорит она первому: «Тебя сынок, буду просить, чтобы ты носил мой венок. Я сплела его из хлебных колосьев, клевера, льна, которыми богата  наша земля». А потом дает сыну красную звездочку. «Береги её, - говорит мать, - и смотри, чтобы никогда-никогда не погасла звездочка, потому что  с нею в сердце боролся наш народ за свободную жизнь, за солнечное небо».

         «Ты, сынок, - говорит мать второму, - носи одежду, по которой все будут узнавать нашу богатую и мужественную землю». И одела сына в красно-зелёно-белую одежду.

         “А ты, сынок, птенец мой голосистый, будешь петь мою самую любимую, дорогую песню”.

         Задумалась мать: а какие имена дать своим сыновьям? А потом обратилась снова к своим детям: “Ты, сынок, первый будешь известен в нашем Государстве под именем Герб; ты, сынок, второй, будешь называться Флагом, а ты сынок, третий, - Гимном”. Так и живут у матери три сына:Герб, Флаг, Гимн.

         Учитель. Государственный флаг, Государственный герб, Государственный Гимн – это государственные символы. А что такое Государственный флаг?

         6-й ученик. Государственный флаг -  это символ независимого государства. В очень давние времена  в качестве флагов применяли украшенные шесты. Древние греки в качестве флага использовали оружие или кусок ткани с какой-либо буквой, рисунком или символом, поднятые на шест. Первый матерчатый флаг изобрели в Древнем Риме. Самым старым государственным флагом является флаг Дании, известный с 1219 года.

         7-й ученик. Государственный флаг нашей страны имеет три цвета: красный, зелёный, белый. Красный цвет – знак Солнца. Зелёный – цвет полей и лесов, цвет природы, цвет добра, мира. Белый цвет – это цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости. На белом фоне расположен красный народный узор – орнамент. (Демонстрируется изображение Государственного флага Республики Беларусь.)

         8-й ученик.

         Ливнем вымытые нивы,

         Осененные рассветом, -

         Сочетаются счастливо

         Цвет зеленый с красным цветом

 

         Полыхание восхода,

         Всходы- полосою узкой, -

         Соткала сама природа

         Флаг державы Белорусской.

 

         Разве довод мой не весок:

         На весенем кругозоре

         И заря, и перелесок,

         И березы белокорье.

 

         Розовый узор и млечный,

         Красок радостная спевка –

         Как орнамент наш извечный

         Красно-белый возле древка!

         Учитель. Флаг развевается над всеми государственными учреждениями. Вторым государственным символом является герб. (Демонстрируется герб Республики Беларусь.)

         9-й ученик. Все государства имеют свои гербы – официальные эмблемы, которые часто являются составной частью флага. Они изображены на печатях, бланках, денежных знаках страны. Изучением гербов занимается наука геральдика.

         10-й ученик.

         Излучает он чудесный свет.

         У него – высокая судьба,

         И, пожалуй, в целом мире нет

         Благородней нашего герба.

 

         Гармонично сочетает герб,

         Воедино сопрягает он

         Солнце и колосья, свет и хлеб,

         Человеком чтимый испокон.

 

         В ярких, выразительных тонах

         Колоски, цветы родных полей.

         В толстых геральдических томах

         Нет герба красивей и светлей.

         Учитель. Символом любого государства также является и гимн – торжественная песня.

         11-й ученик. Слово “гимн” возникло в Древней Греции и обозначало торжественное песнопение в честь богов, героев или исторических событий. В настоящее время гимн играют и поют в торжественных случаях как знак уважения, оказываемого стране.

         Мелодию гимна нашей страны сочинил Нестор Соколовский, а слова принадлежат поэтам Михаилу Климковичу и Владимиру Каризне.

         12-й ученик.

         В шесть утра, в двенадцать ночи

         Он по радио звучит.

         Всех людей родного края

         Сплачивает и роднит.

         Песня в зале зазвучала,

         Люди дружно все встают.

         От велика и до мала

         Эту песню все поют.

         Она очень величаво

         Прославляет край родной.

         Встав со всеми с тёплым чувством

         Гордо эту песню пой!

         Звучит музыка. Учащиеся встают и поют гимн Республики Беларусь.

         Выполнение интерактивных заданий на компьютере.

         13-й ученик.

         Гляджу на родныя мясціны,

         Адданая я ім навек,

         Бо даражэй свёй краіны

         Не мае скарбу чалавек.

         Люблю я пераліў заранак

         І сінявочкі –васількі,

         У белых хустачках сялянак

         На сенажаці ў ракі.

         У полі кветак назбіраю

         Упаду ў росную траву.

         У косы сена наўплятаю…

         Ах, як шчасліва я жыву!

         І хоць багацця я не маю,

         Але скажу з усёй душой:

         Другім багатая, я знаю, -

         Сваёй Радзімай дарагой.

         Учитель. Наша Родина - Республика  Беларусь, и мы являемся её гражданами. Каждый гражданин должен знать историю своей страны, её язык, изучать природу и достопримечательности родного края.

         Предлагаю провести викторины и конкурсы. Будут участвовать две команды: “Беларус” (мальчики) и “Беларусачка”(девочки).

          Викторина “Знатоки родного края”

1. Назовите хвойные деревья наших лесов. (Сосна, ель, можжевельник.)

2. Каких животных называют строителями? (Бобров.)

3. Назовите хищных животных наших лесов. (Волк, кабан, лиса.)

4. Какие животные Беларуси на зиму меняют свой цвет?(Заяц, лиса, белка.)

5. Назовите ядовитый гриб, которым лечится лось? (Мухомор.)

6. Какие птицы остаются у нас зимовать? (Воробей, сорока, ворона.)

7. Кто днем отдыхает, а ночью летает?(Сова.)

8. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

9. Как называется жёлто –бурая птица, похожая на маленькую курицу? (Перепел.)

10. Каких жуков называют санитарами, потому что они закапывают в землю мертвых птиц и мелких животных?(Жук-могильщик.)

11. Какие звери наших лесов занесены в Красную книгу Республики Беларусь?(Зубр, бурый медведь,барсук и т. д.)

12. Какие птицы занесены в Красную книгу Республики Беларусь? (Серый журавль, филин, черный аист, большая белая цапля, авдотка, орлан-белохвост и др.)

13. Назовите лекарственные растения наших лугов. (Тысячелистник, мать-и- мачеха, ромашка, зверобой и др.)

14. Назовите растения, занесенные Красную книгу Республики Беларусь. (Меч-трава, сон-трава, венерин башмачок, лунник оживающий.)

15. Кто является “санитаром” водоемов, так как кормится мертвыми рыбами?( Рак.)

16. Какая хищная речная рыба имеет большую пасть с загнутыми назад зубами?(Щука.)

17. Назовите самого злостного вредителя картофеля. (Колорадский жук.)

         Учитель.   Каждый любит страну, в которой живёт. Мы гордимся тем, что мы – белорусы. Белорусы - трудолюбивые люди. Но умеем мы не только работать, но и отдыхать. Предлагаю отдохнуть и поиграть.

         Гульня «Кароль»

         “Кароль” сядзіць на лавачцы. Дзеці тайна ад яго дамаўляюцца, што будуць рабіць (напарыклад, капаць бульбу, рваць яблыкі, вудзіць рыбу, касіць і г.д.). Затым падыходзяць да “караля”:

         -Добры дзень, дзядуля кароль!

         - Добры дзень, дзеці. Дзе вы былі?

         - На панскім двары.

         - А што вы там рабілі?

         - Мы не скажам, а пакажам!

         Пасля гэтага дзеці імітуюць тую работу, пра якую яны дамаўляліся, а “кароль” услых адгадвае. Як толькі адгадае, даганяе дзяцей. Той, каго “кароль” зловіць, становіцца новым “каралем”, і гульня працягваецца.

         Учитель. Белорусы образованные и очень сообразительные люди. Давайте сейчас и докажем это. Как? Будем отгадывать  белорусские загадки.

         Конкурс “Белорусские загадки”

1. Прыйшла чорна маці. Усіх паклала спаці. (Ноч.)

2. Спачатку падае, потым устае, пасля гасцінцы раздае. (Дождж.)

3. Што за астры – люба глянуць.  Толькі ўночы цвітуць, а ўдзень вянуць?(Зоркі.)

4.       Урадзіўся ён высокі,

         Шаўкавісты, сінявокі.

         Апранае нас здавён…

         Здагадайцеся, хто ён? (Лён.)

5.      Цвіту ўсё лета я.

         Жыву звычайна ў жыце.

         Нашу хлапечае імя.      

         Як зваць мяне, скажыце? (Васілёк.)

6. За ўсіх птушак ён чарней, чысціць поле ад чарвей. (Грак.)

         Учитель. Умеют белорусы и шутить.

         Смяшынкі

Хітры хлопец

         -Мама, дай мне гароху.

         -Добра, вазьмі сабе поўную жменю.

         -Аж поўную жменю! То ты, мама, дай сама, бо твая жменя большая.

 

Хто старэйшы

-         Хто з вас старэйшы – ты ці твой брат? – спыталі ў малога Міколкі.

-         У мінулым годзе мама казала, што брат на год старэйшы за мяне. Так што сёлета я з ім зраўняўся, - адказаў Міколка.

 

У фельчара

-         Вось, цётка, будзеш даваць гэта лякарства свайму старому па 10 лыжак у дзень.

-         А божа ж мой! Дзе я вазьму столькі лыжак? У мяне іх толькі 4.

 

Дзед і ўнук

-         Дзядуля, а ты быў калісьці маленькім, - пытаецца ўнук.

-         Быў, унучак, быў…

-         Вось ты быў смешны тады са сваёй лысінай і барадой.

          Викторина “Моя Родина -  Республика Беларусь”

1. Как называется наша страна?(Республика Беларусь.)

2. Кто является Президентом нашей страны? (А.Г.Лукашенко.)

3. Назовите столицу нашей Родины. (г.Минск.)

4. Какие государственные символы вы знаете? (Флаг, герб, гимн.)

5. Какие языки в Республике Беларусь являются государственными?(Русский, белорусский.)

6. Сколько человек проживает в нашей стране? (Более 10 миллионов.)

7. Назовите самые большие реки Беларуси. (Днепр, Неман, Западная Двина.)

8. Назовите самые большие озёра нашей страны.(Нарочь, Красное, Свитязь.)

9. Как называют жителей Республики Беларусь? (Белорусы.)

10. Какой вид транспорта есть в нашей стране только в Минске?(Метро.)

         14-й ученик.

         Я – беларус маленькі,

         Спяшаюся са школы.

         Як і бацькі сумленны,

         Руплівы і вясёлы.

         Я – беларус маленькі

         З блакітнымі вачыма.

         Хачу і  я, каб лепей

         Жыла мая Радзіма.

         15-й ученик.

         Я дзяўчынка-беларуска

         З васільковымі вачыма.

         Хоць малая, але знаю:

         Беларусь – мая Радзіма.

         Учитель. Сегодня мы говорили о своей Родине – Беларуси, о  её символах и  достопримечательностях, о белорусском народе, о его качествах и традициях. Вы знаете и любите свою Родину. Наше государство заботится о детях. Для вас созданы  хорошие условия для учебы и отдыха. А ваши права и обязанности записаны в Конституции Республики Беларусь, в главном государственном законе. У вас счастливое детство. Я надеюсь, что вы с гордостью будете нести своё имя – белорус.

         Песня «Усе мы родам з дзяцінства”.

         Учитель. Пусть счастливой будет земля под белыми крыльями, наша Родина – Беларусь!

 

 

 

        

 

        


 

Тема: «Моя Родина - Беларусь»

Тема: «Моя Родина - Беларусь»

Зямля з блакітнымі вачамі-

Зямля з блакітнымі вачамі-

Несвиж – красивейший город Беларуси

Несвиж – красивейший город Беларуси

Сочетаются счастливо

Сочетаются счастливо

Люди дружно все встают.

Люди дружно все встают.

Назовите растения, занесенные Красную книгу

Назовите растения, занесенные Красную книгу

Вось, цётка, будзеш даваць гэта лякарства свайму старому па 10 лыжак у дзень

Вось, цётка, будзеш даваць гэта лякарства свайму старому па 10 лыжак у дзень
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021