Муниципальное общеобразовательное учреждение
Леушинская средняя общеобразовательная школа
Конкурс методических и дидактических материалов
по экологическому образованию и воспитанию
«Экологический калейдоскоп»
Сценарий
экологического внеклассного
мероприятия
«На экологической тропе»
Авторы:
Цепелева Т. Д. учитель начальных классов
I квалификационная категория
Леуши 2015г.
АННОТАЦИЯ
Сценарий экологического внеклассного занятия «На экологической тропе».
Мероприятие знакомит детей начальной школы с природой родного края, развивает мышление, речь, память и умение работать в группе, воспитывает любовь к природе.
Цель праздника: обогатить знания детей о природе Югры. Праздник проводился в зале, где каждый класс представлял группу из 7 учащихся с экологическими названиями.
С остальными учащимися проводились игры на экологическую тему.
«На экологической тропе»
экологическое внеклассное занятие
для учащихся начальной школы
Цель: -обобщить и пополнить знания учащихся о природе родного края;
-развить мышление, речь, память, умение работать в группах;
-воспитывать взаимоуважение, любовь к природе.
Оформление: презентация с музыкальным сопровождением, голоса птиц, карточки «Узнай растения», жетоны, ребусы о рыбах, филфорды, ребенок в роли «Югорки».
Дети: Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь.
Всё это называется природа.
Давайте же всегда её беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется всё это,
Давайте же с природою дружить.
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым.
Всё это называется природа.
Давайте же сердца ей отдадим!
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята. Наше занятие посвящено встречам на экологической тропе. Что же такое экология? Это слово происходит от слов «ойкос» - дом и «логос» - наука или учение, то есть изучение дома. Дом для человека чаще всего – 4 стены и крыша, для зверя – лес, поля, горы, для рыб – море, озеро, река. Значит, у всего живого – свой дом, а для всех вместе – наша планета Земля.
Югорка: Природа – это дом, в котором мы живём
И в нём шумят леса, текут и плещут реки.
Под сводом голубым, под светом золотым
Хотим мы в этом доме жить вовеки.
Я Югорка – друг детей,
Птичек разных и зверей.
Я в Югории живу,
И природой дорожу.
Сегодня на нашем празднике вы покажите, как вы знаете природу нашего края.
Ведущий 1: А кто будет участвовать в нашем празднике? Скажите название своих команд.
Условия игры: Вас ожидает на нашей экологической тропе 4 встречи.
Ведущий 2: Как чудесен летний лес!
Звонок – птичьими голосами и ручьями.
Ароматен! – цветами и травами,
Вкусен! – спелыми ягодами.
Встреча «На лесной опушке»
(узнай растение по описанию и картинке и дополни свои знание о пользе этого растения).
А) малина: растёт по лесным опушкам, в осветлённых лесах. Ягоды содержат много витаминов и полезных веществ. Очень помогают при повышенной температуре и простуде, поэтому ягоду сушат на зиму или варят из неё варенье
Б) земляника: растёт в свежих лесах и опушках. Ягоды душистые, очень вкусные, содержат много витаминов. Отличное средство для укрепления иммунитета.
В) брусника: встречается в сосновых или еловых лесах. Ягоды кисло- сладкие на вкус и очень полезные. Настой из листьев этой ягоды - отличное дезинфицирующее средство.
Г) черника: растёт в еловых и хвойношироколиственных лесах. Ягоды улучшают зрение. Полезны и листья. Но чтобы набрать много ягоды, придётся основательно повоевать с комарами.
Подведение итогов выступление детей.
Встреча «Птицелов»
Ведущий 1: Снится ночью пауку
Чудо - юдо на суку:
Длинный клюв и 2 крыла
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадайте? Это …. (Птица)
Ведущий 2: Вторая встреча называется «Птицелов» каждой команде раздаётся филворд. Вам нужно найти название птиц, которые живут в нашем крае.
(Игру проводит Буровичок Югорка «Прилетели птицы»
Ведущий должен называть только птиц. Если он ошибается, болельщики хлопают в ладоши.)
- Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи. (Хлопки.) Игра продолжается.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. (Хлопки.) Игра продолжается.
- Прилетели птицы: голуби, куницы. (Хлопки.) Игра продолжается снова.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, чижи. (Хлопки.) У страусов крылья почти полностью исчезли и они летать не могут. Игра продолжается.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки. (Хлопки.)
- Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, совы – сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!
Ведущий 1: Орешек знания твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Встреча, девиз которой:
«Хочу всё о животных знать!»
Ведущий 2: Третья встреча на нашей тропе называется «Хочу все о животных знать». За каждый правильный ответ команда получает жетон.
Вопросы:
- животное наших лесов похожее на кошку?
- сердитый недотрога живёт в глуши лесной, иголок очень много, а нитки ни одной?
- Живет в норке, грызёт корки, короткие ножки, боится кошки?
- Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку?
-Что теряет лось каждую зиму?
- Кровожадный хищник наших лесов?
- Кто спит вниз головой?
- Слепыми или зрячими рождаются зайцы?
Подведение итогов.
Встреча «В гостях у Нептуна»
Ведущий 1: Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море.
(Река)
Ведущий 2: Глядятся в него молодые рябинки.
Цветные свои примеряют косынки.
И месяц, и звёзды в нём отражаются
Как это зеркало называется?
(Пруд)
(Участникам предлагается разгадать ребусы о рыбах.)
Подведение итогов.
Пока участники разгадывают ребусы, с болельщиками проводится игра «Рыбаки и рыбки»
Выбираются 3 девочки – маленькие рыбки, 3 мальчика – большие рыбки, остальные дети – рыбаки. Рыбаки встают в круг, берутся за руки и ловят только крупную рыбу. Поднимают руки вверх, чтобы выпустить мелкую рыбу и опускают руки вниз, чтобы поймать крупную рыбу. Хороший рыбак никогда не губит мелочь, даже сети плетут так, чтобы мелочь могла уходить.
Подведение итогов игры.
Сценка – сказка
«О нефтяной рыбке»
(по мотивам сказки А.С.Пушкина.)
Действующие лица
Автор.
Старик.
Рыбка.
Автор стоит в стороне, а старик разыгрывает действия.
Автор: Жили – были старик со старухой у самого синего моря. Забросил старик в море невод. Пришёл невод…
Старик: ( удивляясь и перечисляя вслух содержимое улова, находящегося в неводе). …с тиной морскою, с …ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором.
Автор :(грозно). Он второй раз забросил невод. Пришёл невод…
Старик:(печально). …с рваными башмаками и изношенной, «лысой» шиной.
Автор: (с надеждой). В третий раз забросил он невод. Пришёл невод…
Старик: ( радостно). …с одной рыбкой. Да не простою, а с золотою!
Автор: Заговорила рыбка человеческим голосом, взмолилась.
Рыбка: (жалобно). Не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь меня в аквариум с чистою водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою!
Вывод к сценке
Югорка: Природа – это дом, украшенный трудом
В любой мороз и зной устроен и приветлив.
Храните этот дом, в котором мы живём.
Другого дома нет на целом свете.
РЕФЛЕКСИЯ
Ребята, на своих «цветочках» напишите ваши впечатления о празднике . Ими мы украсим нашу экологическую тропу.
Выступление жюри. Награждение.
Библиографический список
1. Каргачева, Н. Лесная викторина / Н. Каргачева // Начальная школа. – 2004. – № 11. – С. 53–56.
2. Кураценко, И. Н. Кругом вода / И. Н. Кураценко // Начальная школа. – 2005. – № 7. – С. 70– 74.
3. Смирнова, Е. На лесной опушке / Е. Смирнова // Мурзилка. – 2006. – № 6. – С. 20–21.
4. Халилуллина, В. А. Встречи на экологической тропе / В. А. Халилуллина // Начальная школа. – 2006. – № 10. – С. 46– 49.
5. Якурнова, В. Ф. Жизнь водоема / В. Ф. Я курнова // Начальная школа. – 2005. – № 11. – С. 99– 101.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.