Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21»
Внеклассное мероприятие на тему:
«История космонавтики в названиях тверских улиц, площадей и памятниках».
«Знать, чтобы помнить,
помнить, чтобы гордиться».
Автор:
Соловьёва М.О.,
учитель физики 1 категории
МОУ СОШ № 21 г. Твери
Тверь, 2021
170003, Г. Тверь, Петербургское шоссе, д. 42, э тел. (4822) 55-51-38
эл.адрес: sosh21@school.tver.ru
Цель внеклассного мероприятия. Выяснить происхождения названий некоторых улиц города Твери. Узнать, почему улицы носят названия фамилий, имен людей. Изучить информационные источники по данной теме.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
1. Изучить карту города Твери и перечень названий улиц города.
2. Выяснить, когда и в связи с чем появились названия некоторых улиц города.
3. Собрать и обобщить материал, а также выяснить, за какие заслуги увековечили имена данных людей.
4. Изучение кратких биографий видных деятелей науки и техники в области космонавтики.
5. Проанализировать и обобщить полученные данные.
Гипотеза: предположение, что названия улиц произошли от фамилий людей ставших знаменитыми в каких- либо события.
Методы подготовки внеклассного мероприятия:
работа с учебной и научно-популярной литературой, ресурсами сети Интернет (см. «Библиографический список»).
наблюдение, сравнение, анализ.
Методика подготовки: Для подготовки использовались следующие методы сбора и обработки материала:
1. Информационный поиск по исторической и краеведческой литературе.
2. Работа с картой города Твери.
3. Обобщение и сравнение собранного материала.
4. Уточнение сделанных выводов, корректировка.
Подготовка мероприятия – это хорошая связь, объединяющая учебные предметы: физику и связанную с ней технику, географию, историю.
План проведения мероприятия:
1. Вступительное слово учителя.
2. Результаты проводимого учащимся исследования.
3. Выступления учащихся.
4. Таблицы результатов (подготовленные учащимися).
5. Результаты внеклассного мероприятия.
6. Выводы по мероприятию.
Ход занятия.
Вступительное слово учителя.
4 октября 1957 года считается началом космической эры (ровно 60 лет тому назад!).
В честь этого события в 1964 году в Москве был сооружен 99-метровый обелиск «Покорителям космоса» в виде взлетающей ракеты, оставляющей за собой огненный шлейф. Но это в столице… А в Твери?
Люди давно мечтали узнать, что делается там, высоко над землёй, в космосе. Находились смельчаки, которые пытались сделать себе крылья. Сделали даже большой шар с корзиной для пассажиров и наполнили его дымом. Потом догадались и наполнили шар лёгким газом. Но движение шара зависело от ветра. Придумали дирижабль. Внизу к нему подвесили двигатели с воздушными винтами, кабину для пилотов и пассажиров. Но дирижабль был слишком велик и летел с маленькой скоростью. Изобретатели и учёные продолжали думать, на чём ещё можно подняться в небо. И придумали самолёт с реактивным двигателем.
И вот, наконец, мечта сбылась. 4 октября 1957 года впервые в истории нашей планеты искусственны спутник, созданный руками человека, был выведен мощной ракетой на орбиту и стал самостоятельно, без помощи моторов, вращаться вокруг Земли. Многие учёные участвовали в этой работе. Руководил ими гениальный конструкт ор Сергей Павлович Королёв. Первым животным, выведенным на орбиту Земли, была собака Лайка. Она была запущена в космос 3 ноября 1957 года в половине шестого утра по московскому времени.
Начало эпохи освоения космоса не могло не отразиться в названиях улиц, площадей и проспектов нашей страны. В Твери в честь знаменательных событий и выдающихся исследователей космоса было переименовано сразу несколько улиц. Но сейчас, когда с момента первого полета человека в космос прошло более полвека, многие тверитяне уже не знают, в честь кого названа та или иная улица.
С историей отечественной космонавтики наш город всегда
будут связывать названия его площадей, улиц. Разумеется, полеты в космос были бы невозможны без ученых и
изобретателей. Их имена тоже увековечены в названиях тверских улиц.
Работая над подготовкой внеклассного мероприятия, я задавала себе несколько вопросов, на которые постаралась ответить.
1. История российской авиационной техники – на карте города.
2. Имена космонавтов – в названиях улиц и площадей.
3. Жизнь и деяния, воплощённые в камне на тверских улицах.
4. В каком году было присвоено имя улице?
5. Какому событию посвящено?
6. Какие улицы и площади города Твери хранят память об учёных – физиках, выдающихся авиаконструкторах, специалистах ракетной техники, покорителях космоса?
7. Какие памятникам выдающимся учёным, деятелям техники и покорителям космоса есть в нашем городе.
Все эти вопросы посвящены великим людям, оставившим заметный след в истории физики, техники, космонавтики. Я мысленно прошла по улицам, в названиях которых запечатлены имена авиаконструкторов. Чей талант, знания и разум дали нашей стране «стальные руки – крылья», чья деятельность связана с созданием машин для воздушного флота и освоения космоса в большей степени.
Результаты проводимого учащимся исследования. Описание этапов исследования
В начале своёй работы я провела опрос с целью выяснить, знают ли люди имена учёных, изобретателей, космонавтов о ком «говорят» имена улиц Твери. Но также важной целью опроса было рассказать об этих людях тем, кто их не знает.
Было опрошено более 50 человек (ребята из моей школы). Вопросы были следующие – кто это? Отто Юрьевич Шмидт, Андрей Николаевич Туполев, П. Ф. Жигарев, Николай Егорович Жуковский, Александр Фёдорович Можайский, Александр Степанович попов, Константин Эдуардович Циолковский, Юрий Алексеевич Гагарин, Валентина Терешкова, Владимир Михайлович Комаров, Сергей Королёв, Николай Егорович Жуков. Можете ли вы рассказать об этом человеке? Есть ли в нашем городе улицы с такой фамилией.
Итог опроса. Исходя из анализа ответов видно, что больше всех знают Гагарина, Терешкову, Комарова (некоторые живут на этой улице), Попова. Меньше всех знают – Можайского, Жуковского, Шмидта. Казалось бы, самого известного основоположника космонавтики Циолковского должны знать все! Однако это не так!
Учитель. Поэтому о нём и других забытых людях можно рассказать больше.
Изучение
кратких биографий видных деятелей науки и техники в области начала космической
эры. Называние возникает по-разному.
В зависимости от времени, места и условий, где находится объект, которому надо
дать имя. Наши предки, как правило, сами давали названия своим деревням и
сёлам, и чаще всего по своему имени или фамилии. В настоящее время названия
новым городам, населённым пунктам, улицам дают в основном по четырём
принципам:
1. по именам (фамилиям) выдающихся людей,
2. по объектам, расположенным на улице или
поблизости от неё,
3. по внешним особенностям улицы,
4. по историческому прошлому города.
Конечно, достижения науки и техники, уважение к
труду, людям труда тоже отражаются в названиях улиц. Жители городов
заинтересованы в том, чтобы названия улиц отражали историческое прошлое, чтобы
в неприкосновенности сохранялись старые названия. Новые названия должны
отражать действительно достойные увековечения события современности. Должно
учитываться и то обстоятельство, чтобы названия новых объектов были удобны в
употреблении, благозвучны и соответствовали правилам современного русского
языка.
Давайте рассмотрим вопросы об улицах и площадях, чьи названия хранят память об – учёных – физиках; выдающихся авиаконструкторах, специалистах ракетной техники, покорителях космоса, выдающихся научно-технических достижениях страны, памятниках ученым, конструкторам, изобретателям, покорителям космоса.
Выступления учащихся (см. приложение – презентация)
Бульвар Шмидта. Бульвар, названный по имени советского учёного, который выдвинул и обосновал гипотезу происхождения Земли и планет Солнечной системы из твёрдых частиц захваченного Солнцем газопылевого облака, известного геофизика, математика, астронома и исследователя Арктики Отто Юрьевича Шмидта (1891 – 1956). Учёный основал институт теоретической геофизики и был его директором свыше 10 лет, возглавлял работы по изучению Северного морского пути. Бульвар Шмидта начинается от улицы Скворцова – Степанова, выходит к улице волынской.
Улицы Шмидта (первая улица Шмидта, вторая улица Шмидта). Улица 2я Шмидта соединяет между собой улицы Скворцова – Степанова и Докучаева.
Улица Академика Туполева. Так называется улица, в честь авиаконструктора – создателя первого в нашей стране реактивного самолёта. Андрей Николаевич Туполев (1888 – 1972) – авиаконструктор, трижды герой социалистического труда. Один из ближайших учеников Н. Е. Жуковского. Под его началом было сконструировано около 100 типов гражданских и военных самолётов: реактивные Ту. В левобережной части Твери, в Заволжском районе находится улица Академика Туполева. Протяженная, широкая, благоустроенная улица начинается от Пожарной площади и заканчивается у комбината строительных материалов №2 (сейчас ЗАО «ТКСМ №2»). Старое название улицы — Савватьевская ветка. Новое свое имя получила в 1972 году, в честь величайшего конструктора авиационной техники Андрея Николаевича Туполева, уроженца Тверской области. На улице расположены ряд торгово-производственных компаний, магазины, салон красоты и сотовой связи, аптека, отделения сбербанка.
Улица
Жигарева. Главный маршал авиации - П. Ф. Жигарев, внёс важнейший вклад в
укрепление и развитие советских военно-воздушных сил. Непосредственно связана с
космонавтикой и улица Жигарева. Начинается улица от Стретенского переулка,
выходит на переулок специалистов. Одна из старейших улиц областного центра. В
1965 году она из улицы Коммунальной была переименована честь Павла Жигарева,
главнокомандующего ВВС СССР (1949-1957 гг.) и начальника Военной академии ПВО.
Академия ПВО - (1959-1963 гг.) – старейший педагогический и научный центр по
проблематике воздушно-космической обороны.
Улица Жуковского. Николай Егорович
Жуковский (1847 – 1921), великий русский учёный, основоположник современной
гидро- и аэромеханики. Исследовал динамику полёта птиц, открыл закон,
определяющий подъёмную силу крыла, построил вихревую теорию винта. Был
организатором первого в Европе аэро-, гидродинамического института – ЦАГИ.
Улица Жуковского идёт от улицы красного Октября до улицы Гражданской.
Площадь имени Маршала Жукова. Именем
прославленного полководца Великой Отечественной Георгия Жукова назвали одну из
центральных площадей Твери. В начале 1941 г. полководец, будучи генералом
армии, был назначен руководителем Генерального штаба. Заместителем комиссара
обороны страны также при этом являлся Георгий Жуков. Осенью 1954 г. Жуков стал
руководителем учений, во время которых было впервые использовано ядерное
оружие. А в феврале 1955 г. маршал занял пост министра обороны. В
послевоенное время занимал пост Главкома сухопутных войск, командовал Одесским,
затем Уральским военными округами. После смерти И. В. Сталина стал первым
заместителем министра обороны СССР, а с 1955 г. по 1957 - министром обороны
СССР. «Маршалом Победы» назовут Г.К. Жукова в народе; беспощадным полководцем,
не жалевшим человеческих жизней ради успеха - многие критики у нас в стране и
за рубежом. Новое название получил и сквер перед
зданием Академии военно-космической обороны, которая также носит имя маршала.
Церемония открыла торжества, посвященные памятной дате – 75-летию освобождению
города от немецко-фашистских захватчиков. Собравшиеся у стен Академии открыли
мемориальную доску. Указ о создании в Калинине (ныне Тверь) Военной академии
противовоздушной обороны был подписан Георгием Жуковым в 1956 году, когда он занимал
пост министра обороны СССР. А в 1974 году учебному заведению присвоили имя
легендарного маршала.
16 декабря, 75-я годовщина освобождения нашего города от немецко-фашистских
захватчиков. Утром торжества начались с открытия площади имени маршала Жукова, в честь которого названа академия
воздушно-космической обороны. В 1956 году министр обороны Советского Союза Жуков подписал приказ о формировании в Калинине Военной академии противовоздушной обороны,
а в 1974 году академии присвоено имя легендарного маршала. В 1995 году перед
зданием Военной академии ему был установлен памятник, но площадь так и осталась
безымянной. И вот в торжественный день 16 декабря на площади выстроились
шеренгами курсанты, загремел военный оркестр, и в морозном воздухе разнеслась команда
"Смирррно"! Присваивали имя площади в
очень торжественной обстановке в присутствии первых лиц города и области.
Губернатор Игорь Руденя и глава Твери Александр
Корзин и присутствующие возложили цветы к памятнику Маршалу Жукову.
Улица Можайского. Александр Фёдорович Можайский (1825 – 1890) – выдающийся русский изобретатель, создатель первого в мире самолёта. Фактически улица проходит от Волоколамского шоссе (одностороннее движение в одну полосу) до пересечения с Октябрьским проспектом, а далее, уже в Московском районе, до улицы Левитана (шестиполосное двустороннее движение). Официально улица значительно протяжённее её фактического состояния и идёт вплоть до Бурашевского шоссе (также происходит и присвоение номеров домов в том районе как находящихся на улице Можайского), однако её нахождение в том районе даже теоретически невозможно по причине застройки территории, улица в том районе существует только на конечном своём отрезке в частном секторе в виде короткой просёлочной дороги вдоль домов № 93, 95, 97. Таким образом можно констатировать, что на некотором участке улицы (менее остановки и без параллельного движения другого транспорта) с 1990 по 2009 год ходил трамвай. Строительство улицы в соответствии с её обозначением на плане не велось, а для замены данной улицы используется дорога, проходящая возле роддома № 1 (по ошибке иногда считающейся продолжением улицы Можайского или улицы Левитана). В агитационных материалах партии «Единая Россия» перед выборами в Законодательное собрание Тверской области 13 марта 2011 года было сообщено, что в 2011 году планируется строительство участка улицы Можайского от улицы Левитана до Бурашевского шоссе. Маршрут его прохождения не указан, но, очевидно, будет отличаться от того, который существует на плане города сейчас. В 2011 году работ по прокладке недостающего части улицы не велось, но к 2012 году были демонтированы поваленные ветром четыре рекламных щита, находящихся напротив Т-образного перекрёстка в конце улицы. По состоянию на январь 2013 года, городом не было объявлено торгов на разработку проектной документации на продление улицы.
Улица Циолковского. Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935) – советский учёный и изобретатель, основоположник теории и техники реактивных летательных аппаратов, воздухоплавания, аэродинамики. Разработал первую в мире теорию ракеты в поле тяготения, обосновал возможность использования ракет для межпланетных полётов, высказал идею о создании многоступенчатых ракет, вывел формулу для расчёта запаса топлива, нужного для преодоления земного притяжения. К.Э.Циолковский обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения, нашел ряд важных инженерных решений конструкции ракет. Улица Циолковского в Пролетарском районе названа в честь Константина Циолковского, основоположника космонавтики, сторонника и пропагандиста идей освоения космического пространства.
Я нашла названия тверских улиц и площадей, запечатлевших на
карте города и в нашей памяти имена людей – покорителей космоса. В Твери две
площади и улица носят имена знаменитых космонавтов.
Площадь Гагарина. Названа в честь
нашего соотечественника, первым в истории совершившего полёт в космическое
пространство, Юрия Алексеевича Гагарина (1934 – 1968). Первой
«космическое» имя получила, конечно же, площадь Гагарина. Она находится в
Московском районе Твери. Прежде носила название Московской Заставы - ведь
именно здесь находится въезд в город со стороны столицы. Лишь в 1950-х годах в
этом месте началась активная застройка. Свое нынешнее имя в честь первого в
мире космонавта, героя Советского Союза Юрия Алексеевича Гагарина площадь
получила в 1961 году, сразу после исторического полета.
Символично, что площадь Гагарина в Твери соединена улицей Орджоникидзе
с площадью Терешковой.
Площадь Терешковой. 16 июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6» свой полет совершила первая женщина-космонавт планеты Валентина Терешкова. В честь нее в Твери была названа площадь, также расположенная в Московском районе. Она в свое время образовалась на месте пустырей и огородов, затем обрела название «Новопромышленная», а с 1963 года известна тверитянам как площадь Терешковой.
Улица
Комарова. Улица названа в честь летчика-космонавта Владимира Михайловича
Комарова, дважды Героя Советского Союза Комарова, погибшем при испытании новой
космической техники. Спустя 6 лет после первого полета, тоже в апреле, в космос
был запущен новый корабль «Союз-1». Командиром его был летчик-космонавт
Владимир Михайлович Комаров. С именем Комарова связан совершенно новый
этап развития в освоении космоса — создание орбитальных комплексов, способных
долгое время существовать в открытом космосе. Пионером сложнейшего полета и
первой его жертвой стал Владимир Комаров. «Союз-1» являлся космическим кораблем
нового поколения, а Владимир Михайлович был самым возрастным и единственным с
высшим инженерным образованием космонавтом, что и определило назначить его
командиром космического корабля «Союз-1». В 1946 году в Заволжском районе
города Твери при вагоностроительном заводе было создано добровольное общество
садоводов-мичуринцев. Для устройства сада горисполком выделил обществу участок
земли. Позднее вокруг сада началось строительство жилых домов, образовавших два
полукольца, в связи с чем эта новая улица получила название Бульварное кольцо.
В 1972 году она была переименована в улицу Комарова - в память о
летчике-космонавте, дважды Герое Советского Союза инженер-полковнике Владимире
Комарове (1927-1967), погибшем при завершении испытательного полета на
космическом корабле «Союз-7». Отец Комарова был родом из Твери, и сын каждое
лето приезжал из Москвы к отцу, который жил неподалеку от теперешней улицы
Комарова. Улица идет от Петербургского шоссе до улицы Веселова.
Улица Королева в Московском
районе носит имя академика АН СССР Сергея Королева, под руководством которого
созданы первые в мире искусственные спутники Земли, космические корабли
«Восток» и «Восход», на которых впервые в истории были совершены космические
полеты человека.
Улица Звёздная - еще одна улица города, самая «молодая» из перечисленных (появилась в 1996 году). Может, она и не имеет прямого отношения к космонавтике. Но что, как не вечную мечту человека о полетах в космос, отражает название маленькой улицы на окраине Твери – Звездная?
«Жизнь и деяния, воплощённые в камне». Последняя часть моего исследования посвящена памятникам выдающимся учёным, деятелям техники и покорителям космоса.
Памятник Маршалу Жукову. Установлен 8 мая 1995 г. в канун 50-летия Победы перед зданием Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова. Авторы — Е.А.Татишвили (г. Конаково) и В.И. Винниченко (г. Санкт-Петербург). Памятник был отлит в г. Санкт-Петербурге, а постамент изготовлен в г. Выборге. Создатели архитектурного решения площади — тверские художники и архитекторы В.А. Давыдов и С.Н. Семенов. Создан по инициативе личного состава академии. При поддержке военного Совета войск ПВО и администрации Тверской области. Руководителем рабочей группы по созданию монумента был заместитель начальника академии по воспитательной работе полковник В. Чирва.
Самолет МиГ-23
МЛД находится в центральной части города Твери. Мемориальная
плита, находящаяся рядом с самолетом гласит: «Самолет МиГ-23
МЛД установлен в 2009 году в честь сотрудников института -
ветеранов Великой Отечественной войны, Военно-воздушных сил
и частей противовоздушной обороны, защищавших воздушные рубежи нашей Родины.
Мемориальная стела около Тверского вагонного завода установлена 25
августа 2008 года в ознаменование 110-летия основания Тверского
вагоностроительного завода (1898-2008). Находится на площади Конституции.
Символизирует одну из самых дерзких
и необычных разработок в области вагоностроения. В 70-е годы возникла идея
использовать ракетные двигатели самолетов "ЯК" на вагонах для
развития скорости железнодорожного состава более 360 км/час.
Испытательный локомотив с самолётным двигателем (турбиной) был построен
и прошел испытания в 1970 году. На скоростных испытаниях реактивный вагон легко
выдержал скорость 250 км/час. В один из заездов он развил невиданную скорость –
267 км/час, которая до сих пор является рекордной для России. Практическое
использование этого проекта оказалось невозможным из-за непреодолимых проблем.
Первая и основная – железные дороги, включая локомотивное, вагонное и путевое
хозяйство МПС, к таким скоростям были не готовы. Вторая - это шум от
реактивных двигателей. Космос начинается с железной дороги. Семимильными шагами в светлое будущее шагали советские
ученые. В 1970 году на тогда еще Калининском Вагоностроительном заводе был
изготовлен уникальнейший вагон, получивший название СВЛ (скоростной
вагон-лаборатория). Это гибрид моторного головного вагона ЭР22 (электрички) и
двух турбореактивных двигателей от ЯК-40. Установлен был двигатель не в
середине вагона, что на первый взгляд кажется вполне логичным, а в головной его
части. Длина вагона вместе с обтекателями составляла 28 метров. Первоначальный
его боевой раскрас – красный с кремовым. На борту имелся дизель генератор – от
него питались электричеством цепи управления, освещение и отопление. Весила
громадина почти 60 тонн.
Вагон испытывали в аэродинамической трубе ЦАГИ, «гоняли» на участках Голутвин –
Озёры и Новомосковск – Днепродзержинск. Максимальная скорость, которую удалось
развить – 249 км/ч. На этом испытания вагона и закончились, поскольку тогдашний
уровень прогресса на ж/д позволял поездам двигаться со скоростью не более 250
км/ч – больше не выдерживало полотно. К тому же достойных локомотивов для
нашего героя не нашлось – максимум, что давали локомотивы – 230 км/ч, да и то
ненадолго. Так и стоял СВЛ где-то в Калинине-Твери на задворках завода. Стоял
до 2008 года. К 110-летию Тверского Вагоностроительного Завода от вагона
отрезали переднюю часть, покрасили-почистили-причесали и поставили в Твери на
площади Конституции. И стоит он теперь, весь такой сине-бело-красный, радует
народ своими космическими формами.
Платформы с разборными ограждениями для перевозки ступеней ракеты. В 70-е годы возникла идея – использовать ракетные двигатели самолетов "ЯК" на вагонах. Московский технический проект поступил на Тверской вагоностроительный завод. Проект был сложный, отсутствовали чертежи, и при переоборудовании кузова головного вагона практически все делалось вручную. На крыше вагона установили два реактивных двигателя, а салон был "начинен" измерительной аппаратурой, "оклеен" электрическими датчиками, которые предназначались для регистрации поведения различных узлов вагона в движении. Заводские "ходовые испытания", состоявшиеся 20 октября 1970 года, подтвердили, что вагон в целом работоспособен и готов к выходу на магистральные железнодорожные пути. В то время стране остро понадобился скоростной локомотив для испытания отдельных узлов тележек скоростных поездов "Русская тройка" и "Рижский экспресс ЭР-200". Разработанные в то время скоростные тележки, в том числе и для "реактивного вагона", вызывали недоверие и споры в научно-исследовательских кругах. Однако было доказано, что тверской "реактивный вагон" на специальных тележках может набирать скорость до 360 км/час. В результате модернизации вагона самоходная железнодорожная лаборатория получила историческое наименование СВЛ, что означало: скоростная вагон-лаборатория. Скоростные супериспытания проводились на перегоне Баловное – Березовка. СВЛ легко выдержал скорость порядка 250 км/час. В один из заездов он развил невиданную у нас скорость – 267 км/час, которая до сих пор является рекордной для России. Нужно отметить, что одновременно с испытанием тележек исследовалось и влияние больших скоростей на организм человека, в частности, на его вестибулярный аппарат (на испытаниях присутствовал и врач). К сожалению, в 80 - 90-е годы вагон-лаборатория оказался невостребованным. Практическое использование этого проекта оказалось невозможным из-за непреодолимых проблем. Первая и основная – железные дороги, включая локомотивное, вагонное и путевое хозяйство МПС, к такому уровню прогресса были не готовы. Не готовы и сейчас, спустя более 30 лет. Вторая, частичная, - это шум от реактивных двигателей. (Источник материала http://www. tmholding. ru/main/ press/ smi/ 9373)
Таблицы результатов (подготовленные учащимися).
Таблица № 1. «О ком говорят имена некоторых улиц Твери?»
№ |
Современное название улицы |
Район города |
Старое название улицы |
Год переме инования |
1 |
Бульвар Шмидта |
Заволжский район |
Застраивался на болотистых участках заволжской окраины |
1936 |
2 |
Улица Шмидта (1ая и 2ая) |
Заволжский район |
Застраивался на болотистых участках заволжской окраины |
1936 |
3 |
Улица Академика Туполева |
Заволжский |
Савватьевская ветка |
1972 |
4 |
Улица Жигарева |
Центральный район |
Улица Прогонная (до 1923 г.), улица Коммунальная |
1965 |
5 |
Улица Маршала Жуковского |
Пролетарский район |
На месте пустыря |
1938 |
6 |
Улица Можайского |
Пролетарский район, Московский частично
|
Был многоцелевой авиаотряд |
2011 |
7 |
Улица Комарова |
Заволжский район |
Бульварное кольцо |
1972 |
8 |
Улица Циолковского |
Пролетарский район |
|
В послевоенные годы |
9 |
Улица Королева |
Московский район |
Положила начало созданию крупнейшего в областном центре комплекса – жилого района Южный. |
1972 |
10 |
Улица Звёздная |
На окраине Твери |
Самая «молодая» |
1996 |
Таблица № 2. Площади города Твери.
№ |
Современное название площади |
Район |
Старое название площади |
Год переименования |
1 |
Площадь Гагарина |
Московский |
Московская застава |
1961 |
2 |
Площадь Терешковой |
московский |
Новопромышленная |
1963 |
3 |
Площадь имени Маршала Жукова. |
Центральный район |
В 1995 году перед зданием Военной академии ему был установлен памятник, но площадь так и осталась безымянной. |
2016 |
Таблица № 3. Жизнь и деяния, воплощённые в камне на тверских улицах.
№ |
Памятники |
Район |
Где установлен |
Когда установлен |
1 |
Памятник Маршалу Жукову.
|
Центральный район |
Перед зданием Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова |
Установлен 8 мая 1995 г. в канун 50-летия Победы |
2 |
Самолет МиГ-23 МЛД.
|
Центральный район |
Мемориальная плита, находящаяся рядом с самолетом |
Установлен в 2009 году.
|
3 |
Мемориальная стела к 110-летию основания Тверского вагоностроительно го завода (передняя часть СВЛ).
|
Заволжский район. |
Площадь Конституции |
26 августа 2008 года |
Результаты внеклассного мероприятия.
Проведённое исследование открыло много нового. Узнали много нового о нашем городе и людях, в честь которых названы его улицы. Таким образом, сумели достичь цели мероприятия.
Выводы по мероприятию.
Наш адрес (адрес моей школы) во Вселенной: Метагалактика. Галактика. Солнечная система. Планета Земля. Россия. Тверь, Петербургское шоссе, д. 42.
Город Тверь – город студенческий. Тверь – один из культурных центров Российской Федерации. Тверь – один из центров туризма. В названиях многих улиц, проспектов, площадей – динь глубокого уважения тверичан борцам революции, героям гражданской и великой Отечественной войн, выдающимся деятелям науки, литературы и искусства. Каждая улица – частица большого города, у каждой своя судьба, своя история. В своей работе я рассмотрела только один аспект – как отразилась начало космической эры в названиях улиц и площадей нашего города.
История практической космонавтики насчитывает 60 лет. Она началась в СССР запуском первого в мире искусственного спутника Земли 4 октября 1954 года. С тех пор освоения космоса возросли и продолжают расти. Я считаю, что историко-познавательное значение моей работы большое. Никогда человечество не забудет имён тех. Кто сделал первые, труднейшие шаги в космос.
От простейшего ИЗС до Международной космической станции – такой путь прошла отечественная космонавтика за эти годы. Тверская земля отметила в названиях своих улиц, площадей талантливых организаторов, созидателей, испытателей ракетно-космической техники и исследователей вселенной. Жизнь и дела каждого – подвиг, достойный подражания.
Дополнение новыми сведениями можно продолжить мою работу. Можно продолжить исследование – «История космонавтики в названиях тверских улиц, площадей и памятниках». Найти недостающие в таблицах сведения. Исследовать города Тверской области по такому же плану.
В результате проведенной работы я узнала много интересных фактов о тех людях, чьи имена взяла за объект исследования. Поэтому, повторяясь, скажу, что если мы будем помнить и знать об этих и других известных людях - это значит, что мы будем знать историю и культуру страны, где мы живем, будем знать ее народ.
Если каждый житель города Твери с детских лет будет интересоваться и узнавать историю своего города, историю своей улицы, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, чем привьёт интерес к истории своего родного города, края и любви к нему.
Тверь - родной край, жизнью в котором гордятся многие. Имена улиц дают хороший повод и возможность поговорить о людях, чей ум, знания и талант создавали и прославляли отечественную науку, технику и космонавтику. Исследование непременно заставит нас, тверичей, по-новому взглянуть на улицы, по которым ходят, заочно или воочию ещё раз познакомиться с научно-техническими достопримечательностями Твери в области космонавтики.
Библиографический список
1. Научно-методический журнал «Физика в школе» № 4 за 2000 г. статья Э. М. Браверман (г. Москва): «Конкурс знатоков « История физики и техники в названиях московских улиц и памятниках».
2. Научно-методический журнал «Физика в школе» № 5 за 2000 г. статья Э. М. Браверман (г. Москва): «Конкурс знатоков « История физики и техники в названиях московских улиц и памятниках».
3. «Тверские имена в истории ракетной техники и космонавтики». Автор - составитель Е. Н. Лычёв. – Тверь: ООО «Типография «Виарт», 2011. – 214 с.
4. «Уроки физики (7 – 11 классы) с применением информационных технологий». Авторы – составители З. в. Александрова, И. В. Баданина и др. Москва, издательство «Глобус». 2009 год.
5. «Улицы города Калинина». Справочник. Составители: З. И. Бурд, В. С. Егоров. Автора: Н. П. Балакин, А. Н. Безруков, Н. Е. Волкова, Е. Д. Поздняков, И. В. Разживин, С. И. Сергеева, В. А. Цугерман, Е. Н. Шимин. Издательство «Московский рабочий», 1978
6. www. ru.wikipedia.org – свободная энциклопедия «Википедия».
7. www.astronet.ru – русскоязычный сайт по астрономии.
8. https://www.rutraveller.ru/place/27073
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.