Внеклассное мероприятие на тему: «Все живое надо беречь»
Цель: учить наблюдать, сравнивать, анализировать различные явления; стимулировать познавательный интерес; обучить правильному поведению и деятельности в природе, выявлять случаи негативного отношения к ней; развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы; закрепить представления о природном сообществе «лес»
Наглядный материал и оборудование: презентация «О березе», карточки с предметными картинками: «Грибы», «Насекомые»; аудиозапись «Голоса птиц в природе»; поделки обучающихся; мультимедийная установка, экран
Ход мероприятия:
I. Организационный момент
Мы любим лес в любое время года. Мы слышим речек медленную речь. Все это называется природа. Давайте же всегда ее беречь! В лугах ромашки солнечного света. Такие, что светлей на свете жить. Природой называется все это, Давайте же с природою дружить. Летят, звеня, дождинки с небосвода, Клубится на заре тумана дым. Все это называется природа. Давайте же сердца ей отдадим. Прощальный вальс танцует осень с летом. Дрожит в окне звезда. Природой называется все это, Давайте же любить ее всегда!
II. Сообщение темы и цели
Тема сегодняшнего мероприятия – «Все живое надо беречь». Мы будем говорить о природе, вспомним правила поведения в природе.
III. Основная часть
Если б взяли в лес меня, Ну, хотя бы на полдня, Я бы там на елку влезла. И в густых ветвях исчезла. Примостилась на суку. И кричала бы: «Ку-ку!» Всем бы, кто в лесу гулял – Тыщу лет накуковала.
А мы сейчас все отправимся в путешествие по лесу.
Давайте, ребята, представим, что мы с вами сидим на лесной полянке или опушке леса. (Звучит запись «Голоса птиц в природе»)
- Здравствуй, лес! (хором)
Посмотрите вокруг и прислушайтесь к звукам леса. Что вы увидели? Что услышали? (ответы обучающихся)
Теперь послушайте отрывок из «Рассказов старичка – лесовичка» писателя Ю. Д. Дмитриева
«Один художник решил нарисовать лес.
- Что такое лес? – размышлял он. – Конечно деревья!
Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да, такими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.
- Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.
- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка
Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
- Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, - не унимался старичок-лесовичок.
Дорисовал и их художник, но лес все равно чахнет.
- Нарисуй жабу и ящерицу!
Согласился художник и еще дорисовал много разных зверей.
Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались трест сучьев и чье-то фырканье.
- Вот это лес! – сказал старичок – лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нем тысячи жителей. И все вместе они и есть лес».
Обсуждение проблемного вопроса
- Вы согласны с высказыванием лесовичка: «Избавишься хотя бы от одного растения, а погибнуть может вся прекрасная страна – ПРИРОДА»?
Объясните почему (высказывания детей)
Решение проблемы в процессе учебной и игровой деятельности
а). «Природные богатства»
Лес всегда манит нас и очаровывает. В этой тяге и любви к лесу слышен голос наших предков, которых лес укрывал, одевал, обогревал и кормил. При первой возможности современный человек стремится в лес, потому что там легко дышится, потому что лес несет здоровье, радость встречи с природой, удовольствие от общения с нею.
Вместе с тем мы пользуемся природными ресурсами и сегодня. Кто скажет, что дает нам лес? (ответы детей)
Послушаем стихотворение.
Зеленые листья, вода и прохлада. Чтоб это разрушить, немного надо. Природу нам надо беречь и лелеять: Копать осторожно, умеючи сеять, Ловить и стрелять не подряд, а с умом: «Что нынче посеем – то завтра пожнем».
(Беседа по содержанию текста стихотворения, выводы)
б). «Деревья»
Отгадайте загадку
Зелена, а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а без волос. (Береза)
Работа по презентации
Полюбилось нашему народу это дерево. Береза упоминается в сказках, загадках, песнях. Но береза не только красивое, но и полезное дерево.
Что вы знаете о ней?
Настой из березовых почек употребляют как лекарство. Кто знает как собирают березовые почки?
Собирают их весной, когда они набухнут. Срезают нижние ветки и связывают их в метлы, а когда метлы высохнут, то с них обирают почки. Сережки берез служат кормом для птиц. На стволах берез встречается березовый гриб. Из него готовят лекарство. Весной из сока приготавливают сироп. Древесину используют для изготовления фанеры, лыж, мебели. Верхний слой березы – береста – хороший материал для изготовления шкатулок, посуды. В старину береста заменяла нашим предкам бумагу. А сколько грибов растет под березами! Как они называются? (Подберезовики, волнушки).
Выступления обучающихся о целебных свойствах деревьев
(Сообщения: «Липа», «Сосна», «Ель», «Кедр», «Дуб»
в журнале «Начальная школа № 7 2012 г.)
IV. Физминутка
Говорят березка – какая? Назовите признаки березы.
Стройные березки напоминают красивую осанку. Посмотрите друг на друга, правильно ли вы держите спинки? Встали!
· Ноги на ширине плеч, руки на пояс: наклоны головы вперед, назад; наклоны головы в стороны, доставая ухом до плеча (ветер качает листья)
· Ноги на ширине плеч: руки через стороны вверх, круговые вращения руками (легкий ветерок качает деревья)
· Ноги на ширине плеч: повороты туловища налево, направо, руки свободно качаются (на ветки деревьев дует порывистый ветер)
· Ноги вместе: наклоны туловища в стороны (на деревья налетел ураган)
в). «Насекомые»
Демонстрация предметных картинок и называние насекомых
Чтение стихотворений детьми
1. Здесь мы видим бугорок, А в нем городок. Летним днем построен он. А жильцов в нем миллион.
2. Муравьишки – торопыжки,
Не лентяи, не глупышки,
Друг за дружкой по дорожке
Тащат зернышки и крошки.
Муравью нельзя лениться,
И жучка, и гусеницу
Тащит в свой подземный дом.
Как увидишь, что спешит
Он своей дорогой,
Ты его не обижай, ты его не трогай.
А. Бободжан
3. Разорить муравейник – не труд. Но вредители лес сожрут. Запомни, и млад, и стар, Муравей – лесной санитар. Будь бережлив и зорок. Мал муравей, да дорог.
Можно ли потревожить муравейник? Перенести? Почему их называют санитарами леса?
Повторение правил поведения в природе
Иногда человек причиняет вред природе неумением вести себя на прогулках.
Проведем игру «Найди ошибку»
Майский день дети провели в лесу. Они играли, бегали, кричали, рвали цветы и плели венки, собирали большие букеты цветов. На поляне разожгли костер, пообедали и оставили после себя много мусора. Поймали ежа и взяли его домой.
Какие ошибки вы заметили в поведении детей? (ответы детей)
4. Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
5. Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать,
Из рогатки не стрелять.
Ты пришел не убивать!
6. Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают!
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Все они нам не враги.
V. Обобщение
Говорят, что человек – царь природы. А кто человек без природы? Без воздуха, вода. Пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев?
Природа отдает человеку все свои богатства, ва взамен просит только бережного к себе отношения.
Природа – это дом, украшенный трудом.
В любой мороз и зной устроен и приветлив.
Храните этот дом, в котором мы живем.
Другого дома нет на целом свете.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.