МКОУ СОШ №13
Час социального развития
«Уважай других, и другие будут уважать тебя»
Педагог –психолог: Абидова Н.Н.
Цель: формировать представление об уважении и самоуважении.
Задачи:
- раскрывать значение понятий «уважение», «уважаемый человек»;
- развивать умение видеть положительные качества в себе и других;
- воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения, родным, близким, друзьям.
Ход мероприятия :
1.Организационный момент.
Уважение - это доброжелательное отношение к человеку.
Уважать человека - это значит:
А) быть готовым оказать ему помощь;
Б) вместе с ним ходить на рыбалку;
В) сидеть за одной партой в классе;
Г) вежливо разговаривать с ним;
Д) вместе играть на переменах.
2. Работа в парах со словарем.
Вопрос воспитателя:
- Что такое уважение? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся за помощью к “словарикам”. Воспитатель раздает словарики с терминами. Учащиеся ищут ответ.
(ответы детей)
На доске появляется слово “уважение”.
Уважение — это почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.
4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- Вы хорошо поработали, а сейчас я предлагаю немножко отдохнуть.
5. ИЗЛОЖЕНИЕ РАССКАЗА Б. Турлиева «Мужской поступок».
Яик выходил из берегов, бурлил, бродил, словно проснулся после долгой спячки. Все мальчишеское население аула Сарто-гай собралось на высоком холмистом берегу и с интересом наблюдало за расшалившейся рекой.
Все было относительно спокойно, ничто не предвещало беды. Но вдруг... встревожено закричали грачи, суетливо попрятавшись в заросли чия, песчаный пологий берег зашевелился и начал потихоньку сползать вниз, к воде. Все разбежались, и только трехлетняя Назира, ничего не замечая, сидела и играла в песок.
Кайрат, вспомнив про девочку, вернулся и, оттолкнув подальше от опасного места, крикнул ей:
- Беги скорей домой!
Сам он выбраться не успел и начал сползать вместе с почвой. Тут подоспел лесник Сабыр-ага с длинным арканом. Кайрат ухватился за конец аркана, и сильные руки быстро вытянули мальчика на берег.
Так неожиданно для себя Кайрат стал героем среди мальчишек аула...
А ведь это был действительно настоящий мужской поступок.
• Кто из героев рассказа заслуживает уважения? Почему?
• За какие качества мы уважаем человека?
3. Упражнение «Я горжусь».
Необходимые материалы: не требуются.
Занятие начинается с обсуждения фразы: «Действительно уверенный в себе человек относится к себе с уважением».
Участникам предлагается закрыть глаза, представить себе лист бумаги, мысленно написать на нем слова «Я горжусь тем, что я...», а затем закончить это предложение с использованием различных вариантов. Обсуждая результаты упражнения, ведущий вводит понятие самоуважения (самопринятия).
4. Упражнение «Звезда самоуважения».
Необходимые материалы: карточки с названиями позитивных качеств, «звезды», мультимедийный проектор, доска.
Каждой группе выдается набор карточек со следующими названиями качеств: активность, альтруизм, артистичность, бескорыстие, благородство, великодушие, воля, доброжелательность, дружелюбие, жизнелюбие, заботливость, интеллигентность, искренность, любознательность, мудрость, оптимизм, остроумие, отважность, отзывчивость, правдивость, приветливость, решительность, романтичность, собранность, способность созидать, трудолюбие, терпимость, тактичность, точность, улыбчивость, умение быть благодарным, умение понимать. Группа выбирает пять качеств, которые, по их мнению, важны для самоуважения. Затем представитель группы выходит к доске и прикрепляет на лучики своей звезды выбранные качества. Ведется обсуждение.
5. Упражнение «За что я уважаю…»
Необходимые материалы: не требуются.
Обсуждение фразы: «Действительно уверенный в себе человек относится с уважением к окружающим».
Ведущий говорит подросткам, что можно не любить человека, но уважать его за те или иные качества. Предлагает тем ребятам, которые считают, что они уважают своих товарищей, поучаствовать в соревновании. Для этого выбираются два участника. Они по очереди заканчивают предложение: «Я уважаю (называют имя участника тренинга) за его (называют качество)». Повторять названных участников нельзя. Тот, кто будет думать более трех секунд, считается проигравшим.
Воспитатель:
- Итак, как же уважать человека? Достоин ли каждый из вас уважения?
Как нужно себя вести, чтобы тебя уважали.
Учащиеся дают ответы. Воспитатель подводит итог, обращая внимание на слайд:
· Уважая других – ты себя уважаешь,
· Унижая других – ты себя унижаешь,
· Помогая другим – ты себе помогаешь,
· Защищая других – ты себя защищаешь!
· И прощая других – ЖИЗНЬ себе упрощаешь!
· И совсем по-другому себя ощущаешь!
9. ИТОГ ЗАНЯТИЯ. РЕФЛЕКСИЯ.
- Что нового вы узнали?
- Что понравилось, показалось интересным?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.