Внеклассное мероприятие "Образ Бабы - Яги в русских сказках"
Оценка 4.6

Внеклассное мероприятие "Образ Бабы - Яги в русских сказках"

Оценка 4.6
docx
11.11.2020
Внеклассное мероприятие "Образ Бабы - Яги в русских сказках"
О проекте Баба яга.docx

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области

«Школа- интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам №2 г. Энгельса» 

 

 

ПРОЕКТ

«Образ Бабы Яги в русских народных сказках»

 

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/f/fd/Milyar2.jpg/250px-Milyar2.jpg 

 

Участники проекта – обучающиеся 5 - 9 класса школы- интерната №2 Руководитель проекта – Сухова Надежда Геннадьевна

 

2020г.

Энгельс

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Введение……………………………………………………………………3

2.Описание проектной деятельности……………………………………….4

3. Описание методов исследования и их результаты……………………...6

5. Заключение………………………………………………………………..8

6.Список использованной литературы, электронные адреса…………….10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение


Проект посвящен образу Бабы Яги в русских народных сказках. Сказки сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку.

Целью проекта является развитие творческого потенциала детей через изучение русских народных сказок, привить им любовь к чтению как к процессу, научить читать вдумчиво, анализировать, уметь высказывать свое отношение к прочитанному.

Во время работы над проектом, обучающиеся будут развивать навыки и умения решать практические задачи, развивать творческие способности, применять уже имеющиеся умения, знания в поисках решений проблемных ситуаций.

У школьников будет формироваться познавательный интерес к чтению. Результатом проекта будет представление обучающихся своих работ в творческом деле «Инсценирование песен и частушек» и коллективное создание видеофильма «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».

 

 

 

 

 

 

 

Краткая аннотация проекта

Проект: Образ бабы Яги в русских народных сказках

Предмет, Класс 6 – 8

Литературное чтение

Цель: изучить образ Бабы Яги в русских народных сказках.

Задачи проекта

 Обучающие:

• Научить школьников различать жанровые особенности волшебных русских народных сказок.

• Расширить читательский и культурный кругозор учащихся.

• Сформировать у учащихся навыки проектной и исследовательской деятельности

Развивающие:
• Развивать у учащихся познавательный интерес.

• Развивать творческие способности учащихся.

• Совершенствовать словарный запас учащихся.

Воспитательные:

• Воспитывать доброе отношение друг к другу.

• Совершенствовать навыки совместной коллективной работы.

• Приобщать детей к чтению художественной литературы.

Объект исследования: русские народные сказки.

Предмет исследования: образ Бабы Яги.

Методы исследования: изучение энциклопедической литературы, чтение русских волшебных сказок в обработке А.Н. Афанасьева, В.П. Аникина, где одним из персонажей является Баба Яга, анализ образа Бабы Яги, выявление средств её создания (портрет, интерьер жилища, её речь, место обитания, действия и поступки,) анкетирование детей, анализ работ художников, иллюстрировавших русские народные сказки и продуктов детского изобразительного творчества, посвящённых Бабе Яге.

Основополагающий вопрос

Основные черты характера Бабы Яги и ее роль в русских народных сказках.

Проблемные вопросы

1.Этимологическое и лексическое значение слова "Баба Яга". 2. Происхождение этого образа. 3. Как она попала в сказку? 4. Существовала ли когда-нибудь Баба Яга или это вымышленный герой?

Учебные вопросы

1. Облик Бабы Яги. 2.Где живёт Баба Яга? 3. Какой характер у костяной ноги? 4. Род занятий. 5. В каких отношениях Баба Яга находится с людьми?

План проведения проекта

Организационный этап: Определение темы (проблемы)проекта. Формирование интереса у детей к данной теме. Формулировка целей, задач.  Подбор методических и дидактических материалов к проекту. Формирование исследовательских групп.

Основной этап: Чтение сказок, фрагментов с описанием Бабы Яги, их пересказ. Рассматривание иллюстраций, фрагментов фильмов, в которых присутствует образ Бабы Яги. Сбор информации, литературы (образ Бабы Яги в художественных фильмах- сказках). Самостоятельная работа групп по выполнению заданий (подбор загадок, стихов, песен о Бабе Яге, сочинение сказок). Обработка информации. Совместное обсуждение в группах результатов проекта. Оформление результатов исследования в форме видеофильма.

 Необходимые начальные знания, умения, навыки

• Знать сказки

• Умение работать с книгой
Учебные мероприятия
1. этап. Организационно-подготовительный

• Формирование групп учащихся. • Составление плана работы. • Формулирование вопросов для исследований. • Информационный подбор ресурсов для проекта. 

 2. этап. Обучающий • Введение в проблематику проекта  • Выявление предварительных знаний детей по теме проекта  •. Определение групп по интересам. • Определение темы исследования каждой группы. • Определение этапов работы над проектом. • Знакомство с критериями оценки работ.

3. этап. Исследовательский • Работа по группам. Проведение исследований. • Самостоятельный поиск информации в Интернете, помощь в подборе ключевых слов по теме исследования, корректировка плана работы групп. • Сохранение результатов в формате Word. • Работа с печатными материалами. • Изучение методических материалов, предлагаемых к проекту. • Создание видеофильма.

 4. этап. Итоговый. Защита проекта. Исследования, проведенные в рамках проекта: • Презентация результатов проекта:

1 группа - Инсценирование  песен и частушек о Бабе Яге. 2 группа - «Баба Яга в рисунках» 3 группа - проба пера «Сочини свою сказку про Бабу Ягу»

 4 группа – готовит доклады «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».

Описание методов исследования

Проект «Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»

Цель исследования: выявить роль Бабы Яги в сюжетах русских народных сказок. Выяснить положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок является Баба Яга

Задачи исследования:

Познакомиться с русским фольклором: с произведениями, в которых встречается Баба Яга.

Проанализировать сказки, фильмы, мультфильмы и художественные фильмы с участием Бабы Яги, и выявить её добрые и злые поступки.

Организовать работу по подбору песен, частушек о Бабе Яге.

Создать коллекцию рисунков о Бабе Яге.

Сочинить сказки о Бабе Яге.

Проблема исследования:

Баба Яга – едва ли не самая популярная женщина из всех многочисленных волшебных героинь русских народных сказок. Ах, какая она страшная, ужасная, кровожадная. Внешность ее пугает. Вот-вот прилетит она в ступе, схватит непослушного мальчонку и унесет в свое логово-избушку на курьих ножках, а там, поди, и съест его. А может Баба Яга поможет Ивану-царевичу или другому богатырю вернуть похищенную красавицу? Где тут, правда, где вымысел? Почему бы в этом не разобраться?

Чтобы ответить на все вопросы

нужно было:

• прочитать много русских народных сказок

• научиться анализировать сказки

• находить полезную информацию в интернете и энциклопедиях, чтобы познакомиться с историческими сведениями возникновения образа Бабы-Яги

• учиться делать выводы

Нашли полезную информацию в интернете и энциклопедиях, чтобы познакомиться с историческими сведениями.

Из истории. Облик Бабы-Яги

Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых.

Страшная, злая, косматая, нос — в потолок врос, слепая, у нее костяная нога. У Бабы-Яги волосы косматые, косы расплетены. В культуре древних славян распущенные волосы — связь с потусторонним миром; еще косы расплетались у умершей женщины. Баба-яга, видимо, умершая. Костяная нога — умершая так давно, что тело истлело.

Ребятами выполнялись: рисунки о Бабе Яге, избушке на курьих ножках, исполнялись песни и частушки Бабы Яги и о Бабе Яге.

Где живет Баба-Яга

Баба-Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках. У избушки нет ни окон, ни дверей. Вход — со стороны леса, то есть из мира смерти. Забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе черепа.

Средства передвижения Бабы-Яги

Передвигается Баба-Яга подобно ведьме или нечистому духу. Так, в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом, заметая следы помелом.

Окружение Бабы Яги

Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи - все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость. Руководит обрядом, знает прошлое и будущее

Отношение с людьми. Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:

1.     Яга-воительница

 В некоторых сказках Баба-Яга выступает не как злая лесная старуха, а как степная Богатырка. Царство ее находится за тридевять земель в тридесятом царстве, за огненной рекой. Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю; она выступает против приехавших в ее царство богатырей, нападает во главе целого воинства. С Бабой-Ягой нередко действуют ее дочери или жены ее сыновей.

2.     Яга-похитительница

Похищает детей и стремится изжарить их в печи. В избушке старая Баба-Яга прядёт кудель. А на лавочке братец Иванушка сидит, серебряными яблочками играет («Гуси-лебеди»)

3.     Яга-дарительница

Открывает героям секреты, дает советы, указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре.

4.     Яга-советчица

Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая. («Финист-ясный сокол»)

Вытащила она Василису из горницы и вытолкала за ворота, сняла с забора один череп с горящими глазами и, наткнув на палку, отдала ей и сказала:

-Вот тебе огонь для мачехиных дочек, возьми его; они ведь за этим тебя сюда и прислали. («Василиса Прекрасная»)

5. Яга- повелительница сил природы и животного мира

6. Яга- охранительница

Топит баню и выпаривает героя. («Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»)

7. Яга- покровительница, следящая с помощью своих волшебных помощников за похождениями героя

Кормит-поит пришедшего. («Марья Моревна»,Сказка о молодильных яблоках и живой воде»)

В русских сказках Баба-Яга злая и добрая. То она грозится поместить череп Ивана- царевича на шест около избушки, то советует Ивану- царевичу, как отыскать Елену Прекрасную.

 Музей

В 2004 г. село Кукобой Первомайского района Ярославской области было объявлено «родиной» Бабы-Яги, там же был создан музей Бабы-Яги. 

 

 

 

Заключение

В ходе проекта участники 5 – 9 классов Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Саратовской области «Школа- интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам №2 г. Энгельса» провели:

1 группа - Инсценирование  песен и частушек о Бабе Яге

2 группа – нарисовали рисунки «Баба Яга в рисунках»

3 группа – провели пробу пера «Сочини свою сказку про Бабу Ягу»

 4 группа –подготовили доклады «Образ Бабы Яги в русских народных сказках» и выступили с ними перед учениками 5 класса.

Прочитали сказки: «Гуси-лебеди», «Финист-ясный сокол», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что», «Иван- царевич и серый волк».

Проведен просмотр мультфильмов, художественных фильмов – сказок.

  • Морозко
  • Василиса Прекрасная
  • Огонь, вода и… медные трубы
  • Летучий корабль

Создание видеофильма «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».

Подведение общих итогов проекта прошло на  викторине  «Путешествие в сказку», которую провела руководитель проекта Сухова Н.Г.

Награждение участников проекта дипломами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.     В.В. Воронкова. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе, Москва: Издательство «Школа - Пресс», 1994г.

2.     Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности: познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение детей (серия «Работаем по новым стандартам»), Москва: Издательство «Просвещение», 2011г.

3.     Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. Москва: Издательство «Просвещение», 2011г.

4.     Потебня А. А., О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. [гл.] 2 — Баба-яга, «Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских», М., 1865, кн. 3;

5.     Веселовский Н. И., Современное состояние вопроса о «Каменных бабах» или «Балбалах». // Записки Императорского Одесского Общества Истории и Древностей, т. XXXII. Одесса: 1915. Отд. оттиск: 40 с. + 14 табл.

6.     Топоров В. Н., Хеттская salŠU.GI и славянская баба-яга, «Краткие сообщения Института славяноведения АН СССР», 1963, в. 38.

7.     Малаховская А. Н., Наследие Бабы-Яги: Религиозные представления, отраженные в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX—XX вв. — СПб.: Алетейя, 2007. — 344 с.



 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Введение……………………………………………………………………3 2

ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Введение……………………………………………………………………3 2

Введение Проект посвящен образу

Введение Проект посвящен образу

Краткая аннотация проекта Проект:

Краткая аннотация проекта Проект:

Учебные вопросы 1. Облик Бабы

Учебные вопросы 1. Облик Бабы

Описание методов исследования

Описание методов исследования

Из истории. Облик Бабы-Яги

Из истории. Облик Бабы-Яги

Похищает детей и стремится изжарить их в печи

Похищает детей и стремится изжарить их в печи

Заключение В ходе проекта участники 5 – 9 классов

Заключение В ходе проекта участники 5 – 9 классов

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2020