Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области
«Школа- интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам №2 г. Энгельса»
ПРОЕКТ
«Образ Бабы Яги в русских народных сказках»
Участники проекта – обучающиеся 5 - 9 класса школы- интерната №2 Руководитель проекта – Сухова Надежда Геннадьевна
2020г.
Энгельс
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Введение……………………………………………………………………3
2.Описание проектной деятельности……………………………………….4
3. Описание методов исследования и их результаты……………………...6
5. Заключение………………………………………………………………..8
6.Список использованной литературы, электронные адреса…………….10
Введение
Проект посвящен образу Бабы Яги в русских народных сказках. Сказки
сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и
прекрасные, они дороги каждому человеку.
Целью проекта является развитие творческого потенциала детей через изучение русских народных сказок, привить им любовь к чтению как к процессу, научить читать вдумчиво, анализировать, уметь высказывать свое отношение к прочитанному.
Во время работы над проектом, обучающиеся будут развивать навыки и умения решать практические задачи, развивать творческие способности, применять уже имеющиеся умения, знания в поисках решений проблемных ситуаций.
У школьников будет формироваться познавательный интерес к чтению. Результатом проекта будет представление обучающихся своих работ в творческом деле «Инсценирование песен и частушек» и коллективное создание видеофильма «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».
Краткая аннотация проекта
Проект: Образ бабы Яги в русских народных сказках
Предмет, Класс 6 – 8
Литературное чтение
Цель: изучить образ Бабы Яги в русских народных сказках.
Задачи проекта
Обучающие:
• Научить школьников различать жанровые особенности волшебных русских народных сказок.
• Расширить читательский и культурный кругозор учащихся.
• Сформировать у учащихся навыки проектной и исследовательской деятельности
Развивающие:
• Развивать у учащихся познавательный интерес.
• Развивать творческие способности учащихся.
• Совершенствовать словарный запас учащихся.
Воспитательные:
• Воспитывать доброе отношение друг к другу.
• Совершенствовать навыки совместной коллективной работы.
• Приобщать детей к чтению художественной литературы.
Объект исследования: русские народные сказки.
Предмет исследования: образ Бабы Яги.
Методы исследования: изучение энциклопедической литературы, чтение русских волшебных сказок в обработке А.Н. Афанасьева, В.П. Аникина, где одним из персонажей является Баба Яга, анализ образа Бабы Яги, выявление средств её создания (портрет, интерьер жилища, её речь, место обитания, действия и поступки,) анкетирование детей, анализ работ художников, иллюстрировавших русские народные сказки и продуктов детского изобразительного творчества, посвящённых Бабе Яге.
Основополагающий вопрос
Основные черты характера Бабы Яги и ее роль в русских народных сказках.
Проблемные вопросы
1.Этимологическое и лексическое значение слова "Баба Яга". 2. Происхождение этого образа. 3. Как она попала в сказку? 4. Существовала ли когда-нибудь Баба Яга или это вымышленный герой?
Учебные вопросы
1. Облик Бабы Яги. 2.Где живёт Баба Яга? 3. Какой характер у костяной ноги? 4. Род занятий. 5. В каких отношениях Баба Яга находится с людьми?
План проведения проекта
Организационный этап: Определение темы (проблемы)проекта. Формирование интереса у детей к данной теме. Формулировка целей, задач. Подбор методических и дидактических материалов к проекту. Формирование исследовательских групп.
Основной этап: Чтение сказок, фрагментов с описанием Бабы Яги, их пересказ. Рассматривание иллюстраций, фрагментов фильмов, в которых присутствует образ Бабы Яги. Сбор информации, литературы (образ Бабы Яги в художественных фильмах- сказках). Самостоятельная работа групп по выполнению заданий (подбор загадок, стихов, песен о Бабе Яге, сочинение сказок). Обработка информации. Совместное обсуждение в группах результатов проекта. Оформление результатов исследования в форме видеофильма.
Необходимые начальные знания, умения, навыки
• Знать сказки
•
Умение работать с книгой
Учебные мероприятия
1. этап. Организационно-подготовительный
• Формирование групп учащихся. • Составление плана работы. • Формулирование вопросов для исследований. • Информационный подбор ресурсов для проекта.
2. этап. Обучающий • Введение в проблематику проекта • Выявление предварительных знаний детей по теме проекта •. Определение групп по интересам. • Определение темы исследования каждой группы. • Определение этапов работы над проектом. • Знакомство с критериями оценки работ.
3. этап. Исследовательский • Работа по группам. Проведение исследований. • Самостоятельный поиск информации в Интернете, помощь в подборе ключевых слов по теме исследования, корректировка плана работы групп. • Сохранение результатов в формате Word. • Работа с печатными материалами. • Изучение методических материалов, предлагаемых к проекту. • Создание видеофильма.
4. этап. Итоговый. Защита проекта. Исследования, проведенные в рамках проекта: • Презентация результатов проекта:
1 группа - Инсценирование песен и частушек о Бабе Яге. 2 группа - «Баба Яга в рисунках» 3 группа - проба пера «Сочини свою сказку про Бабу Ягу»
4 группа – готовит доклады «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».
Цель исследования: выявить роль Бабы Яги в сюжетах русских народных сказок. Выяснить положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок является Баба Яга
Задачи исследования:
Познакомиться с русским фольклором: с произведениями, в которых встречается Баба Яга.
Проанализировать сказки, фильмы, мультфильмы и художественные фильмы с участием Бабы Яги, и выявить её добрые и злые поступки.
Организовать работу по подбору песен, частушек о Бабе Яге.
Создать коллекцию рисунков о Бабе Яге.
Сочинить сказки о Бабе Яге.
Проблема исследования:
Баба Яга – едва ли не самая популярная женщина из всех многочисленных волшебных героинь русских народных сказок. Ах, какая она страшная, ужасная, кровожадная. Внешность ее пугает. Вот-вот прилетит она в ступе, схватит непослушного мальчонку и унесет в свое логово-избушку на курьих ножках, а там, поди, и съест его. А может Баба Яга поможет Ивану-царевичу или другому богатырю вернуть похищенную красавицу? Где тут, правда, где вымысел? Почему бы в этом не разобраться?
Чтобы ответить на все вопросы
нужно было:
• прочитать много русских народных сказок
• научиться анализировать сказки
• находить полезную информацию в интернете и энциклопедиях, чтобы познакомиться с историческими сведениями возникновения образа Бабы-Яги
• учиться делать выводы
Нашли полезную информацию в интернете и энциклопедиях, чтобы познакомиться с историческими сведениями.
Из истории. Облик Бабы-Яги
Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых.
Страшная, злая, косматая, нос — в потолок врос, слепая, у нее костяная нога. У Бабы-Яги волосы косматые, косы расплетены. В культуре древних славян распущенные волосы — связь с потусторонним миром; еще косы расплетались у умершей женщины. Баба-яга, видимо, умершая. Костяная нога — умершая так давно, что тело истлело.
Ребятами выполнялись: рисунки о Бабе Яге, избушке на курьих ножках, исполнялись песни и частушки Бабы Яги и о Бабе Яге.
Где живет Баба-Яга
Баба-Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках. У избушки нет ни окон, ни дверей. Вход — со стороны леса, то есть из мира смерти. Забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе черепа.
Средства передвижения Бабы-Яги
Передвигается Баба-Яга подобно ведьме или нечистому духу. Так, в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом, заметая следы помелом.
Окружение Бабы Яги
Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи - все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость. Руководит обрядом, знает прошлое и будущее
Отношение с людьми. Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:
1. Яга-воительница
В некоторых сказках Баба-Яга выступает не как злая лесная старуха, а как степная Богатырка. Царство ее находится за тридевять земель в тридесятом царстве, за огненной рекой. Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю; она выступает против приехавших в ее царство богатырей, нападает во главе целого воинства. С Бабой-Ягой нередко действуют ее дочери или жены ее сыновей.
2. Яга-похитительница
Похищает детей и стремится изжарить их в печи. В избушке старая Баба-Яга прядёт кудель. А на лавочке братец Иванушка сидит, серебряными яблочками играет («Гуси-лебеди»)
3. Яга-дарительница
Открывает героям секреты, дает советы, указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре.
4. Яга-советчица
Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая. («Финист-ясный сокол»)
Вытащила она Василису из горницы и вытолкала за ворота, сняла с забора один череп с горящими глазами и, наткнув на палку, отдала ей и сказала:
-Вот тебе огонь для мачехиных дочек, возьми его; они ведь за этим тебя сюда и прислали. («Василиса Прекрасная»)
5. Яга- повелительница сил природы и животного мира
6. Яга- охранительница
Топит баню и выпаривает героя. («Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»)
7. Яга- покровительница, следящая с помощью своих волшебных помощников за похождениями героя
Кормит-поит пришедшего. («Марья Моревна»,Сказка о молодильных яблоках и живой воде»)
В русских сказках Баба-Яга злая и добрая. То она грозится поместить череп Ивана- царевича на шест около избушки, то советует Ивану- царевичу, как отыскать Елену Прекрасную.
Музей
В 2004 г. село Кукобой Первомайского района Ярославской области было объявлено «родиной» Бабы-Яги, там же был создан музей Бабы-Яги.
Заключение
В ходе проекта участники 5 – 9 классов Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Саратовской области «Школа- интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам №2 г. Энгельса» провели:
1 группа - Инсценирование песен и частушек о Бабе Яге
2 группа – нарисовали рисунки «Баба Яга в рисунках»
3 группа – провели пробу пера «Сочини свою сказку про Бабу Ягу»
4 группа –подготовили доклады «Образ Бабы Яги в русских народных сказках» и выступили с ними перед учениками 5 класса.
Прочитали сказки: «Гуси-лебеди», «Финист-ясный сокол», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что», «Иван- царевич и серый волк».
Проведен просмотр мультфильмов, художественных фильмов – сказок.
Создание видеофильма «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».
Подведение общих итогов проекта прошло на викторине «Путешествие в сказку», которую провела руководитель проекта Сухова Н.Г.
Награждение участников проекта дипломами.
Список использованных источников
1. В.В. Воронкова. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе, Москва: Издательство «Школа - Пресс», 1994г.
2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности: познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение детей (серия «Работаем по новым стандартам»), Москва: Издательство «Просвещение», 2011г.
3. Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. Москва: Издательство «Просвещение», 2011г.
4. Потебня А. А., О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. [гл.] 2 — Баба-яга, «Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских», М., 1865, кн. 3;
5. Веселовский Н. И., Современное состояние вопроса о «Каменных бабах» или «Балбалах». // Записки Императорского Одесского Общества Истории и Древностей, т. XXXII. Одесса: 1915. Отд. оттиск: 40 с. + 14 табл.
6. Топоров В. Н., Хеттская salŠU.GI и славянская баба-яга, «Краткие сообщения Института славяноведения АН СССР», 1963, в. 38.
7. Малаховская А. Н., Наследие Бабы-Яги: Религиозные представления, отраженные в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX—XX вв. — СПб.: Алетейя, 2007. — 344 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.