Технология использования математических развивающих игр в ДОУ
Оценка 4.7
Научные работы
docx
математика
Детсад
26.03.2018
Годы дошкольного детства — это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов – внимания, памяти, воображения, речи. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия. Развитием детей надо заниматься не только на занятиях, но и в свободной деятельности.
Технология использования математических разви-вающих игр в ДОУ.docx
Технология использования математических
развивающих игр в ДОУ
Годы дошкольного детства — это годы интенсивного психического
развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических
особенностей. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания
происходит интенсивное развитие всех познавательных психических
процессов – внимания, памяти, воображения, речи. В это время происходит
становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений,
переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности
восприятия.
Сегодня на смену жесткой учебнодисциплинарной модели воспитания
пришла личностноориентированная модель, основанная на бережном и
чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема
индивидуальнодифференцированного обучения и коррекционной работы с
детьми.
В связи с этим появилась необходимость серьезного анализа
деятельности ДОУ на предмет соответствия содержания и технологий
реализуемой в ДОУ образовательной программы современным требованиям.
И поэтому перед каждым участником воспитательнообразовательного
процесса в ДОУ стоит задача пересмотра содержания работы, поиска новых
путей развития ребенка.
Основной задачей стало не сообщение новых знаний, а обучение
способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через
поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение,
и через игры и тренинги. Важно не просто дать сумму знаний, а научить
ребенка мыслить творчески, сохранить его любознательность, привить любовь
к умственному усилию и преодолению трудностей. На смену традиционным
методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на
активизацию познавательного развития ребенка.
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность
обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма
его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка и его
познавательную активность.
В этом ряду все большее значение приобретает проблемное обучение,
которое, как еще подчеркивал С.Л. Рубинштейн, связано с проблемной
ситуацией – началом развития мысли человека. Оно является основой такой
организации образовательного процесса, при котором развивается творческая,
поисковая, исследовательская деятельность детей, что также
рассматривается в качестве одной из основных задач современности.
Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно в
отличие от традиционного доставляет ребенку радость самостоятельного
поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие
познавательной самостоятельности детей, их творческой активности. Оно направленно на то, чтобы сформировать у дошкольников необходимую
систему знаний, умений и навыков, а также достигнуть высокого уровня
развития способности к самообучению, самообразованию.
Необходимым условием, определяющим успешное математическое и
интеллектуальное развитие, является моделирование проблемноигровой
ситуации, позволяющей соединить элементы познавательного, учебного и
игрового общения, а также позволяющей ребенку занять субъективную
позицию и обеспечивающей рост его самостоятельности и творчества.
Главные компоненты проблемноигровой ситуации тесно связаны между
собой: активный осознанный поиск способа достижения результата
осуществляется на основе принятия цели деятельности и самостоятельного
размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к
результату.
Технология проблемного обучения в детском саду
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при
активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его
руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на
самостоятельные поиски путей решения (частичнопоисковый метод).
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка
воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не
указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев,
сформулировать и исследовать возможности и способы её решения.
(Исследовательский метод).
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать
проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств
анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов
действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы
можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?».
На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в
открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы,
т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе
решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках
знаний.
Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы,
реализация найденного решения. Практически это означает выполнение
некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с
выполнением вычислений, с построением системы доказательств,
обосновывающих решение. Стремясь поддержать у детей интерес к новой
теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные
ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус
к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и
явлениях.
Таким образом, проблемное обучение такая организация
образовательного процесса, которая предполагает создание под руководством
воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность
детей по их разрешению.
Как известно, особую умственную активность ребёнок проявляет в ходе
достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни.
Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки,
развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Именно в играх лучше
всего развивается восприятие, внимание, память, мышление и творческие
способности.
Включение в занятие развивающих игр делает процесс обучения
интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение,
облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала,
способствует увеличению времени работоспособности детей на занятиях.
Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте
способствует формированию и совершенствованию общих умственных
способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости
мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных
представлений.
В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом
дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель
вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи,
приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение
в решении задач таким способом развивает умственную активность,
самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче,
инициативу.
Кроме того, использование развивающих игр позволяет существенно
повысить интерес воспитанников к предмету, позволяет им лучше запомнить
материал, а также «раскрепощает» сознание и мышление ребенка. Развивать
наглядно образное и элементы словеснологического мышления
дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития, так как
это способствует повышению процесса усвоения ребенком знаний в этой
области, формированию у него умения решать не только доступные
практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом
опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно
образном и даже в словесном плане.
Основные принципы технологии
1. Игровое обучение детей – это форма взаимодействия взрослого и
детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом
образовательные задачи включены в содержание игры. 2. Построение такой детской игровой деятельности, в результате
которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения,
мышления, речи. То есть постоянное и постепенное усложнение игр («по
спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной
трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какогото
«предметного» результата.
Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у
детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают
вербальный, то есть «приобретенный» интеллект. Мама читает ребенку
книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате
он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют
«натасканными». Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо
учиться. И невербальный, то есть «врожденный» интеллект, у них может
быть развит плохо. Что такое врожденный интеллект? Это внимание,
способность к анализу, синтезу, сформированность причинноследственных
связей, мелкая моторика, память. Развивающие математические игры в
первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных
положений технологии использования математических развивающих игр
является развитие именно невербального интеллекта у детей.
Тем не менее, не следует стремиться к раннему форсированию детей.
Весь материал должен быть сензитивным, то есть наиболее благоприятным
для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических
особенностей.
3. Творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для
проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей
ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную
потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы
игровой активности.
Поскольку развивающие математические игры могут использоваться не
только в образовательной деятельности и при этом очень важна роль
взрослого, причем она меняется на разных этапах освоения детьми новых игр,
хочется дать методические советы, которые помогут любому педагогу
эффективно внедрить педагогическую технологию развивающих игр в свою
работу:
Ребенку не навязывается никакой определенной программы обучения.
Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу
деятельности. Ребенку предоставляется максимальная степень свободы.
Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью
сказки, подражая взрослому, участвуя в коллективной игре.
Организует предметную среду, оснащенную развивающими играми,
взрослый привлекает внимание ребенка к играм посредством собственной
игровой деятельности. Взрослым создается ситуация непринужденного
общения по поводу заданий, предлагаемых в игре. Освоение новой игры, как правило, требует активного участия
взрослого. В дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно.
Взрослый выступает в роли «консультанта».
Перед ребенком ставят задачи, которые постепенно усложняются.
Любое достижение ребенка должно положительно оцениваться
взрослым.
Подсказка – распространенная форма «помощи», но она только вредит
делу. Ребенку нельзя подсказывать (подсказка исключается полностью). Он
должен иметь возможность думать самостоятельно.
Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него,
когда он сам может додуматься.
Если ребенок не может справиться с заданием, значит, взрослый
переоценил его способности. Нужно вернуться к легким, уже сделанным
заданиям или временно оставить эту игру и начать игру через несколько дней
с более легких заданий.
Если ребенок достиг «потолка» своих возможностей или утратил
интерес к игре, нужно на время ее отложить.
Т.о., использование развивающих игр может осуществляться на всех
этапах усвоения знаний: формирование, закрепление, повторение, обобщение,
систематизация, оценка и контроль. Игрызанятия наилучшая форма
совместной деятельности по освоению математического содержания. В этом и
состоит их универсальность.
Технология использования математических развивающих игр в ДОУ
Технология использования математических развивающих игр в ДОУ
Технология использования математических развивающих игр в ДОУ
Технология использования математических развивающих игр в ДОУ
Технология использования математических развивающих игр в ДОУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.