Технология использования математических развивающих игр в ДОУ
Оценка 4.7

Технология использования математических развивающих игр в ДОУ

Оценка 4.7
Научные работы
docx
математика
Детсад
26.03.2018
Технология использования математических развивающих игр в ДОУ
Годы дошкольного детства — это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов – внимания, памяти, воображения, речи. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия. Развитием детей надо заниматься не только на занятиях, но и в свободной деятельности.
Технология использования математических разви-вающих игр в ДОУ.docx
Технология использования математических развивающих игр в ДОУ Годы дошкольного детства — это годы интенсивного психического  развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических  особенностей.  В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания  происходит интенсивное развитие всех познавательных психических  процессов – внимания,  памяти, воображения, речи.  В это время происходит  становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений,  переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия.  Сегодня на смену жесткой учебно­дисциплинарной модели воспитания  пришла личностно­ориентированная модель, основанная на бережном и  чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема  индивидуально­дифференцированного обучения и коррекционной работы с  детьми. В связи с этим  появилась необходимость серьезного анализа  деятельности ДОУ на предмет соответствия содержания и технологий  реализуемой в ДОУ образовательной программы современным требованиям.  И поэтому перед каждым участником воспитательно­образовательного  процесса в ДОУ стоит задача пересмотра содержания работы, поиска новых  путей развития ребенка.  Основной задачей стало не сообщение новых знаний, а обучение  способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через  поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение,  и через игры и тренинги. Важно не просто дать сумму знаний, а научить  ребенка мыслить творчески, сохранить его любознательность, привить любовь  к умственному усилию и преодолению трудностей. На смену традиционным  методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на  активизацию познавательного развития ребенка.  Практика дошкольного образования показывает, что на успешность  обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма  его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка и его  познавательную активность.   В этом ряду все большее значение приобретает проблемное обучение,  которое, как еще подчеркивал С.Л. Рубинштейн, связано с проблемной  ситуацией – началом развития мысли человека. Оно является основой такой  организации образовательного процесса, при котором развивается творческая, поисковая, исследовательская деятельность детей, что также  рассматривается в качестве одной из основных задач современности. Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно в  отличие от традиционного доставляет ребенку радость самостоятельного  поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие  познавательной самостоятельности детей, их творческой активности. Оно направленно на то, чтобы сформировать у дошкольников необходимую  систему знаний, умений и навыков, а также достигнуть высокого уровня  развития способности к самообучению, самообразованию. Необходимым условием, определяющим успешное математическое и  интеллектуальное развитие, является моделирование проблемно­игровой  ситуации, позволяющей соединить элементы познавательного, учебного и  игрового общения, а также позволяющей ребенку занять субъективную  позицию и обеспечивающей рост его самостоятельности и творчества.  Главные компоненты проблемно­игровой ситуации тесно связаны между собой: активный осознанный поиск способа достижения результата  осуществляется на основе принятия цели деятельности и самостоятельного  размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к  результату.  Технология проблемного обучения в детском саду Существуют четыре уровня  проблемности  в обучении: 1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при  активном слушании и обсуждении детьми. 2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его  руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на  самостоятельные поиски путей решения (частично­поисковый метод). 3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему. 4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не  указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев,  сформулировать и исследовать возможности и способы её решения.  (Исследовательский метод). В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать  проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ. Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств  анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов  действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы  можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?».   На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в  открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы,  т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе  решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках  знаний. Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы,  реализация найденного решения. Практически это означает выполнение  некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с  выполнением вычислений, с построением системы доказательств,  обосновывающих решение.   Стремясь поддержать у детей интерес к новой  теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные  ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и  явлениях. Таким образом, проблемное обучение ­ такая организация  образовательного процесса, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. Как известно, особую умственную активность ребёнок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки,  развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Именно в играх лучше всего развивается восприятие, внимание, память, мышление и творческие  способности. Включение в занятие развивающих  игр делает процесс обучения  интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение,  облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала,  способствует увеличению времени работоспособности детей на занятиях.  Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте  способствует формированию и совершенствованию общих умственных  способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости  мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных  представлений.  В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом  дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель  вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи,  приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность,  самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче,  инициативу. Кроме того, использование развивающих игр позволяет существенно  повысить интерес воспитанников к предмету, позволяет им лучше запомнить  материал, а также «раскрепощает» сознание и мышление ребенка. Развивать  наглядно ­ образное и элементы словесно­логического мышления  дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития, так как это способствует повышению процесса усвоения ребенком знаний в этой  области, формированию у него умения решать не только доступные  практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом  опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно­ образном и даже в словесном плане.  Основные принципы технологии 1.  Игровое обучение детей – это форма взаимодействия взрослого и  детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом  образовательные задачи включены в содержание игры. 2. Построение такой детской игровой деятельности, в результате  которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения,  мышления, речи. То есть постоянное и постепенное усложнение игр («по  спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной  трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого­то  «предметного» результата. Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у  детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают  вербальный, то есть «приобретенный» интеллект. Мама читает ребенку  книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате  он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют  «натасканными». Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть «врожденный» интеллект, у них может  быть развит плохо. Что такое врожденный интеллект? Это внимание,  способность к анализу, синтезу, сформированность причинно­следственных  связей, мелкая моторика, память. Развивающие математические игры в  первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных  положений технологии использования математических развивающих игр  является развитие именно невербального интеллекта у детей. Тем не менее, не следует стремиться к раннему форсированию детей.  Весь материал  должен быть  сензитивным, то есть наиболее благоприятным  для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических  особенностей. 3. Творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для  проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей  ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную  потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы  игровой активности. Поскольку развивающие математические игры могут использоваться не  только в образовательной деятельности и при этом очень важна роль  взрослого, причем она меняется на разных этапах освоения детьми новых игр,  хочется дать методические советы, которые помогут любому педагогу  эффективно внедрить педагогическую технологию развивающих игр в свою  работу: ­ Ребенку не навязывается никакой определенной программы обучения.  Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу  деятельности. Ребенку предоставляется максимальная степень свободы. ­ Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью  сказки, подражая взрослому, участвуя в коллективной игре.  ­ Организует предметную среду, оснащенную развивающими играми,  взрослый привлекает внимание ребенка к играм посредством собственной  игровой деятельности. Взрослым создается ситуация непринужденного  общения по поводу заданий, предлагаемых в игре. ­ Освоение новой игры, как правило, требует активного участия  взрослого. В дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно.  Взрослый выступает в роли «консультанта». ­ Перед ребенком ставят задачи, которые постепенно усложняются. ­ Любое достижение ребенка должно положительно оцениваться  взрослым. ­ Подсказка – распространенная форма «помощи», но она только вредит делу. Ребенку нельзя подсказывать (подсказка исключается полностью). Он  должен иметь возможность думать самостоятельно. ­ Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. ­ Если ребенок не может справиться с заданием, значит, взрослый  переоценил его способности. Нужно вернуться к легким, уже сделанным  заданиям или временно оставить эту игру и начать игру через несколько дней  с более легких заданий. ­ Если ребенок достиг «потолка» своих возможностей или утратил  интерес к игре, нужно на время ее отложить. Т.о., использование развивающих игр может осуществляться на всех  этапах усвоения знаний: формирование, закрепление, повторение, обобщение,  систематизация, оценка и контроль. Игры­занятия ­ наилучшая форма  совместной деятельности по освоению математического содержания. В этом и состоит их универсальность.

Технология использования математических развивающих игр в ДОУ

Технология использования математических развивающих игр в ДОУ

Технология использования математических развивающих игр в ДОУ

Технология использования математических развивающих игр в ДОУ

Технология использования математических развивающих игр в ДОУ

Технология использования математических развивающих игр в ДОУ

Технология использования математических развивающих игр в ДОУ

Технология использования математических развивающих игр в ДОУ

Технология использования математических развивающих игр в ДОУ

Технология использования математических развивающих игр в ДОУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2018